Творческое развитие учащихся первых - третьих классов детских музыкальных школ


Автор: Лысенко Галина Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Творческое развитие учащихся первых - третьих классов детских музыкальных школ"

Краткое описание работы: Основные принципы работы с учениками начальных классов музыкальной школы

Обучение игре на ф-но – это большая творческая работа. У талантливого преподавателя  никогда не угасает интерес к педагогической практике, желание обогащать свои знания, совершенствовать педагогическое мастерство.                                                                                                                                                                                        

    Формирование исполнительских навыков уч-ся – сложный процесс, не ограничивающийся преподаванием технических формул и ознакомлением с фортепианной литературой, а включающий  в себя формирование общего  и музыкального кругозора ребёнка, эстетического вкуса, стремления к красоте и правдивости  в исполнении музыкального произведения, чувство стиля, вдумчивого отношения к содержанию исполняемого, грамотного прочтения нотного текста.

     Формы работы на уроке и методы обучения зависят от индивидуальных особенностей учащихся, степени их одарённости, темперамента, чувства ритма, музыкальности (эмоциональная и слуховая стороны),физических возможностей, характера, приспособляемости к инструменту.                                                     

     Первые подготовительные занятия с уч-ся желательно провести в форме пения и подбора по слуху лёгких мелодий на ф-но, что развивает эмоциональное восприятие и слух ребёнка. Особый интерес проявляют маленькие ученики к ансамблевой игре, где главная роль принадлежит преподавателю, а учащийся извлекает один или несколько звуков различным ритмическим рисунком (например, сборник «Музыкальные игры» Агафонникова). Лучше понять содержание музыки  ребёнку помогает использование небольших  песен с текстами и программных  пьес (например «Детский альбом» П. И. Чайковского). Игра преподавателя во время показа произведений должна быть выразительной и пианистически законченной, пояснение содержания музыки -  образным и доступным. Это помогает преподавателю более правильно охарактеризовать такие данные уч-ся, как  реакция на музыку (активная, живая, возбуждённая, пассивная и т.д.) интересы ребёнка, способность схватывать характер музыки, вкусы уч-ся, чувство ритма.

       Следующий этап – начало работы над развитием эмоционального восприятия уч-ся. Его цель – научить ученика воспринимать содержание музыки в развитии через слуховое впечатление и как можно точнее различать слухом построение и элементы выразительности музыкального произведения. Понятно, что параллельно ведётся работа над развитием слуха и ритма. Подготовка преподавателя должна идти  в следующем направлении: 1) выбор соответственного по содержанию и характеру музыкального материала и его музыкально-теоретический анализ; 2)выбор 

приёмов проработки музыкального материала; 3)работа с учащимся за инструментом с целью наиболее совершенного исполнения пьесы.               

     Очень внимательно и продуманно следует подходить к выбору произведений для каждого учащегося, непременно учитывая его возраст, общее развитие, музыкальные способности. Анализ произведения следует вести от целого к деталям:  форма, содержание, характер, темп, деление на периоды, предложения, фразы, мотивы, движение мелодии и т.д. Все объяснения желательно как можно чаще связывать со звучанием музыки и иллюстрировать на инструменте. Лучший метод – максимальный показ при  экономии словесных объяснений.                      

       Из музыкального материала , который выбираем для занятий, следует выделять пьесы танцевального характера. На этих пьесах, вместе с понятием содержания и формы, легче развивать чувство ритма и метра. Ритмический рисунок и акцентация прежде всего должны быть освоены слухом: преподаватель играет – ученик хлопает в ладоши. Такой вид занятий помогает закрепить в памяти  учащегося ритмический рисунок и акцент, затем с помощью тактирования знакомим уч-ся с метром. Прослушав ряд танцевальных пьес, ученик должен определять на слух ритм и акцентацию аккомпанемента. На примере пьес танцевального характера мы добились дифференсации мелодии и сопровождения.

          Теперь познакомим ученика с полифоническим звучанием. Возьмём, к примеру, полифоническую пьесу с подголоском, а далее подголосочную полифонию. После музыкальной иллюстрации объясним, что такую пьесу могут исполнить два голоса, так как это по сути две мелодии. На примере канона покажем, что одну и ту же мелодию могут петь одновременно два голоса с временным интервалом.

           Если ученик, прослушав песню или пьесу, сможет разобраться в её форме, поделить на периоды, предложения, фразы, определить смену настроений, отметить способ письма (полифония, гомофония), некоторые способы выразительности, значит проведённая работа дала хороший результат. Конечно такую работу нельзя проводить без теоретической подготовки учащегося, так как понимание строения произведения, его музыкальное развитие приходит только после теоретического анализа. Однако анализ будет неполноценным, если не опираться на слуховые впечатления. Поэтому на первое место, особенно в младших классах, следует ставить развитие эмоционального восприятия и активности музыкального слуха.

