Роль дидактических игр в музыкальном развитии ребенка.


Автор: Ефремова Наталья Александровна

Руководитель:

Должность руководителя:

Место работы руководителя:

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Ссылка на файлообменник: efremova-natalya-82@mail.ru

Роль дидактических игр в музыкальном развитии ребенка.

Краткое описание работы: В данной статье рассматриваются музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста, с точки зрения их влияния на развитие музыкальной культуры детей посредством игры, как основного вида деятельности и способа познания ребенка дошкольного возраста.

Роль дидактических игр в музыкальном развитии ребенка.

Дидактикой называется теория обучения, исследующая закономерность процесса обучения, т.е. общие законы обучения всем предметам. Под дидактической игрой мы подразумеваем такую деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки. Дидактические игры, следовательно, это  игры, предназначенные  для обучения.

Маленький ребёнок уже в маленьком возрасте знакомится с окружающей средой. Он сталкивается с людьми, с животными, с разными предметами, разными звуками и получает сведения об  их особенностях и качествах. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания, как правило, бывают не точны,  неупорядоченно.  Для  уточнения, закрепления и приведения знаний в систему и  используют дидактическую игру.

Музыкально-дидактические игры по сравнению с другими имеют одну характерную особенность: цель  музыкально-дидактических игр - учить детей, тренировать и развивать их музыкальные способности.

Поскольку в дидактических играх задачи музыкального воспитания сочетаются с деятельностью наиболее естественной и подходят для детей, они являются эффективным средством обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание музыкально-дидактической игры  - это всегда осуществление какой-либо задачи. Выполнение правил способствует воспитанию чувства лада, тембрового, звуковысотного и ритмического слуха.

Например: задачей музыкально-дидактической игры «Весёлые матрёшки» является определением звуков по высоте. В игре «Лесная прогулка» дети учатся различать тембр музыкальных инструментов. Некоторые  дидактические игры, например, «Весело, грустно, спокойно..» совершенствуют слух детей, учат различать спокойную и бодрую мелодию, танцевальные мелодии.  Другие помогают различать длительность звуков, темп музыки. Третьи совершенствуют слуховое восприятие ребёнка и т.д.

Музыкально-дидактическую игру, следовательно, можно использовать довольно широко. Однако нельзя утверждать, что дидактические игры являются специальным средством воспитания детей только 3-6 лет. Напротив, народная практика, признающая целесообразность и действенность этого воспитательного средства, отодвигает его использования на гораздо более низкую возрастную ступень, почти до стадии грудного возраста. Ведь ребёнок относительно рано начинает  знакомится  с первыми играми, которые носят обучающий характер. Такие игры, как «Спать – отдыхать», «Кошки-мышки»   (тихо -громко), мы можем по праву включить в категорию  музыкально-дидактических игр.  Ведь мы знаем множество игр, в которые с удовольствием играют и взрослые и дети.  

Правда, в детском саду музыкально-дидактическая игра выполняет иную задачу, чем в жизни детей ясельного возраста и взрослых детей: мы включаем её планомерно в работу с детьми и поэтому она становится обязательным звеном в системе воспитания и обучения.

Виды музыкально-дидактических  игр.

В зависимости  от дидактической задачи и развертывания  игровых действий музыкально-дидактические игры принято подразделять на три вида:
1)Спокойное музицирование, слушание. .
2)Подвижные игры с элементами соревнования;
3)Игры, построенные по типу хороводных.

   В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

   Второй вид игр характеризуется динамикой действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. sanitized_by_modx& #39Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

    В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятии.
  

 Характерные особенности  музыкально-дидактических игр.

Для того чтобы музыкально-дидактическая  игра выполняла свои функции и назначение, она должна иметь специальную структуру. Если бы у неё не было  этой точной структуры, она не была бы дидактической игрой, утратила бы свой специфический характер.

Структура музыкально-дидактической  игры включает: 1 - задачу, 2 – действие, 3 – правило, 4 – результат игры.

