Чудеса России


Автор: Рыжкова Евгения Викторовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

" Чудеса России"

Краткое описание работы: Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста.

Восприятие музыки – основа формирования музыкальных образов у ребенка-дошкольника.

ЧТО ТАКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?
1 Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и  явлений, воздействующих   на   анализаторы   человека.   Восприятие   –   не   просто механическое, зеркальное  отражение  мозгом  человека  того,  что  находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие  всегда  активный процесс, активная деятельность. Оно  является  первым  этапом  мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует  всем  видам  музыкальной деятельности.
2 Определение музыкального восприятия включает в себя способность переживать настроение и чувства, выражаемые  в музыкальном произведении, и получать от этого эстетическое удовольствие. Восприятие музыки осуществляется уже  тогда,  когда  ребенок  еще мал и не  может включиться в другие  виды  музыкальной  деятельности,  когда  он  еще  не  в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие  музыки  –  ведущий вид  музыкальной  деятельности  во   всех  возрастных  периодах  дошкольного детства. 
3.Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие — в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие — прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен.  В противоположном случае, музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие.
4.Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство — пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.Только через выражение эмоций музыка может передавать «мысли и образы» или «картину природы», через эстетическую эмоцию человек познает мир. Одна из труднейших задач художественного воспитания - сохранить эмоциональную природу восприятия по мере того как будут усложняться средства выразительности
5.«Человек стал человеком, – писал В.Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».

 

 

Зал украшен в стиле «Русской избы». У центральной стены стоит стол с самоваром, бубликами. В углу стоит «русская печка» с генератором дыма и искусственным огнем. Полки (этажерки) с русскими промыслами. Лавочки накрытые домоткаными половиками. 

 Звучит музыка. Дети парами, тройками заходят в зал, показывая разные  р.н. танцевальные движения, муз. рук. в ответ либо повторяет движения за ними, либо показывает в ответ другие танцевальные движения. В конце, когда все вошли,  дети поют  попевку «Здравствуйте»

Муз. рук.  Добро пожаловать! Проходите! Будем веселиться, песни петь, плясать, смеяться, шутить, никому не дадим грустить. Пригласила я вас не с проста, а чтобы вспомнить былые времена.  Присаживайтесь, сейчас всё узнаете.  (Дети садятся на лавочки)

 Вот и прошла зима. Ночи были длинные, а  дни короткие. Чем же раньше занимался народ длинными зимними вечерами? (Ответы детей) .Собирались народ  в самой большой избе, а если погода удалась, то во дворе. Устраивали пиршества, умельцы хвалились  своими рукотворными изделиями, а также шутили, пели, рассказывали друг другу небывальщины.

Ребенок: Хозяюшка. А почему у вас так много сундуков? Что в них лежит?

Муз. рук. Сейчас все узнаете. Всему свое время! В этом сундуке собраны разные платки.

(муз. рук. достает по одному платки, каждый платок надевает на девочку, которая под русск. нар. музыку  проходит, делая круг и демонстрируя его.)

Вот платочек простой – ситцевый. Сделан он в городе Иваново, который славится своими тканями на всю Россию. Все девочки и женщины на Руси носили платки всегда и дома, и на улице. Вот ещё один платочек. Он украшен вологодскими кружевами. На что они похожи? Такими кружевами украшали не только платки, а так же полотенца,  скатерти, кофты, платья, накидки. Кружева  плетут мастерицы вручную, а узоры подсказывает сама матушка природа.

Девочка в платке  читает стих   А. Декаденовой «Коклюшек разговор».

                               За окном снежок искрится, под коклюшек разговор,

Выплетает кружевница зимний звёздчатый узор.

Что за дивные узоры, полотенца и подзоры!

Всё в букетах белых роз! Может вывел их мороз?

Что за скатерть получилась? Может всё это приснилось?

Пляшут весело коклюшки, смотришь -  кругом голова!

И бегут, бегут с подушки, как затейливые стружки,

Белой стёжкой кружева.

