"Мупин" - музыкально-познавательный игровой ноутбук


Автор: Бесперстова Эмилия Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методическое пособие

Ссылка на файлообменник: https://cloud.mail.ru/public/2jRV/2JH64WT7E

"Мупин" - музыкально-познавательный игровой ноутбук

Краткое описание работы: Данное методическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста 5-7 лет, а также для всех участников педагогического процесса, содержит эксклюзивный материал, собранный и систематизированный по блокам в интересной, доступной, увлекательной форме, преподносимой детям.

Авторское методическое пособие - «МУПИН»

музыкально-познавательный игровой ноутбук

 

Данное методическое пособие  предназначено для детей дошкольного возраста 5-7 лет, а также для всех участников педагогического процесса

Цель: Систематизировать и расширить знания старших дошкольников, педагогов и родителей об основах музыкальной культуры через авторское пособие  - музыкальный ноутбук

Задачи:

1. Развить интерес к восприятию музыкальных произведений  мировой классики.

2 Расширить и пополнить  знания детей  и взрослых о жанрах музыкальной деятельности (песня, танец, марш),

3. Углубить представления детей о видах оркестров, истории их создания и развития от древних времен до настоящих дней.

4. Развить музыкальные и художественно-творческие способности старших дошкольников посредством нотной грамотности и занимательных музыкальных заданий.

5 Воспитывать  интерес к ценностно-смысловому  восприятию и пониманию. музыкального искусства;

 «Мир музыки — это целая Вселенная,

в которой у детей есть своя музыкальная планета,

на ней  все создано для взращивания детской музыкальности и

питания ее правильными продуктами»

Актуальность  данного пособия в том, что оно содержит эксклюзивный материал, собранный  и систематизированный по блокам в интересной, доступной, увлекательной форме, преподносимой  детям.

ФГОС нацеливает на поддержку детской инициативы, самостоятельности и творческой креативности, а также повышение родительской компетентности в вопросах развития и воспитания, в том числе  музыкального. Современные требования заставляют нас по -новому взглянуть на учет запросов  и  потребностей родителей по  развитию  творческих способностей дошкольников посредством дополнительного образования, в основном это кружки, студии, объединения художественно — эстетической направленности.

Автор Программы «Музыка детства» Тютюнникова считает, что музыка - приобщение к духовному опыту человека. Чтобы постичь нравственно-духовное наследие, вариативная часть ООП нашего детского сада  нацелена на приобщение дошкольников к культуре отдельных  народов Самарского края (татар, чувашей, мордвы, русских)

 В двух «файлах» методического пособия («Что мы знаем об оркестрах?» и «Ложки разными бывают и на них порой играют») частично раскрыты проблемы реализации некоторых аспектов части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Проблема.

В последнее время мы лишаем детей возможности уникального развития посредством музыки, а пытаемся доказать и отчитаться выступлениями детей, получая заветные баллы и бонусы, забывая о роли музыки в жизни образовании, о высокой цели музыкальной педагогики: воспитание «творческого человека в творческой среде». 

В настоящее время достаточно различных методических пособий — лэпбуки,  парциальные программы, методические рекомендации.  Они  бесспорно помогают нам, педагогам, использовать   в различных видах музыкальной деятельности, но при подготовке к музыкальным занятиям, досугам, развлечениям  приходится искать познавательный, наглядный материал в разных источниках, в том числе  интернет-ресурсах.

Чтобы систематизировать  необходимый  музыкально-дидактический материал для работы с детьми, я решила создать емкое, мобильное, музыкально-игровое пособие, в котором раскрыты направления музыкальной деятельности  с детьми, педагогами, родителями.

Многолетний опыт работы с дошкольниками, накопленный богатый практический музыкальный материал,  дидактические пособия помогли  мне разработать  методическую копилку содержательно- насыщенную, познавательную, увлекательную, в которой удалось  систематизировать  основные  направления  музыкальной деятельности,   чтобы помочь взрослым и  детям старшего дошкольного возраста понять, услышать и увидеть богатый мир музыкального искусства. 

