Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста


Автор: Косинова Наталья Васильевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста

Краткое описание работы: Приемы и игры по ритмодекламации для детей дошкольного возраста

Мастер-класс для педагогов

«Приемы ритмодекламации для детей дошкольного возраста»

 

У многих современных детей отмечается нарушение внутреннего ритма, нет баланса между процессами торможения и возбуждения в центральной нервной системе. Они не могут самостоятельно справиться со своей или чрезмерной активностью, или, наоборот, медлительностью, что, конечно, отражается и в речи. У одного «каша во рту», не успевает продумать предложение, которое хочет сказать, подобрать необходимые слова, согласовать их и правильно расставить. Другой - тянет слова, предложения, речь нечеткая. Таким детям необходимо помочь сначала отладить собственный организм, настроить правильный ритм собственного тела. В этом и должна помочь ритмика или приём ритмодекламации, который предлагает один из авторов программы «Радуга»

 И. Галянт.

Что - же такое ритмодекламация? В современной музыкальной методике обучения дошкольников, ритмодекламация рассматривается как одна из перспективных форм развития музыкального слуха, голоса, чувства ритма у детей.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Это чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме.

 Игра для ребенка есть творчество. В данном случае это игра со звуками, словами, ритмом, а ритм есть жизнь, есть движение. И ребенок просто не мыслит себя вне движения в силу своего возрастного психофизического состояния.

   Ритмодекламацию можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Основная её цель – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

       Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.

Двигаясь в заданном ритме и темпе, выполняя специальные упражнения, ребёнок учится владеть своим телом, чувствовать свой внутренний ритм, подстраиваться под внешние изменения. Он способен почувствовать и передать в движении такие средства музыкальной выразительности, как форма, темп, динамика.

Но он не просто двигается в такт музыке, а ещё и проговаривает ритмический рисунок.   До тех пор, пока ребёнок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться, что он сможет правильно и выразительно петь. 

 

Вопрос воспитателям: Как вы думаете, коллеги, какие виды творческой деятельности относятся к ритмодекламации?

Ритмодекламация представлена различными видами творческой деятельности:

1.Игры речевые (логоритмические), пальчиковые:

Пальчиковая гимнастика способствует развитию мышечного аппарата, мелкой моторики,        повышает тактильную чувствительность, развивает чувство ритма, координацию движений.

2.Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые импровизации):
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.

3.Декламация и телесная игра (хлопки, шлепки, топот и тд.)

 Эти речевые упражнения пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», усиливающего ощущение темпа, динамики и способствует вокальной и речевой активности.

4.Ритмические игры с различными ударными инструментами (палочки, ложки и тд.)

Данные игры учат находить различные способы игры на инструментах, ритмично передают метр и ритм стиха.

      Таким образом, богатство метроритмических форм развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей: музыкальную отзывчивость, эмоциональность, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

 

 

 

 

 

                                       Ритмические игры  И. Галянт

Музыкальные игры:

В музыкальных играх идёт передача ярких художественных образов, вызывая у ребёнка живой интерес, побуждая активно искать соответствующие интонации в голосе, выразительную мимику, пластику движения.

 

                                            Гном, гном

Он придёт совсем неслышно в дом, дом. (руки домиком)

Как зовут его, не знаешь? Гном, гном.(пожать плечами)

Он, наверно, очень добрый? Да, да.(кивнуть головой)

У него такая борода. Борода(показать бороду)

Он расскажет тихо сказку нам, нам.(руки к груди)

Я ему медовый пряник дам, дам,(отдающие движения)

А потом станцуем гопачок-чок.(каблучок)

Он такой забавный старичок.Старичок.(показать старичка с палочкой)

И на зонтике волшебном вдаль, даль(руку ко лбу,смотреть в даль)

Улетит он, а прощаться жаль, жаль.(потирать глаза)

Я не буду больше плакать, нет, нет.(покачать указ.пальцем вправо,влево)

Передай ему, скорей Привет. При-вет (помахать ладошкой)

 

Белый мишка»

 Белый мишка шел по снегу, «топать» мячиком по одной руке

 Сам с собой он вел беседу: «топать» по другой руке

 «Ры-ры, ру-ру,  (катать мячик в ладошках)

 Много снега наберу!

Налеплю комочков  ( сжимать мячик двумя руками)

Беленьких снежочков.

Буду-буду их катать.  (Катать в руках)

А потом кидать!»

 (Кидают вверх мячики несколько раз под музыкальный проигрыш.

 

Игра-самомассаж  начинается сначала.

 

                                     «Скачите палочки»

 

Вы скачите, палочки,      Стучать поочерёдно правой и левой                 палочками по полу.

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок,             Один раз стукнуть двумя палочками по полу.

Прискакали на лужок.             Стучать поочерёдно правой и левой палочками по полу.

Правой ножкой: топ, топ,        Стучать палочкой в правой руке по полу.

Левой ножкой: топ, топ.         Стучать палочкой в левой руке по полу.

На лавочку сели, песенку запели.     Поставить обе палочки на колени и качать.