Автор: Мотырева Елена Петровна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: На уроке рассматриваются виды вокального ансамбля ( ритмический, тембровый, дикционный, гармонический ансамбль) с целью совершенствования исполнительских возможностей хора
Схема конспекта занятия
Тема: Виды вокального ансамбля.
Цель занятия: создание условий для личностной самореализации учащихся средствами хорового исполнительства (развитие мыслительной, слуховой и исполнительской деятельности обучающихся в освоении ансамблевого исполнения).
Задачи
Учебные:
а) актуализировать базовые теоретические сведения, необходимые для осознания практических задач занятия (певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, ансамбль, унисон)
б) познакомиться с видами ансамбля (динамический ансамбль; ритмический ансамбль; тембровый ансамбль; дикционный ансамбль; гармонический ансамбль, ансамбль солиста с хором);
в) формирование вокально-хоровых навыков;
г) формирование умений анализировать, сравнивать, оценивать (действия и возможности свои и товарища) (познавательные УУД)
Воспитательные:
а) обогащение кругозора, воспитание музыкального вкуса и чувства стиля, культуры слушания и исполнения, любви и уважения к музыкальному наследию;
б) осознания связи теории с практикой;
в) формирование умения объективно оценивать свои знания и умения, а также умения и знания своего товарища.
г) развитие у обучающихся способностей к преодолению трудностей,
д) формирование личной ответственности за общий результат деятельности, трудолюбия, дисциплинированности, умения работать в коллективе;
е) здоровье сбережение (соблюдение санитарно-гигиенических норм, укрепление сердечно-сосудистой системы путем активизации дыхания; охрана голоса (соблюдение певческого режима во время занятий).
Развивающие: (формирование способностей к самостоятельному построению новых способов действий (саморазвитию):
Развитие способностей обучающихся с учётом их индивидуальности:
а) сенсорной сферы - тембрового, гармонического, ритмического слуха,
б) аналитических функций - устанавливать логику, связи, отношения, оценивать и воспроизводить видимое и слышимое,
в) развивать у учащихся, память, внимание, воображение, познавательную активность,
г) развитие музыкального языка, способности «высказаться» в звуках, развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов общей работы и самоанализа собственных достижений, планирования самостоятельной учебно-тренировочной деятельности;
д) развитие коммуникативных умений учащихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на занятии.
Универсальные учебные действия, отрабатываемые на занятии.
Коммуникативные действия.
Умение работать в команде, доброжелательно оценивать результаты труда товарища.
Личностные действия:
-умения сравнивать ожидаемые и достигнутые результаты (например, ожидал научиться точно и понятно артикулировать не только скороговорку, но перенести умения проговаривания скороговорки на хоровой репертуар);
-умение дать оценку деятельности и результату деятельности (понимаю цель и знаю средство ее достижения: исполнение вокальной партии: пою свою партию,
-осознавать значение новых знаний и умений для себя (развиваю музыкальные способности, успешно осваиваю репертуар, участвую в конкурсах.
Регулятивные УУД. способность ставить цель и следовать ей в учебной деятельности; умение адекватно воспринимать оценку товарища, педагога.
Общеучебные универсальные действия:
развивать умения: выделять особенности произведения, умение работать с информацией (находить дополнительные сведения о репертуаре, композиторе, особенностях стиля, исполнения), развивать информационную культуру.
Методы контроля: групповой, парный, индивидуальный опрос, самооценка.
Оборудование и технические средства обучения
Словарь: музыкальные термины – ансамбль, интонация, темп, ритм, импровизация, лады, виды минора (натуральный, гармонический, мелодический), динамика, функциональный план, сольмизация, многоголосие, полифония и т.д.
Предварительная работа: влажная уборка, проветривание и оформление, предварительная подготовка педагога к занятию.
Тип занятия: комбинированное занятие
Продолжительность занятия - 45 мин.
