Социализация и развитие детей с ОВЗ на уроках музыки


Автор: Кадырова Елена Ивановна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Социализация и развитие детей с ОВЗ на уроках музыки

Краткое описание работы: Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика прежде всего направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого могучего средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Тем более что именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека.

 

Музыкальное воспитание детей с различными проблемами развиваются в процессе активной музыкальной деятельности и в условиях коррекционной помощи со стороны взрослого, начиная с самого раннего возраста. Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются: музыкально - слуховое и восприятие, уровень эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера, умения и навыки в разных видах музыкальной деятельности (пение, слушание, игра на музыкальных инструментах, ритмические движения).

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишнее движения. Г. П. Шипулин отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной раздражительностью. Ритмические задания помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности.  «Конвейерный» принцип отдельных упражнений представляет собой прием втягивания в общее дело трудных, негативистических настроенных детей. Делая ритм организатором движения, можно развить у детей внимание, память, внутреннюю собранность. С помощью музыкальных игр возможно снятие психоэмоционального напряжения, воспитание навыков адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого т.е. социализация ребенка через игру. Выработка тормозных механизмов подкрепляется упражнениями под музыку. Слушание музыки на психогимнастике может предварять этюд, помогающий ребенку войти в нужное эмоциональное состояние.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и  коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально – личностной сферы). Методика Г. Юновой используемая на уроках музыки включает ритмику, пантомиму, коллективные игры и слушание. Основная цель данной технологии является распознание эмоций. Например, на первом занятии дети получают шесть карточек (карты настроений) с изображением на них детского лица с различной мимикой: радость, гнев, грусть, удивление, внимание и задумчивость. Прослушав одну из пьес, дети должны поднять одну из карт. Если все поднятые карты совпадают по настроению музыки, то эмоции, выраженные в них, не называются. На последующих уроках дети, наоборот, учатся словесно описывать чувства, вызываемые контрастными музыкальными произведениями, и соотносить их с картами настроений. Так как мимика на картах настроений решена неоднозначна, то дети могут после прослушивания одного и того же произведения показать две разные карты. Для характеристики музыкальных образов, своих чувств и звучания музыки используются все четыре способа (ритмика, пантомима, игра, слушание). Таким образом, каждое занятие состоит из ряда игр и этюдов. Они коротки, разнообразны и доступны по содержанию. Такие занятия строятся из четырех звеньев.

 Первое звено. Мимические и пантомимические этюды. Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: жестом, позой, походкой.

Второе звено  - это этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций. Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность, и т. д.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Третье звено. Этюды и игры, имеющие терапевтическую направленность на определённого ребенка или на группу в целом. Использую пантомимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка.

Четвертое звено. Психомышечная тренировка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера. Музыка на выбор.

Таким образом, психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим  и психотеапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Общая цель данной методики направлена на:

- обучение детей выразительным движениям;

- тренаж узнавания эмоций посредством музыки;

- формирование у детей моральных представлений;

- коррекция поведения с помощью роевых игр;

- снижение эмоционального напряжения;

- тренировка психомоторных функций;

- обучение ауторелаксации.

Таким образом, дети, прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и  лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и.т.д), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Приведу примеры психогимнастических упражнений, которые я использую.

Игры на развитие внимания

Слушай звуки!

Цель игры. Развивать активное внимание.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу "плакучей ивы", когда верхнего - в позу "тополя". Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучит пота нижнего регистра - дети становятся в позу "плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу "тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Слушай хлопки!

Цель игры. Та же.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игры на развитие памяти

Повтори за мной

Цель игры. Развивать моторно-слуховую память.

Дети стоят около стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполнение движениями: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные. Ритмические фразы должны быть короткими и ясными по своей структуре.

Запомни движения

Цель игры. Та же.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

Игры на преодоление двигательного автоматизма

Флажок

Играющие ходят по залу. Когда ведущий поднимет вверх флажок, все дети должны остановиться, хотя музыка продолжает звучать.

Стоп!

Дети идут. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: "Стоп!"

Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Предлагаемый музыкальный репертуар:

С. Прокофьев «Марш»;

Ф. Бургмюллер «Кавалькада»;

А. Петров «Зов синевы» из к/ф «Синяя птица»;

Э. Жак – Далькроза «Ритмический этюд»;

Д. Кабалевский «Клоуны»;

И. Дунаевский «До чего же хорошо кругом»;

Ф. Шуберт «Марш»

Р. Шуман «Смелый наездник»;

Г. Струве «Веселая горка»;

Д. Христов «Веселые капельки».