В концертном зале. Симфония № 7 Д. Шостаковича


Автор: Битютская Елена Евгеньевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

В концертном зале. Симфония № 7 Д. Шостаковича

Краткое описание работы: Урок в 8 классе по Симфонии №7 Д.Шостаковича с использованием документального фильма "Ленинград. Номер семь"

УРОК   МУЗЫКИ   в  8 классе

Тема урока

В концертном зале. Симфония № 7 Д. Шостаковича

Цель урока

Сформировать представление о вкладе Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в сокровищницу мировой музыкальной культуры

Задачи урока

Воспитание  гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему страны. Развитие эмоционального и осознанного восприятия образного содержания музыки, особенностей развития музыкально-тематического материала; ассоциативно-образного мышления, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе анализа музыкальных образов Ленинградской симфонии Д.Шостаковича

УУД

Личностные УУД: Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме,  развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к классической музыке, бережного отношения к культурному наследию России.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

Познавательные УУД: работа с картой эмоционального состояния,  развитие устной  речи, сравнение, классификация, причинно-следственные связи, обогащение словарного запаса

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать и уметь воспроизводить ритмический рисунок темы «нашествия», определять на слух и давать характеристику произведения по интонационному ряду.

Личностные: Развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы «В концертном зале. Симфония № 7 Д. Шостаковича», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к классической музыке.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Межпредметные связи

История, Литература

Ресурсы урока

Фильм «Ленинград  Номер 7», запись фрагмента исполнения оркестром Симфонии Д.Шостаковича

Формы урока

Фронтальная, групповая.

 

 

Ход урока

 

  1. I.                  Организационный этап.
    1. Музыкальное приветствие .
    2. Введение в новую тему, целеполагание

 

- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас будет совсем непростой урок...

Светлое утро, тихо проснулся мир

 Нежный рассвет краскою красит поля,

 Синью протаял спящего неба сапфир,

 Жизнью разлилась добрая наша земля.

 Жгучее солнце, бросив свои языки,

 Красным размажет четкий тревожный знак.

 Где-то вдали смерть набирает полки,

 Где-то вдали враг расчеканил шаг.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? (о войне)

- Мы с вами поговорим не просто о войне, а о войне в музыке. На уроках мы неоднократно говорили о героической музыке (вспомнить произведения: опера  А.Бородина «Князь Игорь», С.Прокофьева «Александр Невский» и др.).

- Для чего композиторы писали свои произведения о тяжелых испытаниях в военных действиях, причем зачастую в годы тяжелых испытаний? (для поднятия боевого духа)

II. Введение новой темы.

- Композиторы писали музыку, а было и такое…

 

ВИДЕО № 1 (фр-т фильма «Ленинград  Номер 7») /бойцов музыкантов отзывают с фронта/

 

- Сегодня вы познакомитесь с произведением, которое было написано Д.Шостаковичем в годы Великой Отечественной Войны. Тема, которую вы услышите сейчас, довольно известная. Прослушайте фрагмент и скажите, что представляете вы, какую картинку можно нарисовать? (слушание темы «нашествия» из Симфонии №7 /видео №1/)

ВИДЕО № 2 (фр-т Симфонии № 7») /оркестр , тема «нашествия»/

 

- Кто может наиграть, напеть тему, которая неоднократно повторялась в данном фрагменте? (подвести к ритмической теме, которую затем ритмически исполнить всем)

(исполнение ритма )

 

- Скажите, а какие чувства вызывает эта музыка у вас? (нет диссонанс в звучании, но вызывает отвращение)

- Как вам кажется, кого мог изобразить такой музыкой композитор? (фашистов)

Это тема «Нашествия». Поэт Л.Болеславский в своей поэме «Седьмая»  об эпизоде нашествия сказал так: 

     Звук.

Легкий далекий звук,

Вдруг переходящий в звук,

Мягкий игривый стук,

Вдруг

Переходящий в шаг,

Мерный тяжелый шаг,

Вдруг шумом сплошным в ушах

За каблуком каблук

Тысячи чужих сапог

Тысячью страшных мук

Через родной порог,

Жизнь, обращая в прах- ВРАГ! 

- Что еще можно сказать о музыке уже в ее развитии? (начинается тихо, затем идет крещендо, похоже на приближение войск).

- В какой форме звучит эта мелодия? (вариация)

- Зачем нужна такая форма? (усиление присутствия, неизбежность момента)

ВИДЕО № 3 (фр-т фильма «Ленинград  Номер 7»)  /Гергиев о теме «нашествия»/

-А что должен был испытать человек, написавший такую музыку? И когда по времени он ее мог написать? (предположения детей)

ВИДЕО № 4 (фр-т фильма «Ленинград  Номер 7»)  /Шостакович в осажденном Ленинграде/

 

- До войны Д. Д.Шостакович жил в г. Ленинграде. Свою симфонию начал писать в Ленинграде в 1941 году, вскоре, после того как разразилась война.