1 Задача. В каждой музыкально-дидактической  игре имеется точно установленная задача, которой подчинена собственно дидактической цели. Задача в игре составляет учебное содержание игры, она возбуждает интерес детей, активизирует их внимание, обогащает новыми знаниями.

Очень часто задача игры бывает выражена в самом её названии. Так, например, в музыкально-дидактической  игре для младших детей «Весело, грустно, спокойно… », «Узнай, какой инструмент звучит», названием выражается весь смысл игры.

Задачи музыкально-дидактических  игр можно свести в  основном к нескольким задачам:

а)  различать звуки по высоте (задание усложняется в соответствии с возрастом детей);                                                                                                  

б)  различать длительность звуков (дети по ритмическому рисунку определяют название песен и наоборот);                                                      

 в)  различать тембр музыкальных инструментов (дети угадывают инструмент, прослушав как он играет);                                                          

 д)  различать силу звучания, темп;                                                                      

 е)  различать характер произведения;                                                                  

 ж) различать жанр музыкального произведения.

      При проведении музыкально-дидактических  игр важно помнить, что игры в каждом случае должны соответствовать возрастным особенностям детей. Они должны возбуждать у них интерес, привлекать их внимание.

       2  Действие – самая существенная часть музыкально-дидактической  игры. Без деятельности осуществление цели игры было бы сухим, дидактизированным, оно скорее отпугивало бы детей, чем привлекало их. Без действие в игре мы вообще бы не смогли говорить об игре. Игра по словарю обозначает - развлечение. Игра – основная форма жизни дошкольника, она формирует личность ребёнка, в игре ребёнок действует, у него есть роль.    Мы ( педагоги, родители) – соучастники, играем на ровне с детьми. Вид игры должен вызывать у детей желание играть в неё. Ребёнка легче заинтересовать, если он будет с предметами, привлекательными по своему оформлению. Особенно в группах младшего возраста важно использовать побольше игрушек, персонажей, т.к. в этом возрасте главное – образ (слово – трудно).                    Игры разработаны в соответствии с основным дидактическим  принципом -  принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно – образное мышление детей дошкольного возраста.

    В упражнениях и играх используются песни и небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое – либо одно свойство музыкального звука. Упражнения и игры дают лучший результат в формировании восприятия основных свойств музыкального звука, если они будут предложены детям в занимательной форме.

Основное игровое действие – загадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребёнку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем выполнить игровое задание.    

Основные правила игры:

1.                Не мешать товарищу отвечать;

2.                Не подсказывать ему;

3.                Класть карточку только на определённое место.

Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно.

В музыкальном воспитании дошкольников широко применяются наглядные пособия. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивая его самостоятельную музыкальную деятельность, которая приобретает творческий характер. Пособия служат прежде всего учебным целям, развивают у детей представление о высоте и длительности музыкальных звуков, умение понимать характер разных музыкальных произведений и т.д.

Однако между пособиями и играми есть существенное различие. Оно состоит в том, что музыкально –  игра (как и любая другая) имеет свой игровой сюжет, игровое действие, правила, которые надо соблюдать.

Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой  музыкально – дидактической игре задачи выполняются действием, которое определяет и организует поведение каждого ребёнка.

В музыкально – дидактической  игре деятельность точно определена и ясно обозначена. Она может быть очень разнообразной, но при этом в интересах успешного решения задачи должна отвечать двум основным условиям:

  а) обязательно подчиняться задаче и, таким образом, выполнять учебную цель игры;

  б) быть занимательной и увлекательной вплоть до окончания игры.

 Правила  являются необходимой частью дидактической игры и занимают в ней большое место, что часто музыкально – дидактические  игры  по праву называют играми с правилами.

Правила подчиняются задачам игры. Они раскрывают и организуют деятельность так, чтобы она наверняка была направлена на выполнение задания в игре. Они определяют, как ребёнок должен вести себя во время игры, и что он может, и что не должен делать.

4  Результат игры. Каждая музыкально – дидактическая игра имеет определённый конец. Результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

Заключения

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.