Применение информационно-коммуникативных технологий в классе фортепиано


Автор: Серова Светлана Рэмовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

«Применение информационно-коммуникативных технологий в классе фортепиано»

Краткое описание работы: Совершенно очевидно, что обучение и развитие личности ребенка будет более полным, если использовать новые педагогические технологии, позволяющие активизировать творческие навыки, а также развивать индивидуальные познавательные, коммуникативные способности детей, формирующие умение работы с информацией, воспитывающие свободу деятельности

Мир информационных технологий проник практически во все сферы деятельности человека, постепенно завоевывая и сферу музыкального образования. ИКТ позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для преподавателя, так и для обучающихся. Применение ИКТ на уроках и в профессиональной деятельности преподавателя в школе искусств  уже стало общепринятой практикой. Внедрение информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс в ДШИ требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием, а со стороны педагогов — владение основами компьютерной грамотности, творческого подхода, поиска новых нетрадиционных форм и методов обучения и овладение новыми информационными технологиями просто необходимость в условиях современного образовательного процесса.

Тем не менее, наша педагогическая практика нуждается во внедрении инновационных технологий, которые помогут более эффективно организовать компетентностный подход для удовлетворения потребностей современного поколения детей и их родителей. Совершенно очевидно, что обучение и развитие личности ребенка будет более полным, если использовать новые педагогические технологии, позволяющие активизировать творческие навыки, а также развивать индивидуальные познавательные, коммуникативные способности детей, формирующие умение работы с информацией, воспитывающие свободу деятельности.

Дополнительное образование детей в компетентностно-ориентированном обучении открывает широкие возможности. Ребенок, обучающийся игре на инструменте, приобретает компетенции, которые помогут ему повысить качество освоения исполнительских навыков, которые проявляются наиболее ярко в том случае, если обучение в классе фортепиано будет интересным, мотивированным и целесообразным.

         Универсальной компетенцией, на которой базируется достижение ключевых компетенций, является информационная. Она является интегрирующей основой всех компетенций, обеспечивает профессиональную успешность и опирается на умение работать с разными источниками информации. Исполняя различные произведения фортепианного репертуара, учащиеся порой и не подозревают, что произведения, написанные композиторами, являются особым музыкально-информативным источником, рассказывающим нам о минувших эпохах.

Одним из основных требований к профессиональной деятельности  преподавателя является его информационная компетентность. Работу преподавателей, творчески относящихся к своей деятельности и стремящихся к повышению эффективности процесса обучения и воспитания, уже невозможно представить без применения компьютера и информационно-сетевых ресурсов, которые способствуют повышению эффективности обучения, помогают сделать этот процесс творческим и интересным для детей и для самого педагога. Благодаря современным технологиям можно обновить содержание уроков по специальности, воспитать умение учиться, помочь ученику более интенсивно развиваться в личностном плане. Информационные технологии могут стать неотъемлемым компонентом процесса обучения музыке и связанных с ней предметов. Их применение повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, позволяет реализовать принцип развивающего обучения.

Умелое и профессионально оправданное применение информационных технологий является мощным стимулом для овладения исполнительскими навыками. На уроке по специальности применение ИКТ открывает дополнительные возможности. Урок по специальности никогда не ограничивается лишь обучением игре на инструменте. Это знакомство с миром музыки: анализ музыкальных произведений, беседы о композиторах и эпохах, сравнение и сопоставление с другими видами искусства. В этом случае ИКТ выступают как действенное средство вовлечения детей в образовательный процесс, формирования у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, личностных качеств и ключевых компетенций, необходимых для самостоятельной деятельности. Занятия на уроке по специальности могут стать эмоциональными, яркими, с привлечением иллюстративного материала, использованием аудио- и видеозаписей. Всем известно, что зрение и слух - самые главные каналы передачи и приема информации. Чем разнообразнее будет представлен весь спектр музыкальной информации, тем эффективнее будет процесс ее усвоения, тем выше будет заинтересованность ребенка в результатах обучения.