         Деятельность эмоциональной сферы активизирует слух и способствует его развитию, но для полного и осмысленного восприятия музыки нужна точная дифференсация материала и его детальное запоминание.  Музыкальная память основывается на слуховых представлениях. Слуховые представления руководят двигательной сферой пианиста, дают возможность  контролировать исполнение музыки. Но фактура фортепианных произведений ставит перед учеником 

определённые технические задачи и занятый двигательной стороной игры, он недостаточно внимательно контролирует звучание инструмента. Поэтому работу над развитием слуха в непосредственной связи с игрой на инструменте нужно проводить на уроках по специальности. В первую очередь сюда входит работа над развитием чувства тембра фортепиано и умение охватить слухом все компоненты исполнительства. Тембр и динамика – с этого нужно начинать работу над воспитанием слуха ученика.

         Непосредственно с восприятием музыки связан внутренний слух. Самая простая его функция – повторение музыкального материала сразу после прослушивания произведения.

         Большое значение имеет развитие памяти учащегося. Желательно на начальном этапе работы использовать песенный материал – это развивает мелодический слух, помогает запоминать звуковысотный рисунок музыкального произведения. Однако инструменталисту необходимо развивать тембровый слух, а пианисту – чувство тембра фортепиано. Поэтому следует объединять эти два задания и знакомить учащегося с мелодиями, песнями, исполняя их на фортепиано в разных регистрах.

         Начинать нужно с коротких мотивов, мелодию проигрывать несколько раз, ритмический рисунок прохлопывать в ладоши. Постепенно усложняем задание, обогащаем слух ребёнка новыми, каждый раз более сложными мелодиями, закрепляем восприятие лада, проводим простейший анализ пьесы, знакомим учащегося с мелодиями, построенными на звукоряде с альтерированными звуками, знакомим со звучанием гамм в мажоре и миноре (гармоническом и мелодическом) и т. д.

         Для ребёнка занятия бывают интересными тогда, когда он имеет возможность исполнять музыку на инструменте. Поэтому нужно как можно быстрее научить ребёнка подбирать мелодии на фортепиано, подготавливая это специальными упражнениями, которые помогают воспитать связь слуха с клавиатурой. Такую работу лучше проводить на двух инструментах, а если их нет, можно пользоваться таблицей клавиатуры. А. Щапов рекомендует использовать пять клавиш (до – соль).

           Когда ученик уже ориентируется в регистрах и, слушая музыку может словами объяснить движение мелодии, а рукой показать движение мелодии на клавиатуре, можно приступать к подбору несложных мелодий. Соответственно характеру мелодий пробуем организовать движения учащегося. При этом следует подбирать как правой, так и левой рукой, чтобы развитие рук проходило равномерно.

          Следующий этап – подбор мелодии с аккомпанементом в рамках технических возможностей ученика.

          Важным моментом является выбор аппликатуры. Необходимо закрепить общие аппликатурные правила (ноты подряд – пальцы подряд и т.д.)

Слух играет большую роль в восприятии ритмической структуры пьесы, он является основой для понимания ритма. Играя долгую ноту (целую), ученик должен чувствовать пульсацию четырёх коротких нот, а не заниматься просто арифметическим счётом. Изучая ритм пьесы  необходимо объяснить сколько нот выпадает на каждую долю такта и только потом разрешить учащемуся считать, что бы он понимал суть этого процесса – распределение сильных и слабых долей такта.  Счёт вслух выделяет на первый план пульсацию, поэтому его следует употреблять в произведениях, где размеренность пульсации играет особенно важную роль в определении характера произведения – танец, марш, этюд и т. д. Тогда он способствует чёткому исполнению и дисциплинирует движения ученика.

            Работа над закреплением связи между слухом и отдельными компонентами исполнительского процесса осуществляется таким образом: вижу – слышу – осуществляю на инструменте и контролирую слухом.

            Детям сложно охватить весь комплекс задач встающих во время изучения произведения, поэтому из всего процесса следует выделять отдельные элементы и по очереди их подготавливать:

     1)преподаватель проигрывает пьесу и вместе с учащимся выясняет её характер, строение;

    2)преподаватель проигрывает лад, на котором написана пьеса, а учащийся называет звуки;

    3)учащийся читает мелодию пьесы, называет ноты, более подвинутый сольфеджирует;

    4)учащийся прохлопывает ритмический рисунок;   

    5)учащийся пробует пропеть мелодию по памяти;

    6)учащийся читает с нот аккомпанемент, называя звуки интервалов или аккордов снизу вверх;

    7)учащийся вместе с преподавателем выбирает наиболее удобную аппликатуру.

          Такую схему желательно использовать до тех пор, пока учащийся не приобретёт навыка самостоятельного разбора произведения. Несколько раз нужно провести разбор произведения во время урока. Когда учащийся начнёт самостоятельно разбирать текст дома, необходимо длительное время проверять не только результаты работы, а и методику домашних заданий.

          Все усилия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы воспитать у учащегося навыки вдумчивого и грамотного разбора текста. Для закрепления этих навыков на протяжении нескольких лет необходимо возвращаться к отдельным указанным способам проработки. С третьего класса учащийся должен самостоятельно справляться с грамотным разбором текста в рамках репертуарного плана.