Автор: Губочкина Елена Владимировна
Предмет: Фортепиано
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
Краткое описание работы: Х.Хайнер (Елена Николаева) - автор новейшего подхода в обучении нотной грамоты, создатель музыкальной компьютерной обучающей программы Софт Моцарт. Елена Хайнер сделала ряд открытий в музыкознании, которые в корне изменили представление об обучении детей музыкальному языку. Её метод был апробирован педагогами из 60 стран мира, с начинающими от 2-х до 100 лет, в работе с детьми с ОВЗ. Знакомство с этим методом изменило лично мои взгляды на музыкальную педагогику начального периода обучения. Об этом мой доклад.
«Музыкально-компьютерные технологии XXI века.
Обучение чтению нот с помощью программы "Софт Моцарт" - основа музыкальной школы нового поколения».
Обучение чему-либо новому начинается с изучения основ, общих понятий, освоения главных навыков. С чего начинается обучение первоклассника в музыкальной школе? Обратимся к программным требованиям:
1. Введение ребенка в мир музыки, знакомство с возможностями инструмента.
2. Постановка пианистического аппарата; знакомство с основными приемами звукоизвлечения (legato, non legato, staccato); И лишь потом…
3. Хорошее ориентирование на клавиатуре фортепиано;
4. Освоение простейших ритмических фигур (четверть – восьмые);
А дальше, внимание!
«Постепенно, в зависимости от индивидуального продвижения ученика, добавляются следующие задачи: запоминание расположения нот на нотоносце; чтение с листа, развитие самостоятельных творческих навыков».
Будучи начинающим педагогом, я проводила опрос среди своих учеников и их родителей. Мне было принципиально важно понять, для чего ученик пришёл в мой класс и чему хочет научиться? А также, с какой целью родители привели ко мне своего ребёнка? Для общего развития (что в умах музыкантов-профессионалов означает «занять время после уроков, чтобы «не болтался на улице») или для профессиональной подготовки (чтобы дети могли поступить в образовательные учреждения)? Почему мне это было нужно знать? Да потому что с первых дней работы стало понятно следующее: чтобы ребёнок заиграл, нужно многое давать «с рук», «натаскивать» как говорится. Это не очень-то ученикам нравится, они, в большинстве своём, «бунтуют», так как такая форма работы сопряжена с определённой зависимостью от учителя и их несамостоятельностью. Педагогу приходится «воевать» с личностью ученика, навязывать свое представление о музыке. Я не могла этого делать без согласия на то родителей.
В ходе общения выяснилось, что под «общим развитием ребёнка» родители подразумевают как раз-таки музыкальную грамотность, то есть умение читать ноты, а не «профессиональную игру с рук педагога». Они приводят детей в школу не для того, чтобы «время там провести», а конкретно для получения навыка ЧСЛ. Да и дети идут к нам за этим же!
Что мы получаем, если руководствуемся программными требованиями в музыкальной школе? Отвлекаясь на частности: тембр инструмента, динамику, штрихи, подбор по слуху и другое, мы упускаем основной, необходимый для успешного обучения музыке навык чтения нот с листа (быстрое соединение триады «нота-клавиша-длительность»). Тем самым уводим ученика далеко-далеко от того, зачем он, собственно говоря, пришёл в музыкальную школу, от основ музыкального языка! Мы, по сути, обманываем новичка, да ведь и самих себя тоже, рассчитывая, что навык чтения нот, каким-то чудесным образом сложится сам по себе, пока мы, педагоги, будем вдохновенно музицировать и рассказывать о музыке. Прикоснуться же к священному инструменту мы дадим только в том случае, если сами будем держать руки начинающего «правильно».
Дети, если они «обманулись» и не ушли в 1-2 классах, вырастают, а подростки уже вполне отдают себе отчёт в том, что теряют здесь время зря. И тогда они уходят из музыкальной школы в 4-5 классах, разочарованные, так и не получив того, за чем приходили к музыкантам профессионалам.
Обучая языку в общеобразовательной школе, нас, прежде всего, учат читать, ведь чтение – это основа, база для дальнейшего обучения в школе. Как только чтение становится более-менее беглым, учат читать выразительно, вдумчиво, иногда задают учить стихи наизусть. Начинают учить с алфавита, с соединения букв и звуков. Если представить этот процесс (соединение буквы со звуком) как математическую задачу, то в ней будет лишь одна неизвестная – это буква, символ. Звуком, гортанью мы уже умеем управлять, ведь голос – наш природный инструмент, которым каждый человек учится владеть с момента рождения. Картинка, стоящая рядом с буквой, помогает очень быстро найти соответствие одного другому.
