Некоторые психологические аспекты успешной работы с учащимися младших классов в ДМШ и ДШИ на уроках групповых и индивидуальных дисциплин


Автор: Сорокина Светлана Германовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Некоторые психологические аспекты успешной работы с учащимися младших классов в ДМШ и ДШИ на уроках групповых и индивидуальных дисциплин».

Краткое описание работы: Как преподавателю строить учебно-воспитательный процесс, чтобы ученик чувствовал себя в безопасности, психологически комфортной, радостной атмосфере. И при этом, конечно, успешно развивался в профессиональном отношении.

Представлюсь: Сорокина С. Г., преподаватель хоровых дисциплин ДМШ №3 (хор старших классов и хор подготовительного класса), ОКФ и учитель музыки общеобразовательной школы с 26-летним стажем. Я занимаюсь индивидуально, группами, классами. Мой педагогический опыт показывает, что успешность работы преподавателя зависит не только от профессиональной подготовки, но и от  знания вопросов детской возрастной психологии, педагогической техники, принципов, методов, приёмов обучения и воспитания.

Как преподавателю строить учебно-воспитательный процесс, чтобы ученик чувствовал себя в безопасности, психологически комфортной, радостной атмосфере. И при этом, конечно, успешно развивался в профессиональном отношении.

Ребенок поступает в школу. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессо-генная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Младший возраст (7-11 лет) .

Психо-физиологическая характеристика. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, а нервно-психическое развитие ребенка запаздывает, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, потребность в движениях.

По-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы.

Очень важна оценка взрослыми.

Работая с ребенком, мы конечно, должны составить его характеристику (особенности психики, тип нервной системы, темперамент характера, интеллектуальное развитие).

О многом говорит тонус ребенка. Его потребность в неутомимом движении, его ловкость есть показатели здоровья и потенциальных возможностей развития его психики. Здоровый ребенок стремится к движению, его радуют физические нагрузки. В то же время он любопытен и любознателен. Он жаждет знаний об окружающем его мире. Физическая и психическая активность ребенка находятся в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребенок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется.

Мы занимаемся с детьми уже после уроков в основной школе. В процессе урока часто видим, что работоспособность и внимание снижаются.

Многочисленные исследования показали большое значение так называемых физкультминуток, игр, пения, танцев и движений под музыку, включаемых в содержание урока.

Можно включить комплекс упражнений.

1.Подирижировать под спокойную музыку. Расслабляет мышцы, снимает усталость. Хорошо, если есть возможность послушать музыку из репертуара ученика в записи (играем ансамбли-детские песенки «Песенка кота Леопольда», «Крокодила Гены», «Колыбельная Медведицы», классику- Вальс из балета «Щелкунчик», в легком переложении Гальпериной) и подирижировать. Ученица ныне 3 класса Козлова Лера очень любила танцевать  под музыку в 1 и 2 классах (при выборе репертуара, детские песенки).

2.Руки выставлены вперёд, перед лицом, висят в кистях. Сжать в кулак пальцы, задержать 3 секунды, затем расслабить руки и «повиснуть кистями». Укрепляет мышцы пальцев, способствует разряжению напряжения в руках.

3.Поднять руки высоко вверх, и , полностью расслабив, «кинуть» вниз. Упражнение на расслабление. Стишок «Егорушка, Егор». Стишок: «Играл с иглой воздушный шар. (надуваемся). И вот висит от, чуть дыша. Ребенку даже ясно, играть с иглой, опасно. (укол, сдуваемся)».

4.Круговые вращения кисти. Выполненять каждой рукой по отдельности и вместе. Делать легко, без затруднений.

5. Для осанки: Поиграть на шее правой или левой рукой. Это поможет расслабить мышцы шеи, полностью убрав усталость.

Игра и ученье в младшем школьном возрасте.

Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, которая

продолжает развивать психические функции ребенка, прежде всего воображение, а также с помощью игры мы обучаем. У детей младшего возраста более развита наглядно-образная память, нежели словесно-логическая.

Примеры: макет с пуговицами, ребусы. Уроки в паре. Игра «Учитель - ученик», соревнование «Кто быстрее составит ребус».

Успех. Дорогие коллеги, я пользуюсь таким правилом. Всегда есть за что похвалить любого ученика. Давать посильные задания, ободрять, через авансирование, подчеркивание индивидуальности. Ребенок должен в итоге уйти с урока с желанием вернуться к вам снова. Он должен знать, что у него обязательно получится!

