Виды вокального ансамбля


Автор: Мотырева Елена Петровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Виды вокального ансамбля

Краткое описание работы: На уроке рассматриваются виды вокального ансамбля ( ритмический, тембровый, дикционный, гармонический ансамбль) с целью совершенствования исполнительских возможностей хора

 

 

Схема конспекта  занятия

                                              

Тема:  Виды вокального ансамбля.

Цель занятия: создание условий для личностной самореализации  учащихся средствами хорового исполнительства (развитие  мыслительной, слуховой и исполнительской деятельности  обучающихся в освоении ансамблевого исполнения).

Задачи 

Учебные:

а) актуализировать базовые теоретические сведения, необходимые для осознания практических задач занятия (певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, ансамбль,  унисон)

б)   познакомиться с  видами ансамбля (динамический ансамбль; ритмический ансамбль; тембровый ансамбль; дикционный ансамбль; гармонический ансамбль, ансамбль солиста с хором);

в) формирование вокально-хоровых навыков;

г) формирование умений  анализировать, сравнивать, оценивать  (действия и   возможности свои  и  товарища)  (познавательные УУД)

Воспитательные:

а) обогащение кругозора, воспитание музыкального вкуса и чувства стиля, культуры слушания и исполнения, любви и уважения к музыкальному наследию;

б) осознания связи теории с практикой;

в) формирование  умения  объективно оценивать свои  знания и умения, а также умения и знания своего товарища.

г) развитие   у обучающихся  способностей к преодолению трудностей,

д) формирование личной ответственности за общий результат деятельности, трудолюбия, дисциплинированности, умения работать в коллективе;

 е) здоровье сбережение (соблюдение санитарно-гигиенических норм,  укрепление сердечно-сосудистой системы путем активизации дыхания; охрана голоса (соблюдение певческого  режима во время занятий).

Развивающие: (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):

Развитие способностей обучающихся с учётом их индивидуальности:

а) сенсорной сферы - тембрового, гармонического, ритмического слуха,

б) аналитических функций - устанавливать логику, связи, отношения,  оценивать и воспроизводить видимое и слышимое,

в) развивать  у учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность,

г)  развитие музыкального языка, способности «высказаться» в звуках,  развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов общей  работы  и самоанализа собственных достижений,  планирования самостоятельной  учебно-тренировочной деятельности;

д) развитие коммуникативных умений  учащихся  через организацию групповой, парной и фронтальной работы на занятии.

 

Универсальные учебные действия, отрабатываемые  на занятии.

Коммуникативные действия.

Умение работать в команде,  доброжелательно оценивать    результаты труда товарища.

Личностные действия:  

-умения сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты  (например, ожидал научиться   точно и понятно артикулировать не только скороговорку, но  перенести  умения проговаривания скороговорки  на  хоровой репертуар); 

-умение дать оценку деятельности и результату деятельности (понимаю цель и знаю средство ее достижения: исполнение вокальной партии:     пою свою партию,

-осознавать значение новых знаний и умений для себя (развиваю музыкальные способности, успешно осваиваю  репертуар, участвую в конкурсах.

Регулятивные УУД. способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение адекватно воспринимать оценку товарища, педагога.

Общеучебные универсальные действия:    

развивать умения: выделять  особенности произведения,   умение работать с информацией (находить дополнительные сведения о репертуаре,   композиторе,  особенностях стиля, исполнения),    развивать информационную культуру.

Методы контроля: групповой, парный, индивидуальный опрос,  самооценка.

Оборудование и технические средства обучения

  1. Светлый  кабинет
  2. Настроенный инструмент (фортепиано)
  3. Стулья,
  4. Аудио и видеозаписи, ноты
  5.  Ноутбук, колонки, проектор

Словарьмузыкальные термины – ансамбль,  интонация,  темп, ритм,  импровизация, лады, виды минора (натуральный, гармонический, мелодический),  динамика, функциональный план, сольмизация,  многоголосие,  полифония и т.д. 

Предварительная работа: влажная уборка, проветривание и оформление, предварительная подготовка педагога к занятию.

Тип занятия: комбинированное занятие

Продолжительность занятия  - 45 мин.

Особенности группы: учащиеся  школы № 66, посещающие занятия вокального ансамбля музыкальной студии «Элегия» ДЮЦ №1.

