"С детства дружбой дорожить!"


Автор: Демидова Людмила Николаевна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

"С детства дружбой дорожить!"

Краткое описание работы: Обобщение и расширение знаний детей о дружбе через музыкальную деятельность.

Тема: «С детства дружбой дорожить»

 

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

 

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 

Планируемый результат:

установление дружеской взаимосвязи (педагог – дети);

создание и сохранение положительного эмоционального фона на протяжении всего занятия;

 

Цель: обобщить и расширить знания детей о дружбе через музыкальную деятельность.

 

Задачи:

        

Образовательные:

  • закрепить знания о симфоническом оркестре;

·         совершенствовать вокальные навыки и звуковысотный слух в процессе певческой деятельности;

·         определить сущность понятия «секреты дружбы».

 

Развивающие:

  • развивать ритмический слух, голос, мышление, речь, воображение;

·         развивать коммуникативные навыки.
 

Воспитательные:

  • воспитывать культуру слушания музыкальных произведений и эмоционально откликаться на них.

 

Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • фортепиано;
  • проектор, ноутбук, экран;
  • декоративное дерево;

 

Аудиозаписи:

  • И.С. Бах – Ш. Гуно «Аве Мария», И.С. Бах «Шутка», П.И. Чайковский «Вальс цветов», М. Равель «Болеро».
  • Б. Савельев – М. Пляцковский «Настоящий друг», «Хорошее настроение» группа «Непоседы».

 

 

 

 

Ход занятия:

 

Музыкальный руководитель: Ребята, как ваше настроение? Прошу вас, подтянитесь! Друг другу улыбнитесь! Готовы? Предлагаю вам войти в музыкальный зал и двигаться так, как подсказывает вам музыка.

 

Под знакомую музыку заходят в музыкальный зал, выполняют музыкально-ритмические движения: маршируют, выполняют поскоки, боковой галоп, легкий бег, маршируют.

Музыкальный руководитель: Я очень рада снова видеть вас в музыкальном зале. Давайте, поприветствуем наших гостей и друг друга выразительно, с чувством радости.

 

«Рано утром» Музыка и слова Н. Катрухиной

 

Рано утром мы приходим в детский сад, (два щелчка пальцами)

Очень рады видеть здесь своих ребят. (два хлопка)

И с улыбки это утро мы начнем, (два прихлопа по коленям)

Всем здоровья пожелаем и споем:

«Здравствуйте, здравствуйте, (качают головой вправо, влево)

Здрав-ствуй-те!» (протягивают руки вперед ладошками вверх)

 

Дети под музыку садятся на стульчики.

 

Музыкальный руководитель: В некотором царстве, в некотором государстве…, а может, и не в царстве, и не в государстве, а в нашем детском саду выросло чудо чудное, диво дивное. И называется оно «Чудо-дерево».  Плоды давало это «Чудо-дерево» круглый год разные: то яблоки румяные, то апельсин золотистый принесет, то осенними листьями покроется, то цветами весенними расцветет. Ребята, а вы хотите, чтобы дерево расцвело? Как вы думаете, что для этого нужно сделать?

 

Дети: Рыхлить, поливать.

 

Музыкальный руководитель: Ребята, «Чудо-дерево» не простое, а волшебное. Оно зацветет при одном условии, если вы разгадаете его загадки. Хотите ребята, поиграть с «Чудо-деревом»?

 

Дети отвечают.

 

Музыкальный руководитель: Ну, тогда первая загадка:

 

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

 

Закончите музыкальную фразу из песни: «С голубого ручейка начинается река, ну а …

 

Дети: Дружба начинается с улыбки!

 

Музыкальный руководитель: Правильно! Дружба начинается с улыбки! Давайте улыбнемся друг другу, поделимся улыбкой с нашим деревом и споем. Но, сначала скажите мне, почему доктора в один голос советуют нам заниматься зарядкой?

 

Дети: Чтобы всегда быть бодрыми, здоровыми и сильными.

 

Музыкальный руководитель: Вот и мы, для того чтобы наши голоса красиво и чисто звучали, займемся зарядкой.

 

Самомассаж «Голосок проснись»

 

Снизу вверх, сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

Голосочек наш, проснись!

Сверху вниз, снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)

В пении нас ждет успех!

 

Музыкальный руководитель: Зарядку для голоса сделали. А пальчиковую гимнастику? Предлагаю распевку «Солнышко». По характеру распевка какая? 

 

Дети: Весёлая.

 

Музыкальный руководитель: Правильно, и петь её нужно как?

 

Дети: Легко и звонко.

 

Музыкальная пальчиковая игра «Солнышко»

 

Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас я вам сыграю мелодию, а вы отгадайте название песни.

 

Наиграть мелодию песни «Волшебником быть!»

 

Дети: «Волшебником быть!»

 

Музыкальный руководитель: Назовите композитора, написавшего музыку к ней.

 

Дети: Светлана Токаева.

 

Музыкальный руководитель: А кто такой композитор?

