Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца


Автор: Жаркова Ольга Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Мастер-класс

«Развитие музыкально-ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца»

Краткое описание работы: Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах

В качестве рабочей программы используются авторские программы и методики «Музыка и движение»  О.П. Радынова. – М. 2003.«Музыка и движение»С.И. Бекина, Просвещение - 1982. «Музыкально - ритмические движения» Т.Ф Коренева Санкт-Петербург-2003. «Музыкально - ритмические движения» Т. Суворова. Санкт-Петербург -2006. «Ритмическая мозаика» А.И Буренина Санкт-Петербург -2000г.

«Коммуникативные танцы-игры для детей» А.И.Буренина. Санкт-Петербург, 2004.. 

 

Цель: Развитие музыкально- ритмических способностей дошкольников посредством музыки и ритма народного танца, приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

Задачи:

-Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

-Проанализировать методологическую и методическую литературу.

-Познакомить детей с русским народным творчеством: фольклор, песни, танец, костюм.

-Развивать интерес и любовь к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.

-Воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального фольклора.

-Обучить детей элементам русских народных танцев.

- Вырабатывать у детей чувство ритма, ловкость, красивую осанку, умение свободно двигаться;

-Формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе;

-Развитие индивидуальности детей, их способности к импровизации, творчеству, развитие образного мышления.

 

Дошкольный возраст является очень важным периодом становления личности, у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе.

Русские народные танцы для детей имеют большое значение в изучения культуры и традиций собственного народа. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что он является носителем русской народной культуры. И очень важно, чтобы дети воспитывались в национальных традициях.

Народные танцы несут в себе особую энергетику, помогая показать таланты каждого ребенка. Дошкольники очень любят танцевать – это знают все. Желание детей танцевать и моё желание их хорошо и правильно учить – соединились вместе.

Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего результата в приобщении детей к народной культуре с помощью творческого проекта, над которым и в настоящее время продолжаю работать.

_Создаю условия для совместной музыкальной деятельности детей и взрослых (проведение народных праздников, посиделок с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

Реализация ТВОРЧЕСКОГО проекта проходит в три этапа:

1 этап: ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Работа велась в изучение психолого-педагогической и методической литературы с использованием интернет ресурсов по теме проекта.

Изучение современных требований к содержанию и организации фольклорной деятельности дошкольников.

Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца.

Чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.

Создание педагогических условий для реализации проекта.

Разработка консультаций и методических рекомендаций для воспитателей и родителей.

2 этап: ОСНОВНОЙ

На данном этапе на музыкальных занятиях дети знакомятся с движением русской пляски, хороводным, топающим, переменным шагом, шаг с притопом, ковырялочка, присядка, и другие движения.

Работа над танцем проводится на музыкальном занятии через разделы: слушания музыки, развития чувства ритма,слушание музыки сопровождалось иллюстрациями русских народных танцев, костюмов, народных инструментов.

Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения.

Велась очень тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей очень важно воспитать стремление всё делать с полной отдачей сил. Здесь ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец.

3этап  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

По мере отработки разученных движений я объединяю их в танцевальные комбинации, которые могут исполняться не только по одному, но и в парах, и коллективно. На этапе углубленного изучения я старалась развивать умение детей выражать в танце характер музыки и её настроение, воспитывать чувство красоты и культуры движения. Дети учатся танцевать народные парные танцы, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные.

Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Обучение происходит не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях.

Включение музыкального фольклора в программу музыкального обучения детей положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Кроме плясок, разучиваем игры с пением, и потешки с движениями. Развивая чувство ритма у детей, я особое внимание уделяю речевым упражнениям.

Речевое упражнение - это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. Детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки, считалки неотделимы от игр детей и массовых танцев.

Танцевальные, ритмические упражнения используются не только в музыкальной деятельности, но и в режимных моментах дошкольников. Комплексы утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, игрового массажа включают фольклорные зарисовки, опираются на устное народное творчество, что способствует не только укреплению здоровья детей, но и выразительности движений, развитию речи, созданию благоприятного микроклимата.

Неоценимым национальным богатством являются народные игры с пением. С их помощью в интересной и непринужденной форме я успешно решаю поставленные задачи. Я считаю, что игры достигают положительных результатов лишь тогда, когда они исполнят свое главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой, учебным заданием. С помощью игр, я формирую интерес к музыке и пению, развиваю музыкальный слух, память, чувство ритма, чистоту интонирования, а также решаю коррекционные задачи.

Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных верованиях, традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства.

Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Народная фольклорная культура, наследие русского народа, дает нам неограниченные возможности для творчества, фантазии. Ведь если нет какого-либо праздника, его запросто можно придумать и организовать самостоятельно. «Веселая ярмарка»«Посиделки»«Зимний вечер»«Капустник», посиделки с играми, плясками частушками и чаепитием, всевозможные ярмарки и Капустники – все эти праздники не сложно придумать и провести, используя уже знакомый, и новый фольклорный материал.