- Что вы знаете о блокаде Ленинграда? (ответы детей)

 Конечно, в первые дни войны не до сочинения музыки. Композитор ходил по разным учреждениям и добивался отправки на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов. Когда ему окончательно отказали послать его на фронт, а фашисты уже бомбили его любимый Ленинград, он ощутил, что должен делать что-то более серьёзное. И он решил МУЗЫКОЙ сказать людям самое важное и главное. Так он и начал сочинять свою Седьмую симфонию.

Вначале большие листы партитурной бумаги просто лежали на краю стола, он делал только наброски. Работа продвигалась очень быстро, он  почти не исправлял. Как будто его подстегивало всё, что происходило вокруг. Музыка постоянно звучала у него в ушах и была как бы готова, он просто словно записывал то, что слышал внутри себя, листы с партитурой всегда были с ним. 

Симфония была написана очень быстро, несмотря на вынужденные перерывы, связанные с эвакуацией в г. Куйбышев.27 декабря 1941 года была поставлена точка в конце четвёртой заключительной части. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». Впервые симфония прозвучала в г. Куйбышеве.

 

ВИДЕО № 5 (фр-т фильма «Ленинград  Номер 7»)  /исполнение Симфонии в Куйбышеве/

 

Когда симфония была закончена, с партитуры была снята фотокопия, и на военном самолёте была отправлена круговым путём через Африку в С Ш А, где её исполнили лучшие дирижёры мира. Услышав эту симфонию, американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать  музыку, подобную этой…»  Самое главное исполнение состоялось в осаждённом Ленинграде 9 августа 1942 года. Д. Д. Шостакович говорил: «Свою Седьмую Ленинградскую симфонию я писал быстро, … словно на едином дыхании…я не мог её не писать».

ВИДЕО № 6 (фр-т фильма «Ленинград  Номер 7»)  /исполнение Симфонии в Ленинграде/ 

Седьмая симфония была написана в 1941 году и отразила то мироощущение, каким были охвачены все люди нашей страны. Не только в этой симфонии, но и в других произведениях, в частности в многочисленных песнях, появившихся в тот период, навсегда запечатлен сплав трагизма и мужества, ужаса перед надвигающейся возможной гибелью и воли к борьбе, составляющих суть военного мировосприятия советских людей. 

Анна Ахматова, как и Д. Д. Шостакович жила в военные годы в Ленинграде, свое ощущение войны Анна Ахматова дает через восприятие звука - не привычного и знакомого звука громового раската, по-своему веселого, влажного звука жизни, а смертоносного, равнодушного, сухого, «как пекло» и это своё мировосприятие она передает в стихотворении 1941 года

«Первый дальнобойный в Ленинграде».

И в пестрой суете людской

Все изменилось вдруг.

Но это был не городской,

Да и не сельский звук.

На грома дальнего раскат

Он, правда, был похож, как брат,

Но в громе влажность есть

Высоких свежих облаков

И вожделение лугов-

Веселых ливней весть.

А этот был, как пекло, слух

И не хотел смятенный слух

Поверить - по тому,

Как расширялся он и рос,

Как равнодушно гибель нес, ребенку моему. 

Как и у А. Ахматовой, в музыке «Эпизода нашествия» целью образного развития является показ именно расширения, непомерного разрастания этой сущности, которую можно уподобить  жуткому образу «машины смерти». Лязг, визг, скрежет охватывают все пространство звучания, рисуя образ врага огромной силы и мощности, которому может противостоять только поистине всенародное единение. 

III. ВЫВОД: Теперь, спустя много лет, когда война давно миновала, мы можем лишь поражаться той поистине магической силе музыки, способной воодушевить великое множество людей, вдохнуть в них веру  в национальное достоинство и предать колоссальные силы, так необходимые в тяжелейшее военное время.

Для вас, школьников 21 века Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. – это далекое прошлое, но образ созданный музыкой Шостаковича, остается современным и значимым. Он позволяет взглянуть на проявление зла и насилия в мире с точки зрения глубоко художественно-философского обобщения. Симфонию № 7 можно назвать памятью человечества, связанной с трагедией.

IV. Домашнее задание: составить презентацию используя тему «нашествия» Д.Шостаковича

Использованная литература.

  1. «Музыка 8 класс» (учебник Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. М.: Просвещение, 2018г.)
  2. «Уроки музыки» (поурочные разработки Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. М.: Просвещение, 2018г.)
  3. Д\ф «Ленинград Номер 7» https://www.youtube.com/watch?v=wYDiFB_Wh3w
  4. Тема «нашествия» Д. Шостаковича  https://www.youtube.com/watch?v=DhsRFybuwbE
  5. Интернет ресурсы https://rustih.ru/anna-axmatova-pervyj-dalnobojnyj-v-leningrade/