Особенности группы: учащиеся школы № 66, посещающие занятия вокального ансамбля музыкальной студии «Элегия» ДЮЦ №1.
Ход занятия
Организационно-мотивационная часть
1. Организация группы для занятий, мобилизация внимания и регулирование эмоционального состояния учащихся.
2. Совместное формулирование темы занятия
Основная часть
Основное назначение: обучение специальным знаниям и навыкам, их совершенствование.
- дыхательные упражнения;
- артикуляционная гимнастика;
- дикционные упражнения, вокальная распевка.
2. Работа над хоровым репертуаром.
Заключительная часть
Номер слайда |
Деятельность педагога |
Время |
Деятельность обучающихся |
||
1 этап занятия - организационно-мотивационный |
|||||
слайд № 1 на нем изобра-жен вокальный ансамбь
|
Цель этапа педагога
Организация группы для занятия, мобилизация внимания, создание благоприятной психологической атмосферы на занятии, включение учащихся в деятельность - Приветствие. - Формирование познавательного интереса, умения общаться и действовать по правилам. - Проверка гигиенических норм (здоровье). «Здравствуйте, как ваше настроение.?. Как ваши горлышки? Все ли здоровы?
Знаете ли, как приветствуют друг друга в разных странах? Например, австралийские аборигены танцуют, когда приветствуют друг друга, а представители ново-гвинейского племени коири щекочут друг друга под подбородком, а тибетцы еще и высовывают язык. Представьте, если мы высунем язык при приветствии, то вряд ли захотят поздороваться с нами в следующий раз. А для тибетцев – это вежливая форма приветствия.
Надеюсь, у вас хорошее настроение. Поделитесь им с друзьями, улыбнитесь друг другу.
Формулирование темы занятия: Сегодня у нас тема занятия интересная и увлекательная, а узнаете вы о ней, разгадав загадку. Готовы? В этом маленьком оркестре Целых десять музыкантов: Каждый музыкант - маэстро, Все - великие таланты. Мне скажи, не утаив, Как зовется коллектив? (ансамбль)
Молодцы, ребята, ансамбль, совершенно верно. Вы, конечно, догадались, о чем сегодня пойдет речь? видео Верно. А что мы с вами знаем об ансамбле?
Правильно ребята. Ансамбли бывают инструментальные, вокальные и танцевальные.
Мотивация на учебное занятие. Как вы думаете, все ли мы знаем с вами об ансамбле?
Попробуем разобраться! |
3 мин.
|
Цель этапа обучающихся
Перед занятием дети занимают свои места (рассаживаются ) На приветствие – встают. - Приветствие педагога, друг друга. ДЕТИ ПОЮТ «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» хоровой веер по трезвучию вверх. - Настрой на продуктивную работу в рамках занятия (организационно и эмоционально)
Дети отвечают на вопросы.
Дети слушают, размышляют, отвечают. Предполагаемые ответы: ансамбль, хор, оркестр и т.д.
Дети отвечают: Об ансамбле.
Предполагаемые ответы: - поют несколько человек - даже два человека, которые поют или играют – это тоже ансамбль, мы с товарищем играем ансамбль в четыре руки на фортепиано; - и три, и четыре, и больше человек – это ансамбль. 20 человек – это уже хор.
Предполагаемые ответы: нет, конечно, наверное, нет. Да, конечно! |
||
|
2. Основная часть |
||||
|
|
||||
|
Цель этапа педагога подготовить певческий аппарат к вокальной работе: - актуализация необходимых знаний детей; - обеспечение контроля за точностью выполнения упражнений, - оказание индивидуальной помощи – корректировка исполнения при выполнении упражнений; - создание условий для воспитания навыка самоконтроля; - создание условий для совершенствования умения учащихся слушать и контролировать свое исполнение, исполнение товарища, умения работать группой.
