Философские образы XX века. А. Н. Скрябин «Прометей» («Поэма огня»).


Автор: Черданцева Елена Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Дети

Тип материала: Учебный материал

«Философские образы XX века. А.Н. Скрябин «Прометей» («Поэма огня»).

Краткое описание работы: Скрябин – один из тех, кто силой искусства пытался разрешить философский вопрос о человеческой свободе. На данном уроке ученики на примере музыкально-философских идей А.Н.Скрябина имеют возможность проследить взаимосвязь «Эпоха – личность – творчество».

 

                                                           Металл мелодий он посмел расплавить
                                                           И в формы новые хотел излить.
                                                           Мечтал о высшем: Божество прославить
                                                           И бездны духа в звуках озарить.

                                                                                                         В.Брюсов. 

 

Тема урока: «Тема «Философские образы XX века. А. Н. Скрябин «Прометей» («Поэма огня»).

Тип урока: изучение нового материала.

Вид: урок-лекция с практической работой.

Методы: монологическое изложение, наблюдение, слушание, алгоритмический метод, метод исследования,  метод художественных ассоциаций.

Цель урока: На примере музыкально-философских идей А.Н.Скрябина.

 проследить взаимосвязь «Эпоха – личность – творчество».

 Задачи:

  • раскрыть своеобразие личности художника Серебряного века;
  • раскрыть особенности музыкального языка А.Н.Скрябина.
  • развивать  критическое мышление, способность воспринимать классическую музыку
  • сформировать представление о поэме «Прометей» великого композитора на фоне развития русского музыкального искусства на рубеже веков, его новаторстве, о проявлении символизма в музыке А.Н.Скрябина

 

Ход урока

 Экспозиция урока. 8 мин.

Видео  А.Н. Скрябина «Прометей» («Поэма огня»)

Учитель что вы можете сказать об этой музыке?

Ответы по плану.

Название (собственное)

Композитор (предполагаю)

Характеристика мелодии

Ритм

Темп

Инструменты, исполнители 

Регистр

Что удивляет,что представляю

Учитель читает на фоне музыки строки Вячеслава Иванова

Разверзнет Ночь горящий Макрокосм,-

И явственны небес иерархии.

Чу,Дух поёт,и хоровод стихии

Ведут,сплетясь змеями звёздных косм.

И Микрокосм в ночи глухой нам внятен:

Мы слышим гул кружащих в нас стихий,-

И лицезрим свой сонм иерархий

От близких солнц до тусклооких пятен.

Учитель. Как называется в русской культуре эта эпоха?  Ответы.

Учитель. Серебряный век - период перелома в сфере  жизненных смыслов, время новых духовных ориентиров, новых форм самореализации творческой личности. Среди деятелей художественной культуры этой эпохи было немало выдающихся личностей. В своем духовном поиске они нередко выходили за рамки собственно художественного творчества в область глобальных философских идей. Философские размышления деятелей Серебряного века дали важнейшие результаты и повлияли на творчество многих художников этой и последующих эпох русской культуры.

Одним из выдающихся деятелей этой эпохи стал русский композитор А. Н. Скрябин. Его музыка явилась ярким воплощением идей символизм.

Учащимся предлагается выписать в столбик слова -ассоциации к понятию "Символизм".

Например: символизм- миф, неопределённость, недосказанность, символы, неведомое, невидимое, многозначность образов, двойственность мира, знаки, иносказания, фантазия и т.д.

Учитель. Музыкальное творчество композитора во многом основывается на философских размышлениях. В основе философских размышлениях Скрябина лежали идеи, касающиеся природы художественного творчества, личности художника-творца. Скрябин продемонстрировал убежденность этого времени в том, что человек-творец вовлечен в мировой процесс, является его важнейшим участником.  Музыка Скрябина отразила бунтарский дух своего времени, предчувствие революционных перемен. В ней соединились волевой порыв, напряжённая динамическая экспрессия, героическое ликование, особая «полётность» и утончённая одухотворённая лирика.

Разработка темы 20 мин.

Презентация.

Слайд 1.

        Александр Николаевич Скрябин появился на свет в Рождество, 25 декабря 1871 года (или, по новому стилю, 6 января 1872 года) в Москве в дворянской, глубоко образованной семье. Впоследствии композитор был уверен, что мистическое совпадение предопределило          его      путь    музыкального           Мессии.
 Слайд 2.    Вот как вспоминал об игре Скрябина Константин Бальмонт: «Скрябин около рояля. …маленький, хрупкий, этот звенящий эльф... В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть, из него как будто выделялся свет... Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившийся в странном для него человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко и неуютно».
Позже это впечатление легло в основу стихотворения К. Бальмонта:

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское – бемоль –
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Слайд 3. Скрябин – один из крупнейших представителей художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв.  В творчестве представлены фортепианные и симфонические жанры. В 90-х гг. созданы прелюдии, мазурки, этюды, экспромты, 1–3-я сонаты для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром, в 1900-х гг. – 3 симфонии, 4–10-я сонаты и поэмы для фортепиано (в т. ч. «Трагическая», «Сатаническая», «К пламени»), а также такие симфонические произведения, как «Поэма экстаза» (1907), «Прометей» («Поэма огня», 1910) – этапное сочинение позднего периода творчества.

