Формирование естественной мотивации к успешному обучению музыке у учащихся в методе Х. Хайнер


Автор: Губочкина Елена Владимировна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Формирование естественной мотивации к успешному обучению музыке у учащихся в методе Х.Хайнер.

Краткое описание работы: Инновационная система преподавания музыки с помощью интерактивных технологий Софт Моцарт используется педагогами для обучения начинающих в 60 странах мира. Музыкальную грамоту по методу Х.Хайнер в школе искусств я препоВ музыкальной школе уход учеников – это норма. Считается, что не все дети способны выдержать процесс обучения, что только самые талантливые, самые трудолюбивые и самые устойчивые к стрессам ученики могут дойти до выпуска. Пройдя обучение у автора метода Елены Владимировны Хайнер, я получила две очень важные составляющие успешного обучения. Первая - это инструмент, обеспечивающий лёгкий старт каждому ученику в освоении ЗУН, т.е. программа Софт Моцарт и методика работы с ней. И вторая составляющая – это чётко скоординированная система взаимодействия педагога и родителя, которая мощно подкрепляет мотивацию к обучению всех участников учебного процесса.

Инновационная система преподавания музыки с помощью интерактивных технологий Софт Моцарт используется педагогами для обучения начинающих  в 60 странах мира. Музыкальную грамоту по методу Х.Хайнер в школе искусств я преподаю 4-ый год. Самым главным результатом считаю отсутствие отсева в моем классе. В музыкальной школе уход учеников – это норма. Считается, что не все дети способны выдержать процесс обучения, что только самые талантливые, самые трудолюбивые и самые устойчивые к стрессам ученики могут дойти до выпуска.

Пройдя обучение у автора метода Елены Владимировны Хайнер,
я получила две очень важные составляющие успешного обучения. Первая  - это инструмент, обеспечивающий лёгкий старт каждому ученику в освоении ЗУН, т.е. программа Софт Моцарт и методика работы с ней. И вторая составляющая – это чётко скоординированная система взаимодействия педагога и родителя.

В методе Хайнер модель взаимодействия между участниками учебного процесса выглядит следующим образом: в центре обучения развитие  личности ребёнка, где музыка является лишь средством для этого. Родитель и педагог неустанно работают на эту цель, они союзники. Исполнение близкое к идеальному может возникнуть случайно, как побочный эффект. От неидеально сыгранного произведения музыка и композиторы не пострадают, а вот «сломать» ребёнка и навсегда отвернуть от музыки ради идеала - легко.

При правильном подходе в обучении музыкальной грамоте в тесном тандеме с родителями, мы получаем сильную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Фундамент этого – грамотность и владение информацией, всё остальное зависит от родителей и педагогов.

Каким образом возможно достичь прочного союза между родителем и учителем? Вот направления, которые очень тесно взаимосвязаны друг с другом.

  1. Учебная деятельность.
  2. Внеурочная деятельность.
  3. Общение в интернет пространстве.

Учебная деятельность.

Обучающая среда. Очень важно организовать обучающую среду и в школе, и дома. Инструмент должен всегда находится в свободном доступе, он важная часть игровой зоны ребёнка, охраняемое, «священное место» в доме.  Этот «музыкальный уголок» нужно соответственно оформить, все подарки и сертификаты должны стоять на видном месте и быть предметом гордости перед друзьями и родственниками.

Открытые уроки. Именно они, на мой взгляд, обеспечивают полное взаимопонимание между педагогом и родителем. На уроке я подробно объясняю, как работает внимание ребёнка, из чего складываются навыки, показываю, как работать с программой дома, как нужно поддерживать и поощрять каждый маленький успешный шажочек ученика.  Родитель - всегда активный участник процесса обучения, он записывает цифровые показатели скорости формирования навыков из программы, наблюдает прогресс, задаёт вопросы. Кроме того, расшифровывает реакции своего ребёнка, рассказывает, что понял или может быть, не понял, но не сказал на уроке ученик.  Важно, чтобы все успехи были поощрены, а неудачи отмечались просто как констатация фактов.

Решение физических, надстроечных задач, успешное выполнение каждой ступеньки, каждого задания на уроке обеспечивает формирование мотивации к дальнейшим занятиям.

Сначала ученик справляется с физическими задачами внимания, а именно: увидеть ноту, найти и нажать соответствующую клавишу, услышать звук, пропеть его. Прогресс в решении этих физических задач фиксирует программа. Очень важно при этом не вмешиваться в зону комфорта ученика, дать ему право на ошибку и стимулировать к занятиям целью «быть лучше себя вчерашнего», а не ориентировать его на идеал, который существует в голове у педагога.

 «Подчинить себе» нотный текст, сделать его «своим» - самая сложная задача для начинающих, поэтому за конкретные результаты должно быть конкретное поощрение. В методе эту функцию выполняют «музыкальные деньги», на начальном этапе именно они наиболее эффективно мотивируют ребёнка-дошкольника. Вместе с тем, «зарабатывая деньги», ученик запоминает имена и фамилии композиторов.

         Только после успешного освоения физических трудностей можно переходить к надстроечным, художественным задачам, связанным с работой над правильной аппликатурой, штрихами, динамикой, фразировкой и т.д. Вот здесь более уместно эмоциональное поощрение и субъективная оценка его достижений.

Для того чтобы связь классных и домашних занятий была ещё крепче, существует уникальный форум для родителей и педагогов, который открывает учебный процесс для всех, обогащает опыт каждого.