Педагог организует выполнение дыхательной гимнастики учащимися. |
1,5 мин |
Цель этапа обучающегося - актуализация своих знаний; - проявление личных качеств при выполнении упражнений; (волевые, физические); - совершенствование выполнения упражнений (качественное и осмысленное выполнение, самоконтроль). Дети выполняют дыхательную гимнастику. Цель упражнений: формирование навыка певческого дыхания, укрепление мышц брюшного пресса.
Вдох выполняют через нос, выдох – через рот. (упражнения выполняются в темпе). Выполняют 10 раз
Вдох выполняют через нос, выдох – через рот (упражнения выполняются в темпе). Выполняется 10 раз.
Выдыхают ровной концентрированной струей через узкую щель губ. Задача: как можно дольше выдыхать концентрированной струей через узкую щель губ (как - будто задуваем свечку), выполняем 5 раз. Цель упражнения: активизация артикуляционного апарата, формирование певческого дыхания, укрепление мышц нижней части брюшного пресса. |
||
|
Артикуляционная гимнастика |
||||
|
Цель упражнений: Педагог иллюстрирует задание. Объясняет цель данного упражнения, способы выполнения задания, возможные трудности и способы их решения. Контролирует выполнение упражнений учащихся, анализируют выполнение упражнений, ищут пути правильного исполнения. Упражнения выполняются группой и индивидуально. . |
1 мин |
Цель упражнений: -тренировать мышцы речевого аппарата, добиться их свободной подвижности -выработка полноценных движений и определенных органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков - прогреть суставы, активизация кровообращения, разогрев певческого аппарата. Выполнение упражнений:
|
||
Слайд № 2 Изображение рта поющего человека (язык) |
Введение понятия: дикционно-орфоэпический ансамбль.
Педагог контролирует выполнение упражнений учащимися. Организует работу группой и индивидуально.
Ребята, на что нужно обратить внимание при выполнении этого упражнения?
Как выдумаете, ребята, сложнее четко произносить одному или группой? Совершенно справедливо! Один из важных разновидностей ансамбля - дикционный ансамбль – Дикционно-орфоэпический – единство произношения.
Дикция — произношение, степень отчетливости в произнесении слов, слогов и букв в речи, пении, декламации. Орфоэпия - нормы? правила образцового литературного произношения, соблюдение которых свидетельствует о культуре речи. Общие правила и манера формирования гласных и согласных звуков, особенности произношения букв, слов, исходя из принятых законов орфоэпии.
Давайте вместе проговорим четко и правильно: дикционно-орфоэпический ансамбль. |
1-1.5 мин. |
Произносят звуки в последовательности б – п; г – к, д – т, з – с, в – ф, ж –ш. Упражнения выполняются группой и индивидуально.
Предполагаемые ответы: на четкоть произнесения, активность языка, челюсти, губ – артикуляционного аппарата. - Конечно, группой?
Вместе с педагогом проговаривают термин: четко и верно. |
||
Внесение элемента соревнования: индивидуальное задание (по желанию учащихся) – кто выполнит грамотнее, кто четче произнесет слова: Бронетранспортер, трамвай, тромбон, труба
Педагог организует обсуждение – у кого получилось грамотнее выполнить задание и почему? |
1 мин |
Дети по желанию произносят слова: Бронетранспортер, трамвай, тромбон, труба
Дети размышляют, оценивают выполнение задания. |
|||
Слайд № 3 Текст скороговорки |
Подготовка ребят к освоению нового материала (скороговорки) через повторение пройденного материала, включение мышечной памяти. Одну скороговорку педагог определяет сам: Три сороки… Вторую – предлагает выбрать учащимся (из изученных ранее).
Педагог иллюстрирует упражнение. Совместно с детьми обсуждает, на что нужно обратить внимание, чтобы четко проговорить скороговорку (активный речевой аппарат, одновременное взятие дыхания, точное ритмическое выполнение-метро-ритм, внимание, работа группой).
