Роль фортепианного ансамбля в классе ОКФ


Автор: Федорова Надежда Александровна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

«Роль фортепианного ансамбля в классе ОКФ»

Краткое описание работы: Cовместное исполнение - доставляет массу приятных эмоций и развивает полезные качества. Прежде всего - ответственность друг за друга. Ведь если ты не доучил свою партию, то твой напарник тоже пострадает, поскольку оценка ставится одна на двоих (за редким исключением). Это прекрасно мотивирует к занятиям.

 

Введение.

 

Фортепианный ансамбль в музыкальной школе - это прекрасная отдушина, привносящая в занятия море разнообразия и удовольствия.

Этот предмет дети любят по разным причинам. Прежде всего – это возможность совместного творчества .

  Cовместное исполнение  - доставляет массу приятных эмоций и развивает полезные качества. Прежде всего - ответственность друг за друга. Ведь если  ты не доучил свою партию, то твой напарник тоже пострадает, поскольку оценка ставится одна на двоих (за редким исключением). Это прекрасно мотивирует к занятиям. Кроме того, репертуар для совместного музицирования  необыкновенно интересный, яркий, образный. И при этом его много, есть из чего выбрать и по стилю, и по форме, и по жанру.

Ещё один плюс: в четыре руки можно извлечь гораздо больше звуков, и даже не очень взрослые музыканты могут звучать вполне солидно. А это радует, добавляет уверенности в своих силах. К тому же на сцене выступать вдвоём легче: почему-то не так волнуешься, наверное, потому, что понимаешь: вряд ли сбой в игре может произойти одновременно у двоих, кто-то будет продолжать играть, а потом и второй подстроится.

 Поэтому ансамбль – это наша «Палочка-выручалочка», предмет, который помогает нам удерживать детей в школе, заинтересовать их игрой на фортепиано,  ведь мы знаем,  как нелегко детям осваивать второй инструмент.

 

«Учитель – ученик».

Подготовка к игре в полноценном фортепианном ансамбле начинается буквально с первых уроков обучения игре на фортепиано. Ансамблевое музицирование способствует развитию способностей у учащегося-музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков.   

   Наиболее сильнодействующим средством развития гармонического слуха является подбор гармонического сопровождения к различным мелодиям. Но, как правило, длительный период, связанный с постановкой рук и исполнением преимущественно одноголосных мелодий, не позволяет ребенку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением.

 На первом занятии предлагается играть простую попевку, строящуюся на одном звуке, при этом педагог подыгрывает несложный аккомпанемент, основанный на элементарных аккордовых функциях (Т-Д-T), (Т-S-Д-Т). Этот прием в работе способен значительно обогатить слух ребенка в гармоническом плане, и поддерживает его интерес к занятиям, это особенно важно на начальном этапе, когда исполнительские возможности учащегося пока еще очень малы. Такое тесное сотрудничество способствует наибольшему взаимопониманию педагога и ученика.

Однако, как показывает практика, далеко не все дети способны, точнее сказать, готовы к такому сотрудничеству. Слыша параллельно звучащую партию в исполнении педагога, ученик может забыть о своих «обязанностях» за инструментом; некоторые дети даже просят педагога «пока не играть, так как это им мешает». В таких случаях педагогу следует проявлять терпение и такт, постепенно готовя ученика к совместному исполнительству.

Для начала можно предупредить ученика о своем намерении играть с ним вместе, уточнить у него готовность к этому. Затем педагогу следует исполнять только фрагменты аккомпанемента, например, линию баса, придерживаясь нюанса piano, постепенно добавляя оставшиеся элементы фактуры. Также можно специально познакомить ученика с партией сопровождения, выявляя в ней сходства и отличия с партией ученика.

Подобная практика позволяет подготовить сознание и слух ученика к тому, что в некоторых произведениях должны одновременно звучать мелодия, которую он играет и аккомпанемент, в исполнении педагога. В дальнейшем, когда ученик освоит ноты басового ключа, он может попробовать свои силы в игре вторых партий, в то время как педагог будет играть первую. Ансамблевая игра обладает широкими возможностями в развитии тембро-динамического слуха, благодаря обогащению фактуры, поскольку в ансамблевом репертуаре значительное место занимают переложения оркестровых произведений. Совместно с педагогом ученик ведет поиск различных тембровых красок, динамических нюансов, штриховых эффектов, пытаясь передать на фортепиано насыщенность полнозвучных tutti. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм - один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача музыкальной педагогики.

