Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов


Автор: Кладова Наталия Николаевна

Предмет: Народные инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Учебно-воспитательная работа в оркестре русских народных инструментов

Краткое описание работы: Исполнительство на народных инструментах, игра в творческом коллективе, играет особую роль в воспитании подрастающего поколения.

 

 

Введение

 

   Исполнительство на народных инструментах, игра в творческом коллективе, играет особую роль в воспитании подрастающего поколения. Ценностные ориентации, передаваемые из поколения в поколение, способствуют формированию в сознании учащихся позитивных аспектов духовно-нравственной и этической культуры, которая проявляется в особом чувстве народности, любви к Отечеству, уважении к своим национальным традициям.  В  этом контексте обучение игре на народных инструментах таких как, балалайка, домра, баян, является принципиально важным фактором национально-ориентированного воспитания молодежи.

   Современные оркестры русских народных инструментов — серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

   Оркестр русских народных инструментов — оркестр, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, а также гусли, баяны, жалейки и другие русские народные инструменты.

   Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в городе Санкт - Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение, и существовали практически повсеместно: в концертных организациях, домах культуры, клубах и т. п.

   Период становления оркестрового коллектива в ДШИ является, пожалуй, одним из самых сложных. В это время, наряду с большой педагогической и организационной работой, идет серьезная учеба, преодолевается масса трудностей, с которыми приходится сталкиваться. Необходимо терпеливо и доходчиво объяснять участникам важность начатого дела, настойчиво добиваться выполнения намеченного плана работы ансамбля или оркестра. Подобные трудности на практике встречаются и, естественно, будут встречаться на творческом пути коллектива, но преодолевать их будет значительно легче, благодаря уже сложившимся чувствам дружбы и товарищества, уважения и взаимопомощи.

    Коллективный характер работы при разучивании и исполнении музыкальных произведений, общность целей и задач, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед исполнительским коллективом делают класс оркестра эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

 

I. Основные группы инструментов оркестра русских народных инструментов, типы и виды оркестров и ансамблей

 

   Возрождение народного инструментального исполнительства связано с именем В.В. Андреева - реформатора русских народных инструментов. Ансамбль балалаек, созданный Василием Васильевичем, дал начало всем без исключения формам народных ансамблей.

    Ансамбль, как форма музыкального исполнительства, с этой точки зрения представляет значительный интерес по нескольким причинам. Во-первых, руководитель имеет возможность большее количество времени уделить всестороннему воспитанию музыканта - исполнителя. Во-вторых, такой коллектив более мобилен, его удобнее использовать в концертной практике.

   Начиная работу с ансамблем народных инструментов, руководитель должен определить инструментальный и количественный состав, формируемый из однородных или разнородных инструментов. К однородным составам ансамблей относятся те, которые состоят из одних домр, балалаек, баянов, гитар и т.п.; к разнородным (смешанным) ансамблям, относят те, которые состоят одновременно из балалаек, домр, баянов, ударных инструментов, духовых народных инструментов, гитар. В настоящее время существуют различные по составу ансамбли народных инструментов.

   Оркестр народных инструментов формируется из обучающихся старших классов, играющих на домрах, балалайках, баянах. Но в виде исключения, к занятиям в оркестре, могут быть допущены наиболее способные учащиеся младших классов, успешно выполняющие свою программу в специальных классах и успевающие по теоретическим дисциплинам. Для развития и расширения оркестрового класса практикуется обучение, в порядке ознакомления, на оркестровых инструментах детей разных направлений. Это нужно всячески поощрять и развивать. В нашей школе искусств еще в состав оркестра входят учащиеся других направлений, это – пианисты, которые исполняют партию на рояле или электрическом пианино, и учащиеся, играющие на духовых инструментах (баритон). До закрытия класса гитары, в оркестр входили учащиеся – гитаристы. Все это позволяет расширить возможности оркестра.

   Включение в состав оркестра ударных инструментов, духовых, фортепиано обогащает звуковую палитру, вносит новую тембровую окраску.

