Автор: Битюкова Ирина Анатольевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Дети
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: (комплексное занятие) музыкально-речевое
Тема: «Цветик-семицветик» (комплексное занятие) музыкально-речево
Виды деятельности: Музыкальная, коммуникативная, игровая, речевая
Интеграция О.О.развития: Художественно-эстетическое, Социально-коммуникативное, Речевое
Формы организации: Слушание, исполнение, музыкально-дидактическая игра, ситуативный разговор
Цель: Развитие музыкально - творческих способностей и речи детей на основе использования театрализованной деятельности и фольклора.
Задачи:
Закреплять умение детей осмысленно использовать знания и умения в практической деятельности, сопровождая её речью, соответствующей её содержанию для закрепления результатов восприятия.
Развивать творческие способности детей, помочь детям через эмоциональное восприятие образов в музыке, поэзии, фольклоре осознать связь искусства с окружающим миром.
Способствовать развитию музыкального слуха, певческого голоса, подготовки голоса к дикции, ритмико-интонационной стороне речи.
Развивать речевую моторику: речевое дыхание, подвижность артикуляционного аппарата, координацию слуха и голоса; способствовать развитию речи через организацию совместной деятельности детей
Развивать чувство ритма и умения согласовывать движения со словами и музыко
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе совместной деятельности
Ход занятия
Под песню «Улыбка» дети входят в зал.
I. Вводная часть
Педагог:
Добрый день мои друзья!
Вас снова видеть рада я!
Вы в музыкальном зале,
Надеюсь, встречу эту ждали.
Гостям вы «Здравствуйте!» скажите,
Друг друга за руки возьмите.
В круг вас встать я прошу
Игру-приветствие начну.
Игра-приветствие «Хоровод настроения»
- У меня сегодня очень хорошее настроение. Я могу поделиться своим настроением, передать его по кругу пожатием руки и улыбкой. Я буду рада, если улыбка вернется ко мне.
Дети поворачивают голову по кругу, смотрят в глаза партнёру, пожимают руку и улыбаются
- Ко мне вернулась улыбка, и моё настроение стало лучше!
Для того, чтобы наше настроение ещё больше улучшилось, я предлагаю вам поиграть.
Игровой массаж «Мы будем помогать»
Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже кисти взяли, и будем помогать!
(ритмично водить расслабленными пальцами по спине вверх-вниз).
Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берём, ребята, и будем помогать!
(«метём» сверху-вниз).
Портной всё шьёт иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмём иголки, и будем помогать!
(нажимаем указательным пальцем – «колем»)
Вот повар суп мешает, не любит отдыхать.
Мы тоже взяли ложки, и будем суп мешать!
(круговые движения по спине).
Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берём, ребята, и будем помогать!
(растирание ребром ладони – «пилим»).
Косарь косою косит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли косы, и будем помогать!
(скользящие движения ребром ладони – «косим»).
А пианист играет, не любит отдыхать.
И мы на пианино решили поиграть!
(пальцами постукиваем по спине).
Педагог: Ну, как, настроение улучшилось? Я знаю, что вы все очень хорошие помощники, и все любите работать. А нам сегодня предстоит очень большая работа.
II. Основная часть.
Мотивация.
Раздаётся стрекот сороки и стук в окно.
Педагог: Ребята, что это? На что это похоже? (дети отвечают). Точно, это сорока затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? (Раздаётся стук в окно) Ой, посмотрите, что это там?!
Дети обнаруживают конверт за окном. Достают его. Воспитатель читает письмо.
«Здравствуйте дети, пишет вам фея, из сказочной страны, злая Баба Яга заколдовала мой волшебный цветок «Цветик – семицветик», она забрала у него все цвета на его прекрасных лепесточках, чтобы расколдовать цветок нужно выполнить семь её заданий. Дети, помогите мне, пожалуйста»
Педагог: Ребята, поможем фее? (Да). А как мы можем помочь фее? ( Выполнить задания Бабы Яги). А скажите мне, где живут феи? (В сказочной стране). Правильно. И что бы помочь фее, нам нужно отправиться в сказочную страну.
Давайте встанем в круг, и произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в сказочной стране.
Ребята, посмотрите, а вот и цветик - семицветик, только он совсем не разноцветный, а совершенно бесцветный. Смотрите, вот и задания на его лепестках. Если мы выполним эти задания, то цветок снова станет разноцветным. Давайте прочитаем, что написано на первом лепестке?
1-й лепесток. «Угадай музыкальное и литературные произведения»
Педагог читает и показывает иллюстрации.
1.«Скачет сито по полям
А корыто по лугам,
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла» (Федорино горе
2. Одеяло убежало, улетела простыня
И подушка, как лягушка, ускакала от меня.
Я за свечку, свечка - в печку!
Я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать…
Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (Мойдодыр)
3. Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар. (Муха-Цокотуха
А теперь скажите, кто же написал все эти сказки?
Дети: К. И. Чуковский
Педагог: Молодцы ребятки, вы отгадали все литературные произведения, но нужно отгадать ещё и музыкальное произведение
Звучит отрывок из пьесы «Смелый наездник» Р.Шумана.
Дети отгадывают.
