Развитие аппликатурных особенностей в истории фортепианного искусства


Автор: Беловолова Людмила Алексеевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

«Развитие аппликатурных особенностей в истории фортепианного искусства»

Краткое описание работы: В данной работе исследуется эволюционирование аппликатурных принципов на фоне ретроспективного анализа аппликатурных особенностей периодов развития фортепианного искусства.

     Цель любого учащегося на фортепиано – превратить свою руку в сплоченный коллектив, безотказно выполняющий данную ему работу.
     Существуют определенные исполнительские установки, где какой палец или какую пальцевую последовательность использовать. Именно преподаватель обязан заложить все те компоненты и установки применения аппликатуры, имеющиеся в арсенале любого опытного исполнителя, при выполнении которых, профессионал даже не задумывается, это получается у него интуитивно.

    Аппликатурное мастерство по праву считается важнейшим звеном в искусстве фортепианной игры, является исполнительским средством, связанным как с технологией игрового процесса, так и с интерпретацией музыкальных сочинений. Аппликатура не может рассматриваться в отрыве от музыки, от её стилистики, а также, предполагает дифференцированный подход к выявлению причинно-следственных связей между различными музыкально-выразительными и инструментально-пианистическими средствами.

    Многие выдающиеся педагоги высказывали мысль о том, что при начальном этапе изучения гамм с учеником одним из главных моментов правильного подхода в изучении является так называемая «формула Шопена». С ее помощью рука начинающего играть гаммы ученика сразу почувствует естественность и удобство за клавиатурой. 
    К этой мысли приходит в своей педагогике Л. Оборин, высказывая ее в своей статье «О некоторых принципах фортепианной техники»: «Естественнее всего рука себя чувствует, когда первый и пятый пальцы лежат на белых клавишах, а второй, третий и четвертый пальцы на черных клавишах. Эта позиция, рекомендованная в свое время еще Шопеном, наиболее практична для выработки естественной постановки руки. Освоив ее, можно перейти к менее удобным позициям...»

        Взгляды на аппликатуру, установки и рекомендации в отношении использования тех или иных пальцев (пальцевых последований) неоднократно менялись на протяжении времени. Аппликатурные принципы эпохи клавесинистов существенно отличались от принципов композиторов-классиков.

     а) В эпоху клавесинизма сформировалось большинство аппликатурных приёмов, идей, или их прообразов. Преобладание полифонического стиля изложения обусловило универсализацию функций пальцев. Жанр миниатюры, культивировавшийся клавесинистами, требовал мелкой пальцевой техники, преимущественно позиционной (в пределах "позиции" руки). Отсюда избегание подкладывания большого пальца, предпочтение, отдававшееся подкладыванию и перекладыванию др. пальцев (4-го под 3-й, 3-го через 4-й), беззвучная смена пальцев на одной клавише (doigtй substituer), соскальзывание пальца с чёрной клавиши на белую (doigtй de glissй) и т.п. Эти приёмы А. систематизированы Ф. Купереном в трактате "Искусство игры на клавесине". Развитие клавирной фактуры к началу XVII века обязано искусству импровизации, а главные приемы импровизации (орнаментика и варьирование мелодического материала) способствовали внедрению в игру 1-го пальца. К XVIII веку стилистическое изменение музыки с последующим усложнением клавирной фактуры привело к возрастанию роли 1-го пальца как осевой опоры руки. С появлением арпеджированных пассажей, частой сменой направления мелодического рисунка, больших интервалов внутри гармонических и мелодических фигурации все чаще стали прибегать к подкладыванию коротких пальцев под длинные (1-го под 3-й и 4-й; 5-го под 4-й и 3-й; 4-го под 3-й). Достаточно обратиться к таким произведениям как «Гольдберг-вариации» И.С. Баха, «Гавот и шесть вариаций» Ж.Ф. Рамо, сонаты Д. Скарлатти.

  б) Ударная механика, репетиционная механика и педальный механизм молоточкового фортепиано, основанного на совершенно иных принципах сравнительно с клавесином, открыли перед пианистами новые технические и художественные возможности. В эпоху Й. Гайдна, В. А. Моцарта и Л. Бетховена совершается переход к "пятипалой" аппликатуре. Принципы этой классической аппликатуры суммированы в таких методических трудах, как "Полная теоретико-практическая фортепианная школа" К. Черни и "Фортепианная школа. Подробное теоретическое и практическое наставление по игре на фортепиано" И. Н. Гуммеля. Для периода классицизма было характерно выравнивание пальцев по силе и переосмысление роли первого пальца. В это время закрепилась аппликатурная взаимосвязь между пропуском ноты внутри звукоряда и в позиции руки, ограничилось использование 1-го и 5-го пальцев на чёрных клавишах.

