Салют Победы


Автор: Аюшеева Наталья Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Салют Победы

Краткое описание работы: Сценарий на районный смотр детских художественных коллективов образовательных организаций района «Салют Победы», посвящённый 75-летию Победы в ВОВ 1941-1945 г. г.

Сценарий на районный смотр детских художественных коллективов образовательных организаций района «Салют Победы», посвящённый 75-летию Победы в ВОВ 1941-1945 г. г.

На экране Дети войны с лентой    

Звучат позывные Победы, голос за кадром: Багдаринская средняя общеобразовательная школа представляет литературно - музыкальную композицию «Детство, опалённое войной», посвящённую 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

На экране летний двор. Звучит музыка школьного вальса, 6 девочек, олицетворяющих детей войны, выходят, улыбаются, смеются.

1 Карина Деркун: Девочки, как всё-таки хорошо, учёба позади, ура! Каникулы! А вот мне интересно: кто, о чём мечтает, давайте поделимся: кем бы мы хотели стать в будущем?  Вот я, например, геологом хочу стать – ведь это очень интересно…

2 Алина Сущева: Я мечтаю стать врачом, как мои родители…

3 Вика Кашкова: А моя мечта уже сбылась - поеду летом в лагерь «Артэк»!  Получила путёвку за отличную учёбу!

Все начинают поздравлять, удивляться…

Внезапно зазвучали грохот, взрывы снарядов, мигание света,

ребята пугаются, мечутся по сцене, не понимая, что происходит, замирают, услышав Голос

На экране разрушенный двор

Голос: Они хотели быть просто детьми со своими мечтами, а стали…  детьми войны.

Ястребова Алина:

Во время чтения стихотворения: на экране проводы солдат, боевые сцены, людские трагедии. Всё это сопровождается соответствующей музыкой. 

Война обрушилась нежданно,

Все переполнила собой,

И все смешалось в этом мире,

И смерть носилась над землей.

С войной слепою и жестокой

Я бок о бок к Голгофе шла…

Четыре очень долгих года

Свой крест недетский я несла…

Нет, и детей война не пощадила,

И все невзгоды выдала сполна…

Я стала малолетнею старухой –

Все видела, все знала, все могла…

Ведь войны жалости не знают,

Война не ведает добро…

Шел по земле жестокий молох – Не разбирая никого…

 

Вдруг меняется свет, декорации, на экране Школьный музей 75-летию Победы посвящается…

 

Звучит легкая мелодия. Место действия – школьный музей.

Ребята заходят в актовый зал, возмущаясь:

Рита Р: Да зачем нам этот музей? Хотела пораньше со школы домой прийти, поиграть с ребятами…

Все стали соглашаться: Да, да, а зачем?

Соня И: Ну, нам же дали задание: посетить школьный музей…

 

Проходят на сцену, там их встречают экскурсоводы

 

Экс1: Добрый день, ребята, приглашаем вас на экспозицию выставки, посвящённую 75-летней годовщине победы в Великой Отечественной Войне.

 

Дети проходят к экспонатам

 

Лиля П: (показывая на фото): Ребята, смотрите, эту женщину я видела у тёти в альбоме среди школьных фотографий!

Все: Кто это? Ого!

Лиля П: Это же её учительница по математике

Ксюша С: Ой, а эта женщина нашей соседкой была

Соня И: А вот эту бабушку я, кажется, где-то уже видела

Рита Р: Интересно, что же их связывает?

 

На фоне песни «Дети войны». На экране постепенно приближается надпись -

«Детство, опалённое войной»

 

Затем на экране проецируется фото-коллаж из 6 изображений женщин тех, которые работали в БСОШ и имеют статус «Дети войны»

Затем экскурсоводы поочерёдно начинают читать их воспоминания  в сопровождении инструментальной музыки на фоне фото каждой:

Экс1: Из воспоминаний Баракиной Евгении Андриановны, которой  в войну  было только 5 лет:  

В 1945 году помню праздник Новый год. В школе собрали малышей, читали стихотворения. Во время войны жили очень плохо, мать стряпала хлеб, готовила дрова, мыла полы людям за продукты. Помню проводы на фронт дяди… 1944 год был самый голодный. Осенью 45-го вернулся отец, забрал нас в Кузбасс, затем Дальний Восток. Наша семья военных переезжала постоянно…

Экс2: Теперь единственной мечтой маленькой девочки стали слова: Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я…

На сцену выходят ученики 2 «в» класса исполняют вокальную композицию «Пусть всегда будет солнце»

На экране проецируется фото Зубковой К.И.