   В последние два учебных года на народное отделение поступило много малышей. Это домристы и балалаечники. Для таких детей пришлось организовать ансамбль, так называемая - младшая группа оркестра. В нее входят домры малые и балалайки примы. Начинаем разучивать с ними очень маленькие пьески, вначале даже одинаковыми длительностями. Иногда играем те пьески, которые они исполняют в специальном классе. Это занятие их увлекает, поэтому они сами с интересом рекомендуют новые пьесы для репетиций. Через несколько занятий у некоторых детей меняем инструмент (домру малую на домру альтовую).

 

II. Форма и методы обучения

 

   По организационной форме проведения занятий, урок может быть: как урок – групповое занятие, сводная репетиция, генеральная репетиция, концертное выступление, открытое занятие.

   Процесс работы строится с учетом развития музыкальных способностей обучающихся и приобретенных исполнительских навыков. Составной частью обучения и воспитания коллектива является участие в открытых концертах, которые стимулируют работу, так как придают деятельности коллектива общественную значимость, делают ее более целенаправленной и интересной, развивают артистичность, творческое внимание, чувство ответственности.

   На занятиях отрабатываются оркестровые партии, уделяется внимание расстановке аппликатуры, выбору позиций, отработке штрихов и динамики. Кроме того, все педагоги играют в оркестре, исполняя ведущие партии.

   На занятиях в оркестровом классе учащиеся должны научиться:

1). Применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные в специальных классах.

2). Слышать и понимать музыкальное произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.п., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группами.

3). Исполнять свою оркестровую партию, следуя замыслу и трактовке дирижера.

4). Понимать дирижерские жесты.

5). Уметь читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней.

   Занятия в оркестре должны также способствовать развитию у детей гармоничного слуха и музыкальной памяти.

   Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика: она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, а также служит благородной цели популяризации русских народных инструментов.

   Обучение игре в оркестре способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические навыки и знания, необходимые для участия в коллективах художественной самодеятельности развития камерного музицирования. 

   Групповая форма урока, как метод, применяется  для разучивания музыкальных произведений по партиям. Прививается не только основной навык – слаженная игра, но и тщательно, в медленном или умеренном темпе разучивается текст партий: грамотно, ритмично, без ошибок, повторения и остановок, правильными штрихами и звуком красивого тона.

   Чувство ансамбля, т.е. умение играть слитно, вместе, приобретается постепенно. Навык вовремя вступить, быстро ориентироваться в смене функций партии ансамбля, 

слушать соотношение звучности партий – задачи весьма сложные, совпадающие с задачами профессионального ансамбля.

   Детальная «отшлифовка» уже сделанного на предыдущем этапе. Партии соединяются в одно целое. Преобладает форма репетиции.

   Репетиция – основная форма работы в оркестре. Рассматривая формы и методы работы с оркестром русских народных инструментов можно установить, что основной формой работы является репетиция. Исходя из требований детской школы искусств, репетиционной базы и свободного времени, участников оркестра, руководитель определяет количество репетиций. В процессе их планирования назначаются, кроме того, индивидуальные и групповые занятия.

   Основные задачи обучения и воспитания решаются во время репетиций, все остальные формы и методы носят вспомогательный характер.

   Процесс воплощения творческих задач зависит от подготовки к занятиям руководителя. Он должен иметь в наличии партитуру и голоса, которые должны быть тщательно проанализированы и скорректированы, определены их форма и содержание, установлены динамические и педагогические оттенки, проставлена аппликатура, намечены штрихи и приемы игры.

   Методом обучения - способами работы руководителя и участников коллектива, при помощи которых развиваются способности, являются:

¥ проверка знаний, умений и навыков по пройденному и текущему репертуару;

¥ познание нового, т.е. изучение новых штрихов, приемов игры, определение рациональной аппликатуры, работа над звуком и правилами чтения нотного текста;

¥ закрепление изученного материала, установка единства фразировки, динамики, темпа; выявление характера и содержания произведения; повторение пройденного материала на более высоком художественном уровне.