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Педагог организует учебную деятельность: - проговаривают текст в медленном темпе, отдельными фразами, объединяют фразы в предложения, проговаривают целиком, постепенно ускоряя темп. Предлагает проговорить скороговорку группой и индивидуально. |
3 мин
|
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Например: Белые бараны били в барабаны. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
Разучивание текста новой скороговорки: Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели.
Дети проговаривают текст скороговорки, постепенно ускоряя темп. Выполняют упражнение индивидуально и группами ( по 2-3 человека), вокальными партиями, всем составом. |
||
|
Вокальная распевка |
||||
|
Цель для педагога подготовить артикуляционный, дыхательный и голосовой аппарат учащихся к работе; - активизация внимания учащихся; -активизация резонаторов; - расширение диапазона; - дальнейшая работа по формированию пения в унисон - формирование навыка самоконтроля; - развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять; -введение понятия «унисонный ансамбль», «ритмический».
Традиционное вокальное упражнение по звукам трихорда. Упражнение выполняется на штрих легато, (постепенно расширяя диапазон певческих голосов) одноголосно; с гармонической поддержкой и без поддержки (а капельно). Для показа упражнения педагог просит исполнить его одного-двух учащихся. Затем педагог организует вокальное исполнение группой ребят. Педагог наблюдает, контролирует правильность исполнения. Совместно с детьми обсуждают недочеты и пути исправления.
Ребята, предлагаю необычное для нас задание: попробуем скороговорку спеть! Педагог исполняет скороговорку «Вез корабль карамель» (поступенное движение вверх по тетрахорду»).
Как вы думаете, ребята, какие знания об ансамблях нам потребуются?
- Верно, а если каждый из нас будет произносить все четко, но не одновременно?
Как вы думаете, ребята, как называется ансамбль, при исполнении которого необходимо помнить о точном соблюдении ритма? Совершенно верно. Давайте попробуем спеть скороговорку. Педагог организует певческую деятельность. |
6 мин |
Цель этапа обучающегося - разогреть голосовой аппарат, - учиться правильно использовать певческое дыхание (диафрагмальное дыхание); - учиться петь на расслабленных голосовых связках в единой позиции; -учиться слушать и контролировать свое исполнение; - учиться слышать исполнение товарищей - учиться выстраивать унисон. ( Пение в удобном для всех голосов диапазоне одноголосно ). Поступенное движения вниз по мажорному трихорду: - с закрытым ртом, - на слоги: зи-зэ-зи; ми-ля-ми; лё-лё-лё. Ребята иллюстрируют упражнение.
Стоя, ребята исполняют упражнения, слушают, анализируют, обсуждают.
Предполагаемые ответы: пение в унисонном ансамбле, дикционном ансамбле.
Нужно, конечно, пропевать всем вместе, не отставать друг от друга, будет тогда непонятно.
Предполагаемые ответы: ритмический.
Дети исполняют скороговорку вначале в медленном темпе, затем постепенно ускоряется темп, с поддержкой фортепиано
|
||
|
2.Традиционная часть занятия: работа над хоровым репертуаром. |
||||
Слайд 4-5 «рит- мичес- кий анс.»
«дина-мичес- кий ан-самбль» f , p и крещ. |
Цель этапа педагога создание условий для самореализации обучающихся через хоровое творчество; -формирование вокально-хоровых навыков; - введение понятия «полифонический ансамбль»; - развитие музыкальной памяти; - удержание хорового репертуара в памяти обучающихся; - в процессе деятельности оценить уровень знания хорового репертуара обучающимися; - развитие эмоциональной отзывчивости; - развитие культуры общения. Ребята, как вы думаете, в каком из произведений нашего репертуара необходимо обращать внимание на ритмический, динамический и унисонный ансамбли? В каком произведении очень важно четкое ритмическое, унисонное и дикционное исполнение?
Верно. А кто написал это произведения? Итак, мы поработаем сегодня над песней Раймонда Паулса «Кашалотик» Давайте поработаем сегодня над запевом этого произведения.