Уже первые шаги начинающего пианиста, когда он исполняет самые простые ансамбли, сопутствуют развитию чувства ритма, выступают в качестве «подпорки». Важнейший навык - воспроизведение равномерной последовательности одинаковых длительностей. «Чувство ровности движения приобретается всякой совместной игрой »- писал Н.А.Римский-Корсаков в работе «О музыкальном образовании». 

        Играя вместе с педагогом, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Необходимость «держать» свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более органичным. Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями. Ансамблевая игра не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика ощущение метроритма. Исполнение любой музыки сопровождается точной акцентировкой при игре. Чувство метрической пульсации, подчеркивание начальных долей такта в ансамблевом исполнении проявляется особо ярко.

Ансамблевая игра способствует так же развитию двигательно-моторных способностей учащегося. Благодаря привлекательности ансамблевой игры на начальном этапе более легко и относительно безболезненно происходит организация игрового аппарата. Учащиеся естественным путем осваивают основные приемы звукоизвлечения, знакомятся с разными типами фактуры.

Всем известна склонность детей к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь певучего звука и многого другого, т.е. в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков ученика.

 

«Ученик – ученик».

 

     Само слово "ансамбль" в переводе с французского языка означает "единство". Занятия ансамблем начинаются с составления дуэта. Поэтому каждый ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по характеру, вкусам, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения инструментом.

     Часто бывает так, что учащиеся I класса не могут играть друг с другом, в силу психологических и технических моментов. В таких случаях в партнеры к первокласснику можно рекомендовать второклассника, который уже имеет достаточный исполнительский опыт, и поручить ему исполнение «второй» партии в ансамбле. Практика показывает, что объединение в дуэт таких исполнителей, с небольшой разницей в возрасте, чрезвычайно полезно для обоих. Первоклассник начинает осознанно развивать свои игровые возможности, чтобы не «отстать» от своего старшего товарища, а второклассник в таком дуэте повышает свою самооценку и ощущает себя «опытным наставником» для младшего. Он даже берет на себя  некоторые организационные моменты в исполнении, например – показ вступления.   На данном этапе продолжает формироваться навык слушания партнера, а также восприятие всей музыкальной ткани в целом. Фортепианный ансамбль, помимо всего прочего – прекрасная школа общения. Здесь дети вынуждены учиться понимать друг друга, общаясь вежливо, учитывая взаимные интересы, находя компромиссы.  

   Особенности дуэтного исполнительства начинаются уже с самой посадки за инструментом, когда каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Некоторые педагоги считают, что такое несколько стесненное положение исполнителей может отрицательно повлиять на посадку играющего. Однако эти недостатки столь незначительны по сравнению с преимуществами, что избегать игры в ансамбле конечно не стоит. Ученики должны уметь «поделить» клавиатуру и держать локти так, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении. Понятие «чувство локтя» приобретает в совместном исполнительстве вполне конкретный смысл.

   В нашей школе, на отделе ОКФ есть прекрасная традиция. Каждый год мы проводим классные часы, посвященные ансамблевому музицированию.  На протяжении многих лет – это был концерт ко ДНЮ Победы. Наши преподаватели Воробьева В. Ф. и Фоменкова Н. В. являются авторами переложений песен военных лет. Издан даже сборник таких переложений. Сейчас в «копилке» и другие музыкальные произведения. Подготовка и проведение концертов ансамблей   доставляет множество радостных и волнительных впечатлений  и детям, и взрослым.

Заключение.

 

Игра в ансамбле играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретенные за годы учебы навыки и умения совместной игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; воспитывают чувство партнерства; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно.

  Список литературы

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано, «Музыка», 1978.

2. Вопросы музыкальной педагогики – сборник статей под ред. В.Натансона, «Музыка», 1971.

Статьи: Готлиб А. Первые уроки фортепианного ансамбля.
Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста.

3. Коган Г. Работа пианиста«Музыка», 1979.

4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. «Музыка», 1982.

5. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. « Музыка», 1988.

6.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. «Музыка»,1986.

7.Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. «Музыка»,1984.

8.Драгайцева Д. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего   обучения, «Музыка», 2005.

9.Баренбойм Л. Пути к музицированию, Ленинград. «Советский композитор», 1979.