 

Дети: Человек, который сочиняет мелодию на слова.

 

Музыкальный руководитель: А что значит быть волшебником, ребята?

 

Дети: Нужно дружить, любить, и дарить друг другу улыбки.

 

Музыкальный руководитель: Давайте исполним эту песню, хорошо пропевая окончания в словах, вовремя вступая после проигрыша.

 

Если хочешь сидя петь…

 

Дети: Не садись ты как медведь.

Спину выпрями скорей, ноги вместе ставь смелей.

Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!

 

# Песня «Волшебником быть!» Слова и музыка С. Токаева

Музыкальный руководитель: А вот и первый цветок, посмотрите, какой он красивый.

На дереве раскрывается первый цветок.

Музыкальный руководитель: А вот и еще загадка «Чудо-дерева»!

 

Как повезло тебе и мне.

Мы все живем в такой стране,

Где люди все одна семья.

Куда ни глянь – везде друзья!

 

Скажите, в какой стране мы с вами живем?

Дети: В России.

Музыкальный руководитель: Правильно, мы живем в огромной стране под названием Россия. Давайте, споем песню «Наша Россия прекрасна».

Сколько куплетов в песне? Есть ли в песне припев? А вступление?

Думаю, что эту песню можно спеть стоя.

 

Если хочешь стоя петь…

 

Дети: Головою не вертеть.

Встань спокойно, подтянись и легонько улыбнись.

Руки, плечи – всё свободно, петь приятно и удобно!

 

# Песня «Наша Россия прекрасна» Музыка и слова З. Роот

Музыкальный руководитель: А что означает «пусть разные песни и речь»?

Дети: В нашей стране живут люди разных национальностей.

Музыкальный руководитель: Все мы разные, но все мы россияне и мы дружно живем в одной большой стране, а по-другому ребята, как еще можно сказать?

 

Дети: Мирно!

 

Музыкальный руководитель: И еще один цветок появился у нашего дерева.

На дереве раскрывается второй цветок.

 

Музыкальный руководитель: Чтобы загадку еще разгадать

Предлагаю рассуждать.

На картинки посмотрите,

Что увидите, скажите.

Игра «Чей кружок скорее соберет картинку?»

Звучит песня «Настоящий друг» слова М. Пляцковского, музыка Б. Савельева, дети командами собирают пазлы.

 

Что вы видите на картинках? Могут ли эти дети быть друзьями? А почему вы так решили? Правильно, друзья должны помогать друг другу. А вы сейчас помогали друг другу, когда играли? Как это можно назвать одним словом?

 

Дети: Помощь.

 

Музыкальный руководитель: Помогите мне ребята, собрать картинки?

 

Дети помогают. На дереве раскрывается третий цветок.

 

Музыкальный руководитель: Следующая загадка «Чудо-дерева!

 

Запомните, дети!

Если у друга беда,

С печалью и грустью поможет вам справиться

Только одна…

 

Дети: Доброта.

 

Музыкальный руководитель: Ребята, а в какой песне мы поем о «доброте»?

 

Дети: В песне «Капелька солнышка»

 

Музыкальный руководитель: Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Становитесь в круг играть!

 

# Игра «Угадай, кто поет?»

 

Дети, образуя круг, берутся за руки. При помощи считалочки выбирается водящий.

 

Встали дети в большой круг:

Вадой будет лучший друг.

Ты не смей смотреть, хитрить,

Мы поем – тебе водить!

 

Водящий выходит в середину круга. Ему завязывают глаза.

Игроки двигаются по кругу, напевая песню «Капелька солнышка» Музыка и слова А. Евтодьевой до тех пор, пока водящий не хлопнет в ладоши. Ребята останавливаются, песня утихает. Водящий дотрагивается до ребенка, остановившегося напротив него. Тот напевает фразу из исполняемой песни. Если водящий угадывает по голосу исполнителя песни, то меняется с ним местами, если не узнал, то продолжает водить. Ему предоставляется три попытки.

 

Музыкальный руководитель: Каким надо быть по отношению друг к другу?

 

Дети: Добрым.

 

Музыкальный руководитель: Вот и еще одну загадку разгадали. И еще один цветок расцвел на нашем дереве.

На дереве раскрывается четвертый цветок.

Музыкальный руководитель: Ребята, а только люди могут быть друзьями? Кто еще может быть друзьями?

Дети: Животные, насекомые, растения.

Музыкальный руководитель: Хорошо. А вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки и хочу вам рассказать сказку про дружбу музыкальных инструментов Большого симфонического оркестра. Приглашаю вас свободно расположиться на паласе.

Дети свободно располагаются на паласе.

 

Музыкальная сказка «Скрипочка-хвастушка»

В одном прекрасном городе в филармонии жил Большой симфонический оркестр. Все музыкальные инструменты этого оркестра между собой крепко дружили. Но однажды прекрасная Скрипка, которую все называли Первой, вдруг возгордилась. Она запела:

Я самая счастливая,

Изящная, красивая!