Композиторское и философское видение мира оказались необычайно взаимосвязаны.
Скрябин стремился «каждый шаг сделать великим трепетом», подобно Александру Блоку, – «жить удесятерённой жизнью».

Слайд 4. «Последний романтик», мечтатель, идеалист –  он жил с утопической идеей об обращении музыки, во всём своём взаимодействии с другими видами искусств (танец, поэзия, живопись),  ко всему человечеству,  то есть он вынашивал следующую идею: сотворить некий фантастический переход  в   небытие...  Скрябин считал, что человек и человечество, как на всей  нашей планете, так и во всей Вселенной, представляется абстрактными наблюдателями и не только противостоят как субъекты, они выступают как его преобразователи и со-творцы. В его творчестве постоянно прослеживается мысль о свободном человеческом единении и всеобщем братстве. Он распространял  свои  идеи  гуманизма не только на  человечество, но и на отношения общества с природой, космосом, Вселенной.

Слайд 5. «Прометей» - одночастное симфоническое произведение, в котором объединены признаки симфонической поэмы, фортепьянного концерта, кантаты. «Прометей» («Поэма огня») — не античный миф о герое Прометее. Скрябинская поэма не имеет программы — программа «Симфонии света» — абстрактно-философского содержания, а оригинальная авторская программа вообще отсутствует. Произведение сочинялось в 1908—1910 гг. и было впервые исполнено 2 (15) марта 1911 года в Москве оркестром под управлением Сергея Кусевицкого. Премьера прошла без световой партии, поскольку аппарат не подходил для исполнения в большом зале.

Слайд 6. В музее Скрябина в Москве стоит световой аппарат, сделанный по заказу и по модели Скрябина физиком А.Мозером специально для исполнения симфонической поэмы "Прометей" - первого в мире светомузыкального произведения. Он представляет собой деревянный круг с двенадцатью лампочками: семь расположены в последовательности чередования цветов спектра (красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая), а пять дополнительных соединяют крайние спектральные цвета, образуя переход от фиолетового в красный, розовый, розово-красный и т.д. В музыкальном отношении этому кругу соответствует квинтовый круг: красный - до, оранжевый - соль, желтый - ре и т.д.

Исходный момент «сюжета» как концентрирование выражение зарождавшейся жизни выражено в самом начале поэмы– так называемом «прометеевом аккорде». Он является звуковой основой всего произведения, на звуках этого шестизвучия строится вся ладовая и гармоническая конструкция поэмы. Сам композитор об этом говорил так: «Тут ни одной лишней ноты нет. Это – строгий стиль». (Конечно, имеется ввиду ни одной лишней ноты с точки зрения этого звукового комплекса – прометеева аккорда).

Скрябинские темы-символы органически вписываются в систему символистской поэтики. Как и категорию символа в целом, их отличает двуединая внутренне разнонаправленная структура, где «вектор смысла» сочетается с многозначностью, а сила  воздействия — с загадочностью, непостижимостью образа в его «последней глубине». Композитор воистину владел даром тайнописи — или, выражаясь словами Брюсова, — «ключами тайн».

Музыкальная драматургия поэмы огня представляет собой единый звуковой поток с прихотливо сложной линией внутреннего развития. Мелькают и постоянно трансформируются темы «созидающего разума», дерзкой и гордой «воли», радостной игры, томления. Звучание оркестра, необычайное по импульсивности, напоминает то снопы радужных искр, то грозные обвалы, то нежные стоны. Оркестровая ткань то ювелирно прозрачна (соло фортепиано, скрипки, виолончели), то сгущается до мощных эпизодов всего оркестра. В главной кульминации в конце коды «громадный лучезарный подъем» (хор, орган, колокол, весь состав медных и ударных инструментов). Однако, при всей грандиозности кульминации «Прометей» воспринимается скорее как самое утонченное, нежели как самое мощное произведение Скрябина.

“Поэма огня” была для Скрябина лишь эскизом к его светоносной “Мистерии”, которая, по замыслу автора, должна была преобразовать весь мир, перестроить всю Вселенную. Композитора уже не устраивало параллельное звучание света и музыки. Теперь ему нужны были световые контрапункты. Необходим синтез музыки, света, слова, танца, жеста, даже направления взглядов музыканта. Цветовые сочетания не на одном только экране, а пронизывающие весь зал. Вся музыка и все вообще - фантазировал Скрябин, - должно быть погружено в этот свет, в световые волны, купаться в них:

Мысль о цветомузыке возникла не случайно. Известно, что цвет имеет сильное влияние на человека - на его настроение и даже на здоровье. Физиологи утверждают, что цвета тем активнее воздействуют на нервную систему, чем они ближе к началу спектра:

Окраска любого предмета не позволяет человеку отнестись к ней равнодушно. Физиологи открыли немало интересного. Например, при монотонных звуках глаза лучше видят зелено-голубые тона, а оранжево-красные различают хуже. С нарастанием громкости чувствительность глаза к зеленым цветам увеличивается, а к красным - уменьшается.

