Специфика работы в классе общего фортепиано с учащимися струнного отделения


Автор: Сидорова Галина Павловна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Специфика работы в классе общего фортепиано с учащимися струнного отделения

Краткое описание работы: Рекомендации по работе с учащимися струнного отделения на уроках общего фортепиано

Существует два мнения по поводу задач общего курса фортепиано в школе: есть способ научиться играть на рояле; развитие гармонического и полифонического слуха, научить читать с листа, расширить общемузыкальные возможности ученика, его кругозор и, таким образом помочь ему овладеть специальным инструментом. Призвать ОКФ в посредники между специальностью, сольфеджио и музлитературой. Развитие навыков порой не раскрытых на уроках специальности. Привить навыки игры в ансамбле. Для студентов музыкальных училищ  курс общего фортепиано ставит основной своей задачей научить учащегося владеть инструментом в необходимом объеме для будущей профессии.

В то же время курс фортепиано представляет собой многогранную дисциплину, включающую развитие навыков фортепианной игры, ансамблевой игры, аккомпанемента, транспонирования чтения нотного текста с листа и других компонентов. Курс фортепиано имеет универсальное значение.

1. Благодаря специфике инструмента, допускающее воспроизведение композиций, созданных в различных жанрах; исполнение на фортепиано позволяет ознакомиться с гармоническими и полифоническими особенностями звучания произведений.

2. В силу своей специфики для каждого музыкального инструмента, исполнение заданий по сольфеджио, музыкальной литературе необходимо на фортепиано.

3. Если оркестрант, работая над сольной партией, сможет свободно разобраться в партии сопровождения к этому произведению, сыграть его, значит, он применил полученные навыки на уроках фортепиано.

Начальный этап - знакомство с инструментом, приспособление к нему - по задаче совпадает с первым этапом обучения на специальном фортепиано. После первого года обучения у детей уже имеется багаж элементарных теоретических знаний и приспособленность к своим инструментам. Легче других к фортепиано приспосабливаются скрипачи: у них податливые пластичные руки, что обусловлено сложной в координационном отношении скрипичной техникой. Не следует ограничиваться на первых занятиях только упражнениями, можно сразу же предложить ученику подбор и транспонирование простых музыкальных примеров ,помочь ему несложной гармонической поддержкой и объяснить элементарные гармонические функции, чтобы потом он сам научился подбирать аккомпанемент для несложных мелодий. В процессе работы. Необходимо учитывать специфику предмета «фортепиано», учащимся, обучающимся на струнном отделении, правильно подбирать репертуар. Основой репертуара является русская и зарубежная классика, творчество советских и современных зарубежных композиторов. Изучение полифонических произведений в классе общего фортепиано имеет очень большое значение. Освоение полифонического произведения выдвигает перед учащимся ряд специфических задач и, прежде всего самостоятельность движения голосов при одновременном их ведении. В процессе работы над произведением необходимо развивать творческую инициативу учащегося, навыки самостоятельной работы, музыкальное мышление.

Работа над сонатной формой развивает у учащегося способность мыслить более крупными построениями, логично сочетать контрастные образы, свободно ориентироваться в тексте при изменении фактуры.

Повышению качества усвоения учебного репертуара способствует планомерная работа учащегося над гаммами и этюдами. Для облегчения решения технических задач в классе фортепиано освоение гамм идет по принципу аппликатурного сходства. Это особенно важно для учащихся, обучающихся на скрипке, альте, контрабасе, так как в скрипичной литературе не используется первый палец, а на фортепиано не мыслима аппликатура без первого пальца. Поэтому при изучении гамм особое внимание необходимо уделить подкладыванию первого пальца, развивать его подвижность и ловкость.

1. Скрипачи плохо читают ноты в басовом ключе, а контрабасисты - в скрипичном.

2. Привыкнув к одноголосному звучанию, плохо слышат гармонию и слабо владеют многоголосием.

3. У пианиста и скрипача задействованы в игре разные мышцы. Левая рука скрипача на весу, активными остаются локоть, кисть, пальцы. В правой руке активно работают мышцы плечевого пояса, локоть, кисть, но минимальная подвижность пальцев (ведение смычка). На фортепиано принципы звукоизвлечения одинаковы для обеих рук, они друг от друга не зависимы. Поэтому в работе со струнниками необходимо большое внимание уделить правой руке. Из-за отсутствия опоры в пальцах правой руки, зачастую « страдает» баланс в произведениях (левая рука заглушает мелодию в правой руке). В классе общего фортепиано нужно добиваться ощущения «дна» клавиатуры, «глубокого» погружения в нее. С первых уроков работа над звуком имеет особое значение.

4. Даже при наличии слуха струнники плохо владеют педализацией. Здесь проблема координации - связь педали, слуха со всем комплексом игровых движений. Особенно плохо дается «запаздывающая» педаль. Поэтому, проходя на уроках фортепиано аккомпанементы, учащийся должен проучивать отдельно левую руку с педалью. Это поможет ему, не отвлекаясь на правую руку, скоординировать движения и лучше  услышать мелодическую линию баса.

Большое профессиональное воспитательное значение в классе общего фортепиано имеет приобретение  многообразных навыков совместного исполнительства. В процессе работы воспитывается умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения.

