АМО эффективные технологии в музыкальном образовании


Автор: Форманчук Галина Хусейновна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

"АМО эффективные технологии в музыкальном образовании"

Краткое описание работы: По содержанию - это методы представляют упорядоченную систему активных методов, которая строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. Уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственными.

Наши дети – наше будущее, поэтому целями дошкольного образования, которые ставят перед детским садом государство, общество, семья помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Для решения поставленных целей требуются новые отношения, современные педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения и воспитания.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию Технологии активных методов обучения. Что это такое? Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику изучаемой темы непосредственно

–  образовательной деятельности, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию активных методов обучения. Ценность данной технологии состоит в том, что обучающиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле. Причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желание угодить воспитателю или родителям, а в первую очередь собственным интересом.

В технологии АМО можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию - это методы представляют упорядоченную систему активных методов, которая строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы.

В вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельности подходе к обучению, движении и рефлексии.

По структуре – вся непосредственная образовательная деятельность делится на логически связанные фазы и этапы.

 

Фаза 1 Начало непосредственно – образовательной деятельности. Этапы:

  • Инициация (приветствие, знакомство)
  • Вхождение или погружение в тему (определение цели НПО)
    • Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла НПО и формирование безопасной образовательной среды)

 

Фаза 2 Работа над темой.

Этапы:

  • Закрепление изученного материала (обсуждение)
  • Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)
  • Проработка содержания темы (групповая работа обучающихся над темой НПО)

 

Фаза 3 Завершение непосредственно – образовательной деятельности.

Этапы:

  • Эмоциональная разрядка (разминки)
  • Подведения итогов (рефлексия, анализ и оценка НПО)

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия, взаимно дополняющий друг друга. Именно поэтому все используемые активные методы должны соответствовать общей логике, отвечать целям и задачам тематике, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. Для каждого этапа непосредственно – образовательной деятельности используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе подготовки к занятию с использованием АМО необходимо подбирать методы с учетом специфических целей этапов и всей непосредственно – образовательной деятельности. Начинать всегда трудно. Можно начать с одного или двух методов, постепенно включая все больше и больше активных методов, а впоследствии разрабатывая их.

 

Давайте рассмотрим некоторые активные методы на примере.

 

Тема: «Я – бабочка – путешествие в таинственный мир насекомых»

 

Вхождение или погружение в тему

Метод «Ключевые слова»

Цель: Наметить план будущего высказывания в виде списка ключевых слов.

На доску вывешиваются   ключевые слова. Участники прогнозируют, чего они должны достигнуть в конечном результате и что от них ожидает педагог (модератор).

Результат: участники сами формируют задачи занятия и  план изучения темы.

 

Метод «Создание проблемной ситуации»

Цель: стимулировать активность участников мероприятия, мобилизовать их знания. Умения, волевые усилия.

Проведение: Стук в дверь, доставили срочную телеграмму. Прочитать, заострить ситуацию так, чтобы все присутствующие восприняли ее как собственную проблему:

«Помогите! Спасите наш мир! Злая колдунья заколдовала нас! А мы хотим увидеть солнышко. Но, чтобы помочь и попасть к нам, в наш заколдованный мир. Вы должны стать одним из нас». Подпись: «Насекомые».

- Вы хотите помочь насекомым и отправиться в заколдованную страну?

 

Метод выяснения ожиданий и опасений «Гусеницы»

Цель: проследить и увидеть насколько представленная проблема стала личностно значимой для каждого участника.

Необходимые материалы: Пано – цветы с закрытыми бутонами, маленькие бумажные гусеницы трех цветов: красного, желтого и зеленого.

Красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему.

Желтый – я хочу помочь решить проблему, но не знаю как, опасаюсь, что не смогу. Зеленый – я готов решить проблему.

Выберите себе гусеницу и поместите красные внизу в траве, желтые на стебелек цветка, а зеленые на цветок.

Участники, выбравшие красных и желтых гусениц должны быть обязательно в центре внимания педагога.

Метод «Интерактивная лекция»

Скажите, не кажется ли вам, что цветы у нас несколько странные? Эти цветы злая колдунья обратила в вечный сон. Но многие насекомые не могут жить без цветов, поэтому в первую очередь, необходимо разбудить цветы. Но есть условие, чтобы попасть в заколдованный мир, какое? Стать насекомым. Мы будем превращаться в бабочек

Но  прежде чем стать    бабочкой давайте вспомним,   как они выглядят и раскроем их секрет.

Метод «Презентация - Рождение бабочки» Необходимый материал: Компьютер, проектор После просмотра, беседа.

-   В чем же секрет бабочки?

-   Какова их особенность?

 

Метод «Из гусеницы в бабочку»

Цель: Расслабление, снятие внутренней напряженности. Преодоление, трудностей, страхов, проблем.

Необходимый материал: компьютер. (Звучит музыка – «Бабочки» муз. Ф Куперен)

-      Мы очутились в прекрасном саду. Вокруг много красивых цветов. Вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница паука сплести ей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула.

 

Метод «Невидимая связь»

Цель: создание в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.

Отмотать от клубка начало нити, передать клубок другому участнику, тот передает дальше и т.д. После того как все участники оказались связанными одной нитью, поднять руки вверх и посмотреть какой узор получился. Распутать такую паутину может только дружба и доверительные отношения.

Узнала волшебница - весна об этом, и решила помочь гусенице, прикоснулась волшебной палочкой к кокону и гусеница проснулась ото сна. Стала выбираться из кокона, тяжело это, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, она увидела у себя за спиной крылышки похожие на цветы. Посмотрела гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела и опустилась на самый красивый цветок. От этого прикосновения цветы в саду распустились.

 

Во время прослушивания музыки, все участники плетут паутину, вытаскивают бабочку из кокона и расправляют ей крылья. Сажают бабочку на цветок.

 

Дорогие коллеги, проблемы, страхи, сомненья есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди, готовые прийти к вам на помощь.

 

Желаю Вам успехов в освоении и практическом применении технологии АМО!