   Руководитель оркестра обязан требовать от учащихся самого серьезного и внимательного отношения к домашним заданиям по изучению своих оркестровых партий. Хорошее знание партий дает возможность уделять основное время оркестровых занятий работе над художественной стороной исполняемых произведений.

   Во время занятий нужно подробно знакомить учащихся со всеми музыкальными терминами, встречаемых в изучаемых произведениях, объяснять их значение и требовать строгого их соблюдения.

   Необходимо, что бы все оркестранты принимали самое активное участие в организации и проведении занятий. Развитие и укрепление чувства коллективизации, дружбы и товарищества – одна из основных задач руководителя оркестра.

   Руководитель оркестра – это, прежде всего, педагог, который должен хорошо помнить каждого оркестранта, знать его привычки и интересы, уметь всегда найти с ним контакт.

   Важнейшей задачей руководителя является воспитание у учащихся трудовой дисциплины и сознательности, без которых невозможно добиться каких-либо успехов в работе. Руководитель обязан стремиться к максимальному контакту с оркестрантами и оркестром. Он должен подчинить оркестр своей воле, уметь просто, доступно и всегда спокойно объяснить свои требования. На занятиях в оркестровом классе основное внимание необходимо уделять чувству единого метра, правильному соблюдению позиций на инструментах, приемов игры, штрихов и т.д. Помогая оркестрантам овладеть навыками и приемами оркестровой игры, дирижер обязан неизменно подчинять работу над техникой исполнения целями художественной выразительности произведений, их формой и стилем – все это поможет раскрытию музыкальных образов.

   Одним из важнейших компонентов постепенного и глубокого освоения учащимся приемов и навыков игры в оркестре является работа с отдельными группами, с отдельными партиями. Такие занятия помогут дирижеру сосредоточить свое внимание на особенностях и специфике конкретной партии в соответствии с ее назначением, а также глубже разобраться в исполнительских возможностях каждого исполнителя партии.

   Центральным звеном учебного процесса является познавательная деятельность участников оркестра, закрепленная в концертной практике. Руководитель должен знать, что исполнительство на русских народных инструментах требует для своего воплощения творческого объединения исполнителей. Сольное выступление без сопровождения возможно лишь в очень ограниченных сферах инструментальной деятельности (у гитаристов, баянистов, аккордеонистов). Совместная игра отличается от сольной тем, что общий план и отдельные детали интерпретации исполняемых произведений решаются не с одним, а несколькими исполнителями. Процесс созревания художественного замысла и момент художественного исполнения музыкального произведения у оркестранта и солиста различны. Если баянист - солист может воспроизвести звучание пьесы в целом, то баянист - оркестрант только звучание своей партии. Знание участником только своей партии не дает ему полного права на участие в ансамбле. Он становится полноценным членом коллектива лишь в процессе совместной работы со всеми участниками.

  Репетиционная и концертная деятельность оркестра строится на принципах равноправия и коллективной ответственности. В процессе творческой деятельности исполнители имеют достаточно возможностей для взаимного контакта.

   Основные требования, которые практика предъявляет руководителю оркестра, научить играть на музыкальных инструментах, раскрыть индивидуальные способности, воспитать взаимопонимание и направить на согласованное решение общей художественной задачи членов всего коллектива. Взаимопонимание и согласие лежат в основе создания единого плана интерпретации. При воплощении коллективно созданной интерпретации важен непрерывный и всесторонний контакт партнеров.

   Музыкальное общение партнеров расширяет границы их фантазии. Предложенные одним из партнеров новые варианты интерпретации или решения художественной задачи обогащают репетиционные занятия, а в процессе концертного выступления пробуждают энергию и инициативу. Поэтому и нередки случаи наиболее полного и яркого раскрытия индивидуальности музыканта в совместном исполнительстве с другими, а не в сольном, исполнении.

