Автор: Долгушева Любовь Николаевна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
Краткое описание работы: Дошкольный возраст! Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – неотъемлемая часть культуры государства. Отошли в прошлое многие известные праздники, появились новые, неоднородная информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде всё чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации пропагандируют иностранный уклад жизни. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России, семье. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно – патриотического воспитания детей.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.
В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы.
Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.
Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомление с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно и учим, и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почетном строю вместе со взрослыми, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, а где реальность. Проведение патриотических праздников в МАДОУ – это хорошая, добрая традиция.
Такие мероприятия снимают на видео, чтобы в течении года можно было «оживить» впечатления воспитанников, помочь им еще раз ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям страны. Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить воспитанников из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.
Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:
народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.
Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.
Страшные годы войны отходят все дальше и дальше. С каждым днем все меньше и меньше остается участников и очевидцев этого события. Чтобы молодое поколение не забыло подвиги воинов прошлого века, воспоминания об этих людях и о событиях войны сохранены в кинофильмах, художественных произведениях, в музеях: в личных вещах, солдатских дневниках, которые мы будем читать, изучать, запоминать и гордиться подвигом нашего народа. В нашем дошкольном учреждении воспитание патриотических качеств личности ребенка проходит непосредственно на тематических занятиях и праздниках, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества. Одной из задач которых является формирование у наших воспитанников активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины — к воинам Российской Армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины. Эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, они создают благоприятные условия для формирования у детей мотива (хочу быть таким, как солдат: смелым, сильным, выносливым, ловким). Традиционной формой работы в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников в нашем ДОУ стало мероприятие с участием родителей, педагогов и детей — военно-патриотическая игра «Зарница».
Большое внимание уделяю теме Великой Победе.
На музыкальных занятиях я стараюсь раскрыть детям величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Такие поют песни «Когда ветераны идут на парад», «9Мая», «Праздник Победы» З. Роот, «День Победы» Е. Четверикова, «В День Победы» Г. Реброва.
Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.
Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.
Огромное значение нравственного воспитания детей дошкольного возраста прослеживается при подготовке и проведении таких праздников как: «Международный женский день», «День матери», где дети с теплотой и добротой исполняют песни о бабушке, о сестрички, о маме. В последствии чего формируется любовь к маме, уважения к женщине, к девочки, формируются такие качества как доброта, понимания, сопереживания.
На музыкальных занятиях разучиваем с детьми песни маме. Проводятся праздничные концерты, посвященные Женскому дню 8 Марта, Дню Матери.
Дети делают мамам подарки, рисуют их портреты. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.
В этих песнях звучат любовь и ласка, желание сделать маме приятное. Это и чувство дружелюбия, гордость за свою маму.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Это “Праздник Осени”, зимние и весенние праздники. Ребята так же проявляют себя в мире музыки (танцуют, придумывают движения под музыку, читают стихи, поют песни, обыгрывают экологические сказки и т. д.),
Осенний праздник мы проводили в русском народном жанре: все дети были одеты в русские народные костюмы, пели песни о России, о родной природе, играли в русские народные игры, водили хороводы, читали потешки, загадки, знакомились с народным бытом, утварью , исполняли народные танцы «Ярмарка», «Кадриль», »Прялица».
Заключительным этапом стало выступление на кустовом конкурсе «Задорный наигрыш» в детском саду №3.
Большие возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке.
Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, использовали народные мелодии в своём творчестве.
Народные музыкальные произведения в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе.
Проводим народные праздники: «Масленица широкая», «Коляда пришла» и другие.
Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Использую русские народные инструменты ложки, трещотки, колотушки и др.
Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания хороводов, инсценировок, плясок и т. д.
С богатейшими традициями русского народа мы начинаем знакомить детей с раннего возраста, постепенно переходя от малых форм (потешек, колыбельных, распевок) к крупным – участие в праздниках.
Праздник является одним из существеннейших элементов нашей культуры. Праздник – это настрой на добро и радость. Именно в праздник всем хочется делать что-то приятное друг другу. Это день, наполненный радостью, весельем; радость ребенка, получившего долгожданную игрушку из рук Деда Мороза, радость от встречи с героями любимых сказок. Дети в праздничные дни чувствуют эмоциональный подъем, одновременно создаются условия для выражения радости, хорошего настроения, предоставляются возможности открытого выражения своих чувств. В праздник происходит возвышения и закрепления нравственных чувств, таких как ответственность, коллективизм, сопереживания, добро и зло, милосердия, чувство долга, уважения и т.д.
Подготовка к празднику всегда вызывает у детей интерес. Дети с удовольствием готовят костюмы, разучивают песни, танцы, хороводы участвуют в музыкально-тематических играх. Праздник способствует формированию активной позиции у детей, изучению традиций русского народа.
Понятие патриотизм обширно. Оно включает в себя любовь к родной земле и Отечеству, любовь к малой родине, к своей семье, к детскому саду, улице, на которой вырос. Исходя из этого и имея прямое отношения к подготовки праздников, я строю свою работу поэтапно, сохраняя тематическую связь между этапами и плавно подводя детей к настоящим, реальным событиям нашего времени.
А такой праздник, как «День Защиты детей» проводится совместно со всеми возрастными группами детского сада, что формирует чувство коллективизма, чувство товарищества, взаимовыручки, взаимопомощи.
При подготовке и проведении календарно-тематических праздников в ДОУ, могу уверенно сказать, что праздник одна из эффективных форм нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста!
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. У детей появляется желание быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Дети с удовольствием разучивают танцевальные композиции связанные с этой тематикой. С большим желанием поют песни “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. В играх со своими папами, у детей появляется гордость за своего отца, и стремление быть похожим на него. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме, чтобы раскрыть величие подвига советского солдата, знакомлю их с песнями тех времен и о тех временах, танцы позволяют глубже прочувствовать эту тему через движение. Включаю шумовые и музыкальные эффекты, которые поддерживают ощущение того времени, и глубже проникают в сознание детей.
От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. На утренниках они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Очень верно подметил русский писатель : «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери».
Наши дети любят выступать перед жителями города, перед людьми, которые любят музыку, танцы и песни. Эти выступления зажигают маленькие искорки творчества у наших воспитанников, где дети учатся сотрудничать со своими товарищами, сопереживать и помогать им. Пример: выступление детей перед ветеранами АЭС ,организация »Милосердие».
В заключении хочется отметить, что музыка прочно входит в быт детей и занимает значительное место в их жизни, а также играет важную роль в решение задач нравственно-патриотического воспитания.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
Нравственно-патриотическое воспитание - Это и знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город.… Мы говорим детям, что наш город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотические чувства дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стремлюсь использовать на занятиях музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении, раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.
Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
Исходя из этого, в работе с детьми я добиваюсь, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.