ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЯ-НАРОДНИКА.


Автор: Краус Светлана Александровна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ В ВОСПИТАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЯ-НАРОДНИКА.

Краткое описание работы: Найти оптимальное решение проблемы соотношения обучения и развития учащихся-народников означает содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики.

 

         В последние годы достижения в развитии народных инструментов у нас в стране весьма впечатляющие во всех сферах - исполнительской, педагогической, методической, организационной. Значительны успехи наших исполнителей. Представители народно-инструментального искусства демонстрируют высокий профессионализм, творческую инициативу, пропагандистскую направленность своего искусства. Но существует некоторое несоответствие между великолепными достижениями исполнителей - народников и, с другой стороны, падение интереса к занятиям музыкой – отсюда снижение количества поступающих в ДМШ и музыкальные колледжи.

         В исполнительстве на народных инструментах наметилась тенденция некоторой академичности. Эта тенденция, с появлением различных конкурсов, способствовала большей точности прочтения авторского текста, но в тоже время привела к определённому нивелированию индивидуальностей, стандартности исполнения. Эта «академичность» вызвана нарушением комплексного подхода к воспитанию исполнителей, когда овладение инструментом значительно опережало их музыкальное развитие, т.е. ребёнка учили, прежде всего, движениям, а не ощущениям живой ткани музыки.

       Прогрессивная музыкальная педагогика, достижения психотехнической школы утверждают первичность музыкального переживания, слухового представления как исходного момента для нахождения нужного движения. Значит, ученик должен иметь, какие – то музыкальные впечатления, которые могут выразиться в движения за инструментом. Стремясь максимально развивать инструментальные достоинства учеников, многие педагоги усматривают путь развития учеников лишь в увеличении трудности исполняемых произведений. Тут и начинает процветать пресловутое натаскивание, когда погоня за сложностью заслоняет заботу об ученике. В этом случае ученик  все больше удаляется от музыки, теряет радость творческого самовыражения, в результате чего – большое количество «трёхлетних» музыкальных школ. В том возрасте, когда у подростков оформляются собственные интересы и увлечения, наступает период, когда учащиеся, особенно мальчики, совершают «массовый побег» из ДМШ.

        Одна из причин – наше неумение заинтересовать их радостью музицирования. Важно с первых шагов юного музыканта приблизить его к соприкосновению с живой музыкой. Большой резерв интенсивности в развитии учащегося-народника кроется в усилении роли развивающих дисциплин: игры в ансамбле, аккомпанемента, подбора по слуху. Чем разнообразнее  будут формы проведения занятий, связанных с игрой на инструменте, тем больше гарантий сохранения у учащихся стойкого и всевозрастающего интереса к музыкальным занятиям.

Найти оптимальное решение проблемы соотношения обучения и развития учащихся-народников означает содействовать решению данной проблемы в масштабе всей музыкально-педагогической практики.

Развивающее обучение должно стать основополагающим в воспитании исполнителя-народника.  Появляются новые педагогические труды, связанные с этой проблемой.  Но развивающее обучение пока не находит применения в учебной деятельности  потому, что ещё сохраняется традиционализм (нет поиска нового,  остановка на старых формах и методах работы).  В традиционных формах и методах главное - работа над музыкальным произведением,  которая поглощает 100% учебного времени и вытесняет более эффективные формы в плане развивающего обучения.

Среди незаслуженно обиженных - аккомпанемент, подбор по слуху, сочинение, ансамблевое музицирование.  Обычно такая форма работы используется,  но занимает не значительное место.  Например,  дети,  обучающиеся музыкальному исполнительству, в повседневной практике  имеют дело с ограниченным числом произведений,  урок зачастую трансформируется в тренировку профессионально-игровых качеств  у учащихся, не развиваются самостоятельная активность,  творческая инициатива.

