Изучение народных песен, танцев и потешек


Автор: Зайнетдинова Гульшат Рамилевна

Руководитель:

Должность руководителя:

Место работы руководителя:

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Учебный материал

«Изучение народных песен, танцев и потешек»

Краткое описание работы: . Изучение народных песен, танцев и потешек как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих компонентов. Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора

Актуальность: Условия нашего времени привели к приоритету материальных ценностей над духовными, а в результате страдают дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных теорий дошкольного детства. Большое значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Таким образом, ребенок станет не только слушателем, но и активным участником процесса познания. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. Изучение  народных песен, танцев  и потешек  как средство музыкально – эстетического воспитания ребенка представляется возможным только при условии взаимосвязи этих  компонентов. Основной принцип проекта – принцип взаимодействия ребенка с различными формами народного фольклора. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это все неоценимое богатство, которое способно помочь ребенку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Проговаривая народные пословицы и поговорки, инсценируя песни, потешки, играя в народные игр, ребенок эмоционально раскрывается, активно включается в предложенную игровую ситуацию. Свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. Сделать так, что бы и они в свою очередь передали эту любовь своим детям.

Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры, воспитывать у детей способность и умение эстетически воспринимать произведения народного творчества, развить умение и навыки исполнительской деятельности. Задачи. · Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;

 · Развивать воображение, творческие и актерские способности;

· Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров.

· Расширение диапазона детского голоса, развитие вокально-хоровых навыков, чистоты интонирования средствами народного фольклора.

· Формировать творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом.

 · Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов

· Расширять знания детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

 · Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою родину.

 · Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

· Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности

Тип проекта: творческий Состав участников: музыкальный руководитель, воспитанники старшей подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Возраст детей: 6-7лет.

База проведения: МБДОУ детский сад № 3 «Петушок» с. Кушнаренково

Формы реализации проекта:

· Фронтальные, тематические и сюжетные занятия по ознакомлению с русским народным творчеством;

 · Разучивание русских народных песен, попевок, танцев, игр, хороводов;

 · Обучение игре на русских народных инструментах

· Беседы о русских народных традициях.

 · Рассматривание альбомов «Народное творчество». ·

· Изготовление атрибутов русского народного костюма совместно с родителями;

Ресурсы: · «Музыкальное развитие ребенка» Н.А.Ветлугина

· И.Каплунова «Как у наших у ворот». Русские народные песни в детском саду.

 · И.Каплунова «Пойди туда, не знаю куда». Осенние праздники на основе фольклора.

· Песни и стихи о Родине. · «С любовью к России» (Библиотека журнала «Дошкольное воспитание»)

· «Детский народный календарь» Г.С.Виноградов

Интернет-ресурсы: · festival.l stptember.ru/articies · works.tarefer.ru. · www.jivuiechka.ru

 

Этапы работы над проектом:

1 этап (постановка проблемы) Снижение интереса к народному творчеству, к активному исполнительству побудило меня включить разучивание песен и потешек в свою работу по музыкальному развитию детей. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном воспитании дошкольников трудно переоценить. Использование музыкального фольклора положительно отражается на детях – они узнают много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах. Нельзя не отметить благотворного влияния фольклора на здоровье дошкольников. Различные виды народного творчества – музыка, танец, пение, подвижные народные игры – все это благотворно влияет на психофизический статус ребенка. Исполнение народных песен способствует постановке правильного дыхания. Исполнение народных танцев – формированию правильной осанки, способствует развитию мышечного чувства и координации движений. Разнообразные народные игры способствуют формированию волевых качеств, активизирует память, внимание, решают психокоррекционные задачи, снимая страхи, агрессию, замкнутость. Развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения. Наблюдая за детьми во время проведения  праздников, театральных народных представлений,  спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичной своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия), прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т.д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

 2 этап (разработка проекта) Составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями: -подбор материала и оборудования для ОД, бесед  -подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; подборка информации, иллюстраций, литературы; -беседы с родителями о необходимом участии их в проекте, о серьёзном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

   Я считаю, что необходимыми  условиями для полноценного восприятия народной музыки являются :

- активное участие детей в музыкальной деятельности  (хоровое пение, музыкально-ритмические движения, игры, слушание музыки,);

 Здесь не малую роль я отвожу использованию детского фольклора. Детский фольклор составляет обширную и глубоко оригинальную область традиционного народного творчества. Широко используя все виды фольклора на музыкальных занятиях, я приобщаю детей к общечеловеческим ценностям. Распевая колыбельные песни, вспоминая потешки, частушки, которые пели дома родители, разучивая новые тексты колыбельных и прибауток, дети учатся быть заботливыми, нежными, ласковыми, любящими.