 

III. Подбор репертуара для ОРНИ

 

   Правильно подобранный репертуара для ОРНИ – дело непростое. Каждый коллектив располагает присущими только ему техническими и художественными возможностями, в соответствии с которыми руководителю приходится выбирать пьесы.

   Подбор необходимого, интересного нотного материала, соответствующего степени подвинутости оркестра, является одним из важнейших факторов его успешной работы. Учитывая наличие в оркестре учащихся разных классов и их различную подготовку, руководитель должен подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого оркестранта. Завышение репертуара ведет к загрузке учащихся утомительной и неинтересной работой, что значительно снижает их интерес к занятиям.

   На занятиях оркестра большое внимание следует уделить развитию у учащихся навыков чтения нот с листа. В целях постепенного и планомерного развития этого навыка рекомендуется начинать работу с легких произведений в удобной для исполнения тональности, с минимальным количеством знаков альтерации и простым ритмическим рисунком.

   При чтении нот с листа необходимо выполнять элементарные требования данной партитуры, что бы получать правильное представление о содержании и форме исполняемого произведения. Важно помнить, что количество проработанных музыкальных произведений, их разнообразие по жанру, форме, фактуре и характеру имеет большое значение не только в расширении музыкального кругозора учащихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа.

   Особое внимание требует разбор и разучивание полифонических пьес. Их исполнение имеет большое музыкально-воспитательное значение и способствует развитию слуховых представлений и музыкального мышления. Рекомендуется широко использовать в репертуаре оркестров богатейшую русскую песенную подголосочную полифонию, а также произведения классиков и лучшие произведения современных композиторов.  

   В программе оркестра должны быть произведения для оркестра народных инструментов – оригинальные обработки и переложения, а также произведения для инструментов или для голоса в сопровождении оркестра русских народных инструментов.

   Руководитель оркестра должен по своему усмотрению, учитывая уровень подготовки оркестра, пополнять репертуар новыми, вновь созданными произведениями русских и зарубежных композиторов, обработками народных песен и соответственными инструментовками.

    В репертуаре оркестра должны быть такие пьесы, которые можно было бы исполнять в различных аудиториях, на различных мероприятиях. Каждый концерт – на открытой площадке, смотре-конкурсе и т.д. – требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, которыми можно открыть или закрыть соответствующее мероприятие и создать определенное эмоциональное состояние у слушателей.

   Оркестранты не должны быть равнодушными к исполнению произведений. Одним больше нравятся пьесы медленные, спокойные, другим веселые, быстрые, третьим – торжественные. Все это говорит о том, что при выборе приходится опираться не только на свой вкус, но и учитывать целый комплекс условий: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и слушателей, достаточно разнообразным.

   На практике проблему учебного репертуара приходится решать и первый год работы коллектива, когда участники овладевают инструментом, вырабатывают навыки коллективной игры, когда вырабатывается тесное взаимопонимание между музыкантами и руководителем. Каждый коллектив имеет свой репертуар, который обновляется, расширяется за счет новых оригинальных произведений, переложений, обработок.

    Огромный интерес в репертуаре творческого коллектива вызывают у участников и слушателей пьесы и обработки, написанные самими преподавателями и руководителем.

   Поскольку состав оркестра ежегодно изменяется, следует в начале года выбирать для разучивания произведения более легкие и доступные, что поможет новичкам влиться в оркестр.

   В младшей группе оркестра, где дети играют очень легкие партии, использую такую практику. Выучив свою партию, меняемся партиями, проучиваем и уже некоторые дети хорошо слушают «свои старые» партии, т.к. знают их наизусть. Иногда могут сделать замечание другим оркестрантам, обозначив ошибки у товарища.

 

IV. Концертное выступление

   Руководителю оркестрового класса необходимо помнить о том, что занятия в оркестре преследуют не только учебные, но и воспитательные цели.  

   Большое учебно-воспитательное значение имеет концертная практика. Она развивает артистичность, творческое внимание, чувство ответственности, а также служит благородной цели популяризации русских народных инструментов.