У одной из учениц слабая координация рук. Никак не получалась пьеса. И настроения нет, и слезы. Я решила упростить задачу (по примеру Ольги Алольевны), сделала переложение для ансамбля. Дело получило своё завершение, пьеса сыграна. Ученица достигла успеха. Это гораздо лучше, нежели я сказала бы: «Ты не справляешься, возьмём другую, более лёгкую пьесу». Важно, чтобы у ребенка в конечном счете получалось. Пусть не все сразу.

Преподаватель и актер, и режиссер, и психолог в одном лице.

Токтильный контакт. Ученица играет слишком открытым звуком, колотит по клавишам в «Мелодии» Рубинштейна. По своему поведению несколько скованна, неразговорчива.  Пытаюсь вызвать какой-то отклик. И лишь когда я ее обняла, почувствовала, что девочка эмоционально расслабилась. Очень важен токтильный контакт. Хотя и не со всеми детьми. Некоторые дети одергивают руку, когда пытаешься работать над постановкой. Раз им это неприятно, следует искать другие приемы и методы.

Юмор. Большим пощником для меня является юмор и в индивидуальном обучении, и на групповых занятиях. Часто прибегаю к каким-то веселым, забавным сравнениям. Это поднимает настроение, снимает напряжение. «Ну это у тебя не зайка прыгает, а настоящий бегемот». «Что-то мне под твою колыбельную танцевать хочется, а не спать». На хоровых занятиях еще больше возможности прибегать к смешным сравнениям. Пример. Нужно спеть скачек вверх свободным, легким звуком. «Птичка вспархнула. А увас ворона, которая объелась… и взлететь не может.»

Главным в педагогической деятельности является сам педагог.

 Стиль общения, имидж педагога, «педагогическая техника» - вопросы, в которых мы должны разбираться.

Внутренняя техника учителя

В основе её - положительное эмоциональное отношение к себе, ученикам, работе. Именно положительные эмоции активизируют и вдохновляют учителя, придают ему уверенность, исполняют его чувством радости, положительно влияют на отношения с детьми, родителями, коллегами.

А.С. Макаренко считал, что в работе с детьми может быть «постоянная бодрость, никаких пасмурных лиц, никаких кислых выражений, постоянная готовность действовать, радужное расположение духа, мажорное, весёлое, бодрое». Учителю надо уметь играть, причём не только внешне. Доброжелательное выражение лица требуется не только для того, чтобы настроиться на мажор, но и для того, чтобы пробудить центры положительных эмоций и создать хорошее расположение духа.

Руководить своим психическим состоянием можно. Для этого учитель имеет возможность воспользоваться определенным арсеналом средств развития внутренней техники: самовнушение: «Я не могу себе этого позволить..», саморегуляция, контроль собственного физического состояния.

Внешняя техника учителя

Элементами внешней техники учителя есть вербальные (языковые) и невербальные средства. Именно через них педагог проявляет свои намерения, именно их «читают» и понимают ученики.

Внешний вид педагога должен быть эстетично выразительным. Главное требование к одежде учителя — скромность и элегантность.

В движениях, жестах, взгляде дети должны ощущать сдержанную силу, полнейшую уверенность в себе и доброжелательное отношение.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и острых углов. Преимущество отдаётся округлой и скупой жестикуляции. Следует обратить внимание и на такие советы: около 90% жестов следует делать выше пояса, так как жесты, сделанные руками ниже пояса, нередко имеют значения неуверенности, неудачи. Локти не должны держаться ближе, чем 3 см от корпуса. Меньшее расстояние будет символизировать никчёмность и слабость авторитета. Значительно более важны психологические жесты, которые выражают чувство. Воплощение музыкального образа в пластике рук – это и есть выражение чувства.

Недопустимы жесты, когда педагог кладет руки на бедра, заводит назад, за спину. Либо складывает руки на груди, а также сжимает кулаки. Это может повергнуть ребенка в ступор, а более чувствительных натур приводит в ужас. Достаточно даже самых малых действий подобного рода,- и круг замыкается.

Мимика - выразительные движения мышц лица. Нередко выражение лица и взгляд влияют на учеников сильнее, чем слова. Дети «читают» с лица учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать определённые чувства: не следует нести в класс бремя домашних хлопот, неурядиц. Следует показывать лицом и жестами то, что касается де-ла, помогает выполнению учебно-воспитательных задач.

Самыми выразительными на лице человека являются глаза. «Пустые глаза - зеркало пустой души» (К.С. Станиславский). Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, выработать умение пользоваться выразительным взглядом, избегать чрезмерной динамичности мышц лица и глаз («бегающие глаза»), а также безжизненной статичности («каменное лицо»). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Контакт глаз (визуальный контакт) - взгляд собеседников, фиксированный друг на друге, что означает заинтересованность партнёром и сосредоточенность на том, о чём он говорит. Поскольку мы сидим за инструментом вместе с учеником и смотрим в ноты, визуального контакта практически нет. Из собственной практики: фраза «Посмотри на меня» довольно действенна.