Когда мы имеем дело с музыкальным алфавитом, то сталкиваемся с задачей гораздо сложнее. Мы предлагаем начинающему задачу с двумя неизвестными: это звук (клавиши) и символы (ноты). Если 33 буквы русского алфавита отличаются зрительно друг от друга, то в музыкальном алфавите все ноты круглые и только положение на нотном стане (на или между определёнными линейками) рознит их. А линеек и пространств 29 (4 октавы)!
Картинка, помещённая на клавишу и ноту, озвученная голосом, частично решает эту задачу, но не до конца, ведь особенность музыкального языка состоит в повторности семи нот, цикличности, периодичности (как в математике, в физике звуковая волна).
Открытие Хэлен Хайнер вертикального нотного стана, в котором все линейки и пространства зрительно взаимосвязаны, где клавиши являются продолжением Нотного стана, где ноты и звуки – соединяются в неделимое целое – нотозвук - приводит в стройную, логичную систему этот звуко-символьный хаос. От этого хаоса, от непонимания этой массы абстрактной информации, от невозможности зрительно связать ноту и клавишу бегут большинство учеников 1-2 классов музыкальных школ. И это ещё не касаясь длительностей нот.
С программой Софт Моцарт начинающий с 1-го урока получает то, за чем пришёл: взаимодействие своими пальцами обеих рук с нерасщеплённым нотозвуком (клавиша+нота+длительность). И это общение с музыкой один на один в реальном времени преображает без исключения всех учеников. Я вижу желание играть в их глазах, мотивация к обучению крепнет от урока к уроку. Половину урока в моём классе ученик работает с программой – половину мы работаем над звуком в выученных наизусть произведениях. И я, педагог, уже не мучитель, не враг, не давящий диктатор, а друг, который открывает мир эмоций через работу над звуком. Всю рутину (регистрацию ошибок) делает за меня компьютер, а я, наконец, занимаюсь тем, чем должна – музыкой! И не важно, будут они занимать места на конкурсах или нет, процесс сотворчества с на уроке – вот ради чего я пришла в свою профессию, а вовсе не для реализации собственных амбиций!
Но так было в моём классе не всегда… Прежде чем найти Софт Моцарт, мною было апробировано много традиционных подходов, расщепляющих нотозвук. Что такое расщепление нотозвука? Это изучение всех элементов – клавиша, нота, ритм – отдельно друг от друга. Спустя некоторое время, я добралась до самого хитрого способа обучения игре на фортепиано без нот: игра за счёт закрепления определённого пальца к определённой клавише. Аппликатура – это, на самом деле, эксплуатация мышечной памяти, никак не относящаяся к нотации. Когда я поняла, что ученики делают вид, что читают ноты, а в это время смотрят на номера пальцев под нотами… Вдруг осознала всю абсурдность, всю плачевность своего положения!
Вот ещё один подход, расщепляющий нотозвук - использование цвета для связи ноты и клавиши. Я знала, что это тупик, «путь в никуда», но от безысходности попробовала и его. После всех «мытарств», не получив удовлетворительного результата (1-2 из 10 начинающих читали нотный текст через год обучения), мне стало очень страшно… не за себя. За собственных детей, которых, конечно же, хотела отдать учиться в музыкальную школу.
Теперь, когда мои дети с Софт Моцарт – я за них не волнуюсь. Дочь ходит во 2-ой класс хорового отделения музыкальной школы. Педагог довольна ею, сказала «ручка мне её нравится», читает с листа она хорошо! На уроке с ней работают над звуком, над фразировкой в 2-х 3-х пьесах за полгода, а дома ежедневно мы играем 10 - 15 пьес самых разных жанров, которые выбирает она сама по программе Софт Моцарт. Я включаю компьютер, сажусь на диван и записываю результаты, радуюсь прогрессу, молчу про неудачи. Дочка злится на компьютер, не согласна с цифрами, просит сыграть ещё раз – я великодушно разрешаю. Мы играем ансамблем в 2 руки, в 4, я смотрю в глаза дочки и вижу, что она спасена! В последний раз в журнале результатов нашла такую запись: «Мне нравится играть на фортепиано» - и это те слова, которые я всегда мечтала услышать от неё!
