Автор: Ефремова Наталья Александровна
Руководитель:
Должность руководителя:
Место работы руководителя:
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
Ссылка на файлообменник: efremova-natalya-82@mail.ru
Краткое описание работы: В данной статье рассматриваются музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, с точки зрения их влияния на развитие музыкальной культуры детей посредством игры, как основного вида деятельности и способа познания ребенка дошкольного возраста.
Роль дидактических игр в музыкальном развитии ребенка.
Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерность процесса обучения, т.е. общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это игры, предназначенные для обучения.
Маленький ребёнок уже в маленьком возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами, разными звуками и получает сведения об их особенностях и качествах. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают не точны, неупорядоченно. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему и используют дидактическую игру.
Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель музыкально-дидактических игр - учить детей, тренировать и развивать их музыкальные способности.
Поскольку в дидактических играх задачи музыкального воспитания сочетаются с деятельностью наиболее естественной и подходят для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Содержание музыкально-дидактической игры - это всегда осуществление какой-либо задачи. Выполнение правил способствует воспитанию чувства лада, тембрового, звуковысотного и ритмического слуха.
Например: задачей музыкально-дидактической игры «Весёлые матрёшки» является определением звуков по высоте. В игре «Лесная прогулка» дети учатся различать тембр музыкальных инструментов. Некоторые дидактические игры, например, «Весело, грустно, спокойно..» совершенствуют слух детей, учат различать спокойную и бодрую мелодию, танцевальные мелодии. Другие помогают различать длительность звуков, темп музыки. Третьи совершенствуют слуховое восприятие ребёнка и т.д.
Музыкально-дидактическую игру, следовательно, можно использовать довольно широко. Однако нельзя утверждать, что дидактические игры являются специальным средством воспитания детей только 3-6 лет. Напротив, народная практика, признающая целесообразность и действенность этого воспитательного средства, отодвигает его использования на гораздо более низкую возрастную ступень, почти до стадии грудного возраста. Ведь ребёнок относительно рано начинает знакомится с первыми играми, которые носят обучающий характер. Такие игры, как «Спать – отдыхать», «Кошки-мышки» (тихо -громко), мы можем по праву включить в категорию музыкально-дидактических игр. Ведь мы знаем множество игр, в которые с удовольствием играют и взрослые и дети.
Правда, в детском саду музыкально-дидактическая игра выполняет иную задачу, чем в жизни детей ясельного возраста и взрослых детей: мы включаем её планомерно в работу с детьми и поэтому она становится обязательным звеном в системе воспитания и обучения.
Виды музыкально-дидактических игр.
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1)Спокойное музицирование, слушание. .
2)Подвижные игры с элементами соревнования;
3)Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Второй вид игр характеризуется динамикой действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. sanitized_by_modx& #39Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятии.
Характерные особенности музыкально-дидактических игр.
Для того чтобы музыкально-дидактическая игра выполняла свои функции и назначение, она должна иметь специальную структуру. Если бы у неё не было этой точной структуры, она не была бы дидактической игрой, утратила бы свой специфический характер.
Структура музыкально-дидактической игры включает: 1 - задачу, 2 – действие, 3 – правило, 4 – результат игры.
1 Задача. В каждой музыкально-дидактической игре имеется точно установленная задача, которой подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.
Очень часто задача игры бывает выражена в самом её названии. Так, например, в музыкально-дидактической игре для младших детей «Весело, грустно, спокойно… », «Узнай, какой инструмент звучит», названием выражается весь смысл игры.
Задачи музыкально-дидактических игр можно свести в основном к нескольким задачам:
а) различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);
б) различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песен и наоборот);
в) различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав как он играет);
д) различать силу звучания, темп;
е) различать характер произведения;
ж) различать жанр музыкального произведения.
При проведении музыкально-дидактических игр важно помнить, что игры в каждом случае должны соответствовать возрастным особенностям детей. Они должны возбуждать у них интерес, привлекать их внимание.
2 Действие – самая существенная часть музыкально-дидактической игры. Без деятельности осуществление цели игры было бы сухим, дидактизированным, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действие в игре мы вообще бы не смогли говорить об игре. Игра по словарю обозначает - развлечение. Игра – основная форма жизни дошкольника, она формирует личность ребёнка, в игре ребёнок действует, у него есть роль. Мы ( педагоги, родители) – соучастники, играем на ровне с детьми. Вид игры должен вызывать у детей желание играть в неё. Ребёнка легче заинтересовать, если он будет с предметами, привлекательными по своему оформлению. Особенно в группах младшего возраста важно использовать побольше игрушек, персонажей, т.к. в этом возрасте главное – образ (слово – трудно). Игры разработаны в соответствии с основным дидактическим принципом - принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.
В упражнениях и играх используются песни и небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука. Упражнения и игры дают лучший результат в формировании восприятия основных свойств музыкального звука, если они будут предложены детям в занимательной форме.
Основное игровое действие – загадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребёнку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем выполнить игровое задание.
Основные правила игры:
1. Не мешать товарищу отвечать;
2. Не подсказывать ему;
3. Класть карточку только на определённое место.
Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.
В музыкальном воспитании дошкольников широко применяются наглядные пособия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивая его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Пособия служат прежде всего учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т.д.
Однако между пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально – игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые надо соблюдать.
Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой музыкально – дидактической игре задачи выполняются действием, которое определяет и организует поведение каждого ребёнка.
В музыкально – дидактической игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень разнообразной, но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям:
а) обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры;
б) быть занимательной и увлекательной вплоть до окончания игры.
3 Правила являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней большое место, что часто музыкально – дидактические игры по праву называют играми с правилами.
Правила подчиняются задачам игры. Они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была направлена на выполнение задания в игре. Они определяют, как ребёнок должен вести себя во время игры, и что он может, и что не должен делать.
4 Результат игры. Каждая музыкально – дидактическая игра имеет определённый конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.
Заключения
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.