«Формирования певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе использования здоровьесберегающих технологий»


Автор: Ларионова Тамара Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

«Формирования певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ в процессе использования здоровьесберегающих технологий»

Краткое описание работы: Материал из опыта работы с детьми с ОВЗ по развитию речи и вокальных навыков.

 «Формирования певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ  в процессе использования здоровьесберегающих технологий»

 

            Дети – наше будущее. Все мы родом из детства. Эти прописные истины лишний раз напоминают нам о том, что именно в детстве закладывается основа личности человека.

                      В последние годы все чаще встречаются дети с самыми разными вариантами личностной акцентуации, затрудняющей учебный процесс.  Это импульсивность  агрессивность, повышенная ранимость, застенчивость, замкнутость. В работе с такими детьми необходимы специальные педагогические меры и индивидуальный подход.  Моя задача, как музыкального руководителя– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.

Остановлюсь на использовании здоровьесберегающих технологий в процессе обучения пению.

            ГОЛОС – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Когда мы поём, во внешнее пространство уходит не более 20-20% звука, остальная же часть звуковой волны поглощается нашим внутренним организмом, заставляя его вибрировать. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.  Правильно поставленное пение положительно влияет на формирование осанки, укрепление голосовых связок, дыхательный и артикуляционный аппарат. Дети, занимающиеся певческой деятельностью более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом даёт возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении.  И этот эмоциональный всплеск заряжает ребёнка жизненной энергией.

             Работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только формирует   вокальной культуры, но и гармонизирует взаимодействие всех важнейших зон, частично сглаживает вторичные отклонения в развитии, расширяет возможности использования певческих навыков в быту, в досуговой деятельности, тем самым создаёт условия их социальной адаптации .

Детский певческий голос характеризуется особой лёгкостью, нежностью, небольшой силой звучания, поэтому детям вредит громкое пение, крик, шёпот, горячие и холодные напитки, пение на холодном воздухе. Поток холодного воздуха при вдохе может охлаждать слизистую оболочку верхних дыхательных путей. Охлаждение слизистой оболочки гортани и глотки вызывает сужение сосудов, гортань при работе не получает достаточного количества крови и в результате голос "садится".  Сырой воздух действует хуже, чем сухой (при одной и той же температуре).

С целью охраны детского голоса следует:

-Учитывать певческий диапазон ребёнка при подборе певческого репертуара.

-Осторожно использовать крайние звуки его рабочего диапазона.

-Беречь голос от ненужного перенапряжения (не петь долго, исключтиь крикливое пение  и т.д.).

    Певческие навыки включают в себя работу над вокальными и хоровыми навыками.

Вокальные навыки – это взаимодействие звукообразования, дыхания и дикции.

Хоровые навыки – это взаимодействие ансамбля и строя.

Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

-укрепление физиологического дыхания детей (без речи).

-уренировка силы вдоха и выдоха.

-развитие продолжительности выдоха.

Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой, своим организмом, даёт возможность зарядить бодростью, сохранить высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.

Для дыхательных упражнений использую воображаемые предметы(понюхать цветок, попыхтеть, как паровоз, растянуть ниточку, запусить ракету )

Дыхательную гимнастику провожу в образно – игровой форме.

Чтобы петь красиво, необходимо выработать  навык выразительной дикции. Для этого   использую:  упражнения артикуляционной гимнастики, скороговорки, чистоговорки, речевые игры и упражнения, пальчиковые игры.

 Артикуляционная гимнастика (Куликовской, Картушиной) помогает: уменьшить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику; развить выразительную дикцию. Артикуляционную гимнастику провожу с использованием иллюстраций, презентаций, игрушек и картинок.

Пальчиковые игры еще один необходимый и очень любимый детьми, прием на занятиях, дети быстро их запоминают и с удовольствием выполнят, ещё эти игры  помогают активизировать внимание детей .(придумываю свои авторские).  Очень интересны мелодизированные пальчиковые игры (ГУСЕВОЙ, Е.А.ПОДДУБНОЙ) в которых действует принцип « говорю и делаю вместе с музыкой».  Синтез движения, речи и музыки радует детей. К таким моделям добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения, которые украшают речь, но даже и  могут и заменить слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Мелодизированные пальчиковые игры в паре развивают коммуникативные способности, координацию, внимание. Умение взаимодействовать в паре.

В работе с детьми использую валеологические  распевки (О. Арсеневской, М.Ю.Картушина).  С них начинаю все музыкальные занятия.  Это несложные песенки, которые задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат, поднимают настроение, подготавливают голос к пению. Например: «Доброе утро!», «Здравствуйте ладошки», «Солнышко», «Разминка».

      В работе над чистотой интонации большое внимание уделяю распеванию, т.е. включаю певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.     

Игровое распевание многофункционально:
1. Благодаря наглядности (что важно для детей с ) и игровой ситуации, оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса в связи с озвучиванием знакомых персонажей, т.е  чистое интонирование.

2. Формирует самоконтроль, умение анализировать своё пение  и  пение товарищей;

3. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении;

4. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгрывание театральных этюдов   с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.

5.  Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру, танец, повтор и закрепление музыкально - ритмических движений,  музицирование детей.

Работа над формированием вокально-хоровых навыков даёт положительный эффект, если она сочетается с двигательными, зрительными и мышечными ощущениями ребёнка.

Для этого использую в своей работе музыкально – дидактические игры: с целью развития звуковысотного слуха, формирования чистоты интонации и расширения диапазона голоса использую упражнения «Лесенка», «Угадай цветочек», «Качели», «Повтори звук».

Для развития тембрового, диатонического слуха «Музыкальные загадки», «Определи инструмент», «Тихо, громко запоём» и т.д.

Для развития чувства ритма «Определи по ритму», «Выложи ритмический рисунок».

        В качестве голосовой разминки на занятиях использую «Музыкальные узоры» по программе Тютюнниковой Т.Э.  Цель которых,  формирования  у детей слухо – двигательно – зрительных представлений о музыкальном пространстве (верх – вниз), музыкальном времени (долгий – короткий).

Таким образом, применения дидактических игр, графических записей, методов моделирования способствует развитию музыкального слуха и голоса, зрительных функций, облегчает восприятие звучания.

       Игровой массаж также использую на своих занятиях. Тясячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, т.к это  бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам.

Делая самомассаж определённой части тела,  ребёнок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает позитивное отношеие к собственному телу. Ребёнок может легко научиться этому в песенках-играх.

(« Ужирафа пятна», «Зайкин огород», « Автобус», «Колобок»)

      Хоровое пение –наиболее доступная исполнительская деятельность дошкольников. Хоровое пение развивает коммуникативные качества личности, способствующие положительному взаимодействию с окружающим миром. Хор - это, прежде всего, коллектив. Только в дружном хоровом коллективе создается атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела.

Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля – целостности, слитности звучания. В пении хором я стараюсь приучить детей слушать себя и сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начале и окончании пения фраз. Работая над песней, стараюсь, чтобы  это не была скучная зубрёшка и механическое подражание взорслому. Чтобы процесс был увлекательным, стараюсь разнообразить: пение с солистами, добавляю жесты, несложные танцевальные движения, игру на инструментах, создаю для песни видеоклип.

Таким образом, в  процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья детей.

Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника!