Урок памяти


Автор: Калягина Ольга Викторовна

Руководитель:

Должность руководителя:

Место работы руководителя:

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

"Урок памяти"

Краткое описание работы: В данной разработке содержится материал для мероприятия ко Дню Победы.

Урок  Победы «Память сильнее времени» (75-летию Великой Победы)

«Тот майский день поныне длится»

Праздник 9 Мая - это праздник Великой Победы, которая останется навсегда в памяти любого русского человека! Великая Отечественная война явилась сложнейшим испытанием для народа нашей страны. Она оставила неизгладимый отпечаток в памяти испытавших её людей. Ни одну семью в нашей стране страшная война не обошла стороной, в каждой семье чтят память о тех, то не пожалел своей жизни ради мира, кто отважно сражался на фронте, кто поддерживал жизнь в тылу.

В наших силах сделать так, чтобы подвиги наших прадедов помнили и чтили будущие поколения. Много десятилетий прошло со дня победоносного завершения Великой Отечественной войны. Неузнаваемо изменилась наша Родина, другим стал человек, его материальный и культурный уровень, духовный облик. С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне.

Передать эстафету памяти, показать  подрастающему поколению  величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу - одна из задач патриотического воспитания. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Исторически сложилось так, что фундаментом при формировании гражданского самосознания и причастности к родным истокам является школа. Но работа по патриотическому воспитанию должна  проводиться комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на развитие личности высокой социальной активности и гражданской ответственности. Это должна быть отработанная система, а не случайные мероприятия.

Тип урока: формирование новых знаний

 

II. Цели и задачи.

Цели: Создать  условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.

-формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству;
- воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества;                                                                                                                                                                                -содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.

Задачи:

Формировать представление об истории ВОВ,  о наградах, о жизни народа  в военное время, работе тыла, используя различные виды деятельности;

Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;

Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности;

Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941– 1945 гг.

.Задачами на уроках музыки через различные музыкальные жанры являются:

Образовательные:

- актуализировать знания о музыкальных произведениях, посвященных теме защитников Родины;

- проанализировать, как музыка, изобразительное искусство и литература разными путями идут к созданию образа защитника Отечества;

- исследовать, что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

Воспитательные:  - формировать умение учащихся давать эмоционально-образную оценку произведениям искусства и явлениям жизни;

- воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть её защитником.

Развивающие:

- развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

- совершенствовать вокально-хоровые навыки;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии

Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств

Ожидаемый результат:

- В образе учеников сформировать гордость за деяния наших предков, уважения к военной истории России, проявление чувства благородства, заботы о людях пожилого возраста, готовности к защите Родины

Фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за мать, близких, свою семью; за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей; за  город и страну.

Тип урока: формирование новых знаний

Дидактическая цель урока: познакомить учащихся с образом защитника Отечества через различные виды искусств.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет «Начало Великой Отечественной войны», слова Ю. Левитана о нападении фашистской Германии, фонограмма взрывов, видео «Молитва», презентация  урока, музыкальное сопровождение песни военных лет, муз.записи:  «В городском саду играет духовой оркестр», «9 мая- Праздничныйй марш», «Торжественный марш 1945 г.», «Священная война» - ст. В.И. Лебедева-Кумача, муз, Б.А. Александрова, тема «Нашествия» из симфонии №7 Д. Шостаковича, "Катюша» М.Блантер , «В землянке», “День Победы” – музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, Г.Свиридов «Время вперед»

Место проведения: актовый зал лицея

 

Ход мероприятия:

Учитель.

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.

- Здравствуйте!

Мы собрались, чтобы пройти по долгим дорогам войны,    почтить память погибших, отдать дань уважения живущим, всем, кто совершил  Великий подвиг Великой страны во имя Великой Победы .   А это значит, чтобы гордиться великим подвигом советского народа, от гнетущей боли, не затихающей с годами, от скорби в глазах тех, кого хоть как-то коснулась своим черным крылом Великая Отечественная война

От Москвы к Берлину путь был очень длинным

Был крутым, от неба до земли

Несмотря на мины и на бомб лавины

До Берлина воины дошли.

