Результат - в мелочах и атмосфере


Автор: Головина Юлия Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Результат- в мелочах и атмосфере

Краткое описание работы: Любая мелочь для ребенка-это очередная ступень к умению получать радость от процесса и высокому результату

Начинается день, открывается класс, здесь все, как обычно: много света, привычные вещи, фортепиано, расчехленное и готовое к работе, скоро подойдут те, кто заполняет комнату атмосферой и жизнью даже в те минуты, когда она пуста. Рисунки, поделки, забытая кошечка или кукла, фломастеры на столе, тетрапак с недопитым соком - все говорит о том, что здесь обитают самые важные люди на свете - дети. По каким-то своим тайным причинам они выбрали именно это место для своих занятий, и даже, если это выбор мамы с папой, учебный класс всегда должен быть для ученика территорией покоя, стабильности и новых побед. Здесь ребенок учится с удовольствием работать, искать вдохновение и конструктивно бороться с трудностями.

Именно с того, каким класс в начале рабочего дня встречает ребенка, или он завершает(продолжает) свой день, начинается жизненная история будущего взрослого.

Первое сентября, День учителя, Новый год, 8 Марта - все эти даты для педагога поток поздравлений и подарков от семей учащихся. И самые важные из них те, что сделаны руками учеников, а их бывает немало - рисунки, поделки, стихи, и все это в первую очередь должно получить самую искреннюю похвалу со стороны педагога - не поленитесь, оформите красиво работы, внесите штрихи, если нужно, развесьте по стенам (либо отведите специальное место в кабинете). Даже самому колючему подростку будет приятно увидеть, что его труд оценен, даже если он не покажет этого, некие флюиды пробегут между ним и учителем, и это будут те самые нити, которые немножечко крепче свяжут два таких разных полюса - учитель и ученик. Ну а для тех, кто помладше, ваше внимание будет дополнительным источником радости. Да и мамы-бабушки быстрее примут, начнут доверять и помогать во всем педагогу, который с таким вниманием ценит его ребенка.

Создайте в классе уютную домашнюю атмосферу, пусть в нем будет все необходимое - от влажных салфеток, футляров для хранения сменной обуви до удобных стульев, подставок для ног малышам, мягких ковриков на пол (если занятия предполагаются и на полу), учтите специфику ваших занятий и создайте комфорт, это не сложно. Обычно родители с удовольствием помогают в обустройстве класса и уходом за этим скарбом (стирка, обновление и т.д.). Дети с радостью помогут родителям (если речь идет о тех, кто помладше, а старшеклассники и сами могут сделать что-то своими руками), и, самое главное, сидеть на коврике, сделанном бабушкой, или связанном самостоятельно - ой насколько уютнее. А теперь логично-обратиться к вопросу о заботе и ответственности, т.к. за всеми этими милыми и уютными вещицами нужно следить. То, что в класс принес  ребенок - априори будет находиться под неусыпной заботой хозяина, это некая частица мира его семьи, его самого. Не позволит ребенок никому посягать, а тем более портить то, над чем он сам, или вместе с мамой потрудился, возможно, ни один вечер. И с этого момента начинается воспитание важного качества в жизни ребенка - чувства собственного уважения и достоинства. Оберегая свое, понимая, что это не просто вещь, а некий труд, ребенок скорее поймет, что и труд других так же важен. Но даже если он попытается  посягнуть на чужую работу (испортить, посмеяться, проявить другое деструктивное действие), почти наверняка получит отпор, и здесь задача педагога объяснить, что все, созданное трудом - уникально и достойно уважения, а также показать на собственном примере (те самые выставки детских работ-от каракулей-рисунков до действительно мастерски исполненных ), как важна для нас любая попытка ребенка к созиданию.

А это уже другая история, которая так логично вытекает из маленького зернышка - уютный кабинет. Умение уважать труд других, вкладываться самому в общее дело, ценить хорошее отношение и веру в себя - все это закладывает уверенности в собственные силы и умение адекватно оцениь свое место в любом коллективе и границы своих возможностей и поступков в любой ситуации (насколько я могу быть полезен, в какой момент нужно понять, что есть и другие, и любую работу можно распределить и т.д.). Те самые банальные выставки детских работ вызывают желание тоже внести свою лепту, добровольно, искренне. Здесь главное вовремя поощрить и придумать интересную форму с творческими заданиями, и обязательно это должно быть семейное творчество, и направить его для улучшения качества учебного процесса (создание дидактического материала, реквизита для спектаклей, танцевальных постановок, школьных мероприятий и т.д.). Как показывает опыт, родители с большим удовольствием откликаются на подобные мероприятия, педагогу же нужно впоследствии продемонстрировать важность семейной помощи, все результаты продемонстрировать публично, показать их «нужность». Мама-папам приятно, что их труд оценен, детям же очень важно увидеть момент высокой оценки их родителей, понять, насколько они уважаемы и ценны, почувствовать и свой вклад в повышение авторитета родителя, именно так постепенно зарождается чувство ответственности. В первую очередь за себя. Я-это частичка маленького социума (семьи), и от моего поступка зависит этот социум, будет ли он продуктивен и успешен, полюбят ли его окружающие (ведь для ребенка очень важно, чтобы его близких любили и ценили, дети очень страдают, когда в коллективе не любят его маму, или не принимают папу, он страдает от этого), либо пойдет другим путем. Так рождается та самая «правильная» мотивация, которая дает возможность во взрослой жизни получать удовольствие от любого дела, которое выберет для жизни нынешний малыш. Ощущая себя частичкой живого организма, где есть он со своим миром, который нужно ценить, защищать при необходимости и дарить другим лучшие его моменты, детские воспоминания, он учится принимать, другие миры, считаться с ними, принимать лучшее оттуда и использовать для себя. Ребенок, который пришел утром, сонный, или поле школы, уставший, в чистый уютный класс, где все окутано аурой его творчества, а также его друзей-коллег, где уважают любые попытки каждого  сделать хорошо, где бережное отношение к вещам, сделанным  своими руками с любовью, цветам, которые живые, и о них нужно заботиться, друг к другу, потому что если уж коврик, связанный бабушкой, нуждается в стирке иногда, и разорвать его нельзя, потому что в него вложен человеческий труд, то тем более ни в коем случае нельзя причинять вред человеку, всегда будет понимать, что любое его действие найдет отклик в этом мире. И, надеюсь, будет стремиться к тому, чтобы отклик был звонким, жизнеутверждающим и счастливым. Начинайте с малого, обустройте рабочее место с любовью и заботой…