Автор: Краус Светлана Александровна
Предмет: Инструментальное исполнительство
Класс: Педагоги
Тип материала: Методическое сообщение
Краткое описание работы: Найти оптимальное решение проблемы соотношения обучения и развития учащихся-народников означает содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики.
В последние годы достижения в развитии народных инструментов у нас в стране весьма впечатляющие во всех сферах - исполнительской, педагогической, методической, организационной. Значительны успехи наших исполнителей. Представители народно-инструментального искусства демонстрируют высокий профессионализм, творческую инициативу, пропагандистскую направленность своего искусства. Но существует некоторое несоответствие между великолепными достижениями исполнителей - народников и, с другой стороны, падение интереса к занятиям музыкой – отсюда снижение количества поступающих в ДМШ и музыкальные колледжи.
В исполнительстве на народных инструментах наметилась тенденция некоторой академичности. Эта тенденция, с появлением различных конкурсов, способствовала большей точности прочтения авторского текста, но в тоже время привела к определённому нивелированию индивидуальностей, стандартности исполнения. Эта «академичность» вызвана нарушением комплексного подхода к воспитанию исполнителей, когда овладение инструментом значительно опережало их музыкальное развитие, т.е. ребёнка учили, прежде всего, движениям, а не ощущениям живой ткани музыки.
Прогрессивная музыкальная педагогика, достижения психотехнической школы утверждают первичность музыкального переживания, слухового представления как исходного момента для нахождения нужного движения. Значит, ученик должен иметь, какие – то музыкальные впечатления, которые могут выразиться в движения за инструментом. Стремясь максимально развивать инструментальные достоинства учеников, многие педагоги усматривают путь развития учеников лишь в увеличении трудности исполняемых произведений. Тут и начинает процветать пресловутое натаскивание, когда погоня за сложностью заслоняет заботу об ученике. В этом случае ученик все больше удаляется от музыки, теряет радость творческого самовыражения, в результате чего – большое количество «трёхлетних» музыкальных школ. В том возрасте, когда у подростков оформляются собственные интересы и увлечения, наступает период, когда учащиеся, особенно мальчики, совершают «массовый побег» из ДМШ.
Одна из причин – наше неумение заинтересовать их радостью музицирования. Важно с первых шагов юного музыканта приблизить его к соприкосновению с живой музыкой. Большой резерв интенсивности в развитии учащегося-народника кроется в усилении роли развивающих дисциплин: игры в ансамбле, аккомпанемента, подбора по слуху. Чем разнообразнее будут формы проведения занятий, связанных с игрой на инструменте, тем больше гарантий сохранения у учащихся стойкого и всевозрастающего интереса к музыкальным занятиям.
Найти оптимальное решение проблемы соотношения обучения и развития учащихся-народников означает содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики.
Развивающее обучение должно стать основополагающим в воспитании исполнителя-народника. Появляются новые педагогические труды, связанные с этой проблемой. Но развивающее обучение пока не находит применения в учебной деятельности потому, что ещё сохраняется традиционализм (нет поиска нового, остановка на старых формах и методах работы). В традиционных формах и методах главное - работа над музыкальным произведением, которая поглощает 100% учебного времени и вытесняет более эффективные формы в плане развивающего обучения.
Среди незаслуженно обиженных - аккомпанемент, подбор по слуху, сочинение, ансамблевое музицирование. Обычно такая форма работы используется, но занимает не значительное место. Например, дети, обучающиеся музыкальному исполнительству, в повседневной практике имеют дело с ограниченным числом произведений, урок зачастую трансформируется в тренировку профессионально-игровых качеств у учащихся, не развиваются самостоятельная активность, творческая инициатива.
Музыкальное развитие можно считать полным тогда, когда ребенок испытывает потребность в самостоятельном творчестве, например, стремится сочинять и записывать музыку, наиболее полно выражая таким способом свое эмоциональное состояние.
Принципы развивающего обучения обеспечивают сознательность учения, активность учащихся, возможность их самостоятельной работы и т.д. Необходимо создать такие условия обучения, которые обеспечат взаимодействие двух сторон учебной деятельности - мышления и процессов наблюдения.
Учебная деятельность организуется развивающим обучением с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся. В условиях такого обучения учащиеся среди других целей учения ставят перед собой задачу - овладеть системой приемов, которые нужны им и для дальнейшего учения и для самостоятельной внеучебной деятельности.
Для того чтобы процесс обучения был процессом формирования индивидуальности учащегося надо с самого начала исходить из признания каждого ученика - личностью, а не просто объектом учебно-воспитательных воздействий учителя.
Проблема соотношения обучения и развития - одна из актуальнейших. Поиски её оптимального решения продолжаются и в настоящее время. К сожалению, и сегодня многие практики убеждены, что обучение и развитие в музыкально-исполнительской деятельности - понятия синонимичные. Отсюда и диспропорция между обучением и развитием. Но обучение и развитие - категории разные:
эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний;
эффективность развития – уровнем, которого достигают способности учащихся.
Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение. Каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию развития и наоборот. Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребёнка, а не надстраивается над ним. Задача воспитания и обучения - формировать развитие.
Если ученик понимает основания тех операций, которыми он владеет, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем многократных упражнений ребёнок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.
Современная психология считает, что обучение и развитие не являются адекватными процессами. В то же время это процессы тесно связанные между собой представляющие единство. Отсюда можно сделать вывод, что развитие естественным путем осуществляется в ходе обучения.
Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества. Образно говоря, педагогика сотрудничества - путь личности учащегося.
Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика. Для нее типична установка на открытое доверительное общение с учащимися, принятие любого из них таким, какой он есть, понимание и сочувствие. Учебная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподавания, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательства, доверия, сопереживания, уважения школьник легко и охотно принимает учебно-познавательную задачу.
Взаимоотношения по типу сотрудничества создают возможности для возникновения психологического контакта педагога и ученика. Учителя - новаторы стремятся отойти от традиционных информативных методов обучения с целью стимулирования познавательной активности учащихся. Важно не «учить», но создать ситуацию, атмосферу в которой ученик сам и с удовольствием включается в преодоление возникающих интеллектуальных трудностей.
Усиление познавательной активности учащихся, создание условий для проявления их самостоятельности и инициативы приводят к понятию обучающей творческой деятельности. Общение - это урок сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок свободы, где всякий должен высказать себя.
Большое значение в педагогике сотрудничества приобретает организация оценочной деятельности учащихся. Оценивание какого-либо вида деятельности воспринимается как оценка его личности. Если эта оценка негативна, она может вызвать развитие заниженной самооценки, что формирует комплекс неполноценности, создает напряжение в взаимопонимании между учителем и учащимся. Поэтому предлагается изменить характер и формы оценки в пользу усиления её содержательности, развивая у учащихся чувство защищенности, уверенности успеха, формируя у них адекватную самооценку на основе навыков самоанализа.
Задача педагога заключается в том, чтобы используя идею и принципы педагогики сотрудничества находить свои пути в поисках оптимальных средств обучения.
Таким образом, связь между проблемами развивающего обучения и сотруднических отношений самая тесная. Реализацию принципов педагогики сотрудничества можно рассматривать как одно из важнейших условий достижения развивающего эффекта в обучении. И, напротив, атмосфера содружества учителя и ученика способна установиться лишь тогда, когда развитие последнего выдвигается в качестве специальной цели педагогической деятельности.
Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу, музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей, духовно–богатой личности. Само содержание искусства требует особых взаимоотношений учителя и ученика, основанных на эмпатическом (сопереживающем) понимании.
Многие преподаватели - музыканты видят свою задачу в выработке у учащихся ограниченного фонда исполнительских знаний, умений и навыков. Авторитарный стиль преподавания не стимулирует развития чувств интеллекта, познавательных интересов учащихся. Не секрет, что большинство воспитанников детских музыкально-учебных заведений бросают занятия музыкой сразу после их окончания. Они не владеют методами самостоятельного музицирования, утрачивают любовь к музыкальному искусству.
Проблема соотношения обучения и развития актуальна в музыкальной педагогике. Задача педагога, работающего в системе массового музыкального образования - добиться максимально высокого развивающего эффекта. Взаимосвязь между усвоением музыкальных знаний и исполнительских навыков с одной стороны и музыкальным развитием - с другой … вовсе не так прямолинейна и проста, как порой кажется некоторым педагогам. Обыденность и ограниченность рамок изучаемого музыкального репертуара, ремесленно-узкая направленность индивидуального занятия в классе, авторитарный стиль преподавания - всё это проявление концепции, согласно которой развитие учащихся является неизбежным последствием обучения не требующих специальных забот. Работа над музыкальным произведением превращается в самоцель, диктуемую стремлением заслужить высокую оценку за исполнительское выступление. Отсюда - «натаскивание», когда ученик покорно выполняет многочисленные указания педагога, шлифующие внешние звуковые контуры сочинения. В сущности, учитель исполняет произведение руками ученика.
Многодневная шлифовка произведений резко ограничивает круг изучаемых произведений. Между тем, именно музыкальный опыт, накопленный в работе над разнообразным музыкальным материалом - основа интенсивного развития ученика. Обучение, опережающее развитие и тем самым стимулирующее потребность в сотрудничестве, требует быстрых темпов изучения материала при высоком уровне его трудности. Фундамент развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах образован системой принципов, декларирующих увеличение объема и ускорение темпов прохождения музыкально-учебного материала, отказ от сугубо прагматической трактовки уроков и переход от авторитарного преподавания к максимальной самостоятельности и творческой инициативности учащегося.
Учитель, призван, не просто идти в ногу со временем, но и опережать его. Он должен быть страстным пропагандистом и глубоким знатоком той науки, основы которой преподает, прекрасно осведомленным о новейших данных в ней. Он обязан постоянно проверять своё педагогическое мастерство тем, насколько подвластно ему решение профессиональных задач, искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