Много песен спето про победу эту

И ещё немало пропоют

Этот урок Победы, посвящен празднованию 75-ой годовщине Дня Победы.

1 ведущий: Приближается юбилейная дата. 9 Мая 2020 года наша страна будет отмечать великий праздник 75 лет со дня Победы над фашистской Германией. Так же  как  и 75 лет тому назад, в далёком 45-ом, этот праздник  остаётся радостным и трагическим.

2 ведущий: Радостным  потому, что мы победили, трагическим - какой ценой досталась нам Победа. Около 27 миллионов человеческих жизней унесла война.

Видеосюжет «В городском саду играет духовой оркестр…»

На сцене девочки и мальчики после выпускного  вечера

Учитель: - Стояло лето 1941 года. 21 июня во всех школах страны старшеклассники праздновали выпускной. Смех и счастье, мечты о прекрасном будущем, танцы до утра, веселье. И вдруг! На рассвете зазвучало зловещее….

Звуки метронома. Звучат слова Ю. Левитана о нападении   фашистской Германии. Звучит вступление песни «Священная война» (ст.В.Лебедева- Кумача муз.Б.Александрова).

3 ведущий: Летом, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Мы вспоминаем ту войну, чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, ходить в школу, работать - да просто жить!

4 ведущий: Сегодня эти страшные звуки мы слышим только по телевизору. Представьте себе, как когда-то люди боялись их, ведь это были звуки смерти. Но в памяти человеческой роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто датой, а рубежом - началом отсчёта долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.

Видео «Молитва»

1 ведущий:

Сорок  первый! Июнь.
Год и месяц борьбы  всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.                                                                                                          

2 ведущий:

- От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

великий советский народ.

3 ведущий:

Выходил он, свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

Звучит 1-й куплет песни «Священная война» - ст. В.И. Лебедева-Кумача, муз, Б.А. Александрова. Перед сценой выходят исполнители под гитару с песней Б.Окуджавы «До свидания мальчики»

Девочки: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры.

Мальчики

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.

Учитель: Имя – это последнее, что остается в жизни от павшего солдата. Восстановить, сохранить и передать его потомкам – порой единственное, что мы можем  сделать, отблагодарить за подвиг самопожертвования – не порвать равнодушием нить духовного родства, что тянется от павших к потомкам  через нас... Война коснулась каждой семьи, каждого дома. Наверняка среди ваших дедушек, прадедушек или прабабушек есть участники великой Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на полях, заводах и в госпиталях, приближая победу. Война уничтожила солдат,сделала сиротами детей,.

 

Люда пишет письмо Зое.(На сцене, одета тепло, в шаль, платок)

«Зоя, родная здравствуй! Пишу тебе поэтому адресу, который ты мне дала перед отъездом. Но найдёт ли тебя, моё письмо – не знаю. Так всё перемешалось, перепуталось. Я вот уже месяц работаю на нашей фабрике, помнишь, в мае нас водила туда Антонина Петровна. Шьём ватники. Иногда мне кажется, что ватник, который у меня в руках наденет кто-то из наших мальчишек и тогда я тихонько над ним реву, ничего не могу с собой поделать. Милая моя Зоя, молю только об одном – береги себя, если можно!

