Танцевальный фольклор в современном детском саду


Автор: Суханова Елена Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Танцевальный фольклор в современном детском саду»

Краткое описание работы: В данной работе представлен значительный материал, необходимый для приобщения ребенка к национальной культуре, танцевальному фольклору. Его ценность заключается в объединении народного традиционного опыта и возможности импровизации для современного человека.

 

 

Русский народ, который на протяжении своей истории создал мудрые сказки и былины, прекрасные изделия из глины и разнообразные вышивки и кружева, множество лирических, плясовых, хороводных и игровых песен, не мог не создать изумительных по красоте и рисунку и разнообразных по содержанию танцев. О богатстве и многообразии русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, виртуозные пляски солистов и лихие переплясы, разнообразные парные пляски.

Народные традиции – это символический язык для передачи духовного наследия. Сегодня, в наше тревожное время, со сменой мировоззрений людей нарушилась связь с народной культурой, традициями. Вместе с тем фольклор во все времена сохранял свое высшее значение, т.к. в нем заложен идеал и надежды человека. Поэтому на сегодняшний день одной из самых актуальных задач является показ детям красоты народных традиций через устное народное творчество, выраженное в песнях,  припевках, закличках, обрядах, а также через игровой и танцевальный фольклор.

 

Несколько уроков русского народного танца

Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые, в свою очередь, состоят из различных видов. Одним из самых распространенных и самых древних видов русского народного танца является хоровод. Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной формой построения большинства хороводов является круг. Часто встречается двойной круг – круг в круге.

Пляска – в наше время ритма и скорости наиболее распространенный и любимый жанр народного танца. Русская мужская пляска характеризуется широтой, размахом, силой, удалью, ловкостью, вниманием и уважением к партнерше, а женская пляска отличается, как правило, плавностью, благородством и задушевностью.

Танцевальные шаги – это основа всех русских танцев, они чаще всего встречаются в хороводах, в медленных и плавных плясках. В русском танце существует большое разнообразие шагов, это лишь некоторые, доступные детям дошкольного возраста.

 

                 - шаги   

* Хороводный шаг (простой шаг).

*  Топающий шаг или шаг на всей ступне.

*  Переменный шаг. Обучение: а) хлопки тройные – в плясках, упражнениях;

     б) тройной притоп в конце фразы; в) ходьба с остановкой; г) упр. «петушок»   

     - сначала врассыпную, затем по кругу.

*  Шаг с притопом с продвижением вперед.

*  Кадрильный шаг.

- танцевальный бег

Как правило, простой шаг в танце исполняется в медленном и среднем темпах. При увеличении темпа и при исполнении мелодии в быстром темпе шаг переходит в бег. Существует 3 вида танцевального бега:

1) шаг-бег или беговой шаг.

2) бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

3) бег с поднятием согнутых ног вперед.

 

                         Построение и перестроение в русских плясках.

   - круг

                      * Ходьба разнообразными шагами и бег по кругу в одну и другую сторону.

                      * Сужение и расширение круга.

                      * Заворачивание и выворачивание круга из змейки.

                      * Образование из большого круга 3-4 маленьких кружков, и из маленьких -   

                         одного большого.

                      *  Движение в двух концентрических кругах противоходом.

                      * «Карусель». Мальчики образуя внутренний круг, берутся за руки, каждая  

                          Девочка свою левую руку кладет на соединенные руки мальчиков,    

                          становясь перед своим мальчиком (направление можно менять).
                      * Прохождение в ворота из исходного положения – два концентрических  

                         круга (внутренний круг – мальчики, внешний – девочки). Мальчики,     

                         поднимают вверх соединенные руки, образуя воротики. Девочки проходят в  

                         воротики в центр круга, разворачиваются и выходят через эти же воротики.

                         Так же воротики могут делать девочки.

   - «змейка»     

                        Эта фигура хоровода может начинаться из линии, но чаще всего она является развитием круга. Ведущий хоровода, разорвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все танцующие, не разрывая рук, следуют за ведущим. Двигаться «змейка» может  и медленно, и довольно быстро, простым, переменным шагом и шагом с притопом.

                      * Бывает поперечная и продольная.

                      * Мальчики стоят по кругу, а девочки друг за другом проходят змейкой по  кругу.

   

  - шеренги или «улица»

* Две шеренги, находящиеся у боковых стен, одна напротив другой.

Движение за ведущим противоходом:
а) меняются местами,
б) выходят на круг,
в) становятся полукругом.

*   Две шеренги одновременно идут навстречу друг другу и отступают на

   первоначальные места. Шеренги могут идти поочередно.