 

Ход занятия

 

Организационно-мотивационная часть

1. Организация группы для занятий, мобилизация внимания и регу­лирование эмоционального состояния учащихся.

2. Совместное формулирование темы занятия

Основная часть

Основное назначение: обучение специальным знаниям и навыкам,  их совершенствование.

  1. Подготовка певческого аппарата к  вокальной деятельности:

- дыхательные упражнения;

- артикуляционная гимнастика;

- дикционные упражнения, вокальная  распевка.

     2.   Работа над хоровым репертуаром.

 

Заключительная часть

  1. Подведение итогов занятия.
  2. Рефлексия.
  3. Домашнее задание

Номер слайда

Деятельность педагога

Время

Деятельность обучающихся

1 этап занятия - организационно-мотивационный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд

 № 1 на нем изобра-жен вокальный ансамбь

 

Цель этапа педагога

 

Организация группы для занятия, мобилизация внимания,   создание  благоприятной  психологической  атмосферы на занятии, включение  учащихся  в деятельность

- Приветствие.

- Формирование познавательного интереса, умения общаться и действовать по правилам.

- Проверка  гигиенических норм (здоровье).

«Здравствуйте,  как ваше настроение.?. Как ваши горлышки?  Все  ли здоровы?

 

Знаете ли, как приветствуют друг друга в разных странах?

Например, австралийские аборигены танцуют, когда приветствуют друг друга, а  представители ново-гвинейского племени коири щекочут друг друга под подбородком, а тибетцы еще  и  высовывают язык.

Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.

 

Надеюсь,  у вас  хорошее настроение. Поделитесь им с друзьями, улыбнитесь друг другу.

 

 

Формулирование  темы занятия:

  Сегодня у нас  тема занятия интересная  и увлекательная,  а узнаете вы о ней,  разгадав загадку. Готовы?

В этом маленьком оркестре

Целых десять  музыкантов:

Каждый музыкант - маэстро,

Все - великие таланты.

Мне скажи, не утаив,

Как зовется коллектив? (ансамбль)

 

Молодцы, ребята, ансамбль,   совершенно верно. Вы, конечно, догадались, о чем  сегодня пойдет речь?

 видео

Верно. А что мы с вами знаем об ансамбле?

 

 

 Правильно ребята. 

Ансамбли бывают инструментальные,   вокальные  и  танцевальные.

 

Мотивация на учебное занятие.

Как вы думаете,   все ли мы знаем с вами об ансамбле?

 

 Попробуем разобраться!

 

 

 

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель этапа  обучающихся

 

Перед занятием  дети занимают свои места (рассаживаются )

 На приветствие – встают.

- Приветствие педагога, друг друга. ДЕТИ ПОЮТ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» хоровой веер по трезвучию вверх.

- Настрой   на  продуктивную работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)

­

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают, размышляют, отвечают.

Предполагаемые ответы: ансамбль, хор, оркестр  и т.д.

 

 

 

Дети отвечают:   Об ансамбле.

 

Предполагаемые ответы: 

- поют несколько человек

- даже два человека, которые поют или играют – это тоже  ансамбль,   мы с товарищем играем ансамбль в четыре руки на фортепиано;

-  и три, и четыре, и больше человек – это ансамбль.

 20 человек – это уже хор.

 

Предполагаемые ответы: нет, конечно, наверное,  нет.

Да, конечно! 

 

2. Основная часть

 

  1. 1.     Подготовка голосового аппарата к  деятельности

 

Цель    этапа педагога

 подготовить певческий аппарат к  вокальной работе:

- актуализация  необходимых знаний  детей;

- обеспечение контроля за точностью выполнения упражнений,

-   оказание индивидуальной помощи – корректировка исполнения   при выполнении упражнений;

- создание условий для воспитания  навыка самоконтроля;

- создание условий для совершенствования  умения  учащихся слушать и контролировать свое исполнение, исполнение товарища,   умения работать   группой.

 

Педагог организует  выполнение дыхательной гимнастики учащимися.

    

1,5 мин

Цель этапа обучающегося

- актуализация  своих знаний;

-  проявление  личных качеств   при  выполнении   упражнений;

(волевые,  физические);

-  совершенствование  выполнения упражнений (качественное и осмысленное выполнение, самоконтроль).

 Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Цель упражнений: формирование навыка певческого дыхания, укрепление мышц брюшного пресса.

  1. Руки кладут  на живот в районе пупка.

