Автор: Бесперстова Эмилия Борисовна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Дети
Тип материала: Методическое пособие
Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/2jRV/2JH64WT7E
Краткое описание работы: Данное методическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 5-7 лет, а также для всех участников педагогического процесса, содержит эксклюзивный материал, собранный и систематизированный по блокам в интересной, доступной, увлекательной форме, преподносимой детям.
Авторское методическое пособие - «МУПИН»
музыкально-познавательный игровой ноутбук
Данное методическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 5-7 лет, а также для всех участников педагогического процесса
Цель: Систематизировать и расширить знания старших дошкольников, педагогов и родителей об основах музыкальной культуры через авторское пособие - музыкальный ноутбук
Задачи:
1. Развить интерес к восприятию музыкальных произведений мировой классики.
2 Расширить и пополнить знания детей и взрослых о жанрах музыкальной деятельности (песня, танец, марш),
3. Углубить представления детей о видах оркестров, истории их создания и развития от древних времен до настоящих дней.
4. Развить музыкальные и художественно-творческие способности старших дошкольников посредством нотной грамотности и занимательных музыкальных заданий.
5 Воспитывать интерес к ценностно-смысловому восприятию и пониманию. музыкального искусства;
«Мир музыки — это целая Вселенная,
в которой у детей есть своя музыкальная планета,
на ней все создано для взращивания детской музыкальности и
питания ее правильными продуктами»
Актуальность данного пособия в том, что оно содержит эксклюзивный материал, собранный и систематизированный по блокам в интересной, доступной, увлекательной форме, преподносимой детям.
ФГОС нацеливает на поддержку детской инициативы, самостоятельности и творческой креативности, а также повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания, в том числе музыкального. Современные требования заставляют нас по -новому взглянуть на учет запросов и потребностей родителей по развитию творческих способностей дошкольников посредством дополнительного образования, в основном это кружки, студии, объединения художественно — эстетической направленности.
Автор Программы «Музыка детства» Тютюнникова считает, что музыка - приобщение к духовному опыту человека. Чтобы постичь нравственно-духовное наследие, вариативная часть ООП нашего детского сада нацелена на приобщение дошкольников к культуре отдельных народов Самарского края (татар, чувашей, мордвы, русских)
В двух «файлах» методического пособия («Что мы знаем об оркестрах?» и «Ложки разными бывают и на них порой играют») частично раскрыты проблемы реализации некоторых аспектов части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
Проблема.
В последнее время мы лишаем детей возможности уникального развития посредством музыки, а пытаемся доказать и отчитаться выступлениями детей, получая заветные баллы и бонусы, забывая о роли музыки в жизни образовании, о высокой цели музыкальной педагогики: воспитание «творческого человека в творческой среде».
В настоящее время достаточно различных методических пособий — лэпбуки, парциальные программы, методические рекомендации. Они бесспорно помогают нам, педагогам, использовать в различных видах музыкальной деятельности, но при подготовке к музыкальным занятиям, досугам, развлечениям приходится искать познавательный, наглядный материал в разных источниках, в том числе интернет-ресурсах.
Чтобы систематизировать необходимый музыкально-дидактический материал для работы с детьми, я решила создать емкое, мобильное, музыкально-игровое пособие, в котором раскрыты направления музыкальной деятельности с детьми, педагогами, родителями.
Многолетний опыт работы с дошкольниками, накопленный богатый практический музыкальный материал, дидактические пособия помогли мне разработать методическую копилку содержательно- насыщенную, познавательную, увлекательную, в которой удалось систематизировать основные направления музыкальной деятельности, чтобы помочь взрослым и детям старшего дошкольного возраста понять, услышать и увидеть богатый мир музыкального искусства.
Хочу представить вам музыкально-познавательный, игровой «ноутбук» - «МУПИН» - это импровизированная панель, где расположены «клавиши» по цветам радуги. Они содержат игровой материал для детей, который выставляется на «мониторе» - своеобразная панель с кармашками для демонстрационного материала.
С правой и левой сторон от монитора панели для наглядной демонстрации тем («клавиши»), а также разноцветный кубик, мини-волчок со стрелкой-указателем, «Блок питания» с «файлами».
Каждая «клавиша» и «файл» из «Блока питания» соответствуют по цвету одной теме, их шесть:
1- красный - «Шедевры мировой классики» - произведения композиторов-классиков зарубежного и русского наследия;
2- оранжевый - «Что я знаю об оркестрах» - основные виды оркестров, их историческое значение в становлении, как вида искусства, классификация музыкальных инструментов, входящих в состав каждого из семи видов оркестров;
3- желтый - «Три кита в музыке — песня, танец, марш» - сведения об основных жанрах музыки;
4- зеленый - «Занимательная музыка» - музыкальные загадки, кроссворды, головоломки, элементарные понятия о нотной грамоте, разработка занятия «Тайны нотной грамоты»;
5- голубой - «Музыкально — дидактические игры» - классификация музыкально-дидактических игр на различение свойств музыкальных звуков, музыкальных средств выразительности, музыкальных жанров;
6- синий - «Ложки разными бывают и на них порой играют»- различные способы игры на ложках, история создания ложки как музыкального инструмента;
Седьмой «клавишей» по цвету радуги представлен «Блок питания», в котором каждый отдельный «файл» содержит информацию с содержанием «клавишей» на панели. Этот материал для взрослых участников игры.
Правила игры просты и доступны детям. Перед началом игры необходимо «подключиться к «Блоку питания» специальным шнуром».
Бросая радужный кубик, ребенок выбирает нужную «клавишу» - коробочку, соответствующую цветной стороне кубика.
Педагог достает из «Блока питания» соответствующий по цвету «файл», совпадающий с цветом стороны кубика и вкладывает карточки в «файлы» с темой «клавиши» - коробочки на левой и правой сторонах от «монитора». Ребенок открывает коробочку и знакомится с ее содержанием. В своеобразной «клавише» несколько конвертов, и для того, чтобы выбрать нужный, ребенок раскладывает их по кругу, вращая мини-волчок по стрелке. Затем карточки из конверта ребенок вкладывает в кармашки на «мониторе». Музыкальный руководитель рассказывает о том, что изображено на карточках и озвучивает задания с помощью инструментальных или песенных композиций. Игра может повторяться несколько раз.
Таким образом, играя, у дошкольников формируются умения фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в песенных импровизациях, двигательных упражнениях, танцевальных композициях; раскроется творческий потенциал каждого дошкольника.
Материалы пособия помогут ребенку развить желание музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, получать радость и удовольствие от совместной деятельности со взрослым.
Вовлечение родителей в процесс музыкального развития ребенка и непосредственное участие в совместных мероприятиях с детьми, педагогами будет способствовать повышению профессиональной компетентности, искренней заинтересованности в формировании социальных, культурных, духовных ценностей и традиций в семье и Родине.
Результаты
Методическая разработка частично апробирована в музыкальной непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Я надеюсь, что в результате использования практического материала пособия во всех видах деятельности детей, педагогов и родителей повысится качество и эффективность художественно-эстетического образования; будет достигнута основная цель: творческое развитие природной музыкальности и предоставление свободы детской инициативе и творческим проявлениям, развитие музыкального восприятия как основы общения с музыкой.
Вывод
Таким образом, данное пособие поможет не только мне, но и коллегам в подборе необходимого наглядного и дидактического материала при проведении занятий, досугов, развлечений и расширит педагогические возможности внедрения инновационных форм и методов в работу с дошкольниками на современном этапе.