Синектика (эмпатия) в музыкальном развитии ребенка


Автор: Дмитриева Ирина Анатольевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Синектика ( эмпатия) в музыкальном развитии ребенка

Краткое описание работы: Использования метода эмпатии в музыкальном развитии детей

         

                        

Слово «эмпатия» имеет греческое происхождение, оно обозначает сопереживания. Возможности этого метода – не знакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежит прием эмпатии – личностная аналогия. Эмпатия - это способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту, вживаться в обьект, вживаться в образ, представлять себя на его месте

Известно, что одним из важнейших аспектов формирования эмоциональной сферы ребенка, является развитие эмпатии - через нее происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей.  Я считаю что, музыкально – игровая деятельность является одним из эффективных, методов развития эмпатии.  Ведь именно эта деятельность является наиболее интересной и занимательной для детей дошкольного возраста Эмпатия включает  способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков ,жестов ит.д.

 

Сначала я с детьми использовала приветствие. Приветствия могут быть различные. Я говорю: «Давайте сначала поздороваются только мальчики, затем девочки. А может на улице идет дождь ?. Давайте закроим глаза и послушаем как поздоровался с нами дождь и ответим ему!». Интересное приветствие с помощью кубика, на гранях  которых Изображены  смайлики с эмоциями. Нужно кубик передавать по кругу и называть своё имя с той эмоцией которое изображено на  выпавшей грани. «Сейчас я его покручу , посмотрю и говорю Ирина Анатольевна», передаю кубик дальше. Этот кубик можно использовать во время исполнения песни, меняя настроение и эмоцию каждый раз, как переворачивается грань кубика

                .

 

       

 

      Метод эмпатии целесообразно начать использовать в работе с детьми 3-х лет. Ребенок этого возраста по слову воспитателя представляет живой объект, показывает несложные действия и говорит, что он чувствует.

  •  В возрасте 4 лет необходимо давать упражнения на отождествление себя с рукотворными объектами. Предлагать возможные решения проблемных ситуаций.
  • С 5 лет и старше формировать умения отождествлять себя с выбранным самостоятельно образом в рамках проблемной ситуации.

Пример использования данного приема в музыкальной деятельности заключается в следующем: дети в движениях перевоплощаются в героев одноименных музыкальных произведений, например:

 Я предложила детям  не просто прослушать произведение Д .Кабалевского «Клоуны» , а перевоплотиться в них, в грустного клоуна и в веселого клоуна , вжиться в образ, представить, понять, что клоуны чувствуют в данный момент, какие испытывают эмоции.

Так же перевоплощались в смелого наездника, который преодолел все преграды в пьесе Шумана.

 В прекрасного лебедя в одноименном произведении Сен-Сана. Дети показывали несложные движения и говорили, что они чувствовали   Музыка при этом действовала на весь организм, а дети в свою очередь на действие музыки. Ведь восприятие и понимание музыкальных произведений заключалась в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием.

Ещё я использовала словесную эмпатию, это когда музыкальное произведение, воспринимается с другой точки зрения. Я давала задание перевоплотиться, придумать ребёнку. например:

После прослушивания произведения П. И. Чайковского «Болезнь куклы» нужно было придумать рассказ от лица заболевшей куклы.  Описать словами, что она думает, заболела или обрадовалась, или торопиться , одиноко ли ей, почему? Как вы думаете? Такой рассказ от имени куклы больше располагает детей к произведению. К его восприятию.

 

 

Так  же использовалась  личностная аналогия эмпатии. Предложила ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления

Примерные варианты заданий:

-изобрази будильник, который забыли выключить;

-покажи походку человека, которому  жмут ботинки;

-представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась ёлочка….», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.

         

            

 

 Организовать продуктивную деятельность детей используя метод эмпатии.

   Для того чтобы применить этот метод в работе с детьми можно изначально изготовить вместе с детьми музыкальные инструменты из бросового материала. Для музыкального уголка в группе. И проводить интересные музыкальные игры

Игра «Хорошо-плохо»

Самодельные музыкальные инструменты это хорошо? (ответы детей). А плохо ,почему? ( нет нот ,может легко сломаться)

Игра «Настроение»

 Заключение.

Применение этого метода является эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольникков, оказывает значимое влияние на развитиедругих психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организациюдетской деятельности, что позволяетобеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Все это предоставляет детям возможностьуспешной самореализации не только в музыке, но и в других видах деятельности.