  Музыкальное развитие можно считать полным тогда, когда ребенок  испытывает потребность в самостоятельном творчестве, например, стремится сочинять и записывать музыку, наиболее полно выражая таким способом свое эмоциональное состояние.  

Принципы развивающего обучения обеспечивают сознательность  учения,  активность учащихся,  возможность их самостоятельной работы и т.д.  Необходимо создать такие условия обучения,  которые обеспечат взаимодействие двух сторон учебной деятельности - мышления и процессов наблюдения. 

Учебная деятельность организуется развивающим обучением с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий учащихся.  В условиях такого обучения учащиеся среди других целей учения ставят перед собой задачу - овладеть системой приемов,  которые нужны им и для дальнейшего учения и для самостоятельной внеучебной деятельности.

 Для того чтобы процесс обучения был процессом формирования индивидуальности учащегося  надо с самого начала исходить из признания каждого ученика  - личностью,  а не просто объектом учебно-воспитательных воздействий учителя. 

Проблема соотношения обучения и развития - одна из актуальнейших.  Поиски её оптимального решения продолжаются и в настоящее время. К сожалению,  и сегодня многие практики убеждены,  что обучение и развитие в музыкально-исполнительской деятельности - понятия синонимичные.  Отсюда и диспропорция между обучением и развитием. Но обучение и развитие  - категории разные: 

эффективность обучения измеряется количеством и качеством приобретенных знаний;

 эффективность развития – уровнем,  которого достигают способности учащихся. 

        Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение.  Каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию развития  и наоборот.  Ребенок развивается,  воспитываясь и обучаясь.  Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребёнка,  а не надстраивается над ним.  Задача воспитания и обучения - формировать развитие.

 Если ученик понимает основания тех операций,  которыми он владеет,  то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития.  Если же путем многократных упражнений ребёнок научается производить те или иные операции,  не осознавая их логики,  это не продвигает его в общем развитии.

 Современная психология считает,  что обучение и развитие не являются адекватными процессами.  В то же время это процессы  тесно связанные между собой  представляющие единство. Отсюда можно сделать вывод,  что развитие естественным путем осуществляется в ходе обучения.   

         Развивающее обучение невозможно представить без педагогики сотрудничества.   Образно говоря,  педагогика сотрудничества - путь личности учащегося.

Основная идея педагогики сотрудничества заключается в изменении характера межличностных отношений учителя и ученика.  Для нее типична установка на открытое доверительное общение с учащимися,  принятие любого из них таким,  какой он есть,  понимание и сочувствие. Учебная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподавания,  но и характером отношений,  которые утверждает педагог в процессе обучения.  В атмосфере любви,  доброжелательства,  доверия,  сопереживания,  уважения школьник легко и охотно принимает учебно-познавательную задачу.

Взаимоотношения по типу сотрудничества создают возможности для возникновения психологического контакта педагога и ученика.  Учителя - новаторы стремятся отойти от традиционных информативных методов обучения с целью стимулирования познавательной активности учащихся.  Важно не «учить»,  но создать ситуацию,  атмосферу  в которой ученик сам и с удовольствием включается в преодоление возникающих интеллектуальных трудностей.

Усиление познавательной активности учащихся,  создание условий для проявления их самостоятельности и инициативы приводят к понятию обучающей творческой деятельности.  Общение - это урок сотворчества,  совместного мышления,  партнерства, урок свободы,  где всякий должен высказать себя.

Большое значение в педагогике сотрудничества приобретает организация оценочной деятельности учащихся.  Оценивание какого-либо вида деятельности воспринимается как оценка его личности.  Если эта оценка негативна, она может вызвать развитие заниженной самооценки,  что формирует комплекс неполноценности, создает напряжение в  взаимопонимании между учителем и учащимся.  Поэтому предлагается изменить характер и формы оценки в пользу усиления её содержательности,  развивая у учащихся чувство защищенности,  уверенности  успеха,  формируя у них адекватную самооценку на основе навыков самоанализа.

