Музыкально-литературная композиция « М.И. Глинка. Жизнь и творчество».


Автор: Черданцева Елена Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Музыкально-литературная композиция « М.И. Глинка. Жизнь и творчество».

Краткое описание работы: В музыкально-литературной композиции участвуют 6 героев и ведущий. Материал помогает почувствовать красоту музыки Михаила Ивановича Глинки, познакомиться с фактами его биографии. Предложены дополнительные задания по теме.

Музыкально-литературная  композиция

« М.И. Глинка.  Жизнь  и  творчество».

 выполнила учитель музыки

первой квалификационной категории

Черданцева Елена Александровна

 

 

 

(Звучит  фрагмент  увертюры  к  опере  «Руслан  и  Людмила»)

 

 

Ведущий:  Михаил  Иванович  Глинка-  гениальный  русский  композитор.  Подобно  Пушкину  в  поэзии,  он  явился  основоположником  русской  классической  музыки.  Он  жил  в  период  высокого  подъема  русской  культуры. Истоки  музыки  Глинки  уводят  в  русское  народное  творчество.  Любовью  к  Родине,  ее  народу,  к  русской  природе  проникнуты  лучшие  его  произведения.

 

(Звучит  фортепианное  сопровождение  к  романсу  «Жаворонок»)

 

Ведущий:  На  крутом  берегу  Десны  стоит  большой  барский  дом  с  четырьмя  колоннами. Неподалеку  раскинулось  село  Новоспасское   Это  родовое  поместье  молодого  помещика  Ивана  Николаевича  Глинки.  Но  полнлвластная  хозяйка  здесь  его  мать,  Фекла  Александровна,  женщина  строгая  и  своенравная…

 

Фекла  Александровна:  20  мая  1804  года  родился  Мишенька.  Ах,  как  молод  Иван  Николаевич,  как  неопытна  Евгения  Андреевна.. Недосмотрят,  недосмотрят..Сама  выращу,  возьму  Мишеньку  на  свою  половину,  а  родители  пусть  его  навещают…но  не  так  часто.

 

(Звучит  русская  народная  песня  «Во  поле  береза  стояла)

 

Авдотья  Ивановна:  Когда  за  окном  бушевала  метель  и  ветер  со  скрипом  раскачивал  высокие  ели,  Миша  томился,  склонялся  по  душным  комнатам,  тогда  звали  меня,  няню  Авдотью.    Молодой  барин  просил  заводить  песни,  рассказывать  сказки,  которые  мог  слушать  нескончаемо.

 

Ведущий: Огромное  впечатление  на  Глинку  произвели  события  1812  года.  Семья  покинула  имение,  спасаясь  от  нашествия  наполеоновской  армии.  Жили  вестями  о  военных действиях – о сдаче  Москвы,  о  Московском  пожаре,  потом  об  отступлении  неприятельской  армии,  о партизанах,  которые  помогали  Кутузову.  Михаил  навсегда  проникся

Любовью  и  уважением  к  русскому  народу,  его  могучей  силе и  душевной  красоте.

 

Евгения  Андреевна:  Война  отщумела  Теперь  новая  забота – где  учиться  Михаилу.  У  Мишеньки  хрупкое  сложение,  маленький  рост,  не  следует  его  отдавать  в  военное  училище,  как  это  советуют  многие  родственники -  военные.

 

Ведущий:  Вскоре  появились  гувернеры,  домашние  преподаватели.  Их  всех  просто  удивляли  необычайные  способности  Глинки. Он  легко  справлялся  с  премудростями  наук.

 

Евгения  Михайловна:  Ах,  а  как  Мишенька  преображается  за  фортепиано,  как  он  сосредоточен,  не  по- детски  настойчив! Вчера  на  семейном  балу  он  оставил  танцующих  гостей  и  убежал  к  музыкантам,  выпросил  музыкальный  инструмент и  играл. А  когда  ему  приказали  вернуться  к  гостям,  он  подчинился,  но  с  какой  неохотой.

 

Иван  Николаевич:  А  я  и  мысли  не  допускаю,  чтобы  он  сделал  музыку  своей  профессией.  Это  недостойно  дворянина. Надо  бы  сократить  часы  занятий  на  фортепиано.

 

Ведущий:  В  феврале  1818  года  Глинка  был  принят  в  Благородный  пансион  при  Главном  педагогическом  институте,  одно  из  лучших  учебных  заведений.  Среди  преподавателей  были  незаурядные  люди –

 А. Куницын,  один  из  любимых  учителей  А. Пушкина,  будущий  декабрист  В. Кюхельбекер,  который  учил  «чувствовать  и  мыслить»  На  собраниях  кружка  Кюхельбекер  вдохновенно   читал  и  разбирал  стихотворения  Шиллера,  Гете,  Пушкина  и  как-то  очень  умело  воспитывал  чувство  преклонения  перед  подвигом,  правдой,  душевным  благородством,  в  чем  бы  они  не  проявлялись – в  помыслах  ли,  в  поступках  или  произведениях  искусства.