      В народной песне прекрасный музыкальный материал для дальнейшего укрепления и развития эстетических чувств и переживаний детей, для расширения их кругозора и повышения культурного уровня.

    Дошкольники поют песни разных народов: русские, татарские, башкирские и другие. Накопление впечатлений - это лишь этап, способный вызвать более или менее стойкий интерес у дошкольников к народной песне. Здесь я использую активные формы работы, которые стимулируют интерес к народному творчеству.

Такими формами в проекте являются:

 - исполнение или разучивание песен детьми, слушание музыки;

 - беседа как путь накопления теоретических знаний;

 - чтение и слушание книг и сказок о музыке как путь накопления исторических знаний о народном творчестве;

 - пение по нотам различных упражнений, способствующих созданию активной творческой атмосферы;

 - сравнение и сопоставление сходных или, наоборот, контрастных образов, что способствует углубленному эмоциональному восприятию произведений;

 - музыкально-игровые моменты и ритмические движения как эмоционально-увлекательный прием.

    Драматургическая целостность занятий достигается благодаря подчинению всех видов деятельности принципу тематизма. Учитывая, что песня наиболее доступна для восприятия детей, имеет не только музыкальное, но и словесное содержание, в качестве распевания я беру короткие народные русские песенки- распевки:  например, русские народные песни "Ладушки", "Дождик", "Дон- Дон", и другие;отрывки из знакомых, разучиваемых народных песен - "Андрей- Воробей" и т.д.

Чтобы пение попевок не превращалось в формальный тренаж определенных навыков и умений, перед детьми я всегда ставлю конкретные задачи. Они твердо знают, что хорошо исполненная педагогом песня звучит красиво потому, что он выполняет необходимые условия: правильно сидит (стоит), верно держит голову, а главное - думает о содержании песни, старается петь интересно и выразительно. Исполняя попевку "Ладушки",дети учатся  одновременно, бесшумно, не поднимая плеч, брать дыхание и постепенно, экономно его расходовать. В попевке "Дождик" - петь весело, прислушиваться к звучанию других голосов, мягко без толчков выпевать каждый слог, точно выдерживать долгие длительности. Чтобы дети почувствовали естественное, смысловое разделение мелодии на фразы, в ходе изучения песни использую различные варианты перекличек. Например, в песне "Сел комарик на дубочек" каждый ряд поет свою фразу, а четвертую, последнюю - вся группа. Вариантов таких перекличек я создаю сколько угодно.Дети узнают таким образом, что фраза - это небольшая часть мелодии и соответствует, как правило, одной строке стихотворного текста.

    Усвоение других средств на материале музыкального фольклора обусловлено последовательностью развития музыкального восприятия младших школьников. Постепенно восприятие становится более дифференцированным, точным и осмысленным, а не сводится к сюжетному пересказу текста песни.

     Большое внимание уделяю воспитанию у детей чувства ритма. С ритмом  ребята знакомятся на песнях и распевках, а также в процессе решения так называемых "музыкальных неурядиц" (когда произведение исполняется не так, как написано). Например, хорошо усвоенную в младшей группе песню "Ладушки" нужно  исполнить с пунктирным ритмом. Дети замечают, что характер песни стал более энергичным, вместо плавной мелодия стала отрывистой, острой. Рассказываю детям, что если прислушаться к мелодии любой песни, можно заметить, как одни звуки тянутся дольше, другие - короче, что музыкальные звуки по своей продолжительности (длительности) бывают различные. Дошкольники слушают музыку и хлопками в ладоши отмечают длительность звуков, используя для удобства слоговые обозначения ( дон - долгий звук, ди-ли - короткие).