Вдох выполняют  через нос, выдох – через рот. (упражнения выполняются в темпе). Выполняют  10 раз

  1. Наклоняют корпус вперед, примерно на 45̊.

Вдох выполняют через нос, выдох – через рот  (упражнения выполняются в темпе). Выполняется 10 раз.

  1. Правую  руку кладут на животе, указательный палец левой руки приставляют  к губам, губы сомкнуты.

Выдыхают   ровной концентрированной струей через узкую щель губ. 

Задача: как можно дольше выдыхать  концентрированной струей через узкую щель губ    (как - будто задуваем свечку),  выполняем 5 раз.

Цель упражнения:  активизация  артикуляционного апарата, формирование  певческого дыхания,  укрепление  мышц нижней части брюшного пресса.

 

Артикуляционная гимнастика

 

Цель упражнений:

Педагог иллюстрирует задание. Объясняет  цель данного упражнения, способы выполнения задания, возможные трудности и способы их решения.

Контролирует выполнение упражнений учащихся, анализируют выполнение упражнений, ищут пути правильного исполнения.

Упражнения выполняются группой и индивидуально.

.

  

 1 мин

Цель упражнений:

-тренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности

-выработка  полноценных движений и определенных  органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

- прогреть суставы, активизация кровообращения,  разогрев певческого аппарата.

Выполнение упражнений:

  1. Открывают рот в форме буквы «О», одновременно растирая пальцами челюстные суставы  в подвижном темпе. Продолжительность выполнения упражнения – 30 секунд.
  2. Рот закрыт. Круговые движения  языком по часовой и против часовой стрелки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 2

Изображение рта поющего человека (язык)

 

Введение понятия: дикционно-орфоэпический ансамбль.

 

Педагог контролирует выполнение упражнений  учащимися.

Организует работу  группой и индивидуально.

 

 

  Ребята,  на что нужно обратить внимание  при выполнении этого упражнения?

 

Как выдумаете, ребята,  сложнее четко произносить одному или группой?

Совершенно справедливо!

Один  из важных разновидностей ансамбля -

дикционный ансамбль –

Дикционно-орфоэпический – единство произношения.

 

Дикция — произношение, степень отчетливости в произнесении слов, слогов и букв в речи, пении, декламации.

Орфоэпия - нормы? правила образцового литературного произношения, соблюдение которых свидетельствует о культуре речи.

 Общие  правила  и манера  формирования гласных и согласных звуков, особенности произношения  букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.

 

     Давайте вместе   проговорим четко и правильно: дикционно-орфоэпический ансамбль.

 

 

 

1-1.5 мин.

 

 

  1.  Интонационно-фонетические упражнения:

Произносят   звуки в последовательности

 б – п;    г – к,   д – т,  з – с,   в – ф,   ж –ш.

Упражнения выполняются группой и индивидуально.

 

 

 Предполагаемые ответы:  на четкоть  произнесения, активность   языка, челюсти, губ – артикуляционного аппарата.

- Конечно, группой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вместе с педагогом проговаривают  термин: четко и верно.

Внесение элемента соревнования: индивидуальное задание (по желанию учащихся) – кто выполнит грамотнее, кто четче произнесет   слова:

Бронетранспортер,  трамвай, тромбон, труба

 

Педагог организует обсуждение – у кого получилось грамотнее выполнить задание и почему?

   1 мин

 

Дети  по желанию  произносят  слова:

Бронетранспортер,  трамвай, тромбон, труба

 

 

Дети   размышляют, оценивают выполнение задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 3

Текст скороговорки

Подготовка ребят к освоению нового материала (скороговорки)  через  повторение  пройденного материала, включение мышечной памяти.

Одну скороговорку педагог определяет сам: Три сороки…

Вторую – предлагает выбрать учащимся (из изученных ранее).

 

Педагог иллюстрирует   упражнение.

Совместно с детьми  обсуждает,  на что нужно обратить внимание, чтобы четко проговорить   скороговорку (активный речевой аппарат,  одновременное взятие дыхания, точное ритмическое выполнение-метро-ритм, внимание,   работа группой).

 

           Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Педагог организует  учебную  деятельность:

- проговаривают текст  в медленном темпе, отдельными фразами, объединяют фразы в предложения, проговаривают целиком, постепенно  ускоряя темп.

 Предлагает проговорить скороговорку   группой и индивидуально.