 *  Прохождение в ворота из исходного положения (каждой шеренге условно даем номер):

 1) одна шеренга напротив другой. Шеренги идут навстречу: первая поднимает сцепленные руки вверх, другая проходит под  «воротиками».
2) шеренги стоят у центральной стены, одна за другой.

 

   -«улитка»

 Эта фигура образуется из круга. Для этого ведущий хоровода разрывает круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает, как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый, затем он «завивает»второй, третий и т.д. Число кругов зависит от количества танцующих. Затем «улитку» развивают: а) Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т.д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. б) Развивает «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хоровода, т.е. вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении. Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

*  Заворачивание и разворачивание.

 

-«прочес» или «гребень»

Две линии танцующих выстраиваются друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом, руки свободно опущены вниз. Обе линии встречаются, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

 

Некоторые фигуры групповых русских плясок.

-«карусель»

В русских хороводах или плясках часто используется фигура «карусель», в основе которой лежит «звёздочка». Для построения этой фигуры необходимо участие не менее трёх пар. Руки партнёров в «карусели» часто соединяются при помощи платочков, лент или поясов.

-«ручеёк»

Танцующие встают парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу – колонной. Затем каждая пара берётся за руки, образует широкие ворота. Пара, которая стоит в конце колонны, проходит через все образовавшиеся «ворота» и становится впереди колонны. Затем идёт следующая пара и т.д.

Если движение начинает пара, стоящая в начале колонны, то это называется «обратный ручеёк».

 

-движение в парах

Пары идут по кругу одна за другой.

Пары идут по центральной линии зала и расходятся: одна направо, другая – налево.

Пары могут располагаться лицом друг к другу – движение приставным шагом.

 

Плясовые движения:

            Положение рук в русском танце многообразно и выразительно и в сочетании с движением головы и корпуса предают танцевальному движению характер и настроение исполнителя.

            Многие русские танцы, будь то хоровод или кадриль, исполняются девушками с платочком, который придаёт каждому движению большую выразительность, помогает раскрыть в танце характер исполнителей, подчёркивает их настроение. В хороводах и некоторых плясках с помощью платочка соединяются отдельные пары или все исполнители.

            В хороводах и кадрилях девушка иногда дарит платочек парню, которому симпатизирует. Взмахом платочка приглашает партнера или партнершу на пляску.

 

- некоторые танцевальные элементы русского танца

*  Выставление ноги на пятку а) обычное б) с пружинкой в) с тройным

    притопом в конце фразы.

* Поочередное выбрасывание ног.

* «Распашонка» (и.п. ноги вместе, руки на поясе; на «раз» - пружинка и (или)

    хлопок перед собой, на «два» - развести руки в стороны, ногу поставить в

    сторону на пятку.

*  Хлопки по коленям: а) слегка наклонившись вперед, ударять поочередно то

    правой, то левой рукой, б) стоя на месте с хлопком перед собой, а потом    

    поочередно то по одному , то по другому колену, (можно в движении). в)   

    можно выполнять на прыжке, хлопая поочередно по правой и левой ноге,  

    можно с продвижением вперед.              

*  Полуприсядка и присядка. Один из трудных элементов русского танца, который требует регулярной и правильной тренировки. Это элемент мужского танца.

*  «гармошка»

*  «елочка»

 

«Ёлочкой также как и «гармошкой» можно двигаться как вправо, так и влево, а также по кругу, поворачиваясь вокруг своей оси.

 

*  «припадания»

*  «ковырялочка»

*  «веревочка»

*  «маятник» или «метелочка»

*  «качалочка»

*  «козлик»

*  «гусиный шаг»

*  «хлопушки»

 

Одним из основных и очень распространенных элементов русского народного танца являются «хлопушки». Он состоит из большого количества и сочетаний хлопков и ударов. Хлопок делают ладонью одной руки о ладонь другой, а удар – ладонью по голенищу сапога, бедру, подошве. «Хлопушки» в русском танце исполняются в основном партнерами, но иногда они исполняются в паре с партнершей.

 

 

Литература

 

  1. «Традиционные народные праздники в образовательных учреждениях».

Методическое пособие. Под общей ред. Е.И. Якубовской – СПб.: СПбАППО, 2005.

2.  «У наших ворот всегда хоровод». СПбАППО Методический кабинет дошкольного    воспитания, 1993.

3.  «Секрет танца». Составитель Т.К. Васильева – СПб.: ТОО «Диамант», ООО  «Золотой век», 1997.

4. «На золотом крыльце сидели». Г.П. Федорова – СПб.: «Детство-Пресс», 2000.