Для достижения задач по данной теме я использую следующие методы:

1. объяснительно – иллюстративный (художественное слово, фольклор);

2. репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

3. исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

4. метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Но приоритетным остаются методы наглядности и подражания.

Выполнение данных задач возможно при условии следованию следующим принципам:

1. Принцип занимательности (занятия следует проводить в живой, яркой эмоциональной форме, поскольку это повышает у детей интерес, развивает творческие возможности, мышление).

2. Принцип доступности (следует разработать такую форму работы, которая будет понятна ребёнку дошкольного возраста).

3. Принцип последовательности (форма обучения – от простого к сложному).

4. Принцип непрерывности (занятия должны проводиться регулярно).

5. Принцип вариативности (свою работу следует планировать исходя из возможностей детей, уровня их подготовки).

6. Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями, воспитателями, специалистами детского сада).

Моя работа по обучению детей в данном направлении соответствовала трём важным условиям:

• Быть доступной для детей и педагога;

• Быть интересной для них;

• Быть систематической формой обучения;

Главное слушать своё собственное сердце, помогающее правильно понимать детей. Этот метод «сердечной диагностики» и есть самая точная методика и лучшая технология.

Я применяю в практике следующие виды музыкально- ритмических движений:

- упражнения (в том числе и народные);

-танцы, пляски, хороводы (свободные, характерные, сюжетные, парные, танцы с пением);

-игры (сюжетные-инструментальные, несюжетные, игры с пением)

Через танец и игру дети познают прекрасный мир танца, где раскрывают свою эмоциональную сторону, учатся общению, взаимопониманию и доверию. Занятия народным танцем помогают раскрыть не только творческий потенциал, но и внутренний мир ребенка.

Дети учатся красиво танцевать, а также дружить и ценить друг друга. Для девочек занятия народными танцами дают возможность приобрести грацию и красоту, для мальчиков – с раннего возраста приобрести хорошую спортивную осанку, научиться правильному обращению с девочками и быть мужественными, так как учиться танцевать народные танцы – это огромный труд. Обучение народному танцу детей дошкольного возраста совершенствует координацию движений, способствует укреплению мышечного аппарата, развивая те группы мышц, которые мало участвуют в процессе занятий классическим танцем, дает возможность дошкольников овладеть сложностью темпов и ритмов.

Огромное значение в реализации проекта послужило взаимодействие с родителями.

Они и первые помощники, и первые зрители, и первые критики. Их мнение очень важно для меня. Благодаря им у нас появились костюмы к танцам. Конечно же, были определённые трудности и проблемы, часть из которых я старалась решать и которые ещё предстоит решить в дальнейшем.

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. Они стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления о народном быте, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору.

Дети стали лучше петь песни, движения их стали более раскованными, более выразительными. Это способствовало активному участию детей в городских и областных конкурсах.

Результатом наших занятий по обучению народным танцем также стали выступления на утренниках и развлечениях, которого всегда дети ждали с большим нетерпением, ведь танцы – украшение любого праздника. Ребята успешно выступали на таких праздниках, как «Праздник Берёзки»«День матери»«Святки»«Ярмарка»«Масленица». Именно на таких выступлениях ребята учились быть ответственными, дисциплинированными, внимательными. А если зрители – не только ребята, но ещё и любимые родители, то и радость от успеха чувствовалась вдвойне.

Главный критерий в оценке результатов творческих опытов детей для меня_- это не только правильность выполненных заданий, а возник ли у них интерес к этому занятию, стремится ли каждый ребенок к самостоятельной деятельности. В результате проведенной работы, по итогам мониторинга, выявлена положительная динамика в развитии музыкально – ритмических способностей, двигательных навыков, координации движений, и, как следствие, развитие речевых функций у дошкольников. Спасибо за внимание.

 

Методическая литература.

1. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы:/М. Ю. Гоголева; худож. А. А. Селиванов. – Ярославль. Академия развития, 2006. – 120 с.

2. Зимина, А. Н. Народные игры с пением. А. Н. Зимина - Практическое пособие. – М.: «издательство ГНОМ и Д», 2000. – 64 с.

3. Новиковская, О. А. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников. О. А. Новиковская - Санкт-Петербург. КОРОНА принт, 2005.

4. Кацер, О. В., Коротаева, С. А. Музыка. Дети. Здоровье. – Игровая методика развития музыкальных способностей детей. О. В. Кацер, С. А. Коротаева. – 60с.

5. Картушина, М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. М. Ю. Картушина – М.: ТЦ Сфера, 2003. -192 с.

6. Каплунова, И. М., Новоскольцева, И. А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей. И. М. Каплунова, И. А. Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.

7. Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с. 5.