 

                    ( Звучит  «Мазурка» М.Глинки)

 

Ведущий:  Пожалуй,  самым  дорогим  воспоминанием  Глинки  были  связаны  с  неожиданными  приездами  Пушкина.  Все  в  этом  смуглом  невысоком  человеке  казалось  неотразимо  притягательным:  его  гортанный  голос,  горячий  искренний  смех,  стремительность  движений,  глубокий  взгляд  зеленоватых  глаз.

 

                    (Звучит  «Полька»  М. Глинки)

 

Современник:  В  часы  послеобеденного  отдыха  вместе  с  несколькими  друзьями  Михаил  подходил  к  фортепиано,  начинал  играть.  Пьесы  известных  композиторов  чередовались  с  импровизацией.  Лица  притихших  друзей  светлели.  Товарищи  любили  Глинку.  Он  был  юноша  веселый,  добрый,  уступчивый.  В  пансионе  его  прозвали  «Мимозой».  Но всякий,  кто  встречался  с  ним,  чувствовал,  что  за мягкостью  Глинки  скрывается  душевная  стойкость  и  независимость.

 

(Звучит  «Попутная  песня»  М. Глинки)

 

Ведущий:  В 1822  году,  по  окончании  пансиона  Глинка  поступил  на  службу  в  ведомство  путей  сообщения,  но  служба  тяготила  его.  Вскоре  он  вышел  в  отставку. Далее -  Петербург,  поездка  на  Кавказ. К  этому  времени  юноша  был  уже  автором  многих  фортепианных  пьес  и  романсов.  В1830  году  Глинка  уехал  в  Италию  с  надеждой  «усовершенствоваться  в  искусстве»  и  заодно  поправить  расстроенное  здоровье.

 

(Звучит  романс  «Венецианская  ночь»)

 

Ведущий:  В  Италии  он  с  большим  увлечением  занимался  пением,  часто  бывал  в  опере,  знакомился  с  лучшими  певцами  и  композиторами,  сочинял  арии  в  итальянской  манере. В  Берлине  он  познакомился  с  талантливым  немецким  теоретиком  Зигфридом  Деном, и  в  течении  5  месяцев  брал  у  него  уроки.

 

(Звучит  «Камаринская»)

 

Современник:  Весной  1834  года  Глинка  вернулся  в  Россию.  Мысли  об  опере  не  покидали  его. Однажды  он  встретился  с  Жуковским  и  поэт  напомнил  ему  об  Иване  Сусанине,  он  сказал: : «Беритесь  за  сюжет!  Ваша  опера  найдет  отклик,  такая  опера  сейчас  нужна».Жуковский  понимал,  что  опера  не  появится,  если  в  ней  не  будет  прославляться   царь.  Композитору  пришлось  согласиться,  чтобы  либретто  сочинил  барон  Розен,  умелый  придворный  стихотворец.  Когда  опера  была  закончена,  Жуковский  сам  показал  ноты  царю.  Царь  отнесся  к  сочиненью  благосклонно.  Однако  по  приказу  Николая  оперу  назвали  не  «Иван  Сусанин»,  а  «Жизнь  за  царя».  Премьера  состоялась  27 ноября  1832 года.  Сам  царь  приехал  в  театр,  зал  был  полон  знати,  среди  публики  были  ученые,  студенты,  литераторы,  музыканты.  Успех  был  велик,  Глинку  поздравляли.  Царь  был  доволен

 

(Звучит  «Канон  в  честь  М.  Глинки»  м.  В Одоевского)

 

Ведущий:  Но  в  великосветских  салонах, говоря  об  опере,  морщились: «Кучерская  музыка!».  Композитора  не  обидела  ядовитая  насмешка,  он  отвечал,  что  считает  кучеров  дельнее  господ.

 

Современник:  При  жизни  Глинки  люди,  любившие  искусство,  объединялись  в  домашние  кружки  и  поочередно  устраивали  у  себя  музыкально-литературные  вечера.  С  одним  из  таких  кружков  в  конце  30-ых  и  сблизился  Глинка. Он  чувствовал  себя  там  хорощо,  здесь  не  было  ни  лицемерия,  ни  чопорности.  Он  встречается  с  баснописцем  Крыловым, писателем  Белинским, художниками   Брюлловым,  Айвазовским.   Глинка  часто  пел,  играл  для  этих  людей,  проявлявших  к  нему  искреннее,  горячее  внимание.  В  одну  из  таких  минут  Брюллов  с  натуры  написал  его  портрет.  Это  один  из  самых  поэтичных  портретов  Глинки,  оставленный  нам  современниками.

 

           (Звучит  романс « Я  помню  чудное  мгновенье»)

 

Современник:  На вечерах  Глинка  сам  исполнял  свои  романсы.  У  него  был  не  яркий  голос,  не  отличался  ни  силой,  ни  красотой  тембра,  но  его  голос  передавал  тончайшие  оттенки  чувств,  настроений, эти  оттенкн

таились  в  самой  мелодии,  но  часто  не  подмечались  другими  певцами.