Экс2: Из воспоминаний Зубковой Клавдии Ивановны, которой в войну было всего 9 лет, жила она в Липецкой области:

В 1941 году пошла во 2-ой класс. Не было тетрадей, писали на книгах, между строчек или на старых газетах. Вместо чернил писали свекольным соком, угольками на дощечках. Чернила-сок носили в бутылочках из дома. Они замерзали, мы их грели, оттаивая в руках, дули. Не помню, сколько было нас в первом классе, но 7-й закончили пять человек и все девочки. Остальные ушли, кто остался работать в колхозе. Но мне отец наказал учиться, чтобы не случилось.  

Без объявления выходит чтец . Стихотворение Петра Лосева «На лошадях, на лодках, на оленях…»

На экране ветераны, учителя войны

На лошадях, на лодках, на оленях

Из баунтовских глухариных мест

Шло на войну стальное поколенье,

Чтоб защитить страны великой честь.

И меткий глаз охотника Бамбуйки

Ловил в прицел звериного врага,

И фарта приискательского буйно

Там утверждалась слава на века.

И скотовод Бальжинов из Монгоя

Гнал фрица прочь, как волка в степь гонял,

И Краснояров на пределе боя

Не только прииск, всех нас прикрывал.

Ахметов, Мищенко, Скосырский, Эпов,

Панфилов, Воробьёв и Поздняков…

Да разве перечислить тех, кто где-то

Сжигал, давил и бил в упор врагов.

Не всем пришлось увидеть стен Рейхстага,

Не всех встречали в глубине тайги –

Иные гибли в яростной атаке,

От ран другие в шар земной легли.

Их там осталось более двух тысяч

Из тех пяти, что Баунт дал войне,

Их имена на обелисках высечь

История доверила стране.

 

Максимов Глеб «От героев былых времён…» На экране общее фото учителей

                    

На экране проецируется следующее фото Соболевой Анны Ивановны

 

Экс1: Из воспоминаний Соболевой Анны Ивановны, которой в войну было 12 лет:

Нас в семье было семеро детей, когда началась война. В августе 1941-го родился восьмой ребёнок, Вячеслав. Я была четвёртой. Родители - колхозники. Фронт был в 80-ти км от нашего села. Жутко было, когда фашистские маленькие самолёты летели в разведку. У них был такой противный страшный гул. Упадёшь в бурьян, пережидаешь, когда пролетит и думаешь: «Господи, умереть бы, да сразу», не хотели, чтобы ранило, если начнёт обстреливать или бомбить. Боялись, что может ранить. И так постоянно голодные были, ослабевшие, так ещё и раненным оказаться, это равносильно смерти. Пусть лучше сразу убьют, чтобы не мучиться…

На сцене вокально-хореографическая композиция «Ах, эти тучи в голубом» вокальная студия «Магия голоса» и танцевальная группа.

 На экране проецируется следующее фото Крисанчук С.И.

Экс2: Из воспоминаний Крисанчук Станиславы Ивановны, которой в войну было 14 лет, жила в Уаките.

В 1941 году сдавала экзамены за 5-й класс. В июне - война. В клубе шла пьеса «Без вины виноватые», объявили, что  началась война. Зал встретил объявление тишиной. Сначала забирали мужчин 30-40 лет. В сентябре 1942 года уходили на фронт даже ученики. Появились солдатские матери, жёны, ученики помогали им (тимуровцы), водились с детьми. С лета 41-го стала помогать отцу в бригаде на покосе. После покоса собирали грибы, ягоды и сдавали в магазин. Были введены карточки: 600 г для работающих, 400 г для учащихся, 200 г для иждивенцев. На уроке математики объявили, чтобы все шли на митинг, там и узнали, что закончилась война. Плакали, радовались…

В исполнении сводного хора учеников 6-ых классов песня «Есть на севере хороший городок»

На экране проецируется фото Соловьёвой Анны Иосифовны

 Экс1: Из воспоминаний Соловьёвой Анны Иосифовны, которой в войну было едва 12 лет, родом она из Читинской области, с. Доронинск:

Война началась, с выпускных классов парней забирали на фронт. В 1942 из девяти ребят, призванных в армию, кажется, один вернулся живой. Летом, мы школьники, уходили в Батькино, работали на райповских огородах, где были огромные парники. В холодное время года после уроков собирались и шли в лес, где готовили дрова: пилили, кололи и на санках привозили в школу. Вы спрашиваете, как праздники отмечали в войну, а я не помню, чтобы во время войны люди отмечали праздники. И кому было? Молодёжь на фронте. Остальные работали помногу часов, лозунг был «Всё для фронта, всё для победы!».

На экране появляется лозунг «Всё для фронта, всё для победы!».

На сцене вокальный коллектив 5-ых классов с песней «Держава»

На экране 75-летию победы посвящается…

                        На сцене попурри военных песен в исполнении учащихся 11 класса

На экране проецируется следующее фото Алашеевой Т.И.

