Автор: Форманчук Галина Хусейновна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические рекомендации
Краткое описание работы: По содержанию - это методы представляют упорядоченную систему активных методов, которая строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности. Уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственными.
Наши дети – наше будущее, поэтому целями дошкольного образования, которые ставят перед детским садом государство, общество, семья помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Для решения поставленных целей требуются новые отношения, современные педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения и воспитания.
Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию Технологии активных методов обучения. Что это такое? Дидактическая цепочка взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных на общую логику изучаемой темы непосредственно
– образовательной деятельности, ведущую к поставленным целям, формирует современную образовательную технологию активных методов обучения. Ценность данной технологии состоит в том, что обучающиеся вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле. Причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желание угодить воспитателю или родителям, а в первую очередь собственным интересом.
В технологии АМО можно выделить две составляющих – структуру и содержание.
По содержанию - это методы представляют упорядоченную систему активных методов, которая строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы.
В вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельности подходе к обучению, движении и рефлексии.
По структуре – вся непосредственная образовательная деятельность делится на логически связанные фазы и этапы.
Фаза 1 Начало непосредственно – образовательной деятельности. Этапы:
Фаза 2 Работа над темой.
Этапы:
Фаза 3 Завершение непосредственно – образовательной деятельности.
Этапы:
Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия, взаимно дополняющий друг друга. Именно поэтому все используемые активные методы должны соответствовать общей логике, отвечать целям и задачам тематике, создавать полноценную и законченную картину процесса обучения. Для каждого этапа непосредственно – образовательной деятельности используются соответствующие активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. В ходе подготовки к занятию с использованием АМО необходимо подбирать методы с учетом специфических целей этапов и всей непосредственно – образовательной деятельности. Начинать всегда трудно. Можно начать с одного или двух методов, постепенно включая все больше и больше активных методов, а впоследствии разрабатывая их.
Давайте рассмотрим некоторые активные методы на примере.
Вхождение или погружение в тему
Цель: Наметить план будущего высказывания в виде списка ключевых слов.
На доску вывешиваются ключевые слова. Участники прогнозируют, чего они должны достигнуть в конечном результате и что от них ожидает педагог (модератор).
Результат: участники сами формируют задачи занятия и план изучения темы.
Цель: стимулировать активность участников мероприятия, мобилизовать их знания. Умения, волевые усилия.
Проведение: Стук в дверь, доставили срочную телеграмму. Прочитать, заострить ситуацию так, чтобы все присутствующие восприняли ее как собственную проблему:
«Помогите! Спасите наш мир! Злая колдунья заколдовала нас! А мы хотим увидеть солнышко. Но, чтобы помочь и попасть к нам, в наш заколдованный мир. Вы должны стать одним из нас». Подпись: «Насекомые».
- Вы хотите помочь насекомым и отправиться в заколдованную страну?
Цель: проследить и увидеть насколько представленная проблема стала личностно значимой для каждого участника.
Необходимые материалы: Пано – цветы с закрытыми бутонами, маленькие бумажные гусеницы трех цветов: красного, желтого и зеленого.
Красный – я боюсь, не могу и не хочу решать проблему.
Желтый – я хочу помочь решить проблему, но не знаю как, опасаюсь, что не смогу. Зеленый – я готов решить проблему.
Выберите себе гусеницу и поместите красные внизу в траве, желтые на стебелек цветка, а зеленые на цветок.
Участники, выбравшие красных и желтых гусениц должны быть обязательно в центре внимания педагога.
Скажите, не кажется ли вам, что цветы у нас несколько странные? Эти цветы злая колдунья обратила в вечный сон. Но многие насекомые не могут жить без цветов, поэтому в первую очередь, необходимо разбудить цветы. Но есть условие, чтобы попасть в заколдованный мир, какое? Стать насекомым. Мы будем превращаться в бабочек
Но прежде чем стать бабочкой давайте вспомним, как они выглядят и раскроем их секрет.
Метод «Презентация - Рождение бабочки» Необходимый материал: Компьютер, проектор После просмотра, беседа.
- В чем же секрет бабочки?
- Какова их особенность?
Цель: Расслабление, снятие внутренней напряженности. Преодоление, трудностей, страхов, проблем.
Необходимый материал: компьютер. (Звучит музыка – «Бабочки» муз. Ф Куперен)
- Мы очутились в прекрасном саду. Вокруг много красивых цветов. Вы маленькая гусеница, мохнатая и зеленая. Никто не хочет дружить с такой мохнашкой. Гусенице грустно, страшно и одиноко. Но она не унывает. Попросила гусеница паука сплести ей покрывало, чтобы она могла скрыться от посторонних глаз. Завернулась гусеница в покрывало раз, завернулась два, завернулась три и заснула.
Цель: создание в группе доверительных отношений и позитивной обстановки.
Отмотать от клубка начало нити, передать клубок другому участнику, тот передает дальше и т.д. После того как все участники оказались связанными одной нитью, поднять руки вверх и посмотреть какой узор получился. Распутать такую паутину может только дружба и доверительные отношения.
Узнала волшебница - весна об этом, и решила помочь гусенице, прикоснулась волшебной палочкой к кокону и гусеница проснулась ото сна. Стала выбираться из кокона, тяжело это, но она смогла выбраться из него. А когда гусеница выбралась из кокона, она увидела у себя за спиной крылышки похожие на цветы. Посмотрела гусеница в капельку воды, а оттуда на нее смотрела прекрасная бабочка. Расправила она крылья и полетела и опустилась на самый красивый цветок. От этого прикосновения цветы в саду распустились.
Во время прослушивания музыки, все участники плетут паутину, вытаскивают бабочку из кокона и расправляют ей крылья. Сажают бабочку на цветок.
Дорогие коллеги, проблемы, страхи, сомненья есть всегда. Но нужно учиться преодолевать их, не боятся трудностей и помнить, что всегда найдутся люди, готовые прийти к вам на помощь.
Желаю Вам успехов в освоении и практическом применении технологии АМО!