Романс  « Я  помню  чудное  мгновенье»  Глинка посвятил  дочери  Анны  Петровны  Керн,  Екатерине  Ермолаевне,  которая   не  унаследовала  блистательной  красоты  матери,  но  в  ней  было  что-то  тихое,  ясное,  пробудившее  любовь  в  сердце  Глинки. Екатерина  Ермолаевна  тяжело  заболела  и  ей  пришлось  покинуть  дождливый  Петербург.  Глинка  решил  уехать  в  Новоспасское…

 

(Звучит  «Вальс-фантазия»)

 

Быть  может  в  этой  музыке  запечатлелись  переживания  тех  грустных  дней.  В оркестровую  ткань  «Вальса-фантазии»  вплетается  один  и тот  же  музыкальный  эпизод,  полный  щемящей  печали  несбывшейся  любви.

Перед  отъездом  в  Новоспасское  Глинка  подарил  друзьям  альбом  «Прощанье  с  Петербургом»

 

(Звучит  «Попутная  песня»)

 

На  сердце  у  Глинки  тяжело,  и  только  работа  над  оперой  «Руслан  и  Людмила»  приносила  ему  утешение.

 

Ведущий:  27 ноября   1842  года-  ровно  через  6  лет  со  дня  постановки  «Ивана  Сусанина» - состоялась  премьера  «Руслана  и  Людмилы».  Лучшие  представители  того  времени  сумели  высоко  оценить  неповторимую  красоту  оперы. Писатель  В.Ф.Одоевский  выступил  со  статьей,  посвященной  новой  опере:  «На  русской  музыкальной  почве  вырос  роскошный  цветок,-  он  ваша  радость,  ваша  слава.. Берегите  его: он  цветок  нежный  и  цветет  лишь  один  раз  в  столетие»

 

В1844  году  Глинка  вновь  уезжает  за  границу  во  ранцию  и  Испанию. В Париже  с  большим  успехом  прошел  концнрт  из  его  произведений.  В  Испании  Глинка  написал  замечательную  концертную  увертюру  «Арагонскую  хоту».

 

(Звучит  фрагмент  «Арагонской  хоты»)

 

Современник:  В  последние  годы  Глинка  жил  то  в  Петербурге,  то  в  Варшаве,  Берлине.  Близким  и  преданным  другом  его  последних  лет  была  его  любимая  младшая  сестра  Людмила  Ивановна  Шестакова.  В  доме  композитора  собирались  поэты,  писатели,  актеры, певцы,  среди  них  А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов,  В. В. Стасов, М. А. Балакирев,  ставший  впоследствии  главой   «Могучей  кучки».В  1856  году  серьезное  недомогание  не  помешало  Глинке  отправиться  в  Берлин.  Он  чувствовал  необходимость  позаниматься  теорией  композиции  с З. Деном.  Поездка  оказалась  последней.

(Звучит «Вальс-фантазия)

 

 Февральским  утром  хозяин  квартиры  вошел  в  холодную  неуютную  комнату,  в  которой  жил  Глинка.  Ему  показалось,  что  постоялец  просто  дремлет,  полусидя  в  мягких  подушках…ни  тени  скорби  не  было  на  этом  лице..

 

(Звучит  фортепианное  сопровождение  романса  «Жаворонок»)

 

Ведущий: Как  был  бы  счастлив  Глинка,  если   мог  бы  знать,  что  музыка  его  переживет  века,  что  ее  услышит  и  полюбит  народ,  который  один  был  источником  его  творчества.

 

      Литература:

 1.  Науменко Т. И., Алев  В.В. «Музыка» учебное  пособие  для 5,6 классов.

 2.  Россихина В.Г. «Рассказы  о  русских  композиторах»  М., 1971 г.

 3.  Смирнова Э. «Русская  музыкальная  литература»  М., 1983 г.

 4.  Тарасов Л.  «Музыка  в  семье  муз»  Л. 1983 г.

 5.  «Детская  роман-газета»  №1  1998 г.

                     

                                  

 

 

 

 

 

 

                                  Темы  для  докладов:

 

1.    «Музыка  души  русского  человека»

2.    «Вокальная  лирика  М.И. Глинки»

3.    «Новизна  музыкального  языка  и  содержания  оперы  «Иван  Сусанин».

 

Творческие  задания  и  вопросы:

 1.  Каким  ты  представляешь  современный  романс?  Приведи  примеры.

 2.  Разучи  и  исполни    романс М. И. Глинки  «Жаворонок».

 3.  Какие  темы  творчества  М. И. Глинки  современны  сегодня?

 4.Какие  традиции русской  интеллегенции  по-твоему  мнению  можно  было  бы  возобновить?

 5.Составь  проект  организации  творческого  кружка,  литературно-музыкального  вечера,  выставки.