Ребёнок наиболее внимателен, когда мы смотрим ему прямо в глаза, и более всего запоминает именно то, что сказано в такие минуты. Психологи заметили, что чаще, к сожалению, взрослые смотрят детям прямо в глаза в те минуты, когда поучают, упрекают, ругают. Это провоцирует появление тревожности, неуверенности в себе, тормозит личностное развитие. Запомните: визуальный контакт с учениками должен быть постоянным. И более всего он нужен для того, чтобы ученики ощущали доброжелательное отношение, поддержку, любовь.

Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога. Здесь значение имеет и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка.

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих. Помните, привлекательные люди

  • часто и охотно улыбаются;

  • обладают хорошим чувством юмора;

  • естественно себя ведут;

  • веселы;

  • часто и охотно говорят комплименты;

  • знакомы с этикетом и следуют ему;

  • уверены в себе;

  • умеют посмеяться над собой;

  • быстро вызывают человека на разговор о нем самом;

  • осознают свои ограниченные возможности и то, что у них нет ответов на все вопросы;

  • дружелюбны, с ними легко в общении.

Вербальная (языковая) коммуникация

Когда человек действует словом, то инструментом становится не только смысл произносимого, но и направленность речи на те или иные способности и свойства психики ученика.

Умение ориентироваться в интонационном многообразии и разноголосице человеческой речи необычайно ценно для учителя, поскольку львиная доля его труда связана с воздействием словом.

Не нужно говорить громко. Однажды я что-то объясняла слишком эмоционально. И ученица закрыла руками уши… и закрыла глаза. Ей стало страшно. А мне…стыдно.

Берясь учить, вступая на стезю преподавательской деятельности, педагог прежде всего лишает себя права распускаться, давать волю своим нервам. Он обязан быть терпеливым по отношению к любым ошибкам и непонятливости тех кто пришел к нему за помощью, пришел учиться; обязан спокойно и доброжелательно помочь им в трудном деле овладения исполнительским мастерством: не погаси искру, не помешай творчеству, но помоги, пожертвуй.

Важно наладить психологический контакт с учащимся, не делая скоропалительных выводов, изменить подход, временно ослабить требования и тому подобное. У ученика должно быть полное доверие к учителю, что является немаловажным фактором во взаимоотношениях между учащимся и педагогом.

На уроках важен оптимизм.Сочувствие,удивление, восхищение, радость, здоровое возмущение,справедливое негодование – все это краски оптимистического тона.

Хорошо сказал А. С. Макаренко: «…Воспитание детей – это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни».

Так что и для нас педагогов-музыкантов, остаётся актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…»

Слагаемые работы настоящего педагога неисчерпаемы. Наша задача, используя полученные знания, в том числе по детской психологии, направить ученика не по узкой тропинке, а открыть ему широкую дорогу в мир искусства. Раскрепощенной, уверенной в себе личности, возможно, многое преодолеть, если в детстве заложен фундамент психического здоровья.

Высказывания педагогов и психологов.

Землянский Б. Я.

Настоящие педагоги, любя свое дело, умеют увлечь занятиями музыкой даже малоодаренных учеников, именно это помогает каждому из них максимально развить свои задатки.

У каждого ученика есть что-то хорошее, нужно найти это что-то и использовать в воспитании и профессиональной работе. Педагогика без «витаминов радости» не достигает цели.

 А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает.

К психологическому содержанию музыкального обучения близко определение Д. Узнадзе: «Обучение – это особая форма деятельности – не игра и не труд, но и то и другое».

 

Список литературы.
1. Алексеев, А. Д.. История фортепианного искусства [Текст]: учебник для муз. Вузов / А. Д. Алексеев.- М.: Музыка, 1988, 414 с.
2. Буянов, М. И.. Беседы о детской психиатрии [Текст]: книга для учителя / М.И.Буянов. 3-е изд., М.: Просвещение, 1986, 210 с.
3. Коган, Г. У врат мастерства [Текст]: Психологические предпосылки успешной пианистической работы / Г. Коган.- 2-е изд., М.: Музыка,1961, 115с.
4. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст]: Записки педагога / Г.Г.Нейгауз. – 5-е изд., М.: Музыка, 1988. 240с.

5.Пиаже, Жан.. Психология интеллекта [Текст]: Избранные психологические труды / Жан Пиаже.- М.: 1969.