Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальном занятии и в подготовке праздничных утренников"


Автор: Гусейнова Лариса Сергеевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Беседа

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Роль воспитателя на музыкальном занятии и в подготовке праздничных утренников»

Краткое описание работы: Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмоций, движений, дает детям радость, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями. Музыка доставляет удовольствие даже 3х-4х месячному младенцу: пение, звуки легкой, спокойной музыки вызывает у младенца сначала сосредоточенность, а затем улыбку. Чем старше дети, тем ярче и богаче положительные эмоции, вызываемые музыкой. Дошкольное детство – наиболее оптимальная пора для приобщения ребенка к миру прекрасного. Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его нравственного облика, уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольников. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагог должен понимать ее значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни, подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребенка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно - воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведет музыкальный руководитель. Но даже если в детском саду имеется музыкальный руководитель, с воспитателя не снимается ответственность за проведение музыкального воспитания в группе, с которой он работает. Потому что как бы ни была высока педагогическая квалификация музыкального руководителя, ни одна из основных задач музыкального воспитания не может быть удовлетворительно разрешена, если с детьми поют, играют и танцуют только на музыкальных занятиях. Если полученная информация от музыкального руководителя не подкрепляется в группе или дома, то она быстро забывается, в силу возрастных особенностей детей и плохо усваивается. Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до другого с детьми в группе периодически повторялся музыкальный материал, полученный в музыкальном зале. Нам музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя. Как же проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель. Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы, вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку и делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать. Что же конкретно должен делать воспитатель в ходе типового фронтального занятия? В первой части занятия велика его роль в процессе разучивания новых движений. Он участвует в показе всех видов упражнений, наряду с музыкальным руководителем, что позволяет детям одновременно развивать свое зрительное и слуховое восприятие. Поскольку воспитатель не сидит за инструментом и видит всех детей, он может по ходу действия давать соответствующие указания и делать замечания. Воспитатель должен показывать точные, четкие и красивые образцы движений во всех видах упражнений, за исключением образных, так как эти упражнения направлены на развитие творческой активности детей. Во второй части занятия при слушании музыки воспитатель в основном пассивен. Главным образом, воспитатель на личном примере показывает детям, как надо слушать музыку, следит за дисциплиной. и по необходимости, когда это нужно делает замечания. Беседу по музыкальному произведению проводит музыкальный руководитель. Во время разучивания новой песни воспитатель поет вместе с детьми, показывая правильную артикуляцию и произношение, одновременно следит, все ли дети активны, правильно ли они передают мелодию, выговаривают слова. На третьем этапе разучивания (5-6 занятиях), когда дети уже выразительно исполняют песню, воспитатель уже не поет, так как задачей этого этапа является самостоятельное эмоционально-выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение составляет пение песен с детьми младших групп, где не сформирован опыт хоровой деятельности и помощь взрослого необходима. При разучивании с детьми несюжетных игр, воспитатель может включиться при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. Наблюдая игру детей, воспитатель помогает музыкальному руководителю советом – подсказывает, что еще не получается, какие движения следует разучить для дальнейшего совершенствования. С малышами воспитатель играет на всех этапах разучивания игры. В плясках- импровизациях, проводимых с детьми старшего возраста, воспитатель не участвует, поскольку они проводятся в целях развития творческой инициативы детей. В заключительной части занятия воспитатель обычно активно не участвуют, так как оценку занятия дает музыкальный руководитель. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю - оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии . А теперь перейдем к организационным вопросам, касающимся музыкального занятия, которые необходимо знать как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Итак: • Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину, не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность. • На музыкальное занятие дети должны быть опрятно одетыми, на ногах удобная фиксированная обувь у младших и чешки у старших детей • На занятие приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие. • Начиная со средней группы детей необходимо строить по росту, чередуя мальчика и девочку. • Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал. Помогать следить за дисциплиной. • Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, следя за правильным их выполнением, участвовать в дидактических и пальчиковых играх, петь песни. Помогать и закреплять движения с отстающими детьми. • Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю. • В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии. • Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности. • Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов. • Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным. Рассмотрим еще одну важную форму музыкально-эстетического воспитания детей – праздничный утренник, который включает в себя практически все виды творческой деятельности детей и педагогического коллектива. Утренник является частью всей воспитательной работы, проводимой в детском саду. Здесь осуществляются задачи нравственного, умственного, физического и эстетического воспитания. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья единого педагогического процесса. Деятельность воспитателя на утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего. Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в органическое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большей степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность исполняемой программы. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов, во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен знать сценарий, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей. На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Очень оживляет речь ведущего уместная шутка, вопрос к детям, к воспитателям. Успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов. Второй воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы ( подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы) Итак: • На праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.. • Перед утренником в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, включить соответствующую музыку, повесить красочные приглашения на праздник для родителей, гостей. • Воспитателям необходимо быть нарядными, встречать детей в приподнятом настроении. • Не следует давать стихи на «дом», так как родители просто заучивают текст, и не работают над выразительностью. • Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, эмоциональность детей. • На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. • Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом. • Поддерживать доброжелательную обстановку на празднике. • Вести себя корректно. • По окончании праздника воспитателям нужно собрать всех детей и организованно выйти из зала Хотелось бы сказать, что праздник – это прежде всего, показательное выступление наших детей и нас в том числе, поэтому относитесь к нему с большой ответственностью. И тогда все у нас получится! И напоследок : в вопросе о роли воспитателя в музыкальном деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в деле музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей - не нужно проводить четкой грани - это должен делать воспитатель, а это - обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

                            Влияние  музыки  в  развитии  творческой  деятельности  детей  очень  велико.  Музыка  вызывает  у  детей  эмоциональный  отклик  раньше  других  видов  искусства.  Музыкальное  воспитание  способствует  развитию  речи,  эмоций,  движений,  дает  детям  радость,  побуждает  к  активности,  обогащает  яркими  художественными  впечатлениями.  Музыка  доставляет  удовольствие  даже  3х-4х  месячному  младенцу:  пение,  звуки  легкой,  спокойной  музыки  вызывает  у  младенца  сначала  сосредоточенность,  а  затем  улыбку.  Чем  старше  дети,  тем  ярче и  богаче  положительные  эмоции,  вызываемые  музыкой. 

                          Дошкольное  детство – наиболее  оптимальная  пора  для  приобщения  ребенка  к  миру  прекрасного.  Огромное  значение  в  связи с  этим  приобретает  личность  воспитателя.   От  его  нравственного  облика,  уровня  знаний,  профессионального  мастерства  и  опыта  зависит  конечный  результат  воспитания  дошкольников.

                          Воспитывая  ребенка  средствами  музыки,  педагог  должен  понимать  ее  значение  для  всестороннего  развития  личности  и  быть  её  активным  проводником  в  жизнь  детей.  Очень  хорошо,  когда  дети  в  свободные  часы  водят  хороводы,  поют  песни,  подбирают  мелодии  на  металлофоне.  Музыка  должна  пронизывать  многие  стороны  жизни  ребенка.  Направлять  процесс  музыкального  воспитания  в  нужное  русло  может  лишь  тот,  кто  неотрывно  работает  с  детьми,  а  именно  -  воспитатель.  Но  для  этого  воспитатель  должен  иметь  необходимые  знания  в  области  музыки.  В  дошкольных  средних  и  высших  учебных  заведениях  будущие  воспитатели  получают широкую  музыкальную  подготовку:  учатся  играть  на  инструменте,  петь,  танцевать,  овладевают  методикой  музыкального  воспитания.  

                         В  детском  саду  работу  по  повышению  уровня  музыкальных  знаний,  развитию  музыкального  опыта  коллектива  педагогов  ведет  музыкальный  руководитель.   Но  даже  если  в  детском  саду  имеется  музыкальный  руководитель,   с  воспитателя  не  снимается  ответственность  за  проведение  музыкального  воспитания  в  группе,  с  которой  он  работает. Потому  что  как  бы  ни  была  высока  педагогическая  квалификация  музыкального  руководителя,  ни  одна  из  основных  задач  музыкального  воспитания  не  может  быть  удовлетворительно    разрешена,  если  с  детьми  поют,  играют  и  танцуют  только  на  музыкальных  занятиях.  Если  полученная  информация  от  музыкального руководителя  не  подкрепляется  в  группе  или  дома,  то  она  быстро  забывается,  в  силу  возрастных  особенностей  детей  и  плохо   усваивается.  Поэтому  очень  важно,  чтобы  от  одного  занятия  до  другого  с  детьми  в  группе  периодически  повторялся    музыкальный  материал, полученный  в  музыкальном  зале.

                        Нам  музыкальным  руководителям,  хотелось  бы  видеть  заинтересованность  воспитателей  в  процессе  занятия.  Когда  ребенок  видит,  что  воспитатель  с  интересом выполняет  все  задания,  то  сам  включается  в  процесс  с  ещё  большим  вдохновением.  Ведь  воспитатель  для    него  абсолютный  авторитет,  и  что  бы  не  происходило  на  занятии,  ребенок  будет  постоянно  ориентироваться  на  воспитателя. 

                         Как  же  проявляется  заинтересованность  воспитателя  на  музыкальном  занятии?  Прежде  всего,  воспитателю  необходимо  понять,  что  на  музыкальном  занятии  он  такой  же  участник,  как  и  дети,  а  не  надзиратель.  Представьте,  что  вы  ребенок,  вам  все  интересно,  и  вы,  вместе  с  детьми  весело  поете  песни,  задорно  танцуете,  вдумчиво  слушаете  музыку  и  делаете  это  не  как  повинность,  а  с  душой,  но  не  забываете,  что  идет  педагогический  процесс,  который  необходимо  контролировать.

