Работа концертмейстера в классе скрипки


Автор: Полиновская Марина Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Работа концертмейстера в классе скрипки

Краткое описание работы: как концертмейстер должен работать со скрипачами

 

Основная задача концертмейстера в классе заключается в том, чтобы совместно с преподавателем помочь ученику овладеть произведением, подготовить его к концертному выступлению. Обычно работа учащегося над пьесой состоит из следующих стадий: разбор. фрагментарное исполнение, исполнение подряд от начала до конца (репетиционное), которое предшествует концертному. Концертмейстер может включиться в эту работу еще на стадии разбора для решения самых различных задач.

Если ученик на стадии разучивания пьесы теряет контроль над интонацией (особенно в высоких позициях), пианист может подыграть звуки мелодии, как это делается в вокальных классах. Он помогает ученику справиться с непонятным для него ритмом, дублируя на рояле сольную партию. Иногда ученики не додерживают или сокращают длинные ноты во время пауз у фортепиано. В этих случаях полезно бывает временно заполнить такую паузу аккордами. Вообще временное видоизменение фактуры аккомпанемента часто помогает юному скрипачу быстрее освоить свою партию. Если ученик находится на ранней стадии овладения произведением, то концертмейстеру необязательно играть свою партию в полном объеме, он может ограничиться лишь главными ее элементами: важнейшими басами, гармониями.

Существует по меньшей мере два момента в аккомпанементе, учет которых обеспечивает целостность и законченность исполнения в ансамбле с любым партнером, а со скрипачом, в особенности. Это темпоритм и динамика.

Аккомпанемент – это музыкальное сопровождение. Большое значение для скрипача имеет аккомпанемент. Без аккомпанемента пьесы теряют свою выразительность.

Детская педагогика должна представлять собой интересный процесс, увлекающий ребенка, возбуждающий его творческую активность, воображение, фантазию. Именно работа в классе скрипки с аккомпанементом создает условия для активного участия в учебном процессе и дает возможность развиваться гармонично, приобрести глубокие и разносторонние знания. .                                                                                                            

Работа над целостным образом музыкального произведения.

Работа над произведениями обычно начинается с исполнения педагогом и концертмейстером музыкального произведения, для того чтобы ученик имел представление о характере произведения, о стиле, требуемой манере исполнения, темпе, динамике и т.д.

Основной задачей здесь является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом.

Необходимо рассказать ученику о создателе произведения; об эпохе, в которую оно возникло; о стиле и требуемой манере исполнения; о его содержании, характере, сюжете; основных темпах; о форме, структуре.

Рассказ иллюстрируем проигрыванием произведения в целом или фрагментарно. Большую роль на этом этапе играет работа концертмейстера.

Цель всего сказанного и показанного ученику состоит в том, чтобы

произведение вызвало воображение живых, близких ему образов, создало потребность в обязательной внутренней работе, связанной с осознанием произведения и с проникновением в его содержания.

Разбор произведения:

 Ученик слушает произведение  в исполнении педагога и концертмейстера.

Главная задача при исполнении произведения сохранить этот целостный, очень ритмический оправданный образ до конца.

Роль вступления.

О роли вступления можно говорить много. Вступление к произведению вводит в настроение, ритм и темп. От искусства педагога - концертмейстера, его умения передать характер вступления зависит и как вступит солист. Педагог вместе с концертмейстером должны научить ученика слушать вступление с неослабевающим вниманием, а вслед за этим вступить в заданном темпе и характере.

 

Работа над интонацией

Интонирование скрипача зависит не от одного какого-либо качества (эмоциональности, слуха, и т.д.), а от широкого спектра взаимосвязанных способностей, развития многих умений и навыков. Культура музыкальной интонации, бесспорно, носит системный характер и отличается весьма сложными структурными связями. Поэтому подход к её воспитанию должен быть, прежде всего, комплексный. Это, во-первых, неустанная забота о качестве звука, музыкальной интонации, требующая соответствующего сосредоточения слухового внимания ребенка. Важным подспорьем здесь может стать раннее использование динамических градаций и тембровых красок. Во- вторых, способность  чувствовать  выразительность высотно-ладовых  и  метроритмических соотношений звуков в их взаимосвязи.

 

Заключение

Иногда концертмейстеру приходится работать с учащимися без помощи педагога-скрипача. Концертмейстер берет на себя роль педагогическую, помогает учащемуся проучивать текст, отожествлять штрихи и темпы, направляет работу на интонационную и ритмическую точность. Концертмейстер не всегда может указать на специфические скрипичные ошибки. Но он вполне в состоянии настроить инструмент в начале занятий, подсказать направления смычка, интонационные и ритмические ошибки. Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень, чтобы ученик, слыша профессиональную игру, стремился к совершенствованию своего творчества.