Задача педагога заключается в том,  чтобы  используя идею и принципы педагогики сотрудничества  находить свои пути в поисках оптимальных средств обучения.

Таким образом,  связь между проблемами развивающего обучения и сотруднических отношений самая тесная.  Реализацию принципов педагогики сотрудничества можно рассматривать как одно из важнейших условий достижения развивающего эффекта в обучении.  И,  напротив,  атмосфера содружества учителя и ученика способна установиться лишь тогда,  когда развитие последнего выдвигается в качестве специальной цели педагогической деятельности.

        Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу,  музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей,  духовно–богатой личности. Само содержание искусства требует особых взаимоотношений учителя и ученика,  основанных на эмпатическом (сопереживающем) понимании.

 Многие преподаватели - музыканты видят свою задачу в выработке у учащихся ограниченного фонда исполнительских знаний,  умений и навыков.   Авторитарный стиль преподавания не стимулирует развития чувств  интеллекта,  познавательных интересов учащихся.  Не секрет,  что большинство воспитанников детских музыкально-учебных заведений бросают занятия музыкой сразу после их окончания.  Они не владеют методами самостоятельного музицирования, утрачивают любовь к музыкальному искусству. 

Проблема соотношения обучения и развития актуальна  в музыкальной педагогике.  Задача педагога,  работающего в системе массового музыкального образования - добиться максимально высокого развивающего эффекта.  Взаимосвязь между усвоением музыкальных знаний и исполнительских навыков  с одной стороны  и музыкальным развитием - с другой … вовсе не так прямолинейна и проста,  как порой кажется некоторым педагогам. Обыденность и ограниченность рамок изучаемого музыкального репертуара,  ремесленно-узкая направленность индивидуального занятия в классе,  авторитарный стиль преподавания - всё это проявление концепции,  согласно которой развитие учащихся является неизбежным последствием обучения  не требующих специальных забот. Работа над музыкальным произведением превращается в самоцель,  диктуемую стремлением заслужить высокую оценку за исполнительское выступление.  Отсюда - «натаскивание»,  когда ученик покорно выполняет многочисленные указания педагога,  шлифующие внешние звуковые контуры сочинения.  В сущности,  учитель исполняет произведение руками ученика.

Многодневная шлифовка произведений резко ограничивает круг изучаемых произведений.  Между тем,  именно музыкальный опыт,  накопленный в работе над разнообразным музыкальным материалом  - основа интенсивного развития ученика. Обучение,  опережающее развитие и тем самым стимулирующее потребность в сотрудничестве,  требует быстрых темпов изучения материала при высоком уровне его трудности.  Фундамент развивающего обучения в музыкально-исполнительских классах образован системой принципов,  декларирующих увеличение объема и ускорение темпов прохождения музыкально-учебного материала,  отказ от сугубо прагматической трактовки уроков и переход от авторитарного преподавания к максимальной самостоятельности и творческой инициативности учащегося.

           Учитель, призван, не просто идти в ногу со временем,  но и опережать его.  Он должен быть страстным пропагандистом и глубоким знатоком той науки,  основы которой преподает,  прекрасно осведомленным о новейших данных в ней.  Он обязан постоянно проверять своё педагогическое мастерство тем,  насколько подвластно ему решение профессиональных задач,  искать лучшие пути к детскому уму и сердцу.

 

                                                 СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акимов Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне, Москва 1980.
  2. Егоров В.А. Общие основы постановки при обучении игре на баяне. Баян и баянисты, ч.2, м. 1974.
  3. Крылова Г.И.. Азбука маленького баяниста.
  4. Паньков О.С. О становлении игрового аппарата баяниста. Сборник статей вып.2 Вопросы методики и теории исполнительства на народных музыкальных инструментах. Свердловск, 1990.
  5. Пуриц И.Г. Методические статьи по обучению игре на баяне. Москва 2001.
  6. Серотюк П.. Хочу быть баянистом.