Мастер-класс для педагогов. "Фортепианный ансамбль. Опыт создания переложения для исполнения в четыре руки".


Автор: Беловолова Людмила Алексеевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

Мастер-класс для педагогов. "Фортепианный ансамбль. Опыт создания переложения для исполнения в четыре руки".

Краткое описание работы: В данном мастер-классе описываются методы создания переложений для фортепианных ансамблей.

Цель:

- адаптация нотного материала к индивидуальным способностям и уровню подготовки участников ансамбля.

Задачи:

- ознакомление с известными сочинениями мировой музыки

- развитие навыков ансамблевой игры

- способствовать к формированию интереса к исполнительской деятельности

Оборудование: 

- мультимедийное оборудование, фортепиано,

Ход мастер класса:

     Этот мастер-класс адресован педагогам-музыкантам, которых интересует вопрос созданий переложений.   Занимаюсь я переложениями, сравнительно, недолго. Мне это показалось очень интересным, и хотелось бы заниматься обработками более интенсивно.

     Тема ансамблевого исполнения мне очень близка. Сама с удовольствием выступаю в качестве концертмейстера, ансамблиста. Для детей же игра в ансамбле выполняет очень важную роль.

     АНСАМБЛЬ (франц. ensemble - совокупность - стройное целое)

1)В архитектуре и градостроительстве гармоническое единство пространственной композиции, включающейздания, инженерные сооружения (мосты, набережные и др) и зеленые насаждения. В композицию архитектурного ансамбля часто включаются произведения различных видов изобразительного искусства.

2)      В   сценическом искусстве - гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных  единому замыслу

3)      Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив

4)      Музыкальное произведение для нескольких исполнителей (дуэт, трио и др.)

      У пианистов, как раз, популярен именно фортепианный дуэт. Есть, конечно, и трио, и даже  квартеты, но дуэты, все-таки, - это основной вид фортепианного ансамбля.

      Фортепианный дуэт утвердился как самостоятельная форма музицирования к началу XIX века. Помимо сочинения оригинальных произведений для фортепианного ансамбля композиторы делали переложения своих симфонических, камерных сочинений в четырехручном изложении, так как четырехручная фактура оказалась способной к воспроизведению оркестровых эффектов. Игра в четыре руки переложений камерных и симфонических произведений давала возможность знакомиться с музыкой профессионалам и любителям.

.  В наши дни четырехручная литература охватывает сочинения различной степени сложности:

  • для домашнего музицирования
  • для исполнения на эстраде
  • для педагогической работы.

     В современном мире перед педагогом музыкальной школы стоит задача не только передать ученику определенные умения, знания и навыки, но и создать условия для всестороннего развития личностных качеств музыканта. Известно, что соприкосновение с музыкой способствует духовному обогащению.

     Обучение в музыкальной школе связано с преодолением ряда трудностей: изучение нотной грамоты, постановка рук, воспитание трудолюбия, усидчивости, и т.д. Зачастую это может отбить желание серьезно заниматься музыкой. Поэтому, педагог должен искать способы увлечь ученика, заразить его музыкой! Прекрасным и действенным способом является ансамблевая игра. Объединяя детей в ансамбль, необходимо учитывать возраст, уровень развития учеников, стремясь  к возможному равенству. Надо отметить, что даже некоторое отставание в техническом развитии довольно быстро исчезает при умелом построении занятий, чем и оказывает неоценимое влияние на развитие техники.

     В случае удачного исполнения музыкального произведения  ребенок чувствует свою успешность, гордость за выполненную работу, что, в свою очередь, дает толчок к дальнейшей творческой деятельности. Это, именно, та деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Результат этой деятельности носит практический характер, имеет важное прикладное значение и значим для самих участников ансамбля. Чувство сопричастности к творческому процессу, удовольствие от совместного исполнения, просто радость от общения с хорошей музыкой знакомы всем музыкантам.