   Концертное выступление – ответственный момент в жизни коллектива. Оно является качественным показателем всей организованной, учебно-творческой и воспитательной работы с оркестром.

   Умение творчески мыслить, слышать, играть – качества, которые необходимо развивать до выступления, заранее, постепенно, а на концерте их реализовывать, проявлять.

   Публичное выступление – это всегда праздник для оркестра и, вместе с тем, экзамен на творческую зрелость. Дирижер оркестра должен не только подготовить коллектив к выступлению с чисто художественной точки зрения, но и, вместе с тем, с психологической. До выступления оркестрантам надо дать хорошо отдохнуть, объяснив, что такого рода деятельности требует большого расхода физических сил и энергии. Перед концертом необходимо провести репетицию. Очень внимательно надо отнестись к внешнему виду музыкантов: одежда должна быть праздничной, опрятной.

   До концерта руководителю следует провести большую организационно- подготовительную работу:

     определить время генеральной репетиции в концертном зале, ознакомиться со сценой, чтобы определить заранее порядок размещения оркестра, заготовить необходимое количество стульев,

     проверить наличие оркестровых партий, состояние инструментов и пультов,

     отрепетировать выход музыкантов, общий поклон при аплодисментах,

     согласовать с ведущими программу концерта.

   Во время концертного выступления оркестранты и дирижер переживают иное, чем на репетиции, качественно новое эмоционально-психологическое состояние. Присутствие публики порождает повышенную ответственность за исполнение, особое творческое волнение. На концерте пьеса исполняется, как правило, значительно эмоциональнее, ее музыкальная образность, «раскрытая и уложенная» оркестрантами на репетиции, обогащается новыми красками, найденными непосредственно во время выступления, в момент большого творческого подъема.

   Концертное выступление позволяет быстрее, чем репетиционная работа выявить недоработки с оркестром не только художественного, но и организационного порядка. Явка оркестрантов, наличие партий, пультов, стульев на сцене говорят об организации деятельности дирижера.

   Интересной формой работы оркестрового коллектива являются лекции - концерты. Для этой формы работы коллективу необходимо иметь в репертуаре произведения разнообразных жанров и различных композиторов:

  • Лекция-концерт на материале творчества одного композитора (можно рассказать о его современниках и т.д.). В этом случае в концерте могут прозвучать произведения разных жанров.
  • На лекции-концерте можно говорить и об одном жанре: вальсе, марше, песне, использовать произведения многих композиторов.
  • Лекция-концерт про историю музыкального инструмента (домра, балалайка, баян), или коллектива (оркестр РНИ).

V. Участие в конкурсе

 

   Участие в смотре или конкурсе ставит перед коллективом задачу показать художественные достижения и в первую очередь уровень исполнительского мастерства. В связи с этим исполняемая программа должна быть разнообразной, включать произведения, наиболее удачно исполняемые оркестром, но в то же время соответствовать условиям и требованиям смотра или конкурса.

VI. Отчетный концерт

 

   Форма творческого отчета (отчетный концерт) дает возможность творческому коллективу всесторонне продемонстрировать свои достижения (аккомпанирующие и сольные произведения), подвести итог работы. Строить программу следует, чтобы она воспринималась с интересом. Чтобы избавить программу от монотонности, следует пьесы кантиленного характера чередовать с подвижными, быстрыми. С целью большего разнообразия желательно наличие сольных и ансамблевых номеров. Программа концерта составляется по принципу постепенного нарастания с тем, чтобы в конце привести к кульминации.

   При составлении программы можно руководствоваться следующим:

     в начале яркое, броское произведение торжественного характера;

     малознакомое произведение, исполнение которого использует цель пропаганды и знакомство с новинками музыкальной литературы для оркестра;

     аккомпанемент солисту или инструменталисту;

     для окончания выступления следует взять масштабное произведение и в то же время, легко воспринимаемое слушателями.