Экс2: Из воспоминаний  Алашеевой Татьяны Иосифовны, которой в войну было всего-то 7 лет, она родом из Тункинского района:

В один из погожих июльских дней в дом зашёл председатель колхоза и известил о великой беде, вручил повестку отцу на фронт. Самой старшей в семье оказалась я. Все работы по дому, хозяйству взвалились на меня. Мама работала в колхозе. В 1942 году пошла в школу, до которой ежедневно ходила 6 км.  Желание учиться в нас было огромное. С мая по июль работали на колхозном огороде, август-сенокос, сентябрь-уборка хлеба. В осенние каникулы заготавливали дрова для школы, в зимнее отвевали и сортировали зерно. Зимой ездила с матерью за дровами.

О победе услышала на уроке истории. Все собирались на митинг, каких только эмоций не было!

Экс1: Мы хотим, чтобы новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для них не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.    

Выходят ребята, которые пришли в музей

На экране Школьный музей с надписью…

 

1: Как много мы сегодня поняли…

2: И совсем не зря посетили школьный музей…

3: В 3000-м,

В дебрях большого музейного здания,

Вы детям о нашем столетье

Рассказывать станете.

О мире, расколотом надвое, -

Сытом и нищем!

Об очень серьёзном молчанье

Столбов пограничных.

 

4: Мы надеемся, что нашим детям никогда не придется испытать те ужасы, которые обрушивает на людей война. Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.

 

 

Экс1: О героях читаем книги, смотрим фильмы и телепередачи. Но бывает так, что человек – легенда живёт рядом с нами. Человек обычный, на первый взгляд, ничем не отличающийся от нас, от всех людей. И мы порой, живя рядом с ними, не знаем об их детстве, их юности. О событиях тех лет глазами детей мы узнаём из воспоминаний.

 

Экс2: Сегодня, здесь присутствует почётная гостья – Алашеева Татьяна Иосифовна, ……… Мы искренне рады встрече с вами! Низкий поклон вам за ваши заслуги, за то, что вам пришлось перенести на своих хрупких детских плечах, за то, что вам слишком рано пришлось  повзрослеть! Мы попросим зал встать в почтении.

Ребята, которые пришли в музей преподносят цветы. (на экране 75-летию…)

Экс1: В настоящий момент у Татьяны Иосифовны: ____детей, ______внуков,_____правнуков! Примите музыкальный подарок от наших самых маленьких участников.

На сцене хор 1 «а» класса с песней «Прадедушка» (на экране детские рисунки)

На экране фото детей войны

 

Выходят дети, которые олицетворяют детей войны

 

1 Василиса Точнова: Дети войны и веет холодом,

Дети войны и пахнет голодом,

Дети войны и дыбом волосы:

На челках детских седые волосы.

2 Карина Деркун: Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами,

В Дахау, Лидице или Освенциме?

3 Вика Кашкова: Их кровь алеет на плацах маками,

Трава поникла, где дети плакали.

Дети войны - боль отчаяния!

И сколько надо им минут молчания!

4 Алина Сущева: Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –

Ты послушай святую минуту молчания.

Дети расходятся по сторонам сцены по диагонали

 

МИНУТА МОЛЧАНИЯ (на экране памятник неизвестному солдату, вечный огонь и «дети войны»)

 

Играет (баян) «Письма с войны» исп. Гудзь Никита  (фото дневника Тани)1,5 мин

 

(на экране мы – наследники Победы)

 

5 Ульяна Сущева: Играют дети всей земли в войну,

                                  Но разве о войне мечтают дети?

                                  Пусть только смех взрывает тишину

                                  На радостной безоблачной планете!

Вика Коноваленко: Над вьюгами и стужами седыми

                                     Вновь торжествует юная весна

                                     И как огонь с водой несовместимы,

                                     Несовместимы дети и война!

 

Песня «Наследники победы» исп. вок. группа 5 «в» 

 

(на экране картины после войны, природа)

 

Экс1: Беда пришла на Землю нашу!!! Война — это судьбы миллионов людей, которые слились воедино, чтобы отстоять свою Родину, Россию, чтобы она жила!..

 

Песня « Живи, Россия» исп. «Магия голоса»

 

На экране праздничная открытка, посвящённая Победе

 

6 Ульяна Сущева: Дети войны – все герои того страшного времени,

1:  в памяти народной всегда будут живы безмерные страдания военных лет и огромное мужество народа.

2: Не ради славы воевали и погибали люди, а ради жизни на земле. Ради мира без войны!!!

 

3: Наш долг – хранить память об этом подвиге, беззаветно любить  свое Отечество и передать этот наказ следующим поколениям.

 

На сцену выходят все участники литературно-музыкальной композиции.

 

Песня «Вперёд, Россия!» исп. сводный хор 7,8 классов школы, «Юнармейцы» маршируют, развевая флаг России.