А это не платок, а настоящее волшебство! Легкий,  тонкий, как паутинка и теплый, как солнышко. Как вы думаете, может ли такой большой платок протянуть через колечко?  (Ответ детей) Давайте-ка, попробуем. (взрослый продевает через кольцо платок).Такие чудо-платки делают в Оренбурге. 

Самый большой платок -  павловопосадкий.  Они бывают разного цвета, с большими яркими цветами.  А каком времени года напоминает вам этот платок? (лето) Такие платки надевали по большим праздникам и выходили в люди. На какой праздник вы надевали такой платок? ( Масленицу).

Знаменитый на весь мир «Русский платок». Его узоры разнообразны, извилисты, переплетаются между собой словно девичий венок. Даже в наше время, модницы носят такие платки.

Муз.рук  Самое время, показать красоту русского платка в хороводе, где музыка также переплетается и вьется словно узоры на платке.

 Исполняется  хоровод  с платками

Музыка Н. Ладухина  Хоровод «Вологодские кружева».

Муз.рук.:  А вот еще изделия русских мастеров. Знакомы вам эти промыслы?

Дети перечисляют промыслы и говорят, из чего сделаны их изделия.

Да. Прославили Россию умельцы на весь мир.

 Исполняется песня «Русские умельцы» .Муз.  В.Темнов, сл. С.Абрамова,

 После песни мальчики обращают внимание на знакомые сундучки, подходят к ним и открывают.

Мальчик. Ребята, посмотрите, это наши работы, но мы их не успели закончить.

Муз.рук.  Как говорится в русской пословице «не тот молодец, кто нашел свое дело, а тот молодец, кто исполняет его умело».  Не за один день мастера изготавливали свои работы. Вот и  вы сегодня свои работы завершите. Ну, что? За дело?

 Дети подходят к рабочим местам, но которых приготовлены заготовки русских ремесел. Хохлома – аппликация шерстяными нитками на основе  из фетра, Дымковская игрушка – рисование тычками на гипсовых заготовках , Богородская игрушка –  работа в технике «Пластилинография». Дети разбирают свои заготовки и продолжают над ними работать, при этом рассказывая пословицы о труде и умении.

Муз.рук. Коль закончили вы дело, пора и представить его умело.

Дети выходят к зрителям и показывают свои работы, читая стихи о своем ремесле, при этом передавая характер ремесла

Муз. рук. Вот такие мастера, на ярмарках торговали  - ремесло прославляли. Коль появится ложечник, да с целой корзиной расписных деревянных ложек, так они вмиг продавались. Всем нужны были деревянные ложки!

(Мальчик берет 2 ложки и громко, как торговец говорит)

Ложки, ложки,

Расписные ложки!

Ложки золоченые,

Узоры крученые!

Хочешь щи хлебай!

 Хочешь музыку играй!

 

Песня ( с игрой на ложках)  « Ложки деревянные»  ( З.Роот)

 

Муз. Рук. Делу время, а потехе час.  Раньше по вечерам сидели и сказки сочиняли, разные. Докучные сказки знаете? (ответы детей) Вот сундук – в нем сказки живут! Сундук открываю – сказку начинаю.

 Муз.рук. берет  варежковую игрушку сову, одевает на руку ребенку, тот выполняет движения по словам сказки.

Рассказать вам сказку про сову?

Да!

Хорошо! Слушайте и не перебивайте!

Летела сова

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села.

Хвостиком повертела,

По сторонам посмотрела,

Песенку пропела,

Опять полетела.

Девочка: А можно я расскажу про сову?

 Летела сова

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На ….. села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела

И опять запела…

Дальше рассказывать?

Ребенок.  Я хочу рассказать!

 Жил- был старичок. Поехал на мельницу муки намолоть … ( молчание)

- чего молчишь? А дальше что?

Кабы доехал, рассказал, а может неделю будет ехать!

Дети.  А нам можно?

 Берут  варежки–рыбки из сундука

 Жил- был карась,

Вот и сказка началась.