 

VII. Оркестровая этика

 

   Оркестр – это группа музыкантов, играющих вместе. Оркестр – коллективное исполнительство, где каждый, сохранив свою индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам в воплощении авторского замысла. Не легко ощущать себя частью целого. Чем богаче и ярче творческие индивидуальности оркестрантов, тем богаче и ярче оркестр. Перед нами стоит задача - укрепить единство нашего коллектива, создать индивидуальный образ оркестра, со своим творческим почерком.

   В чем может проявляться творческий почерк оркестра? Творческий почерк проявляется в оформлении рабочих оркестровых папок, в оформлении костюмов, в строгой дисциплине.

   Этикетными ситуациями называют ситуации общения людей, различных по возрасту, полу и т.д. В нашем коллективе есть дети разного возраста, есть мальчики и девочки.

   Оркестровая репетиция начинается, как правило, с тщательной настройки инструментов. Хорошо настроенный оркестр существенно влияет на качество исполняемых произведений. Предварительная настройка необходима для приведения к единому эталону высоты всех инструментов оркестра с целью чистого интонирования.

    Оркестрант должен знать дирижерские жесты: играть по руке, понимать указания дирижера и выполнять их.

 

VIII. Правила для участников оркестра

 

1). Приходить на репетицию не опаздывая, на концерты за час.

2). Одежда оркестранта для концертных выступлений должна быть опрятной и состоять из белой рубашки, черных брюк, либо школьная форма, начищенных туфель.

3). Старшие оркестранты должны помогать младшим в подготовке инструмента, сборке пюпитра.

4). Хорошо знать дирижерские жесты, строго их выполнять.

5). Во время репетиций не отвлекаться, не разговаривать с соседом, отключить мобильные телефоны.

6). Быть настойчивым и терпеливым в преодолении оркестровых трудностей, старательно исполнять свои оркестровые партии.

7). Строго соблюдать правила правильной посадки во время игры, сидя: корпус держать прямо, не сутулиться, инструмент чуть опущен к полу, ступни ног плотно прижаты к полу, пальцы, округленные на кнопках инструмента, использовать подставку под ногу,  и т. д.

8). На сцену выходить друг за другом, без суеты.

9). После выступления красиво поклониться и покинуть сцену.

10). После окончания репетиции аккуратно сложить инструменты в футляр, либо отведенное для этого место, поставить стулья и пюпитры на место, собрать ноты, сложить в оркестровые папки и сдать их обязательно дирижеру.

11). Бережно относиться к оркестровым партиям.

 

IX. Воспитательная работа

 

   Участие в оркестре русских народных инструментов активно вовлекает учащегося в творчество и оказывает воздействие на его внутренний мир, психологические установки, эмоционально-нравственную культуру. Приобщаясь к искусству, ученик сознательно или бессознательно, воспринимает, познает, истолковывает его, выказывает тем или иным образом свое отношение к нему и через него формирует свое отношение ко всему окружающему. Другими словами, через творчество ученик не только в художественной форме явления действительности, но и преобразует себя как личность с определенными, нравственно-эстетическими установками на их воспроизведение в форме искусства или поведения.

   Процесс воспитания – сложный процесс, обусловленный целым рядом факторов и включающий в себя несколько этапов.

   На первом этапе вырабатывается нравственная и эстетическая ориентация только в области художественных явлений. На втором – полученная из художественных произведений эмоционально-чувственная, нравственно-эстетическая информация переводится в целевые установки личности. На третьем – происходит их переосмысление и изменение действий учащегося в соответствии с выработанными новыми установками. Учебно - воспитательная работа в оркестре начинается с приходом в него первых участников коллектива. Главной задачей руководителя является развитие личности в коллективе. Чтобы стать мастером своего дела, ему надо овладеть основами методики преподавания и практическими путями воспитания и обучения. Руководитель призван воспитывать и развивать творческие способности участников, анализировать достижения и неудачи, поддерживать развитие полезных и предотвращать возникновение отрицательных черт и качеств личности.