Голос как у соловья,

Первой я зовусь не зря!

 

Помолчав немного, гордо посмотрев на притихших друзей, добавила:

 

Спеть могу так задушевно

Станет мир вокруг волшебным!

 

И скрипочка зазвучала так нежно и мелодично, как будто лёгкий ветерок качнул тонкую паутинку с рассыпанными по ней капельками росы и они засверкали на солнышке множеством маленьких искорок.

 

Звучит музыкальное произведение И.С. Баха и Ш. Гуно «Аве Мария»

 

Полюбовавшись собственной музыкой, Скрипочка продолжила разговор:

 

А другие инструменты

Не особенно важны!

Вот, к примеру, барабаны

Нам в оркестре не нужны!

Могут только «бам» да «бом»,

Шум от них стоит кругом!

 

И, обратив свой взгляд в сторону Барабана, промолвила назидательно:

 

Когда играешь ты на нем,

Когда ты репетируешь,

С испугом думает весь дом,

Что крышу ремонтируешь.

 

Все инструменты оркестра стали шуметь и возмущаться, но спорить с Первой Скрипкой не решились, потому что видели, как сам Дирижёр приветствовал Скрипку крепким рукопожатием в начале концерта и после его окончания.

 

Особенно обидно за Барабан стало доброй Флейте. Она тоже вступилась за своего друга. Голос у нее зазвучал взволновано и вместе с тем очень мягко, потому что по-настоящему сердиться милая Флейта совсем не умела…

 

Звучит музыкальное произведение И.С. Баха «Шутка»

 

Да и сам Барабан не остался в стороне. Он очень уважал своих друзей, любил голоса всех музыкальных инструментов Большого симфонического оркестра и поэтому обратился к Скрипке такими словами:

 

Инструменты все нужны

И в оркестре все важны.

Ритм поддерживаю я

И со мной мои друзья:

И прекрасная Свирель,

Флейта, и Виолончель,

И Фагот, Кларнет, Гобой.

Не согласны мы с тобой!

Если вместе, если дружно

Стоит только заиграть,

В зале ярко и красиво

Будет музыка звучать!

 

По просьбе Барабана музыкальные инструменты настроили свои голоса, полились звуки прекрасной музыки, и Большой концертный зал филармонии словно наполнился чудесным ароматом весенних цветов.

 

Звучит музыка «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

 

Закончив играть, инструменты дружно зааплодировали, потому что прозвучавшая в совместном исполнении музыка всем очень понравилась. Но тут на репетицию пришел Дирижёр и сообщил, что сегодня они приступают к разучиванию нового произведения, начинать которое поручается маэстро Барабану. От него требуется большая выдержка и профессиональное умение, т.к. партия Барабана в этом музыкальном произведении главная и очень ответственная.

 

Дирижёр попросил внимания, посмотрел на нужный всем инструмент симфонического оркестра – Барабан, кивнул головой, взмахнул своей волшебной дирижерской палочкой…, и в это мгновение едва слышно, как будто издалека, раздался сосредоточенный голос Барабана…

 

Звучит фрагмент музыкального произведения «Болеро» М. Равеля

 

После репетиции Первой Скрипке, которая была в действительности очень умной и очень музыкальной скрипочкой, стало по-настоящему стыдно за свое хвастовство. Она посмотрела на Барабан и, улыбнувшись, искренне попросила у него прощение…

 

Музыкальный руководитель: Ребята, почему музыкальные инструменты в оркестре должны между собой дружить?

 

Дети: Если инструменты будут играть вместе, дружно, то музыка будет звучать ярко и красиво.

 

Музыкальный руководитель: А самое главное, у всех, кто дружит должно быть всегда хорошее настроение!

Танец «Хорошее настроение»

 

Музыкальный руководитель: Посмотрите, ребята, на наше «Чудо-дерево». Оно расцвело! А почему оно расцвело? Давайте, вспомним и назовем все отгадки.

 

Дети: Улыбка! Мир! Помощь! Доброта! Хорошее настроение!

 

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, что могут означать эти слова вместе?

 

Дети: Это «секреты дружбы».

 

Музыкальный руководитель: Это дерево всегда будет в нашем музыкальном зале.

 

И если вдруг вы с другом поругались,

Присядьте здесь, под деревом в тени.

И вспомните секреты дружбы,

Их назовите по порядку вы…

 

Дети: Улыбка! Мир! Помощь! Доброта! Хорошее настроение!

 

Музыкальный руководитель: Давайте ребята, возьмемся за руки.

 

Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица – с небом, как ветер – с лугом,

Как парус – с морем, трава – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

 

Я хочу пожелать вам любить музыку и дружить с ней. Пусть музыка будет вашим лучшим другом. Я, надеюсь, что вам сегодня было интересно и вы уйдёте из музыкального зала с хорошим настроением.

 

Наша встреча подошла к концу. Давайте, попрощаемся с вами попевкой.

Дети прощаются, под музыку, держась за руки, выходят из музыкального зала.