Почему нам очень важен ритмический ансамбль?
На что в первую очередь обратим наше внимание?
Педагог организует учебную деятельность, контролирует исполнение детьми запева в соответствии с поставленными задачами. Контролирует точность исполнения партии. Использует инструментальную поддержку (по необходимости). Далее педагог организует учебную деятельность ребят по формированию навыка пения в ансамбле, уравновешенном по силе звучания (динамический ансамбль), громкости, слитности в звучании партии, метро-ритмическом и дикционном единстве произношения. |
9 мин.
|
Цель этапа обучающегося
- совершенствование вокальных и хоровых навыков; - формирование диафрагмального дыхания в репертуаре; - формирование единой позиции пения на расслабленных голосовых связках; - закрепление хорового репертуара; - реализация творческих и эмоциональных потребностей, - изучения термина «полифонический ансамбль».
Предполагаемые ответы: В песне «Кашалотик»
Раймонд Паулс
Предполагаемые ответы: потому что, в произведении острый ритм (синкопа). Есть паузы в мелодии, после которых надо вступить всем одновременно. На одновременное дыхание, соблюдение темпа, нужно слушать друг друга… и т.д.
Пропевают запев: на слог «лё»; Исполняют запев произведения, используя необходимые штрихи (легато, нон легато), применяя динамические оттенки (пиано, крещендо, форте).
Обучающиеся пытаются исполнить произведение в характере, с использованием различных динамических оттенков, в едином метро-ритме, выстраивая унисон..
|
||
|
«Во поле береза стояла» в обработке Г. Струве
|
||||
Слайд 6-7 Полифонический ил многоголосный
|
Педагог играет на рояле мелодию изучаемого произведения. Ребята, знакомо произведение? Скажите, пожалуйста, а в чем особенность этого произведения? Верно. Это один из видов полифонического ансамбля (многоголосного ансамбля). В произведениях полифонического склада выделяют голос, передающий основной тематический материал (тему), выделить его динамически. Именно этим мы с вами сейчас и займемся. Педагог организует освоение пения произведения с учетом канонов исполнения полифонического ансамбля. |
10 н |
Предполагаемые ответы: Конечно. Это русская народная песня «Во поле береза стояла». Предполагаемые ответы: мы поем на два голоса необычно. Мелодия одна, а поем по-разному. Один голос как-бы догоняет другой. Называется - канон.
Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле береза стояла», стараясь соблюдать элементы полифонии, уравновешивая все слагаемые ансамбля: ритм, дикцию, унисон, ведение голосов.
|
||
Заключительный этап - Рефлексия -4 мин. |
|||||
Слайд 8 (Улы- бающи-еся и грустные нотки)
|
Цель этапа педагога Развитие умения рефлексии Подведение итогов занятия, обсуждение проблемы при выполнении заданий, постановка цели на следующее занятие.
Совместно с ребятами анализирует занятие, подводит итоги (результаты), ориентирует на будущую деятельность.
Учащимся предлагается ответить на вопросы (поставив себе музыкальную нотку за положительный ответ: активен, доволен, полезен).
На занятии я работал активно / пассивно
|
|
Цель этапа обучающихся Развитие умения анализировать, сравнивать, оценивать. Отвечают на традиционные вопросы рефлексии.
Рефлексия своего участия в занятии. Рефлексия трудностей. Пожелания
Руки вверх (как фонарики вращают кистями – это активно. Руки вниз ( не понял, работал не очень хорошо)
|
||
Слайд 9 (текст прощальной песен-ки |
Домашнее задание: учащимся предлагается самим найти видео, где звучит ансамбль (вок., инструментальный) и рассказать о своих впечатлениях.
Традиционная форма прощания: музыкальное прощание |
|
Традиционная форма прощания: музыкальное прощание «До свидания, милые друзья! Мы желаем вам солнечного (радостного) дня!» |