   В коллективе, каким является оркестр, особо остро стоят вопросы личностных качеств участников: профессиональная направленность, возраст,  прошлый  опыт  (жизненный  и  художественный), образовательный уровень, психология, чувство коллективизма.

   Как воспитатель и педагог руководитель должен внимательно изучать успехи и недостатки каждого участника, чутко вникать в мир его личных переживаний, устанавливать атмосферу полного доверия между участниками. Такие отношения в оркестре способствуют наиболее полному творческому росту и художественному развитию участников и всего коллектива.

 

X. Работа с родителями

 

   Только от позиции родителей во многом зависит успех в воспитании музыкальной культуры обучающихся. Чувствуя большую заинтересованность со стороны родителей, ребенок, с большим старанием и интересом, настойчивостью и добросовестностью, осваивает азы музыкального инструмента.

   Для знакомства с системой работы преподавателя проводятся личные беседы с родителями на тему организации занятий, посещения мероприятий, репетиций и концертных выступлений. Для повышения интереса со стороны родителей к успехам детей проводятся творческие отчеты коллектива, школьные концерты, на которые приглашаются родители обучающихся.

Заключение

 

   Оркестр русских народных инструментов — коллектив, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек, баянов и другие русские народные инструменты.

   Современные оркестры русских народных инструментов — серьезные творческие коллективы, выступающие на крупнейших концертных площадках в России и за границей.

   Репертуар является основой творческого роста самодеятельного коллектива и важным средством идейно-эстетического воспитания участников. Поэтому руководитель при формировании репертуара должен пользоваться следующими принципами, разработанными в литературе по методике организации самодеятельного творчества: идейная направленность, художественная ценность и эстетическая значимость музыкальных произведений, доступность для исполнения самодеятельным эстрадным оркестром или ансамблем, педагогическая целесообразность. Формирование репертуара определяется также и теми конкретными задачами, которые решает коллектив на данном этапе, уровнем музыкальной подготовки его участников и т. д.

   Отбирая произведения для учебной и творческой деятельности оркестра, нужно иметь в виду, насколько содержателен сам музыкальный материал, над которым будут работать участники (какие мысли, чувства заложены в нем автором, какие качества воспитывают у участников), и насколько он способствует развитию музыкально-творческих способностей (совершенствует техническое мастерство, воспитывает чувство формы, навыки ансамблевой игры и т. п.).

 

Список литературы

 

Литература

 

1. Андреев В.В. Материалы и документы. М., 1986.

2. Верков К.А. Русские народные музыкальные инструменты / К.А. Вертков – Ленинград: Музыка, 1975

3. Максимов Е.И. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Максимов Е.И. – Москва: Советский композитор, 1983

4. Илюхин А.С. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных музыкальных инструментах. Выпуск 1 М., 1969

5. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие для музыкальных вузов и училищ. М.: Издательство РАМ им. Гнесиных, 2002 

6. Коллективное музицирование. Оркестровый класс. Программа для детских музыкальных школ. Редакция Куус И.М. М., 1988 г.

7.  Оркестр бурятских народных инструментов. Редакция В.Китова Улан-Удэ 2001

8.  Оркестр имени В.В. Андреева/Составители А.П. Коннов, Г.Н. Преображенский – Ленинград: Музыка, 1987 

9. Программа для детских музыкальных школ. Оркестровый класс. - Редакция Кузнецовой С.М. М., 1987

10. Рекомендации для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств. Программа по классу ансамбля и оркестровому классу. Иркутск, 1988

11  Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. Редакция А.Каргин - М., 1982

12. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Музыка/Авт. А.С. Киселев, - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999

 

Интернет-ресурсы

13. http://goshabagpiper.narod.ru/velikorusskiy.htm

14. http://www.rusfolkorchestra.icape.ru/4/4 1.htm

15. http://skazochka2010.ucoz.ru/publ/iskusstvo/muzyka/vozvrashhenie balalajki/10-1-0-15

16. http://mp3keks.com/files.php

17. http://muzanator.com/