 

(по одному исполнителю выходят на сценическую площадку, мимо них идёт медленно Зоя) Стих «Зоя»


Как морозно!
Как светла дорога,
утренняя, как твоя судьба!
Поскорей бы!
Нет, еще немного!
Нет, еще не скоро…
От порога…
по тропинке…
до того столба…
Надо ведь еще дойти дотуда,
этот длинный путь еще прожить…
Может ведь еще случиться чудо.
Где-то я читала…
Может быть!..
Жить…
Потом не жить…
Что это значит?
Видеть день…
Потом не видеть дня…
Это как?
Зачем старуха плачет?
Кто ее обидел?
Жаль меня?
Почему ей жаль меня?
Не будет
ни земли,
ни боли…
Слово «жить»…
Будет свет,
и снег,
и эти люди.
Будет все, как есть.
Не может быть!
Если мимо виселицы прямо
все идти к востоку — там Москва.
Если очень громко крикнуть: «Мама!»
Люди смотрят.
Есть еще слова…
- Граждане,
не стойте,
не смотрите!
(Я живая, — голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!
Родина! —
Слова звучат, как будто
это вовсе не в последний раз.
- Всех не перевешать,
много нас!
Миллионы нас!.. —
Еще минута
- и удар наотмашь между глаз.
Лучше бы скорей,
пускай уж сразу,
чтобы больше не коснулся враг.
И уже без всякого приказа
делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик, к смерти и вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
русская деревня, твой народ.
Вот оно!
Морозно, снежно, мглисто.
Розовые дымы… Блеск дорог…
Родина!
Тупой сапог фашиста
выбивает ящик из-под ног.

 

Песня Фрадкина «Берёзы»

Передовые художники и музыканты, творцы прекрасного всегда шли на шаг впереди предстоящих событий, были пророками своего времени.

Летом 1941 года композитор  Дмитрий  Шостакович начал писать  симфонию №7, которая известна во всем мире как «Ленинградская» .Главная тема «Нашествие»- ставшая темой «Сопротивления» превратилась в предвестника  Великой Победы 1945года. И не случайно, критики сказали об этом произведении: «Народ, который создает такую музыку – победить невозможно» . Впервые «Ленинградская» симфония прозвучала по Ленинградскому радио.

Звучит тема «Нашествия» из симфонии №7 Д. Шостаковича.

Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, женщине. Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить. Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Такие письма были необходимы солдату. Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского.

Мелодия "Катюши" стала гимном итальянских партизан! Именем Катюша названа самая грозная установка Второй Отечественной войны.

"Катюша" - в исполнении вокальной  группы.

Письмо домой военного корреспондента Алексея Суркова стало текстом знаменитой песни «В землянке». Позднее стихи и записанную мелодию напечатают в "Комсомольской правде". Простая и душевная песня звучала на всех фронтах.

«В землянке»  в исполнении вокальной группы

 

Видео «Журавли»

 

Затекли и сравнялись с землей окопы, заросли травой временные фронтовые дороги, цветами покрылись блиндажи. Но земля всегда будет помнить о войне. И люди помнят!

В канун Великой Побелы статисты подсчитали, что если бы каждого погибшего в годы Отечественной войны почтить минутой молчания, то человечество замолчало бы на 50 лет!!!!

Видеосюжет «Конец Великой Отечественной войны»

4 ведущий:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Пусть память гордую о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Объявляется минута молчания

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Остановись время! Замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, кто отдал за нас свои жизни!

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям он приносит следом,
Мы поздравляем вас великим днем,
С днем нашей Славы!
С Днем Победы!                                                                                                                                                                   

(Звучит песня “День Победы” – музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова)

Композиция «Время вперед» шоу-театра барабанщиц «Акварель»

 

Давно умолк войны набат, 
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.
Поклонимся, поклонимся ему!

«Салют героям» исполнение ВИДЕО (рисунки обучающихся )

Учитель: Время стремительно бежит вперед. Стала историей Великая Отечественная война. Уже выросло не одно поколение людей, никогда не слышавших ужасный вой сирен и грохот орудий. 75 лет прошло со Дня Великой Победы. Но не стерлась в людской памяти война. И забыть ее мы не имеем права. Потому что история — это судьба каждого, кто вынес на себе годы смертельных боев, годы ожидания и надежды, кто каждый день совершал подвиг. И наша задача – всеми доступными средствами сделать всё возможное для того, чтобы эта правда о подвигах вселилась в умы и в сердца подрастающего поколения, осталась там навеки.