      Предмет «Фортепианный ансамбль» в музыкальных школах является важной составной частью обучения

Основные цели обучения в классе фортепианного ансамбля:

  • расширение музыкального кругозора учащихся;
  • освоение учащимися репертуара выходящего за рамки сольной фортепианной литературы;
  • формирование художественного вкуса учащихся.
  • развитие гармонического слуха
  • воспитание чувства ритма

Основные задачи:

  • приобретение навыков ансамблевого творчества;
  • освоение специфики исполнительского искусства фортепианного дуэта;
  • достижение учащимися понимания формы и содержания исполняемого произведения;
  • воспитание слухового самоконтроля и исполнительской ответственности.
  • развитие и закрепление навыков чтения нот с листа.

      Фортепианный ансамбль в Детской музыкальной школе предполагает изучение и исполнение оригинальных произведений для ансамбля и переложений симфонических, камерных, вокальных и пр.

      Разумеется, при поиске произведений для ансамбля, есть масса нотной литературы. Как говорится, на разный возраст и вкус. Но, что же делать, если переложение существует, а сложность соответствует более старшей возрастной категории. Или, допустим, рассчитано на исполнение на двух инструментах. А, предположительно, выступление на разных площадках не предусматривает нахождение на сцене двух фортепиано.

    Играть хорошую музыку хочется, но не все переложения подходят для учеников музыкальной школы. Вот и приходится облегчать либо уже написанные обработки, либо перерабатывать  уже имеющиеся оригиналы.

      Многие преподаватели музыкальных школ стараются расширить ансамблевый репертуар и делают самостоятельные переложения сольных (двуручных) фортепианных произведений в четырехручные, что позволяет исполнять произведения технически сложные для ребенка на данном уровне технического развития, но доступные для исполнения вдвоем, что расширяет возможность участия детей в мероприятиях различного уровня.

     Неотъемлемая часть образования и воспитания в музыкальной школе – это концертно-просветительская работа, одной из ведущих форм которой является тематический концерт, поэтому, особенно острая потребность в переложении того или иного произведения возникает при подготовке к тематическим концертам или для участия в фестивалях или конкурсах.

     Методов обработки существует множество, еще и с нюансами. Для себя я выделила несколько основных и понятных, как ученику, так и самому педагогу.

  1. Гармонизация мелодии. Фактически – побор по слуху. Тут на свой вкус и цвет! Есть мелодия, есть гармония.  Педагог опирается на курсы гармонии из профессионального образования. Можно, бас – мелодия (для малышей). Можно бас, мелодия + аккорд; аккорд можно разложить (арпеджио), сделать широкое расположение, добавить ритмический рисунок, мелодию удвоить октавой (это уже почти авторский текст).
  2. Использование оригинала нотного текста, с разделением нотного стана на две партии. Нижняя строчка - для второй партии, верхняя для первой партии.
  3. Использование нотного текста, с тем же разделением на партии и с добавлением элементов для обогащения мелодии (например, октавное исполнение мелодии, или удвоение баса, или ритмически организованные фигурации, чего не было в оригинале, т.е. подключение фантазии)
  4. Использование нотного текста, с тем же разделением на партии и, наоборот, с исключением элементов, с целью упрощения нотного текста.

    Чем, вообще, хороши ансамбли.

  • Дети раскрепощаются на уроке ансамбля больше, чем на уроках по специальности.
  • Происходит общение на эмоциональном уровне
  • Развивается чувство локтя – партнерства и, в то же время,  -  некоего соперничества

      Особенно полезно применять навыки ансамблевой игры в период начального обучения. Ведь что играют наши малыши – одноголосные попевки, мелодии, крошечные пьески. Как только присоединятся педагог с аккомпанементом, часто, даже, сымпровизированным, мелодия начинает звучать для ученика абсолютно по-другому! Он слышит ее в более богатом звучании, гармонизация и ритмические фигурации позволяют живее представить образ и характер пьесы! И здесь, как раз, и применяется один из методов переложения, или аранжировки для простейшего ансамбля – гармонизация мелодии.