                            Что  же  конкретно  должен  делать  воспитатель  в  ходе  типового  фронтального  занятия?   

                            В  первой  части  занятия  велика  его  роль  в  процессе  разучивания  новых  движений.  Он  участвует  в  показе  всех  видов  упражнений,  наряду  с  музыкальным  руководителем,  что  позволяет  детям  одновременно  развивать  свое  зрительное  и  слуховое  восприятие.  Поскольку  воспитатель  не  сидит  за  инструментом  и  видит  всех  детей,  он  может  по  ходу  действия  давать  соответствующие  указания  и  делать  замечания.   Воспитатель  должен  показывать  точные,  четкие  и  красивые  образцы  движений  во  всех видах  упражнений,  за  исключением  образных,  так  как  эти  упражнения  направлены  на  развитие  творческой  активности  детей.

                            Во  второй  части  занятия  при  слушании  музыки  воспитатель  в  основном  пассивен.  Главным  образом,  воспитатель  на  личном примере  показывает  детям,  как  надо  слушать  музыку,   следит  за  дисциплиной.    и  по  необходимости,  когда  это  нужно  делает  замечания.   Беседу  по  музыкальному  произведению  проводит  музыкальный  руководитель.

                            Во  время    разучивания  новой  песни  воспитатель    поет  вместе  с  детьми,  показывая  правильную  артикуляцию  и  произношение,  одновременно  следит,  все  ли  дети  активны,  правильно  ли  они  передают  мелодию,  выговаривают  слова.

                             На  третьем  этапе  разучивания  (5-6 занятиях),  когда  дети  уже  выразительно  исполняют  песню,  воспитатель  уже  не  поет,  так  как  задачей  этого  этапа  является  самостоятельное  эмоционально-выразительное  пение  без  поддержки  голоса  взрослого.  Исключение  составляет    пение  песен  с  детьми  младших  групп,  где  не  сформирован  опыт  хоровой  деятельности  и  помощь  взрослого  необходима. 

                            При  разучивании  с  детьми  несюжетных  игр,  воспитатель  может  включиться    при  первом  её  исполнении  или  тогда,  когда  игра  требует  равного  количества  пар  детей.   Наблюдая игру   детей,  воспитатель  помогает  музыкальному  руководителю   советом – подсказывает,  что  еще  не  получается,  какие  движения  следует  разучить  для  дальнейшего  совершенствования.   С  малышами  воспитатель  играет  на  всех  этапах  разучивания  игры.

                             В  плясках- импровизациях,  проводимых  с  детьми  старшего  возраста,  воспитатель  не  участвует,  поскольку  они  проводятся  в  целях  развития  творческой  инициативы  детей.

                              В  заключительной  части  занятия  воспитатель  обычно  активно  не  участвуют,  так  как  оценку  занятия  дает  музыкальный  руководитель.

                           Чем  младше  дети,  тем  активнее  приходится    быть  воспитателю -  оказывать  помощь  каждому  ребенку,  следить,  чтобы  дети  не  отвлекались,  были  внимательными,  наблюдать,   кто  и  как  проявляет  себя  на  занятии .

                    А  теперь  перейдем  к  организационным  вопросам,  касающимся  музыкального  занятия,  которые  необходимо  знать  как  начинающим  педагогам,  так  и  педагогам  со  стажем.  

Итак: 

·        Перед  занятием  необходимо  соблюдать  музыкальную  тишину,  не  включать  магнитофон,  так  как  у  детей  нарушается  слуховое  восприятие  и  сосредоточенность.

·        На  музыкальное  занятие  дети  должны  быть  опрятно  одетыми,  на  ногах  удобная  фиксированная  обувь   у  младших  и  чешки  у  старших  детей

·        На  занятие  приходить  за  2-3  минуты  до  начала,  чтобы  построиться  и  настроить  детей  на  занятие.

·        Начиная  со  средней  группы  детей  необходимо  строить   по  росту,  чередуя  мальчика  и  девочку.

·        Во  время  занятия  желательно  не  покидать  зал,  чтобы  не  пропустить  какой-либо  материал.  Помогать  следить  за  дисциплиной.

·        Выполнять  вместе  с  детьми  упражнения,  движения  танцев,  следя  за  правильным  их   выполнением,  участвовать    в   дидактических  и  пальчиковых  играх,  петь  песни.  Помогать  и  закреплять  движения  с  отстающими  детьми.

·        Знать  музыкальный  репертуар  своей  группы, быть  активным  помощником  музыкальному  руководителю.

·        В  свободной  деятельности  закреплять  материал,  полученный  на  занятии.