С использованием компьютеров и предоставлением доступа в Интернет преподаватели фортепиано получили возможность искать и применять в работе необходимую информацию. В работе музыкантов такой информацией могут быть:

  • сведения о композиторах;
  • сведения об исполняемых произведениях;
  • поиск в Интернете нотных источников, аудио- и видеоматериалов;
  • составление визуального ряда из произведений изобразительного искусства и поэтического материала, помогающего в работе над раскрытием образа в музыкальном произведении;
  • поиск методической литературы и обращение к специализированным сайтам.

         Безусловно, возможности для получения материала значительно расширились. Появилась возможность послушать одно произведение в интерпретации различных исполнителей, найти записи известных пианистов,  «посетить» концерты знаменитых музыкантов, просмотрев их в видеозаписи. Это позволяет обогатить урок, так как появляется наглядная информация, способствующая созданию более интересного и разнообразного содержания обыкновенного рядового урока. Свободный доступ к лучшим образцам исполнительского искусства позволяет одаренным учащимся расти в профессиональном плане.

         А занятия с учащимися подготовительного класса вообще можно перевести на новую ступень освоения материала! Существует множество компьютерных музыкальных игр, направленных на освоение нот, знакомство с азами музыкальной грамоты. В последнее время мы жалуемся, что дети не могут запомнить ноты. И возникает вопрос: а может и учить эти самые ноты теперь нужно по иному, не как с детьми прошлых лет? Современные дети активно используют современные информационные технологии, они воспитаны на аудио и видео, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры. Именно поэтому внедрение ИКТ, а в частности мультимедийных технологий, в структуру современного урока является одним из приоритетных направлений. Это действительно развивающие программы для детей, формирующие ключевые навыки, помогающие в усвоении теоретического музыкального материала. Знания преподносятся в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. Использование презентаций позволит сделать занятия интересными, явится современным наглядным пособием. С их помощью можно разучивать с детьми комплексы двигательных упражнений для развития мелкой моторики пальцев, упражнения для снятия утомления. Все эти средства достаточно эффективно применяются в нашей практике.

         Самое главное достижение в области ИКТ — это доступ к ресурсам сети Интернет, что дает колоссальные возможности поиска необходимой  информации. Новые возможности позволяют преподавателю быть в курсе музыкальных новостей, общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах. Здесь можно найти ссылки на информацию о музыкальных конкурсах и фестивалях, выйти на серверы музыкальных учебных заведений, театров и филармоний, музеев и музыкальных коллективов. В Интернете имеются магазины, где можно заказать и приобрести нотную литературу. Имеются серверы, где можно бесплатно скачать ноты и методическую литературу. Такая информационная технология создает условия для того, чтобы сделать мировое культурное наследие открытым для преподавателей и юных музыкантов.

Огромный интерес для преподавателей представляет Всероссийский арт-проект «Музыкальный эрудит», «Инфоурок» и Агенство педагогических инициатив «Престиж», Международный фестиваль «Арт-киндер хаус» и многие другие, где имеется много статей и разработок уроков, посвященных музыкальной педагогике и где можно представить достижения своих воспитанников.

Интернет дает обширные возможности и для представления своего опыта работы в различных электронных СМИ, которые публикуют методические разработки по всем интересующим вопросам. Наиболее популярным и известным является сайт «Педагогический мир». Журнал «Инновации и эксперимент в образовании» предлагает конкурс «Золотой фонд российского образования», в котором имеется 50 номинаций. Кроме этого, существуют сообщества учителей, которые объединяются с целью распространения и обобщения опыта работы.

Конкурсы педагогического мастерства также широко представлены в сети Интернет. Благодаря им есть все условия для участия преподавателям  в различных интернет-проектах. Наши педагоги принимают участие во всероссийских и международных профессиональных конкурсах педагогического мастерства: это конкурсы от интернет-порталов Международный образовательный портал «Престиж», «ИРСО-СОКРАТ», «Талантоха», Евразийский институт развития образования им. Януша Корчака.  Конкурс «Музыкальный олимп», «Мелодинка» «Педагогическая планета», «Моя Югра» в рамках которого можно принять участие. Профессиональное сообщество учителей «Социальная сеть работников  образования» приглашает к сотрудничеству всех педагогов, даёт возможность принять участие   в разных мероприятиях, пополнить свое профессиональное портфолио и обсудить насущные педагогические проблемы.

