Исполнительский анализ «И.С. Бах. Двухголосная инвенция ре минор»


Автор: Мартехина Галина Анатольевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Исполнительский анализ «И.С. Бах. Двухголосная инвенция ре минор»

Краткое описание работы: Исполнительский анализ «И.С. Бах. Двухголосная инвенция ре минор».

Мартехина Галина Анатольевна,

преподаватель по классу фортепиано

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств»

 

Исполнительский анализ

«И.С. Бах. Двухголосная инвенция ре минор».

Иоганн Себастьян Бах – это имя известно всем музыкантам, всем культурным людям и любителям музыки. Творчество этого великого немецкого композитора, органиста, педагога относится к первой половине XVIII века и принадлежит эпохе барокко. Его многочисленные произведения представляют собой подлинные шедевры музыкального искусства, являются вершиной жанра полифонии.  Полифония, особый вид многоголосия в музыке, основан на одновременном звучании  двух и более мелодических линий. Произведения И.С. Баха отличаются богатым образным содержанием, мелодической гибкостью тем, ритмическим разнообразием, богатством  штрихов. Автор сумел выразить в них целую  палитру эмоциональных оттенков и состояний.

Работа над полифоническими произведениями является обязательной в обучения фортепианному исполнительскому искусству и незаменима для гармоничного развития музыканта, для его подготовки к исполнению произведений любых жанров. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого пианиста развитие полифонического мышления и владения полифонической фактурой. Знаменитые сборники для клавира И.С. Баха «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», «Маленькие прелюдии и фуги», «Инвенции» и Прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» предназначены для пианистов разного возраста от начинающих до концертирующих исполнителей. Многие из них были написаны Бахом в педагогических целях для своих детей и учеников и  теперь непременно входят в фортепианный репертуар музыкальных учебных заведений.

Бах написал 15 двухголосных и 15 трёхголосных инвенций, замечательных образцов  имитационной полифонии, объединённых в сборник. Существуют его различные редакции. В детских школах искусств используют преимущественно редакцию Ферруччо Бузони.

Одной из наиболее популярных можно назвать  двухголосную инвенцию ре минор, яркое, техничное произведение для средних классов. Инвенция написана в трехчастной форме с кодой: экспозиция (17 тактов), разработка (20 тактов), реприза (11 тактов) и кода (4 такта). Каждая часть заканчивается каденцией. Экспозиция начинается в основной тональности ре минорl, а завершается в параллельном фа мажоре, который продолжается в разработке, заканчивающейся в ля миноре, тональности доминанты. В начале репризы появляется субдоминантовая тональность соль минор, затем возвращается  ре минор.

Двухтактовая тема в первом проведении представлена одноголосно, как и во многих других инвенциях. Тема имеет яркий образно-интонационный характер. Сначала гаммообразный пассаж   стремительно устремляется вверх, потом внезапно падает вниз на уменьшенную септиму с гармонической седьмой ступенью, что придает ей большую напряженность. Затем скачок вверх, который  заканчивается таким же стремительным движением вниз.

 В третьем такте тема звучит в нижнем голосе в той же тональности. В это же время в первом голосе тему подхватывают острые, цепкие восьмушки противосложения и настроение становится еще более возбуждённым и энергичным. Затем тема повторяется в первом голосе и в той же тональности.

Развивая тему, Бах часто берет ее выразительный элемент или мотив и создает на его основе непрерывное развитие. В этой инвенции  -  это поступенное построение, взлет и падение на септаккорд.  Начиная с 7-го такта, мотивы в инвенции идут со слабой доли такта на сильную. В этом случае они называются ямбическими. Диалог между мотивами в 7-10 тактах в верхнем голосе и затем в 11-16 тактах в нижнем голосе приводят к каденции. Используя нисходящую секвенцию, Бах смягчает напряженность, уводя в светлый Фа мажор. Надо отметить, что здесь проявляется одна из особенностей баховского стиля, когда кульминация раздела сливается с кадансом.

 Музыка Баха сложная, написанная по строгим законам и правилам той эпохи. Её изучение  -  серьезный  этап  в  обучении.  Она требует активного участия интеллекта, большого внимания, трудолюбия. Работая над самостоятельностью каждого голоса, в то же время нужно не нарушать общее движение, соблюдая принцип полифонического произведения – его непрерывную текучесть и развитие. Надо помнить, что в старинной музыке важнейшими средствами выразительности были артикуляция и ритм. Восьмые ноты в инвенции играются staccato, а шестнадцатые – legato.

Большое значение придавалось навыкам правильного разделения мелодии, межмотивной артикуляции. Она применяется для того, чтобы отделить один мотив от другого при помощи цезуры. Это делается почти незаметно, не отрывая руки от клавиатуры на окончании предыдущего мотива и спокойно перенеся ее на начало следующего мотива. Звуки скачка на большой интервал надо исполнять с ясным произношением каждого тона. Динамика в инвенции связана с внутримотивным, естественным развитием темы. Темп  должен быть единым, строго выдержанным.

Особую техническую трудность представляет собой трель в разработке. Она звучит на протяжении нескольких тактов в верхнем, а затем в нижнем голосе, а на её фоне проходит тема в другом  голосе.  Важно, чтобы трель  исполнялась легко, свободно и не утяжеляла тему, которая здесь звучит широко, масштабно и  все так же возбужденно.

В репризе звучность и динамический подъем усиливается многократными повторениями темы, выливающимися в яркую энергичную каденцию. Тема вступает то в верхнем, то в нижнем, то опять в верхнем голосе, как бы перебивая друг друга, переходя из одной тональности в другую. Бах разрешает этот спор появлением на вершине накала тоники, после которого  наступает разрядка динамического напряжения.

Научить выразительно и стилистически правильно исполнять  произведения И.С. Баха, понимать, раскрывать и передавать их глубокий смысл -  одна из важнейших задач в воспитании и обучении пианистов. Их изучение не только помогает им  войти в мир глубоких мыслей и содержательных ярких музыкальных образов, но и всемерно способствует их музыкально-пианистической подготовке в целом.

Список использованной литературы

1.  Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

2.  Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. М.: Музыка, 1979.

3.  Калинина Н. Клавирная музыка И.С.Баха в фортепианном классе. –М.: Классика XXI, 2006.

4.  Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1982.

5.   Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано, 2-е изд.  — М. : Издательство Юрайт, 2017.

Работа предназначена в помощь преподавателям фортепиано детских школ искусств, работающим над двухголосной инвенцией ре минор И.С. Баха с учащимися фортепиано 10-11 лет (4-5 класс ДШИ).