Жили были два налима,

Вот и сказки половина

Жили – были три гуся.

Вот и сказка вся!

Муз.рук. А может все вместе расскажем? (докучная попевка  с движением на ускорение ритма)

Жила-была бабка

Да у самой печки.

Захотелось бабке искупаться в речке.

И купила бабка

Мыло и мочало.

Эта песня хороша,

Начинай сначала.

Муз. рук. Наигрались, насмеялись. Присядем, отдохнем.

За дверью раздается пение. В зал входит Иван. Здоровается.

Иван: Что-то больно тихо в избе вашей. Решил заглянуть, не спят ли хозяева.

 ( ответы детей). Это хорошо, что веселились. Так давайте играть!

Тай-тай, налетай!

В интересную игру,

А какую – не скажу.

Поиграйте с нами,

Догадайтесь сами!

1, 2, 3, 4, 5 –

Кто пойдет со мной играть?

Р.н.  игра «Тетерка»

Иван на игру приглашает и зрителей 3-4 человек.

Иван: А в пляске себя покажете? Кто кого перепляшет?

Девочки и мальчики начинают спорить.

Мальчик (громко!) Раздайся, народ! Видишь, пляска идет!

Плясовая  (по выбору муз.руководителя)

После пляски дети садятся на скамейку.

Иван: А вы слыхали? Вы слыхали? В соседней деревне что творится?

( ответы детей)

Жили-были
Дед да баба,
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою,
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -
два козла:
Сивка да Бурка!

Муз.рук . Да это что!

Вот! Кто поверит, что это бывает:
Кошка с мышкой в обнимку гуляет. 
Волк овечку катает в коляске.
А под вечер читает ей сказки.
Рыба песни поет, словно птица.
Трус-охотник зайчишку боится.
Жаба с ветки на ветку порхает...
Кто поверит, что это бывает?

Дети: Нет! Не верим! Все это небылицы и враки!

ИВАН. Вы слыхали, что мост через речку поломали? Нет? А я сам все своими глазами видел!

Шла изба по мостику
И махнула хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит – выйди вон!

Дети: Нет, нет!! Все это выдумки, небывальщины.

Муз.рук. Довольно вам спорить! А я вот, слышала, что за тридевять земель, в тридесятом царстве живет птица сказочная. Перья ее светятся, как огонь. Кто про такую птицу слышал? ( ответы детей)

Иван: Это чудо мне знакомо.  Живет она в яблоневом саду, где растут яблоки не простые, а золотые. Голыми руками Жар-птицу не поймать, да и зачем ее ловить. Нрав у неё добрый, сама красива, любит петь и танцевать. Стоит балалаечке заиграть, как она сама прилетит.

Иван берет балалайку, начинает играть. Появляется Жар-птица,  танцует. 1-часть - с веелами, 2 часть - светодиодные крылья.

Танец Жар-птицы (по выбору музыкального руководителя)

В конце танца оставляет перо.

Муз. рук. Вот так красота! И волшебное перо оставила!

Иван: Да, перо вам очень пригодится. К печке поднесешь, сразу огонь загорится, печь затопится, дымок из трубы пойдет…

Муз. рук. Давай проверим. ( подносит перо к печке, в печи загорается огонь, из трубы идет дымок)  Вот так чудо! Заодно и пирогов напечем!

Муз. рук.: Пока будут печься пироги, мы песню про пироги споем .

 Песня «Пироги» ( муз В Алексеева сл. И.Лейме)

Муз. рук. Вот и пироги поспели, для ребят.

В зал входит воспитатель. «Добрый день. Не засиделись ли мои дети в гостях? Пора в группу возвращаться.»

Муз. рук.  Хорошо мы с вами посидели? Весело вам было у меня в гостях?  Раз пора вам возвращаться, Иван вас проводит, корзину с пирогами донесет.

Иван: Донесу!

Муз. рук. Постарайся целиком донести.

Дети исполняют попевку «до свидания» и под музыку уходят из зала.