Хочу представить вам   музыкально-познавательный, игровой «ноутбук» - «МУПИН» - это импровизированная  панель, где расположены «клавиши»  по цветам радуги. Они содержат игровой материал для детей, который выставляется на «мониторе» - своеобразная панель с кармашками для демонстрационного материала.

С правой и левой сторон от монитора панели для наглядной демонстрации тем  («клавиши»), а также разноцветный кубик, мини-волчок со стрелкой-указателем, «Блок питания» с «файлами».

Каждая «клавиша» и «файл» из «Блока питания» соответствуют   по цвету одной теме, их шесть:

1- красный - «Шедевры мировой классики» - произведения композиторов-классиков зарубежного и русского наследия;

2- оранжевый - «Что я знаю об оркестрах» - основные виды оркестров, их историческое значение в становлении, как вида искусства, классификация музыкальных инструментов, входящих в состав каждого из семи видов оркестров;

3- желтый - «Три кита в музыке — песня, танец, марш» - сведения об основных жанрах музыки;

4- зеленый - «Занимательная музыка» - музыкальные загадки, кроссворды, головоломки, элементарные понятия о нотной грамоте, разработка занятия «Тайны нотной грамоты»;

5- голубой - «Музыкально — дидактические игры» - классификация музыкально-дидактических игр на различение свойств музыкальных звуков, музыкальных средств выразительности, музыкальных жанров;

6- синий -  «Ложки разными бывают и на них порой играют»- различные способы игры на ложках, история создания ложки как музыкального инструмента;

Седьмой «клавишей» по цвету радуги представлен «Блок питания», в котором  каждый отдельный «файл» содержит информацию с  содержанием «клавишей» на панели. Этот материал  для взрослых участников игры.

Правила игры просты и доступны детям. Перед началом игры  необходимо «подключиться к «Блоку питания» специальным шнуром». 

Бросая радужный кубик,  ребенок выбирает   нужную «клавишу»  - коробочку, соответствующую цветной стороне кубика.  

Педагог достает из «Блока питания» соответствующий  по цвету «файл», совпадающий с цветом  стороны  кубика  и вкладывает  карточки в «файлы»  с темой   «клавиши» - коробочки  на  левой и правой сторонах от  «монитора».  Ребенок открывает  коробочку и знакомится с ее содержанием. В своеобразной «клавише» несколько конвертов, и для того, чтобы выбрать нужный, ребенок раскладывает их по кругу, вращая мини-волчок по стрелке.  Затем карточки из конверта ребенок вкладывает в кармашки на «мониторе». Музыкальный руководитель рассказывает о том,  что изображено на карточках и озвучивает задания  с помощью инструментальных или песенных композиций. Игра может повторяться несколько раз.

Таким образом, играя, у дошкольников формируются умения фантазировать, придумывать, изменять, комбинировать в песенных импровизациях,  двигательных упражнениях, танцевальных композициях; раскроется творческий потенциал каждого дошкольника.

 

Материалы пособия  помогут ребенку развить желание музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, получать радость и удовольствие от совместной деятельности со взрослым.

Вовлечение родителей в процесс музыкального развития ребенка и непосредственное участие в  совместных мероприятиях  с детьми, педагогами  будет способствовать повышению профессиональной компетентности, искренней заинтересованности в формировании социальных, культурных, духовных ценностей и традиций в семье и Родине.

Результаты

Методическая разработка частично апробирована в музыкальной непосредственно -  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Я надеюсь, что в результате использования  практического материала пособия   во всех  видах деятельности детей, педагогов и родителей повысится качество и эффективность художественно-эстетического образования; будет достигнута основная цель:  творческое развитие природной музыкальности и предоставление свободы детской инициативе и творческим проявлениям,  развитие музыкального восприятия как основы общения с музыкой.

Вывод

Таким образом,  данное пособие поможет не только мне, но и коллегам в подборе необходимого наглядного и дидактического материала при проведении занятий, досугов, развлечений и расширит педагогические возможности  внедрения инновационных  форм и методов в работу с дошкольниками на современном этапе.