Ещё мне хотелось бы сказать о прошедшей педагогической конференции в г.Пермь, которая проходила 1-2 ноября в ДШИ №13. Свой доклад я читала на основе последних материалов выступления Елены Владимировны в Оксфорде. Учителя слушали очень внимательно, выходили на диалог, потому что проблема ЧСЛ, вопросы о мотивации к обучению, отсева в музыкальных школах давно «назрела». После доклада был такой облегчённый возглас в зале: «Наконец-то! Нашлось логическое объяснение». Из-за отсутствия методики, работающей со всеми детьми, педагоги чувствуют себя кровопийцами, монстрами, они вынуждены такими становится. Именно школьные педагоги видят эту пропасть впереди, этот тупик в обучении музыке детей, рождённых в эпоху компьютеров и телефонов. Старые способы с ними не работают, дети 21 века не могут ждать годами результатов своего труда. Общаясь с коллегами, часто слышу, что деление программ в школе на Общеразвивающее и Предпрофессиональное направление абсолютно надуманное и фиктивное.
Нужно, как в общеобразовательных школах, 4 класса давать базовые навыки, учить всех детей читать ноты, а не терроризировать Академическими зачётами и экзаменами с самого начала обучения. На мой взгляд, вот эти 4 года, освоение музыкальной грамоты с помощью электронных клавиш и программы Софт Моцарт – это и есть то базовое музыкальное образование, которое вправе получить каждый ребёнок, пришедший учиться музыке.
Педагоги готовы меняться, готовы учиться и воспринимать новое, потому что необходимость перемен и пересмотра в существующей системе музыкального образования уже давно назрела. Разработанная Х.Хайнер система обучения музыкальному языку, музыкальной грамоте с помощью обучающей программы Софт Моцарт должна стать основой музыкальной школы нового поколения.
Список использованной литературы:
1. Х. Хайнер «Компьютерный путь к Моцарту». в книге «Как научить Сольфеджио в XXI веке Издательство Классика - 21 ISBN: 5-89817-166-5 Россия
2. И.Горбунова, М.Заливадный, Х.Хаинер «О значении математических методов в изучении музыки и профессиональной подготовке музыкантов». Издательство: Консорциум Санкт-Петербургского университета (Санкт-Петербург, Россия) ISSN: 2222-5064
3. И.Горбунова, Х.Хайнер ‘Интерактивные сетевые технологии для обучения музыке в Школе цифрового века. Программа «Мягкий путь к Моцарту» Орловского государственного университета. ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенева (Орёл, Россия) ISSN: 1997-9878
4. И.Горбунова, М.Заливадный, Х.Хайнер «Музыкально-компьютерные технологии как информационно-переводческая система в школе цифрового века». Издательство: Орловский государственный университет. ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенева (Орёл, Россия) ISSN: 1997-9878
5. Х. Хайнер ‘Инклюзивное музыкальное образование: методические рекомендации системы« Мягкий путь к Моцарту »для детей с особыми потребностями. Издательство: Санкт-Петербургский университет имени Герцена (Санкт-Петербург, Россия) ISBN 978-5-8064-2358-8
6. Х. Хайнер ‘Основные черты концентрации внимания и наиболее эффективные пути ее развития у детей (метод музыкального обучения« Мягкий путь к Моцарту ») в« Интернете и цифровом пространстве: публикация материальных ценностей молодежи », сер. «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург, 2018 год Россия Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцен ISBN 978-5-8064-2519-6
7. Х. Хайнер «Мотивация как важный фактор успешного преподавания музыки на примере фортепианных и музыкальных концертов в Интернете» в «Интернете и цифровом пространстве: публикация материальных ценностей молодежи» Сер. «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург, 2018
Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцен ISBN 978-5-8064-2519-6
8. Х. Хайнер: «Укрепление самоуважения и «мягкого обучения» студентов как основных принципов преподавания музыки с помощью системы «Мягкий Моцарт» в «Интернете и цифровом пространстве: публикация материальных ценностей молодежи», сер. «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург, 2018 Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцен Россия
9. И.Горбунова, Х.Хайнер ‘Музыкальные компьютерные технологии и интерактивные сетевые системы изучения музыки’ II-PLTOXFD-19098-1253 Оксфорд, Великобритания.