Воспитатель переворачивает лепесток другой стороной
Педагог: Ребятки, посмотрите, лепесток стал цветным, какого он цвета? (Ответы) Давайте повесим его к нашему цветку
2 лепесток. «Русская народная игра «Чурилки»»
Педагог: Ребята, здесь написано, что нам нужно показать русскую народную игру «Чурилки». А кто это чурилки? (жмурки). Но для начала нам нужно считалкой выбрать двух ведущих.
Дети считалкой выбирают двоих, одному завязывают глаза, другому дают бубен.
СЧИТАЛКА
Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!
Проводится р.н.игра «Чурилки»
Педагог: Молодцы ребята! Повеселились от души! Посмотрите, лепесток наш стал цветным (каким?).
Ну, что ж, давайте посмотрим, что Баба Яга написала на 3 лепестке
3-й лепесток. «Хочу послушать чистоговорки и скороговорки».
Педагог: Ребята, мы с вами знаем много чистоговорок и скороговорок, и сейчас мы не просто проговорим их, а пропоём по полутонам
Дети пропевают чистоговорки по полутонам.
Ом-ом-ом-ом – мы построим новый дом.
Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
Бы-бы-бы-бы – а в лесу растут грибы.
Та-та-та-та - хвост пушистый у кота.
Ду-ду-ду-ду - дети бегают в саду.
Но-но-но-но - в нашей комнате темно.
Ко-ко-ко-ко - кошка любит молоко.
Га-га-га-га - у козы растут рога.
Ха-ха-ха-ха - не поймать нам петуха.
Ой-ой-ой-ой - зайке холодно зимой.
Аф-аф-аф-аф - мы поставим в угол шкаф.
Су-су-су-су – тихо осенью в лесу.
Зу-зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.
Цы-цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
Педагог: Как вы думаете, справились мы с этим заданием? (ответ детей). Давайте посмотрим. Действительно, лепесток наш, стал каким? (Ответ детей).
4-й лепесток. «Спеть песню про козла бабушки Варварушки»
Педагог: Мы её не только споём, но ещё и обыграем. Но для того, чтобы спеть песню правильно и красиво, мы должны выполнить упражнения
Дыхательное и артикуляционные упражнения.
Дыхательное упражнение.
Подуем на плечо, (голова прямо-вдох, голова направо-выдох).
Подуем на другое, (голова прямо-вдох, голова налево-выдох).
Нам солнце горячо
Пекло дневной порою (голова прямо-вдох, голова вверх-выдох).
Подуем и на грудь мы (голова прямо-вдох, голова вниз-выдох).
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (голова прямо-вдох, голова вверх-выдох).
И остановимся пока.
Артикуляционные упражнения.
«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.
«Зубная щётка» - почистить зубы язычком ( рот закрыт, круговые
движения язычка в одну, затем в другую сторону).
«Сытый хомячок» - надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
«Голодный хомячок» - втянуть щеки.
«Удивлённый бегемот»- отбросить резко вниз нижнюю челюсть. Рот при этом открывается широко и свободно.
Инсценировка р.н.песни «Как у бабушки козёл»
5-й лепесток: "Рссказать историю про двух серых упрямцев и историю про ленивого жука».
Проводятся речевая игра «Козлики»
Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь),
Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед.)
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед).
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться,
И козлики наши стали бодаться (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз).
Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест – накрест).
И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
Звуко - речева игра «Ленивый жук».
Я немного пожужжу – жжж – трепещут разведенными в стороны пальцами рук – «полет жука»
На ромашке полежу – жжж – покачиваются из стороны в сторону, как на качелях
Муха в воздухе летает – вззз – глазами прочерчивают в воздухе траекторию полета мухи
Я на муху погляжу – жжж – головой повторяют траекторию полета мухи
Поглядел и есть пора – жж-ням – поглаживают «животик», предвкушая вкусную еду
На обед у нас кора – ням-ням –ням -поют трезвучие в ре мажоре
Пожую, спою жужжалку – жу –жу… - поют гамму в ре мажоре
И улягусь до утра-а-а… – зевают
Потому, что спать пора – тс-с-с – ложатся на ковер, «засыпают»
6-й лепесток. – «На пузырьки смотри – ритмы точно повтори».
Музыкально-дидактическая игра с использованием
детских музыкальных шумовых инструментов
«Лягушкины ритмы»
Педагог: Ну, что ж, прочитаем последнее задание.
7-й лепесток. «Я за вами наблюдаю.
В лесу сильно я скучаю.
И поэтому прошу
Развеселите Бабушку Ягу».
Как же нам её развеселить? Придумала! А давайте мы ей небылицы споём.
Дети поют небылицы.
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело,
Может, заяц космонавт.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
Педагог: Как вы думаете, смогли мы развеселить Бабу Ягу? Давайте проверим.
Смотрите, наш последний лепесток окрасился.
III. Заключительная часть
Рефлексия.
Педагог: Вот и расцвёл «Цветик - Семицветик» А что это значит? (это значит, что мы справились со всеми заданиями и помогли доброй феи).
Ребята, а какое задание вам понравилось больше всего?
(Ответы детей).
Вы такие, молодцы и умницы у меня! Но нам надо возвращаться в детский сад, давайте произнесем волшебное заклинание:
Лети, лети, лепесток через Запад на Восток,
Через Север, через Юг
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели,
Вели, чтобы мы оказались в детском саду.
Занятие закончилось, дети уходят в группу.