Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации


Автор: Степанькова Ольга Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ как условие их успешной социализации

Краткое описание работы: Опыт работы с детьми с ОВЗ в рамках Фестивальной лагерной смены

 

 

Основным предназначением дополнительного образования как социального института является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных потребностей обучающихся, создание условий для творческой самореализации личности.

Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психическом и физическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно актуальным.

Для многих детей и подростков с ограниченными возможностями творчество – это основная, а иногда и единственная возможность получения максимума для развития потенциальных способностей с учетом интересов и желаний. Ведь любимые занятия поддерживают эмоциональное здоровье, помогают выйти из стрессов и тревожного состояния, предупреждают умственную отсталость.

 Хорошим примером межведомственного подхода в решении этой проблемы является Фестиваль детского творчества для детей с ограниченными возможностями, где решаются задачи комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии.

С 2000 года Департамент по социальному развитию Смоленской области совместно с Дворцом творчества детей и молодежи города Смоленска на базе санатория «Голоевка» Рославльского района ежегодно проводят тематические смены в условиях загородного лагеря. Ведь именно лагерь, как социокультурный институт детства, является той эмоциональной средой, которая способна дать очень сильные импульсы, важные для жизни в целом. Он экспонирует новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности.

Смена школьного и домашнего образа жизни на альтернативный – лагерный образ, с его богатой событийной деятельностью, способствует формированию у детей фонда счастливых воспоминаний. А главное – ребенок развивает умение находиться среди людей и быть самим собой, так как на первый план выходит способность строить социальные отношения - коммуникабельность, мобильность, самоуважение, практичность и так далее. Эти навыки отрабатываются во время совместных дел, игр, конфликтов и примирений, да и просто бытования. При этом шлифуются важнейшие для коммуникации невербальные элементы поведения, которые нельзя выучить и искусственно разыграть – они должны идти «от сердца», из подсознания, из реального опыта переживаний. Кроме того, ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Конструктивное сотрудничество приводит к тому, что взрослый наставник, вожатый, преподаватель становится ему товарищем.

Поэтому и появилась абсолютно простая идея этого лагеря - детям должно быть интересней и лучше, чем дома, в школе или интернате. Педагоги должны организовать территорию счастья, праздника – это и будет педагогическая терапия особенного ребенка.

Разрабатывая программу фестиваля, творческий коллектив педагогов ДТДМ решил, что ее содержание должно быть соотнесено с возможностями детей, адаптировано к ним, но при этом должно требовать от детей приложение усилий. Формы и методы реализации программы предполагали включенность всех детей в продуктивную творческую деятельность.

Пятидневная Фестивальная смена – это сжатая модель любой лагерной смены, в которой предусмотрены все этапы жизни спонтанно созданного коллектива. В ней сконцентрированы основные составляющие лагерной смены: режимные моменты, учебные занятия, демонстрация творческих достижений, игры и развлечения, свободное время.

Главная идея проекта – посильное участие каждого ребенка в фестивальной жизнедеятельности. Она реализовывалась на всех этапах лагерной смены.

Так, например, программа IV областного фестиваля называлась «В кругу друзей», она была посвящена морской тематике и рассчитана на 5 дней.

Торжественное открытие фестиваля состоялось в первый же день в форме креативной музыкально - развлекательной программы «Свистать всех наверх!», построенной на творческой импровизации участников. Пять экипажей (отрядов) на палубе (сцене) прошли испытания, которые предлагались им с учетом их психофизического состояния:

- слабовидящие дети исполняли танцевальную композицию,

- дети с проблемами опорно-двигательной системы разыгрывали сказочную пантомиму,

- слабослышащие дети показывали пространственные пластические этюды и тому подобное.

Ведущими программы открытия были педагоги («Морские волки»).

В игровой форме они представили будущую работу творческих мастерских, вовлекая всех «Матросов» в активную и эмоциональную импровизационную деятельность.

Например, музыкально - пластическая композиция «Морской коктейль» (ритмические движения с голубыми лентами) была разучена в игровой форме и исполнена всем залом на открытии, а потом стала музыкальным символом фестивальной смены и объединяющим элементом всех последующих программ.

Последующие дни были наполнены активной работой творческих мастерских. На фестивале работали 4 мастер- класса, где с одной стороны, оттачивалось художественное и исполнительское мастерство, а с другой стороны, шел поиск новых граней таланта участников и включение их в новые совместные виды художественной деятельности. Работу творческой мастерской завершает ее презентация или встреча в кают-компании. Презентация – это совместное творческое самовыражение детей и педагогов, это – яркий театрализованный концерт – представление.

Так мастерская прикладного и художественного творчества увлекла участников фестиваля в «Пучины морские», где Морская царица – поет, Русалки – танцуют; где живут диковинные рыбы и растут удивительные растения. Весь этот морской мир придумывали и создавали юные художники: они сами рисовали, вырезали, украшали, клеили, лепили, конструировали, а затем представили его на сцене.