 

      3 мин

 

 

  1. 1.      Скороговорки

Три сороки тараторки тараторили на горке.

 

Например:

Белые бараны били в барабаны.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.

 

 

 

 

 

 

 

 

Разучивание текста новой скороговорки:

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

 

Дети проговаривают текст скороговорки, постепенно ускоряя темп.

Выполняют упражнение индивидуально и группами ( по 2-3 человека),  вокальными партиями, всем составом.

 

Вокальная распевка

 

                    Цель для педагога

   подготовить артикуляционный, дыхательный и голосовой аппарат  учащихся  к работе;

- активизация внимания учащихся;

-активизация резонаторов;

- расширение диапазона;

- дальнейшая работа по формированию   пения в унисон

- формирование навыка самоконтроля;

- развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять;

-введение понятия «унисонный ансамбль», «ритмический».

 

Традиционное  вокальное упражнение по звукам трихорда.

Упражнение выполняется на штрих легато,  (постепенно расширяя  диапазон певческих голосов) одноголосно; с гармонической поддержкой и без поддержки (а капельно).

Для показа  упражнения педагог просит исполнить его одного-двух учащихся.

Затем педагог организует  вокальное исполнение группой ребят. Педагог наблюдает, контролирует  правильность   исполнения. Совместно с детьми обсуждают  недочеты и пути исправления.

 

Ребята, предлагаю  необычное для нас задание: попробуем скороговорку спеть!

Педагог  исполняет скороговорку «Вез корабль карамель»

(поступенное движение вверх по тетрахорду»).

 

Как вы думаете, ребята,   какие знания об ансамблях нам потребуются?

 

- Верно, а если каждый из нас будет  произносить все четко, но не одновременно?

 

Как вы думаете, ребята, как называется ансамбль, при исполнении которого необходимо помнить о точном соблюдении ритма?

Совершенно верно.

Давайте попробуем  спеть скороговорку.

Педагог организует певческую деятельность.

   

 

 

   6  мин

Цель этапа обучающегося

- разогреть голосовой аппарат,

- учиться  правильно использовать   певческое  дыхание

    (диафрагмальное дыхание);

    - учиться петь  на расслабленных  голосовых связках  в единой 

      позиции;

-учиться слушать  и контролировать свое исполнение;

 - учиться слышать  исполнение товарищей

- учиться  выстраивать унисон.

( Пение в удобном для всех голосов диапазоне  одноголосно ).

Поступенное движения вниз по  мажорному трихорду:

-  с закрытым ртом,

- на слоги: зи-зэ-зи; ми-ля-ми; лё-лё-лё.

Ребята  иллюстрируют упражнение.

 

 

Стоя, ребята  исполняют упражнения, слушают, анализируют, обсуждают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы: пение в унисонном ансамбле, дикционном ансамбле.

 

 

Нужно, конечно, пропевать всем вместе, не отставать друг от друга, будет тогда непонятно.

 

 

 

 

 

Предполагаемые ответы: ритмический.

 

Дети  исполняют скороговорку вначале в медленном темпе, затем постепенно ускоряется темп, с поддержкой фортепиано

 

 

2.Традиционная часть занятия: работа над хоровым репертуаром.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4-5

«рит-

мичес-

кий анс.»

 

 

 

 

 

 

 

 

«дина-мичес-

кий  ан-самбль»

f , p и крещ.

  Цель этапа педагога

создание условий для самореализации обучающихся  через хоровое творчество;

-формирование вокально-хоровых навыков;

- введение  понятия «полифонический ансамбль»;

- развитие музыкальной памяти;

- удержание хорового репертуара в памяти обучающихся;

- в процессе деятельности оценить уровень знания хорового репертуара обучающимися;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- развитие культуры общения.

   Ребята, как вы думаете, в каком из  произведений нашего репертуара необходимо обращать внимание на ритмический,  динамический и унисонный ансамбли?

    В каком произведении  очень важно  четкое ритмическое, унисонное и дикционное  исполнение?

 

   Верно. А кто  написал это произведения?

Итак, мы поработаем сегодня над песней

Раймонда Паулса «Кашалотик»

Давайте поработаем сегодня над запевом этого произведения.

 

Почему нам очень важен ритмический ансамбль?

 

 

На что в первую очередь обратим наше внимание?

 

 

Педагог организует  учебную деятельность,  контролирует исполнение детьми  запева   в соответствии с поставленными задачами.