    Чтобы сохранить интерес к работе, некоторым музыкальным произведениям придаю игровой оттенок. Например, после прослушивания ритмической загадки "Зов птиц" спрашиваю детей: "Как чирикает воробей? Как кричит кукушка? Как стучит дятел?" и т.д. Они  с удовольствием отвечают. Иногда вопросы ставлю в такой форме: «Кто так стучит в лесу?», « А кто стучит так ?» и т.д. Дети отвечают, постукивая ритм в хлопках.

    Воспитывая ритмический слух детей на интонациях народных песен, широко использую дидактический материал, наглядные пособия, комплекты ритмических карточек, музыкально-двигательные упражнения, различные ритмические игры, например, ритмическую игру "Эхо" (ритмический рисунок отстукивает педагог, а дети точно и дружно, но не громко, повторяют его, используя хлопки, притопы. У детей постепенно вырабатываю умение отстучать ритм в доступных для них произведениях.

       В процессе кратких бесед и разбора произведений стремлюсь создать атмосферу творческой заинтересованности, выработать у детей желание к проявлению собственной инициативы, самостоятельного мышления, стремление внести что-то новое, свое.

     Творческое начало у ребят проявляется по-разному: в своеобразии ответов (не всегда, разумеется, верных, но ищущих), в слуховой наблюдательности, которая выражалась затем в стремлении поделиться своими впечатлениями о музыке, услышанной на занятии или вне детского сада, в рассказе, рисунке.

Уровень развития интереса к народной музыке я определяю следующими показателями:

- эмоциональная восприимчивость детей на всех этапах работы (непосредственная реакция на музыку и активность группы);

 -  проявление любознательности к музыке в целом и к народной в частности

 - желание высказаться о произведении, прослушать его еще раз или повторить народную песню;

 - степень осознанности своих музыкальных впечатлений.

     Большое место в приобщении детей к народной культуре, я отвожу народным праздникам и традициям. Календарно-обрядовые праздники являются наиболее интересной формой изучения народных художественных традиций и обладают большими воспитательными возможностями. Знакомлю ребят почти со всеми праздниками народного календаря, их особенностями, обычаями, обрядами, структурой. А наиболее известный праздник, такой  как «Масленица» является ежегодным общесадиковским  мероприятием.

 

3 этап (выполнение проекта) Мероприятия с детьми: Просмотр мультимедийных презентаций: Беседы: «Мы живем в России», «Как одевались на Руси», «Русский праздник».

Организованная образовательная деятельность.

  Познавательно-исследовательская деятельность:

  • · Наблюдения за русской природой.

 ·Игровая деятельность: • Подвижные русские народные игры Мероприятия с педагогами:

 · Подбор демонстрационного и раздаточного материала, в соответствии с темой проекта;

  • · Создание и использование мультимедийных презентаций;

 · Изготовление пособий для ОД, декораций, атрибутов для праздника Мероприятия с родителями:

  • · Изготовление элементов русского народного костюма (для девочек сарафаны, для мальчиков – расшитая рубашка).

 · Индивидуальные беседы с целью создания интереса и привлечения родителей к участию в проекте.

4 этап (подведение итогов)

 Предполагаемый результат:

  • · Эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности будет ярче.

 · Богаче станет воображение, творческие и актерские способности;

 

  • · Дети познакомятся с русскими народными песнями различных жанров.

 · Увеличится диапазона детского голоса, появятся новые вокально-хоровые навыки, улучшится интонирование средствами народного фольклора. · Начнут формироваться творческие проявления при инсценировании песен, попевок, в исполнении танцевальных движений, в народных играх со словом. · Дети познакомятся со звучанием и внешним видом русских народных инструментов

  • · Появятся новые знания о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.

 · Начнут формироваться патриотические чувства, гордость за свою родину. · Предметно–развивающая среда пополнится новой атрибутикой.

 · У детей и родителей появится потребность в совместной познавательной и творческой деятельности

 

Танцевальные композиции связанные с тематикой проекта:

1)    Татарский народный танец «Игра».

2)    Русский народный танец «Кадриль»

3)    Башкирский танец «Наездники»

4)    Башкирская игра «Курай»

5)    Башкирский танец «Радость»

Оркестр шумовых инструментов:

(ложки, треугольники, погремушки, колокольчики).

Композиция построена по  теме русской народной песни «Барыня». Где дети играют на шумовых инструментах, танцуют и поют. Что способствует разностороннему развитию детей. (Пение, музыкально – ритмические движения и игра на музыкально - шумовых инструментах)