·        Использовать  имеющиеся  у  детей  музыкальные  умения  и  навыки  на  занятиях  по  другим  видам  деятельности. 

·        Включать  музыкальное  сопровождение  в  организацию  занятий  и  режимных  моментов.

·        Быть  артистичным,  изобретательным,  эмоционально  мобильным.

                       Рассмотрим  еще  одну  важную  форму  музыкально-эстетического  воспитания  детей – праздничный  утренник,  который  включает  в  себя  практически  все  виды  творческой  деятельности  детей  и  педагогического  коллектива.  Утренник  является  частью  всей  воспитательной  работы,  проводимой  в  детском  саду.  Здесь  осуществляются  задачи  нравственного,  умственного,  физического  и  эстетического  воспитания.  Поэтому  подготовку  к  празднику,  его  проведение  и  закрепление  полученных  детьми  впечатлений  можно  рассматривать как  звенья  единого  педагогического  процесса.

                       Деятельность  воспитателя  на  утренниках  очень  разнообразна.  Самой  ответственной  является  роль  ведущего.   Ведущий – это  лицо,  которое  руководит  праздничным  утренником,  объединяет  все  элементы  праздника  в  органическое  целое,  поясняет  детям  происходящее,  является  связующим  звеном  между  зрителями  и  исполнителями.   От  ведущего  в  большей  степени  зависит  настроение  детей  на  празднике,  заинтересованность  исполняемой  программы.  Его  эмоциональность,  живость,  умение  непосредственно  общаться  с  детьми,  выразительное  исполнение  стихотворных  текстов,  во  многом    определяют  общий  настрой  и  темп  ведения  праздника.  Ведущий  не  только  должен  знать  сценарий,  но  и  уметь  быстро  реагировать  на  неожиданные  случайные  изменения.  Основная  задача  ведущего – тщательно  готовиться  к  выполнению  своих  обязанностей.  Ведущий  должен  хорошо  знать  программу  утренника,  должен  знать  песни,  пляски,  игры  детей.  На  утреннике  ведущий  должен  держаться  свободно,  естественно.  Он  не  должен  быть  многословен.  То,  что  нужно  сообщить  детям,  должно  быть  изложено  просто  и  понятно.  Очень  оживляет  речь  ведущего  уместная  шутка,  вопрос  к  детям,  к  воспитателям.  Успешное  проведение  праздника  зависит  от  совместной  организованной  работы  педагогов. Второй  воспитатель  так  же  должен  хорошо  знать  программу  и  весь  ход  праздника  и  отвечать  за  порученный  ему  участок  работы  ( подготавливает  атрибуты,  детали  костюмов,  вовремя  переодевает  детей,  при  необходимости  поправляет  костюмы)

Итак:

·        На  праздник  дети  одеваются  нарядно  и  по  своему  желанию,  если  костюмы  не  определены  в  сценарии  праздника..

·        Перед  утренником  в  группе  необходимо  соблюдать  праздничную  атмосферу:  украсить  групповую  комнату,  включить  соответствующую  музыку,  повесить  красочные  приглашения  на  праздник  для  родителей,  гостей.

·        Воспитателям  необходимо  быть  нарядными,  встречать  детей  в  приподнятом  настроении.

·        Не  следует  давать  стихи  на  «дом»,  так  как  родители  просто  заучивают  текст,  и  не  работают  над  выразительностью.

·        Во  время разучивания  с  детьми  стихов,  ролей  контролировать  правильное  произношение,  ударение  в  словах,  эмоциональность  детей.

·        На  самом  празднике  обязательно  присутствовать  обоим  воспитателям.

·        Во  время  праздника  детей  руками  не  трогать,  а  чтобы  их  перестроить,  нужно  просто  сказать  им  об  этом.

·        Поддерживать  доброжелательную  обстановку  на  празднике.

·        Вести  себя  корректно.

·        По  окончании  праздника  воспитателям  нужно  собрать  всех  детей  и  организованно  выйти  из  зала

Хотелось  бы  сказать,  что  праздник – это  прежде  всего,  показательное выступление  наших  детей  и  нас  в  том  числе,  поэтому  относитесь  к  нему  с  большой  ответственностью.  И  тогда  все  у  нас  получится!

 

                    И  напоследок :  в  вопросе  о  роли  воспитателя  в  музыкальном  деятельности  детей  сомнений  нет.  Он  наряду  с  музыкальным  руководителем  имеет  огромное  значение  в  деле  музыкального  и  эстетического  воспитания.   Что  касается  обязанностей  -  не  нужно  проводить  четкой  грани  -  это  должен  делать  воспитатель,  а это  -  обязанность  музыкального  руководителя.   Только  совместная  деятельность,  совместный  творческий  подход  к  данному  вопросу  сможет  принести  свои  плоды.