Одаренные дети - ресурс человеческого потенциала


Автор: Данилова Светлана Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Одаренные дети - ресурс человеческого потенциала".

Краткое описание работы: Доклад.

            

            Что же такое одаренность и кто такие одаренные дети? Согласно широко бытующему представлению, одаренные дети – это дети, обнаруживающие высокий уровень способностей, общих или специальных, например, к музыке, рисованию, хореографии, литературе, естественным наукам. Принято считать, что раньше других у детей обнаруживается музыкальный, поэтический, художественно-изобразительный дар.

            Одаренный ребенок может появиться на свет в любой семье независимо от статуса и социального положения ее членов, материального и имущественного достатка. Проблема наследуемости способностей и одаренности (их задатков) очень сложна, и не всегда наследственный потенциал служит гарантией будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы превратятся в творческую индивидуальность, во многом зависит от влияния окружающих одаренных детей взрослых.

            Социализация одаренных детей в наше время происходит трудно, с большими сложностями. Одаренные дети чувствуют себя в «осредненной среде» неуютно: не учитывается специфика их поведения, наклонностей, отношения к сверстникам. «Осредненная среда» «затормаживает» их развитие. Педагоги не всегда могут распознать способности исключительно одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Нередко они проявляют неуверенность и неточность в идентификации одаренности. Иногда отношение педагогов к одаренным детям варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей. Обычная музыкальная школа не приспособлена для тех, кто значительно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей. Типовую систему обучения сложно перестроить, так же, как и изменить отношение учителей к нестандартным детям. Реальнее этого можно добиться в условиях учреждения специального дополнительного образования, так как именно специальная музыкальная школа расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Вместе с тем, даже в обычной музыкальной школе, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект может распространиться и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования.

            В условиях коммерциализации специального профессионального воспитания и образования многим одаренным детям закрыта дорога для полноценного развития их природных способностей. За время постсоветской реальности были созданы и успешно функционируют неправительственные и частные музыкальные фонды, поддерживающие молодые дарования в сфере искусства.     Фонд «Новые имена» - это более 10000 молодых российских талантов из разных регионов России и ближнего зарубежья, получивших реальную поддержку, среди которых свыше 3000 стипендиатов Программы.

            Среди других инициатив можно назвать Московский Международный форум «Одаренные дети» (с 1988 года).

            Фонд «Талант и успех» развивает сеть региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

            Международные благотворительные фонды Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Николая Петрова, фонд П. И. Чайковского, фонд культурных инициатив маэстро Темирканова, фонд имени Мариса Лиепы, «Фонд Валерия Гергиева», фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси, фонд «Система», фонд Большого театра, региональный общественный Фонд Ирины Архиповой, фонд К. С. Станиславского, международный художественный фонд, фонд «Скульптор», Российский фонд культуры и многие другие в нынешнее непростое время оказывают помощь детям, одаренным в музыке и изобразительном искусстве и др., в развитии их талантов, организации их творческого процесса в России и за границей. 

            Благодаря им дети с ранних лет получают повышенное внимание со стороны знаменитых публичных артистов и общественных деятелей. Принимая участие в фестивалях и конкурсах, они совершенствуют и укрепляют свои интеллектуальные и творческие способности.

            В настоящее время для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки способных и одаренных детей, в том числе и музыкально одаренных.

            Раскрытие и реализация их способностей важны не только для музыкально одаренных детей как отдельных личностей, это важно для общества в целом.

            В ДМШ при работе с одаренными детьми учебно-воспитательный процесс должен быть личностно-ориентированный, в котором личность педагога – лишь предпосылка формирования ученика. Трансляция его положительных качеств происходит только тогда, когда он, устанавливая связи с детьми, создает и обогащает их опыт эмоциональных переживаний. Если учитель будет относиться к ученику без настоящего интереса и уважения, у того не будет никаких оснований воспринимать себя как личность.      

            Чтобы понять ученика, его мысли, чувства, поступки, надо принимать эмоциональное участие во взаимоотношениях с ним, научиться чувствовать постоянный интерес к нему как к неповторимой личности, интерес к его развитию. Это необходимо в работе не только с одаренными, но и со всеми детьми. Рассмотрим, какие педагогические условия предлагают ведущие педагоги детских музыкальных школ России для воспитания музыкально одаренных учащихся.