Задача курса общего фортепиано - привить навыки игры в ансамбле, научить слышать музыкальный комплекс, а не только свою мелодическую линию. Начинать можно с фортепианных  ансамблей, чередуя партии. Необходимо объяснить  функции мелодии и аккомпанемента, обозначить главное и второстепенное, постепенно подготовив непосредственно к аккомпанементу. Начальный репертуар у скрипачей и виолончелистов довольно прост, поэтому для учащихся 3-4х классов не составит большого труда проаккомпанировать пьесу 1-2 классов. Коллективное инструментальное музицирование - это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки. Игра в ансамбле, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой  с точки зрения выработки технических навыков и умений, так же необходимых, для сольного исполнения. Важно, что игра в ансамбле учит слушать партнера, дисциплинирует и развивает внимательность. Само слово «анс» в переводе с французского означает «единство», что подразумевает в первую очередь синхронное звучание всех партий, единство темпа и  ритма, уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики, согласованность штрихов и единство фразировки. Синхронное звучание основа основ любого ансамбля или дуэта. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля - единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмической пульсации.

Исполнители должны элементарно вместе взять и вместе снять звук, или к следующему, выдержать паузу и т.д. Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля, в данном случае приемом дирижерского взмаха, ауфтакта - легким движением кисти или кивком головы. Полезно обоим исполнителям одновременно взять дыхание. Это позволит сделать начало исполнения естественным и снимает сковывающее напряжение. Синхронность вступления достижима легче, если приходиться на сильную долю такта. Более сложные задачи ставит совместное исполнение в начале произведения синкоп, затактных фраз и т.д. Одновременное окончание звука имеет не меньшее значение, чем точность начала. Не вместе снятый звук или аккорд производит такое же неприятное ощущение, как и не вместе взятый. Единство «чувствования темпа» особенно сказывается в паузах и при длительно выдержанных звуках. Самый простой и действенный способ преодолеть в возникающих паузах ненужное напряжение и боязнь вступить не вовремя - очень хорошо знать партию партнера, проигрывать или пропевать ее про себя. Нередко возникают проблемы в области двигательных навыков, которые приходиться решать совместно. Одна из задач ансамблистов научиться передавать «из рук в руки» пассажи, мелодии, аккомпанемент и т.д. Особенно это касается трудностей чередующихся пассажей, надо вырабатывать навыки передачи и подхвата из партии в партию, при этом, не нарушая цельности музыкального полотна.

Особое место в совместном  исполнении занимает вопрос, связанный с темпом и ритмом. Основная задача в работе над ритмом - это найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и четкости ритмического рисунка, овладеть самым трудным метроритмическим построением, сделав ритм гибким и живым. Уже с первых шагов в работе над даже простыми ансамблями, задача педагога в классе общего фортепиано вырабатывать ряд игровых приемов и навыков, способствующих процессу развития чувства ритма. Важным навыком является воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. На первых порах  партия ученика должна быть предельно простой и мелодически, и ритмически и располагаться в удобной позиции. Хорошо если партия педагога будет представлять ровную пульсацию, заменяя ученику счет. Играя с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость сдерживать свой темп и ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп в каждом конкретном случае, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Определение темпа зависит от выбранной единой ритмической единицы, которая в свою очередь способствует созданию единого темпа. В ансамбле темп надо определять, еще не начав исполнение. Темп и ритм, как и все остальное в ансамбле должно быть коллективным. Ведущим в плане ритма и темпа становится тот, в партии которого в данный момент находятся наименьшие длительности. Довольно частая распространенная ошибка в ансамблевой музыке - это искажение ритмического рисунка, нечеткое его исполнение. Очень часто это встречается в пунктирном ритме, синкопах, полиритмии. Безупречная точность в исполнении ритмического рисунка непременное условие в исполнении.

Динамика одно из самых выразительных средств в музыке. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Динамика исполнения отдельной партии в равной степени зависит от того, что исполняется во второй партии, так как вторая партия является фундаментом ансамбля в динамических сдвигах, нарастаниях и спадах. Forte в первой партии, как правило, звучит интенсивнее и выпуклее, чем в партии сопровождения. При прозрачной фактуре forte звучит иначе, чем при плотной, это так же касается piano.  Ансамблисты должны четко представлять общий динамический план музыкального произведения, несогласованные динамические нюансы между партнерами могут сделать общее исполнение бессмысленным. Поэтому создание единой во всех деталях динамики - обязательное условие технически грамотной совместной игры.

Большого внимания требует тщательная работа над штрихами, в процессе которой происходит уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения и воспроизведения.

Важное условие над работой в ансамбле - это работа с каждым учеником отдельно, чтоб более тщательно прорабатывать фразировку, штрихи, ритм и т.д., и только после этого приступать к совместным репетициям. Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом, особенно в классе общего фортепиано. Заниматься ансамблевым музицированием нужно не фрагментарно, а систематически, начиная с первого года обучения. Это обеспечивает более полное и объемное освоение предмета общего  фортепиано. Навыки чтения нот с листа, совместного исполнительства, самостоятельной работы в классе общего фортепиано способствуют закреплению этих же навыков в специальном классе. Значение курса общего фортепиано определяется его максимальной приближенностью к специальности учащегося.

 

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.; Музыка,1978
  2. Николаева О. Ф. « Преподавание общего курса фортепиано в детской музыкальной школе».
  3. Партанская Т. М. «Первые месяцы обучения игре на фортепиано».
  4. Тоноян М. А. «Развитие ансамблевых навыков в классе общего фортепиано».