      Работа над Либертанго Астора Пьяццоллы велась методом разделения нотного стана на две партии в четыре руки. Очень хотелось, чтобы дети сыграли это известное произведение, в котором соединились танго и джаз. Астор Пьяццолла, родившись в Аргентине, являясь итальянцем по происхождению, многие годы жил в Америке, где джаз является одним из самых распространенных музыкальных направлений.

      Композитор любил  танго, не испытывая фанатичного поклонения своих земляков, отдалённость от Родины помогла ему избежать традиционного благоговения, позволяя смешивать стили, экспериментировать с направлениями. Он пробует развивать музыкальную карьеру в качестве бандонеониста. Большое влияние на него оказали Карлос Гардель – аргентинский певец и композитор, а также педагог и композитор Альберто Хинастера. Свои знания и умения Астор вначале применял, создавая необычные аранжировки к привычному танго. Затем,  он пытается реализовать своё видение исполнения танго, создаёт оригинальные аранжировки, используя сложные ритмы, необычные трактовки партий для различных инструментов, и обязательное присутствие бандонеона. Постепенно, его танго приобретет новое звучание, он открыл новые формы мелодических и гармонических  структур в традиционном танго, произвел революцию в этом стиле за счет внедрения новых инструментов, таких как саксофон и электрогитара.  Одна из самых известных работ Пьяццоллы в этом стиле — «Либертанго»

       Libertango (рус. либертанго) — композиция в стиле новое танго композитора Астора Пьяццоллы, записанная и изданная в 1974 году в Милане. Название дано от слияния слов «Свобода» (Libertad по-испански) и «Танго» (символизирует переход Пьяццоллы от классического танго в tango nuevo)/

      За основу для переложения бралась аранжировка для ансамбля в составе фортепиано, флейта, аккордеон. бандонеон, Сам текст написан очень удобно – на двухстрочном нотном стане.

Фактически, нижняя строка пошла на обработку второй партии, а верхняя – первой партии.

1 Партия:

2 Партия:

 

 Возникали сложности в мелодии, где приходилось часть октавной мелодии переносить в левую руку, учитывая подголосок в виде украшения:

1 Партия(33-34 такт):

 

 

2 Партия:

Также есть еще один эпизод, где подголосок подхватывается второй партией (начало подголоска отмечено стрелкой):

1 Партия:

2 Партия (где стрелка, там появляются ноты до-диез и ре из подголоска в 51 такте, в 1 партии в это время пауза). Помимо этого, аккордовый ряд тоже проходит во 2 партии:

В эпизоде перед кодой, тоже, есть перенос части мелодии в левую руку. Все это требует определенной ловкости, которая без проблем вырабатывается в процессе детальной работы над пьесой.

 

 

 

1 Партия:

Значение работы над переложениями трудно переоценить!

  • Работа над переложениями играет большую воспитательную роль: у учащихся формируется, развивается чувство ответственности, обязательности (нельзя подвести товарища, необходимо к определенному сроку выучить и отработать до концертного уровня произведение)
  • Развивается весь комплекс способностей учащихся: слуха, памяти, ритмического чувства
  • Появляется интерес к чтению с листа (появляется смысл этого вида деятельности)
  • Развиваются: наблюдательность, внимание,  самостоятельность.

Да и с чем сравнится то удовольствие, получаемое от творческого процесса, в который вовлекается и педагог, и юные музыканты, когда есть возможность снова соприкоснуться с гениальными сочинениями великих композиторов!

 

Список литературы:

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано
  2. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста «Советский композитор»
  3. ЩаповА.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»
  4. Реженинова. Понятие»Фортепианное переложение» как терминологическая проблема
  5. https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/astor-pyatstsolla
  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пьяццолла,_Астор