            Гутовец М. В. отмечает, что сегодня в музыкальной педагогике начинает происходить обоснованная требованиями времени смена привычных приоритетов, традиционных способов работы с ребенком, считавшихся надёжными и естественными как мир. Этот процесс сопровождается не только заменой традиционных педагогических технологий на инновационные, но прежде всего, это пересмотр целей и ценностей образования, смена технократических отношений в системе “учитель – ученик” на гуманистические, переход от авторитетной позиции преподавателя к сотрудничеству с учениками как активными субъектами образовательного процесса. Заглянуть во внутренний мир каждого ученика и раскрыть его творческую индивидуальность — задача преподавателей ДШИ и ДМШ, решить которую помогают современные образовательные технологии.

            Преподаватель Петрова Н.Н. в качестве одной из важных задач педагога в сфере дополнительного образования считает задачу «распознать» профессиональные перспективы ученика и правильно его сориентировать. В процессе обучения используется индивидуальный подход к каждому ребенку, чему способствует индивидуальная форма занятий. Форма индивидуальных занятий создает педагогу необходимые условия для внимательного всестороннего изучения и воспитания каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

            Формирование и выбор репертуара для одаренного ученика представляет собой серьезную методическую работу преподавателя, так как заставляет тщательно продумывать последовательность прохождения тех или иных произведений. При подборе репертуара педагогу необходимо проявлять гибкость и мастерство. При неоправданном завышении трудности программы тормозится развитие даже способных учащихся, так как приводит к перегрузке ученика.

            При составлении индивидуального плана учитываются перспективные и текущие задачи планирования. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие выбранных произведений целям и задачам обучения, интерес учащихся к исполняемым произведениям, индивидуальная направленность репертуара - все это положительно сказывается на результатах целостного развития личности учащегося. В практике преподавателей по специальности, наряду с обучением игре на инструменте, присутствуют различные формы эстетического воспитания – от бесед на уроке и во время классных собраний до совместных посещений учреждений культуры: филармонии, театров, музеев с последующим их обсуждением. Что это, как не обогащение развития и обучения детей средствами смежных видов искусств?! Кроме того, творческое использование преподавателем различных коллективных форм общения может способствовать более осмысленному и заинтересованному отношению ребенка к занятиям.

            Как образно выражается Н. Н. Петрова, наши одаренные дети, участвуя в творческой деятельности, создают прекрасный мир, а мы, взрослые, должны им помочь обрести свое место в этом сложном мире» [5, 11].

            В целом можно подвести итог: занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления таких недостатков обучения в музыкальных школах, как отсутствие целенаправленного художественного воспитания, недостаточное развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения у большинства учащихся.

            Обучение в ДМШ одаренных детей становится более эффективным при тщательном продумывании индивидуальной программы обучения, реализации индивидуально подобранных для данного ученика подходов, форм и методов обучения в связи с видом одаренности и особенностями личности, таких как обогащение обучения и развития.

            Музыкально одаренные дети – это потенциал страны, который позволяет и позволит развиваться эффективно, быстро и конструктивно решать воспитательные и социальные задачи. Работа со способными и музыкально одаренными детьми видится крайне необходимой и важной. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством музыкальные способности, восприимчивость к музыке, творческие возможности и проявления, активную познавательную потребность, испытывают радость от добывания знаний, творческого труда.

            Сегодняшние дети через 10-15 лет будут составлять основную трудоспособную и творческую часть населения России. От них зависит будущее нашей страны.

           

            Литература

  1. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности // Вопросы образования. 2004. № 4 С. 46-48. 
  2. Гутовец М. В. Некоторые особенности современного музыкального образования в детской музыкальной школе // Молодой ученый № 22. – 2015. – 8.
  3. Максимов Н. Чернова Е. Их не догонишь // Newsweek. 28.05-3.06 2007. № 22.
  4. Маркелов Е. В., Юркевич В. С. Организация школы для особо одаренных детей и подростков. http:www.humanities.edu.ru/executors.html.
  5. Петрова Н. Н. К вопросу о музыкальной одаренности / Н. Н. Петрова // III Всероссийская научно-практическая конференция «Одаренные дети в системе художественного образования: традиционные и инновационные педагогические технологии». Сборник докладов: - Томск, 2014. – 8-11.