     в) Эра романтизма привнесла в исполнительское искусство новые тенденции. Она была ознаменована возрождением клавирных приёмов в новых исторических условиях, вниманием к индивидуальным особенностям пальцев, снятием аппликатурных ограничений классицизма. В эту эпоху активно разрабатывалась позиционная аппликатура, на клавиатурном рельефе с чёрными клавишами, аппликатура, связанная с ударностью и акцентами, расширились возможности применения 1-го и 5-го пальцев.

    Особую роль сыграло творчество Ф. Шопена, считавшего, что пальцы при игре нужно использовать в соответствии с их индивидуальными физическими свойствами и природными возможностями. Основное заключалось не в том, чтобы выравнивать пальцы, уничтожая, тем самым, их выразительные возможности, их индивидуальность, а в том, чтобы выявлять и подчёркивать эту специфику. «Лучше не пытаться уничтожать специальной аппликатуры для каждого пальца, а, напротив, её совершенствовать… Столько же различных звуков, как пальцев. Уметь находить хорошую аппликатуру – это всё». Пальцы руки различны. Большой палец самый сильный. Средний — точка опоры руки. Четвертый, сиамский близнец третьего, соединен с ним связкой и потому самый слабый из всех. Пытаются сделать четвертый палец независимым от третьего, но это невозможно и не нужно. Каждому пальцу свойственны свои индивидуальные особенности звучания. Надо развивать их, а не разрушать. Все дело в умении применять соответствующую аппликатуру. Шопен идет вразрез с господствовавшей практикой «уравнивания» пальцев и указывает иной путь — индивидуализации их в процессе упражнения. Таким образом, появилась, так называемая, «формула Шопена» -  самое естественное, самое непринужденное положение руки и пальцев на клавиатуре - первый и пятый  попадают на белые клавиши, а более длинные пальцы - второй, третий и четвертый - на черные клавиши, находящиеся выше. Ничего более «природного» нельзя найти на клавиатуре, чем именно это положение. Каждому понятно, насколько менее удобно и естественно положение пяти пальцев на одних белых нотах : до, ре, ми, фа, соль.  
     Шопен заставлял играть эти пять нот подряд не legato, (это могло бы у неопытного начинающего вызвать некоторое напряжение, зажатость), но как легкое portamento, с участием кисти, так, чтобы чувствовать в каждом суставе гибкость и свободу.

     г) Ещё более радикальными аппликатурными реформами было отмечено ХХ столетие, особенно его вторая половина. В ХХ веке, и в композиторском, и в исполнительском творчестве наблюдается сочетание аппликатурных видов различных эпох. Ударная трактовка инструмента, характерная для творчества многих композиторов ХХ века,  развивает силовую аппликатуру (1+3, 3+2), продолжает разрабатываться позиционная аппликатура. Появляются новые виды приспособлений, связанные с рельефом клавиатуры – перекрещивание пальцев в аккордах (для л.р. 5/1/2), взятие 1-м пальцем 2-3-х клавиш.

    Современная инструментальная музыка внесла принципиально новые приёмы и способы игры в технический арсенал пианистов и ряда других музыкантов-исполнителей (струнников, духовиков и т.д.). Существенно расширилось и изменилось в своих объёмах и масштабах само понятие «аппликатура». Наряду с традиционными представлениями о порядке чередования и смены пальцев при игре на музыкальном инструменте в понятие «аппликатура» стали включаться и новаторские способы звукоизвлечения, такие, например, как глиссандо непосредственно по струнам (а не по клавиатуре) рояля, кластеры и т.д.

 

     Аппликатура выступает в качестве способа, посредством которого исполнитель добивается нужных ему звуковых эффектов, решает задачи, связанные с фразировкой, динамикой, штриховыми особенностями, артикуляцией и т.д. В учебно-образовательном процессе аппликатура является полноценным исполнительским выразительным средством, которое способствует раскрытию содержания музыкального произведения и углубленному выявлению всей многогранности художественного образа.

 

  

Список литературы.

  1. Л. Оборин. «О некоторых принципах фортепианной техники».
  2. Ф. Шопен. « Методические заметки».
  3. А. Корто А. «О фортепианном искусстве».
  4. А. Алексеев. «История фортепианного искусства».
  5. А. Алексеев А.Д. «Методика обучения игры на фортепиано»