Контролирует     точность исполнения партии.

Использует инструментальную поддержку (по необходимости).

 Далее педагог организует  учебную деятельность ребят по  формированию  навыка пения в ансамбле, уравновешенном по силе звучания (динамический ансамбль),  громкости, слитности в звучании партии,  метро-ритмическом и дикционном единстве произношения.

 

 

 

 

    9  мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель этапа обучающегося

 

- совершенствование вокальных и хоровых навыков;

- формирование  диафрагмального дыхания в  репертуаре;

- формирование единой  позиции пения на расслабленных голосовых связках;

- закрепление хорового репертуара;

- реализация творческих и эмоциональных потребностей,

- изучения термина «полифонический ансамбль».

 

 

 

Предполагаемые ответы:

В песне «Кашалотик»

 

 

 

 

Раймонд Паулс

 

 

 

 

  Предполагаемые ответы:   потому что, в произведении острый ритм (синкопа). Есть паузы в мелодии, после которых надо  вступить всем одновременно.

На  одновременное дыхание, соблюдение  темпа, нужно слушать друг друга… и т.д.

 

Пропевают запев: на слог «лё»; 

Исполняют запев произведения, используя необходимые  штрихи (легато, нон легато),   применяя динамические оттенки (пиано, крещендо, форте).

 

Обучающиеся  пытаются исполнить произведение  в характере, с использованием различных динамических оттенков, в едином метро-ритме, выстраивая унисон..

 

 

 

«Во поле береза стояла»  в обработке  Г. Струве

 

 

 

Слайд 6-7

Полифонический ил многоголосный

 

 

 

 

 

 

 

Педагог  играет на рояле мелодию изучаемого произведения. Ребята, знакомо произведение?

Скажите, пожалуйста, а  в чем особенность этого произведения?

Верно.  Это один из видов полифонического ансамбля

(многоголосного ансамбля). 

В произведениях полифонического склада  выделяют  голос, передающий основной тематический материал (тему), выделить его динамически.

Именно этим мы с вами сейчас и займемся.

Педагог организует  освоение пения произведения с учетом канонов исполнения полифонического ансамбля.

  10 н

Предполагаемые ответы: Конечно. Это русская народная песня  «Во поле береза стояла».

Предполагаемые ответы:  мы поем на два голоса необычно. Мелодия одна, а поем  по-разному. Один голос как-бы догоняет другой.     Называется   - канон.

 

 

 

 

 

 

 

Ребята исполняют русскую народную песню  «Во поле береза стояла», стараясь соблюдать  элементы полифонии, уравновешивая  все слагаемые ансамбля: ритм, дикцию, унисон, ведение голосов.

 

 

 

 

 

Заключительный  этап -  Рефлексия -4  мин.

Слайд 8

(Улы-

бающи-еся и грустные нотки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель этапа педагога

 Развитие умения рефлексии

 Подведение  итогов занятия, обсуждение  проблемы при выполнении заданий,  постановка  цели на следующее занятие.

 

Совместно с  ребятами  анализирует  занятие,

подводит итоги (результаты),

ориентирует на будущую деятельность.

 

Учащимся предлагается ответить на вопросы (поставив себе музыкальную нотку за положительный ответ: активен, доволен,  полезен).

 

На занятии  я работал                       активно / пассивно
Результатом своей работой я    -    доволен / не доволен
Материал  занятия мне был            понятен / не понятен
                                                            полезен / бесполезен
Я понял  над чем  мне работать   –  да-нет

 

 

Цель этапа  обучающихся

Развитие умения  анализировать, сравнивать, оценивать.

Отвечают на  традиционные вопросы рефлексии.

 

 

 

Рефлексия своего участия в занятии.

Рефлексия трудностей.

Пожелания

 

 

 

 

 

Руки вверх (как фонарики вращают кистями – это  активно.

Руки вниз ( не понял, работал не очень хорошо)

 

 

 

 

 

Слайд 9 (текст прощальной  песен-ки

  Домашнее задание: учащимся предлагается самим найти видео, где звучит ансамбль  (вок., инструментальный) и рассказать о своих впечатлениях.

 

 

Традиционная форма прощания:  музыкальное прощание

 

 

 

 

 

Традиционная форма прощания:  музыкальное прощание

«До свидания, милые друзья!

Мы желаем вам солнечного (радостного) дня!»