мастер-класс "Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе"


Автор: Черданцева Елена Александровна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

мастер-класс "Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе"

Краткое описание работы: Данный мастер-класс на практике помогает понять как применять игровые упражнений и упражнения ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе.

Форма мероприятия: мастер-класс

Дата проведения: 26 сентября 2019

Время проведения: 9.30

Место проведения: МКОУ «Новотроицкая ООШ»

 ФИО учителя: Черданцева Елена Александровна

Тема:   Применение игровых упражнений и упражнений ФМРГ на занятии вокального кружка в общеобразовательной школе.

Цель:

Практическое применение  ФМРГ на этапе «Распевание»

  Задачи:

 1.  Понимать и произносить условные обозначения ФМРГ.

2. Выполнять начальные и избранные упражнения ФМРГ.

3. Разучить мелодию песни автора Н. Тананко «Наш школьный дом», исполнить всю песню со словами.

Ход проведения:

Этап 1. Организационный (1 мин.)

1.    Приветствие участников.

2.    Распределение ролей: участники (школьники и педагоги) – приглашаются на стульчики в центре класса, родители (педагоги) – приглашаются за стол слева, эксперты (педагоги) – приглашаются за стол справа.

Этап 2. Введение.

3.    Презентация 1,2,3,4,5 слайды (1 мин)

Этап 3.

4.    Работа с раздаточным материалом.  (1 мин.)

5.    Знакомимся с условными обозначениями по методу ФМРГ (Приложение 1 ).

6.    Этап 4. Упражнения. (12 мин)

Артикуляционная гимнастика. (5 мин.)

 Разработка мягкого неба.

1)«Пасть льва» – зевок с закрытым ртом.

2) Произносить гласные звуки с позевыванием.

 

Разработка нижней челюсти.

1) «Противостояние» – нижняя челюсть давит вниз, кулачки да­вят снизу на челюсть, рот слегка приоткрыт.

2) Движения челюсти вперед – назад, вниз до максимальной точки, круговые.

 

Разработка щёк

1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновре­менно.

2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.

 

Разработка губ.

1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напря­жением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать на счет 10.

2) «Хоботок» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.

3) «Скольжение» – пожевали верхнюю и нижнюю губу. Рот приоткрыли, губы натягиваются на зубы, затем растягивают­ся в улыбке.

 

Разработка языка.

1) «Вертушка» – вращать языком по кругу между челюстями и губами с задержкой и уколом языка то в правую щеку, то в левую (челюсти неподвижны).

2) «Печем пироги» (а) «Месим тесто» – размять язык зубами,

б) «Лепим пирог» – похлопать губами по языку, в) «Остужаем пирог» – подуть на кончик языка, находящий­ся в распластанном положении на нижней губе.

3) «Лопаточка-иголочка» – язык тянуть «иголочкой» до противоположной стены, затем положить «лопаточкой» на нижнюю губу, т.е. расслабить – все выдерживать на счет 10.

4) «Качели» – дотянуться кончиком языка до носа и до подбородка.

5) «Трубочка» – сложить язык трубочкой, выдвигать вперед-назад, затем выдувать в трубочку воздух.

6) «Спираль» – поворачивать язык то на один бок, то на другой.

7) «Чашечка» – кончик языка поднять, слегка приподнять края языка, сначала вынести «чашечку-язык» перед губами, затем внести в середину рта. Подуть на кончик носа.

8 ) «Горка» – кончик языка у основания нижних зубов, середина поднята к небу и выгибается дугой, прикасаясь к верхним зу­бам. Рот приоткрыт, челюсть неподвижна.

9) «Внутренний крестик» – кончик языка к верхним альвеолам и к нижним, затем уколы в правую и левую щеку. Не размазы­ваться, все делать точно и четко.

10) «Наружный крестик» – кончик языка к верхней губе, за­тем к нижней, в правый уголок губ и в левый. Движения точ­ные и чистые.

11) «Зонтик» – кончик языка вверх к нёбу, удерживать, затем расслабить.

 

Интонационно-фонетические упражнения (7 мин).

 

Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдо­слова, которые складываются в псевдо-фразы.

Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» ( «Вопрос - ответ»).

Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены,   - «штро - бас». Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

Шестое упражнение. «Бронтозаврик» (Приложение 3).

Этап 5. Исполнение и работа над песней «Наш школьный дом». (4 мин.)

Этап 6. Заключительный.

Ответы учеников на вопрос «Что узнали нового?»

Ответы родителей на вопрос «Нужны ли такие занятия детям?»

Ответы экспертов на вопросы:

 «Что узнали нового?»

«Нужны ли такие занятия школьникам в общеобразовательной школе?