Разработка плана занятия по хоровому классу


Автор: Белецкая Елена Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Практикум по предмету

разработка плана занятия по хоровому классу

Краткое описание работы: Унисон -ведущее свойство хоровой звучности. Но важны и мягкость, ровность звучания и динамический строй. В планировании я использовала классические приёмы и методы. В современном мире изобилие видео-мастер-классов пугают своею выдумкой и неоправданной полезной практикой.

План хорового занятия с учащимися младших классов «Каждый класс-хор»,

 используя материалы из опыта работы Лещинской Е. И. «Методы устранения неточного интонирования у детей младшего школьного возраста»

  

МАОУ лицей № 81 г. Тюмень, Тюменская область

Преподаватель хорового пения Белецкая Елена Николаевна

Учащиеся 1 – 2 х  классов, возраст 7-8 лет.

 

Тема урока: «Работа над унисоном в младшем хоре».

 Дата проведения: 26.10.2019

 Форма проведения: коллективная

 Цель: Дать понятие «унисон» (навыка унисонного   пения)

Задачи:

Образовательные:  

  • формирование вокально-хоровых навыков: музыкального слуха, певческого дыхания,  правильного звукообразования и звуковедения (legato) в хоровом исполнении;
  • формирование артикуляции, дикции;
  • формирование  унисона в хоре;
  • формирование выразительного  исполнения.

 Развивающие:

  • развитие музыкально-эстетических чувств, проявляющихся  в эмоционально - ценностном отношении к искусству;
  • развитие мотивов музыкально – учебной детальности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного творчества;

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной  отзывчивости на музыку, сюжету;
  • воспитание духовно – нравственного отношения  к вокально - хоровому искусству;
  • воспитание уважения к  сверстникам при решении музыкальных задач.

Методы обучения:

наглядный (слуховой и зрительный);

словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

проблемно – поисковый;

практический -  (объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным,  и вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми).

Метод «Ситуация успеха» - поощрение, похвала за успехи на  занятиях;

 

План занятия

 

  1. 1.     Организационный момент (приветствие).
  2. 2.     Тема  урока и знакомство  с новым музыкальным термином «Унисон»

3.Распевание

4. Пение   по нотам. Работа над  репертуаром

5. Физкультминутка (с художественными движениями)

6. Работа над репертуаром (разучивание) «Зеленый мир» музыка М.Парцхаладзе

7. Итог. Рефлексия.

8.Список используемой литературы 

1. Организационный момент. Музыкальное приветствие:

Доброе утро, доброе утро -

С этих слов начинается день на Земле.

Доброе утро, доброе утро, доброе утро…

2.Тема  урока и знакомство  с новым музыкальным термином «Унисон»

Унисон –  воспроизведение звука одной и той же высоты разными голосами или инструментами. Унисоном является хоровое исполнение одноголосной песни.

Демонстрация  унисона на следующем материале (в записи, либо ученика и учителя):

 Песня «Край, в котором ты живешь» (Г. Гладков, Ю. Энтин)

Вопрос к ребятам:

 1.Каким музыкальным инструментом пользуется певец? (голосом)

 2.Каким должно быть пение? (напевным, музыкальным, выразительным)

 3. Что такое унисон? (все наши голоса сливаются   в один голос)

 4. Что делает певец перед началом пения? (распевается)

3. Распевание.

Пение вокальных упражнений. Задача: подготовить голосовой    аппарат к вокально-хоровой  работе.

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по развитию вокально-хоровых навыков. Давайте споём уже знакомые нам упражнения. Ваша задача: постараться произносить и петь распевки вместе, одновременно, хором, стараясь, чтобы ваши голоса слились  в один. Спойте, как один человек.

а) Звукоряд поём по своей кисти руки («Очень удобная и легко выполнимая система ручных знаков, когда раскрытые  пальцы левой руки представляют нотный стан, указательный палец правой руки на кончиках пальцев и между пальцами левой руки «осязает» ноты» Лещинская Е.И.)

 

 

б) Ученики поют те ноты, которые им «диктует» на пальцах другой ученик (метод Лещинской Е.И.)

в) «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». Пение постепенного восходящего и нисходящего движения мелодии. Упражнение способствует яркости ощущений в смешанных регистрах; раскрепощению певческого аппарата. Задачи: следить за дикционным ансамблем ритмической чёткостью, одновременным взятием дыхания всего хора в нужном темпе, выразительностью, эластичностью и подвижностью нижней челюсти.