Результатом являются многочисленные грамоты, дипломы, сертификаты и свидетельства, которые  наши ученики и преподаватели  получают как признание своей педагогической деятельности. Всё это лишь способствует реализации и развитию творческого потенциала учителя, его самосовершенствованию.

Область педагогики расширяется с каждым годом и в настоящее время появилась новая форма обучения - дистанционное образование. Преподаватели музыкально-теоретических дисциплин могут организовать обучающихся для участия в олимпиадах и конкурсах, проводимых в режиме on-line, что способствует получению необходимых знаний, побуждению мотивации, развитию устойчивого познавательного интереса к музыке, формированию положительных эмоций к предмету.

         Таким образом, можно сделать вывод, что сеть Интернет для обучении в школе искусств, это прежде всего:

  • получение доступа к современным музыкальным материалам;
  • воплощение личностно-ориентированного подхода в обучении;
  • обеспечение информационной деятельности преподавателя и учеников;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие креативности обучающихся;
  • развитие интереса обучающихся к занятиям музыкой.

            При всей объемности и разносторонности знаний, усваиваемых учеником исполнительского класса в ходе занятий на инструменте, одних лишь этих моментов недостаточно для успешного развития музыкального интеллекта. Конечно от применения ИКТ ученики лучше не заиграют. Однако, использование и применение информационных технологий, помогает повысить эффективность занятий, несет в себе заряд положительных эмоций, погружает современного ребенка в атмосферу музыки, расширяет его представления о мире искусства.

            При использовании информационных технологий значительно возрастает интерес детей к образовательной деятельности, повышается уровень познавательных возможностей.

            Проектная деятельность в последнее время занимает прочные позиции в обучении учащихся. Данный вид деятельности дает возможность обучающемуся проявить творческий подход. При создании презентации ученик превращается в творца нового произведения, в котором он может выразить собственное отношение к теме. В процессе демонстрации презентации или защиты проекта учащиеся приобретают опыт публичных выступлений, который пригодится им в дальнейшей жизни. Успешная защита проекта повышает самооценку ученика. Сам преподаватель может эффективно использовать презентации на уроке по специальности, подкрепляя слуховое восприятие зрительным видеорядом, что обогащает восприятие музыкального образа произведения.

         Таким образом, в данной статье сделана попытка показать необходимость применения и влияния ИКТ на реализацию компетентностно-ориентированного подхода в музыкальном образовании учащихся в ДШИ. Применение ИКТ открывает новые перспективы в музыкальном воспитании и требует серьезного педагогического осмысления. Школа искусств не должна отставать от веяний времени, следовательно, современный преподаватель ДШИ должен использовать компьютерные технологии в своей деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении. Ведь компетенции основываются на знаниях, практическом опыте и ценностных аспектах, приобретенных учеником в процессе обучения и воспитания. Они являются показателем уровня его развития, способности действовать и успешно решать поставленные задачи.

         Применение ИКТ открывает новые пути в развитие навыков мышления и умение решать проблемы, предоставляют новые возможности для активного обучения. Помогают педагогу сделать уроки более интересными и убедительными, а огромный поток информации - легкодоступным. Интернет дает реальную возможность расширить дидактический потенциал учебного процесса и повысить эффективность преподавания специальных предметов на всех уровнях - от дошкольника до выпускника.

          Сложившиеся в нашей практике модели обучения юных музыкантов разных специальностей позволяют в полной мере осуществлять компетентностно-ориентированный подход через применение ИКТ на уроках специальности. Конечно, ИКТ в обучении игре на инструменте не могут и не должны занимать центральное место. Информационные технологии призваны содействовать достижению образовательных целей, не превращаясь при этом в самоцель. Самые совершенные технологии не смогут заменить собой непосредственного общения ученика и учителя. Информационные технологии являются всего лишь инструментом, который поможет педагогам изменить методы своей работы, развивать индивидуальные способности учеников, укрепить межпредметные связи в обучении для создания целостной картины развития музыкального искусства, осуществить обновление процесса обучения. Задача же педагога состоит в том, чтобы помочь посредством искусства и музыки в условиях новых технологий подготовить ученика к жизни, воспитать яркую и успешную личность, а применение ИКТ может стать хорошим подспорьем и помощником преподавателю в его деятельности.