Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста


Автор: Агашкина Светлана Витальевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Краткое описание работы: Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Упражнения на развитие чувства ритма способствуют лучше понимать и слышать музыку.

 

              «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

                                                                                                    (Н. И. Льговская)

              Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике в нашей стране с XIX века авторами Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевским, Е.А. Назайкинским, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Л.Н. Комиссаровой. Как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.  Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого языка ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

             Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

             Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет  от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.  В нашей стране система ритмического воспитания  разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены  Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым.

                Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Воспитанием  чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из основополагающих элементов музыки.

Ритмические упражнения

“Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

 Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина, поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

 Использование в работе стихотворного ритма

Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими жестами – вот способы, которые очень помогают в развитии музыкально – ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи, развитию артистических способностей.

 

 «Игры с именами»

 имеют особую ценность для личностного становления детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства ритма, внимания, способности к импровизации и т.д. Игры  с именами являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание других участников игры: представленный им образ тут же копируется другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью, почувствовать свои силы и уверенность в себе.

Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические, инструментальные

1. «Поиграй на  своем инструменте. Изучи, какие в нем живут  звуки, постарайся найти разные» (работа проводится со всей группой одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь»  (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» ( ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты  подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» (используется метод наложения  свободной в метроритмическом отношении импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст).

6.  «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» - диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

 

Используемая литература:

1. И. Каплунова,  И.Новоскольцева. Этот удивительный мир. СПб.: Композитор, 2005.

2. М.Александровская. Каждый ребенок – музыкант. Дошкольное образование №13/2001 г.

3. Т.Э.Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное воспитание  №5/2000г.

4. Т.Э.Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание  №4/1999г.

5. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988

6. Н.А. Ветлугина. Музыка в детском саду. М.: Музыка, 1980

7. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982

8. Журналы «Дошкольное образование» № №14, 15, 17 за 2005г.

9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 – 2015г.г.

10. Журналы «Музыкальная палитра» за 2007 – 2015г.г.