Царь Нептун пригласил всех на «Музыкальную палубу», где участники хореографического профиля демонстрировали танцевальные номера, специально подготовленные к фестивалю, а также «рожденные» в самой мастерской. Особенным сюрпризом стал «Матросский танец», в котором приняли участие и зрители.

В презентации «Музыкального салона» сочеталось сольное и ансамблевое исполнение, звучали хоровые песни, специально выученные к презентации и сочиненные в творческой мастерской. Например, традиционное «Яблочко» было переделано на новый фестивальный лад. При его исполнении весь зал импровизировал – заканчивал куплет, добавляя последнее слово в строфе.

Поэтический венок «Морские сонеты» сплели участники литературной мастерской, и море творчества пополнилось поэтическими ритмами: юные чтецы с воодушевлением читали стихи известных авторов. Но были и такие участники, которые привезли свои поэтические опусы, наполненные философскими размышлениями о жизни. Прямо здесь на фестивале рождались новые стоки. Вот пример в чем – то наивного творчества, но идущего от всего сердца участницы фестиваля Тамары Красновой:

Как много шуму в Голоевке – проходит детский фестиваль.

По области Смоленской нашей всю детвору сюда собрал.

Особые собрались дети. Живут все здесь одной семьей.

На что способны дети эти – все тут талант покажут свой.

Из них стихи читает кто-то о небосводе голубом,

Хоть в жизни он его не видел, но много знает он о нем.

А многие поют, танцуют и музыка им не нужна.

Они без музыки танцуют, ведь музыка им не слышна.

Особые собрались дети, собрались здесь на фестиваль,

Ведь это только капля в море, не все присутствуют, а жаль!

Нужны такие фестивали, общенье нужно детворе,

Чтоб подружились и сплотились в родном краю, по всей земле!

Кроме этого все ребята приняли участие в двух развлекательных программах: интеллектуальной игре «Свистать всех наверх!» и музыкально- развлекательной, построенной на русском фольклоре, «На острове Буяне»; принимали участие в игровых чемпионатах (шашки, шахматы, настольный теннис), танцевали на дискотеках, одна из которых проходила под «живую музыку».  Впервые на фестиваль приехали в гости, обучающиеся вокальной студии Дворца творчества «Живой звук», и это стало доброй традицией. Ребята из разных объединений Дворца творчества детей и молодежи стали полноправными участниками всех последующих фестивалей. Это привнесло в атмосферу фестиваля новые возможности взаимодействия детей особенных с детьми «обыкновенными». Он стал площадкой для установления контактов между сверстниками, на которой живет обоюдная заинтересованность в познании разных областей жизнедеятельности, сопровождение и погружение детей и подростков с разными особенностями в общую деятельность через развитие в них таких черт, как понимание, чуткость, поддержка и сопереживание

Завершили фестиваль торжественное открытие выставки прикладного и художественного творчества и гала- концерт «Звездная пристань», которые вновь объединили всех участников проекта – детей, педагогов, воспитателей, родителей, спонсоров, представителей областной и городской администраций. Лучшие исполнители вновь дарили свои таланты, и зал дружно поддерживал их аплодисментами и часто сам подпевал участникам праздничного концерта. Много приятных неожиданностей было подготовлено организаторами: подарки, «колокольчики счастья», находка послания от участников III Фестиваля детского творчества и коллективная его расшифровка, клятва верности и дружбы и др.

Красочное, талантливое и эмоционально-насыщенное представление стало кульминацией фестивальной смены и еще раз показало – эти, особенные дети, могут все! А значит, они увезут с собой яркие впечатления праздника, на котором, духовно объединившись, они открыли новые горизонты творчества и жизненного пространства.

Веселое название Голоевка – это синоним слов «творчество, доброта и дружба». Ведь сюда съезжаются самые талантливые ребята со всех уголков Смоленщины и в доброй дружественной атмосфере творят настоящие чудеса. Кто хоть раз побывал на нашем фестивале, тот стремится в Голоевку еще, еще и еще. Почему? Это место, где экологии детской души ничего не угрожает. Это место, где проявляются самые лучшие человеческие качества: доброта, сочувствие, взаимопомощь, радость за успехи других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апажихова Н.В. Педагогические условия организации социально-культурной деятельности детей и подростков в период летнего оздоровительного отдыха: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.05. – Тамбов, 2003.
  2.  Библиографическое описание: Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения / Михальченко К.А. // Теория и практика образования в современном мире: -- СПб: Реноме, 2012. - С. 206

 

  1. Груздева Л.А. Учебно-методические и образовательные комплексы в обучении детей с особыми образовательными способностями. - //Справочник замдиректора школы, 2013, №6, с.30.

       4. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной        России/ Д.В. Зайцев. – Саратов: Науч. кн., 2003. – 253.

       5. Интеграция и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт -/авт.-сост. А.А. Наумов,-Волгоград; Учитель 2012.

        6. Мастюкова Е.М. Они ждут нашей помощи / Е.М. Мастюкова А.Г.      Московкина. – М.: Педагогика, 1991.

        7. Петрова Л.И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире /Л.И. Петрова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

 

    

 

        .