г) Хоровой  ритм  с глиссандированием на примере заклички (метод Лещинской Е.И)

«Нам зима надоела,

Весь хлеб переела,

Весна – красна,  на чем пришла?

На прутиках, на хомутиках…

У-у-у-у-у-у-……(глиссандо)

д) Русская народная попевка- дразнилка  «Андрей-воробей» поётся на одном звуке, на одной высоте не выше и не ниже, а ровно стремясь к слитному унисону (показ рукой). Также закрепляем навык продолжительного дыхания, равномерно распределяя фразы на legato при одновременном вдохе на вступлении и так же снятии по руке на последнем звуке. Объяснить, что при пении хором одноголосно, обращать внимание на точное вступление, слушая не только себя, но и стоящих с ними рядом детей.

Эмоциональный настрой: исполнять певуче подвижно, как дразнилку.

4. Пение   по нотам. Работа над  репертуаром

Задача:

  • формировать первоначальные навыки сольфеджирования, пение по нотам (освоение музыки не только ухом, но и глазом)
  • закрепить  умение одновременно начинать петь после вступления;
  • дыхание брать только во время пауз, по руке дирижёра;
  • пение мелодии на слог «лё», «ли»;
  • работать  над чистотой интонации, прислушиваться к  звукам, различать  высоту их звучания, стараясь прийти к  унисону,  обращать внимание на скачки в мелодии;
  • добиваться лёгкого звучания унисона, светлого звука, без крика и напряжения.

 

 

 

  5. Физкультминутка с пластическим интонированием "Шли по крыше три кота»

Шли по крыше три кота

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия  (художественная ходьба)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее (поднимание рук)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз (приседание)

И сказали три кота: —

Красота! Красота! (хлопки в ладоши)

«Шлепа» пластическое интонирование  с динамическими оттенками:

m P (не очень тихо)

Шлёпа, шлёпа, шлёпа, шлепа (легкие прикосновения, похлопывание правой рукою,  по левой от пальчиков до плеч)

Шлёпа, шлёпа, шлёпа, шлепа ( легкие прикосновения, похлопывание левой рукою,  по правой от пальчиков до плеч)

Шлёпа, шлёпа, шлёпа, шлепа ( ладони развернуть «наизнанку», … легкие прикосновение, похлопывание правой рукою,  по левой от пальчиков до плеч)

Шлёпа, шлёпа, шлёпа, шлепа (ладони развернуть  «наизнанку» … легкие прикосновения, похлопывание левой рукою,  по правой от пальчиков до плеч)

mF(не очень громко)

Плечи сильно (руки «крест- накрест» на плечах, легко  прикасаются в ритме)

Плечи сильно (руки «крест - накрест» на плечах, легко  прикасаются в ритме)

Плечи сильно (руки «крест -  накрест» на плечах, легко  прикасаются в ритме)

Плечи сильно (руки «крест -  накрест» на плечах, легко  прикасаются в ритме)

шёпотом

прикасаясь к  собственному носу, тихо: «Еле-еле нос», «Еде-еле нос…»( методика Алексеевой)

6. Работа над репертуаром (разучивание) «Зеленый мир» музыка М.Парцхаладзе

 Задачи:

  • прослушать песню в исполнении преподавателя под аккомпанемент фортепиано;
  • произнести текст в ритме песни медленно, затем активно в темпе  скороговорки;
  • исполнить первый куплет ( приём беззвучного пения: не поём, а артикулируем, а мозг интонирует мелодию)
  • разучивать  под девизом: «Согласные – река, а гласные - берега»;
  • добиться точного звучания начальных звуков песни, работать  над чистотой интонации унисона на слог «ля», затем со словами текста;
  • слушая вступление, настроиться на характер песни, исполнить1,2 куплеты.

7. Итог. Рефлексия.

8.Список используемой литературы

Распевание в школьном хоре 1-8 классы. Сост. Добровольская Н. М., 1969.

Струве Г. А. Школьный хор. М., Просвещение, 1981

Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации/ авторы - составители Е.Х.Афанасенко, С.А,Клюнеева, К.Б.Шишова, А.И.Коняшов - В.: Учитель, 2009;

Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Популярное пособие для родителей и педагогов. М.А. Михайлова - Я.: Академия развития, 2006.

Что надо знать учителю о детском голосе. Н. Добровольская, Н.Орлова. М.: "Музыка", 1972;

Музыка. Начальные классы; Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, С.Т.Шмагина - М.: "Просвещение", 2013.