Педагог может на видео увидеть, как ребёнок занимается дома, дать своевременные советы и поддержать. А для родителя это возможность разрешить какие-то вопросы, сомнения, услышать объективное мнение других педагогов, родителей и даже напрямую - автора метода.

Ведение онлайн-дневников и следование планам на сайте Академии Софт Моцарт задаёт направление, цель, структурирует работу в классе и дома, даёт дополнительный стимул к обучению, т. к. поощряется Х. Хайнер в конце учебного года дипломом, подарком-сувениром и рецензией.

Внеурочная деятельность:

Домашние и школьные концерты. Каждый ученик хочет быть услышанным, хочет продемонстрировать свои навыки и достижения в социуме, прежде всего, перед сверстниками, друзьями и другими взрослыми, хочет найти поддержку и ощутить значимость своей работы. Поэтому организация домашних и классных концертов – очень важное звено в создании мотивации к обучению.

Тематические, театрализованные концерты, где исполнение музыки включено в ход сценария, раскрепощают, переключают внимание ученика с себя и со своего волнения на общее действие.  На таких концертах похвала и подарки обязательны, это подкрепляет стресс от выступления положительными эмоциями, а значит, закрепляет желание выступать снова.

Ещё один очень важный момент в таких концертах - личный пример учителя и родителя, это очень сближает и воспитывает уважение друг к другу.

Онлайн-концерты на сайте Академии Софт Моцарт. Такие концерты идут два раза в год: зимой – «Зимний Бал бабочек», в котором акцент делается на количестве сыгранных пьес, и летом - Летний Академический концерт, где важна качественная составляющая исполняемых пьес. Эти два концерта формируют здоровый баланс между качеством и количеством. 

Каждому участнику онлайн-концерта Королева Тоника пишет ревью и лично высылает сертификат и подарок. Самое главное в этих концертах –  получение долгоиграющих результатов труда: просмотр, чтение, написание положительных комментариев, ожидание награды растягивается на полгода, усиливая значимость проделанной работы, а значит, получение удовлетворения и стимула к дальнейшим победам.

Для чего? Для формирования воли. Для того чтобы, столкнувшись какой-то задачей посложнее (учебной или повседневной), ребёнок никогда не опускал руки. Этот запас положительного опыта он не берётся ниоткуда, за его формирование в ответе педагоги и родители, каждый день и каждый урок. Если есть воля, умение ставить цели и добиваться их – будут победы и достижения. Ни этого ли желает каждый родитель своему ребёнку? Ни об этом ли мечтает каждый учитель?

И этот инструмент, эта отработанная пошаговая методика формирования сильных, успешных, уверенных людей - посредством музыки в наших руках.   

Будущее музыкальной педагогики, на мой взгляд, должно двигаться именно в этом направлении. Поэтому от каждого из нас, коллеги, сегодня зависит то, какие люди придут в завтрашний день нашей страны, планеты и какую роль в их жизни будет играть музыка.

Список использованной литературы:

1.      Х. Хайнер «Компьютерный путь к Моцарту». в книге «Как научить Сольфеджио в XXI веке Издательство Классика - 21 ISBN: 5-89817-166-5 Россия
2.      И.Горбунова, М.Заливадный, Х.Хаинер «О значении математических методов в изучении музыки и профессиональной подготовке музыкантов». Издательство: Консорциум Санкт-Петербургского университета (Санкт-Петербург, Россия) ISSN: 2222-5064
3.      И.Горбунова, Х.Хайнер ‘Интерактивные сетевые технологии для обучения музыке в Школе цифрового века. Программа «Мягкий путь к Моцарту» Орловского государственного университета. ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенева (Орёл, Россия) ISSN: 1997-9878
4.      И.Горбунова, М.Заливадный, Х.Хайнер «Музыкально-компьютерные технологии как информационно-переводческая система в школе цифрового века». Издательство: Орловский государственный университет. ЯВЛЯЕТСЯ. Тургенева (Орёл, Россия) ISSN: 1997-9878
5.      Х. Хайнер ‘Инклюзивное музыкальное образование: методические рекомендации системы« Мягкий путь к Моцарту »для детей с особыми потребностями. Издательство: Санкт-Петербургский университет имени Герцена (Санкт-Петербург, Россия) ISBN 978-5-8064-2358-8
6.      Х. Хайнер ‘Основные черты концентрации внимания и наиболее эффективные пути ее развития у детей (метод музыкального обучения« Мягкий путь к Моцарту ») в« Интернете и цифровом пространстве: публикация материальных ценностей молодежи », сер. «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург, 2018 год Россия Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцен ISBN 978-5-8064-2519-6
7.      Х. Хайнер «Мотивация как важный фактор успешного преподавания музыки на примере фортепианных и музыкальных концертов в Интернете» в «Интернете и цифровом пространстве: публикация материальных ценностей молодежи» Сер. «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург, 2018
Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцен ISBN 978-5-8064-2519-6
8.      Х. Хайнер: «Укрепление самоуважения и «мягкого обучения» студентов как основных принципов преподавания музыки с помощью системы «Мягкий Моцарт» в «Интернете и цифровом пространстве: публикация материальных ценностей молодежи», сер. «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург, 2018 Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцен Россия
9.      И.Горбунова, Х.Хайнер ‘Музыкальные компьютерные технологии и интерактивные сетевые системы изучения музыки’ II-PLTOXFD-19098-1253 Оксфорд, Великобритания