Практическая работа

Учитель . Перед вами краски, лист, условно разделённый в соответствии с формой «Прометея». Задание. Создайте свою цветовую композицию, слушая музыку А.Н. Скрябина «Прометей». Прослушивание «Прометей» (фрагменты с1-250 такты, кода)

Раздел формы

Такты

Вступление 1 – 26

Экспозиция 27 – 183

Разработка 184 – 370

Реприза 371 – 511

Кода 512

Реприза 10 мин. Вопросы по теме урока.

Вопрос 1.Как проявился символизм в музыке?

Ответ. Наиболее ярко в музыке новой эпохи проявился талант Александра Николаевича Скрябина.

Вопрос 2. В чём проявляется новаторство творчества Скрябина?

Ответ.  Наиболее очевидно новаторство Скрябина проявляется в мелодии (мелодии-символы), гармонической и ладовой сторонах его музыки, новый стиль звучания оркестра в соединении с световыми эффектами, в стремлении композитора при помощи музыки и света объединить человечество в едином порыве к свету и Божественному.

Вопрос 3.Какова  миссия человека-творца по убеждению Скрябина?

Ответ. Скрябин считал, что человек и человечество, как на всей  нашей планете, так и во всей Вселенной, представляется наблюдателями, они выступают как его преобразователи и со-творцы.

Вопрос 4.Что сближает музыку Скрябина с поэзией символистов?

Ответ. В своих произведениях символисты старались отобразить жизнь каждой души — полную переживаний, неясных, смутных настроений, тонких чувств, мимолётных впечатлений. Поэты-символисты были новаторами поэтического стиха, наполнив его новыми, яркими и выразительными образами. Это также прослеживается в музыке Скрябина.

Вопрос 5.В Брюсов написал, что Скрябин мечтал  «…бездны духа в звуках озарить.

Как это понять?

Вопрос 6.О каком произведении Скрябина слова Б. Астафьева?

«… миф о переоценке в огненном крещении старого, божеством созданного мира и о создании нового властью человеческой воли».

Вопрос 7. Почему Вячеслав Иванов считает, что со смертью Скрябина

«Осиротела Музыка. И с ней

Поэзия, сестра, осиротела…»

Кода. 5 мин. Выставка работ.

Борис Асафьев так представлял себе содержание произведения: «Характер этой поэмы – сурово-мрачный. На вершинах гор в ледниковых полях зарождается действие. Таинственно холодный свет брезжит вокруг. Спят разрушительные силы Хаоса. К ним взывает властный, повелевающий голос. (...) Пробуждаются спящие силы. Рождается противоборство. Вспыхивают огни, сочетаются в пламя. Великий небывалый пожар! Так в ХХ веке гордый человек (...) создает миф о переоценке в огненном крещении старого, божеством созданного мира и о создании нового властью человеческой воли. «Прометей» создавался в течение 1909-10 годов, накануне великого кризиса «культуры, мысли и жизни». Скрябин словно бы жил в предчувствии надвигающихся событий».

14 апреля 2020 года исполнится 105 лет, как оборвалась жизнь Александра Николаевича Скрябина. По ряду свидетельств смерть его была мистической. Снимая свою последнюю квартиру на Арбате, Скрябин настаивал на заключении контракта сроком на три года.
Его современникам казалось, что композитор ушёл слишком рано, бросив их на пути, который сам же предначертал, не завершив задуманного, не дойдя до цели.

Жизнь его была действительно коротка, но это была жизнь гения.
Вячеслав Иванов откликнулся на горькую утрату сонетом:

Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела. 
Потух цветок волшебный у предела 
Их смежных царств, и пала ночь темней 
На взморие, где новозданных дней 
Всплывал ковчег таинственный. Истлела 
От тонких молний духа риза тела, 
Отдав огонь источнику огней. 
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея, 
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес? 
Кто скажет: побеждён иль победитель, 
По ком, – немея кладбищем чудес, – 
Шептаньем лавров плачет муз обитель?

Музыка Скрябина отражает внутренний мир художника существом устремлённого навстречу грядущему обновлению. Отсюда её энергетика, импульсивность, непрерывная изменчивость     .          

И, конечно же, уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется, прежде всего, тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи.

Металл мелодий он посмел расплавить
И в формы новые хотел излить.
Мечтал о высшем: Божество прославить
И бездны духа в звуках озарить.

В. Брюсов.

Эпилог 2 мин. Вывод урока. Скрябин – один из тех, кто силой искусства пытался разрешить философский вопрос о человеческой свободе. Он является ярким представителем символизма. Его творчеству присущи черты, характерные для символистов-поэтов, художников, в его музыкальном полотне мы находим мифы, неопределённость, недосказанность, символы, неведомое, невидимое, двойственность мира, знаки, иносказания, фантазия и т.д.-

Как  художественный феномен «Прометей» явился важнейшей вехой на композиторском пути Скрябина. Сочинение стало своего рода эмблемой философских и творческих исканий XX века. Критики высоко оценили музыку Скрябина, пре­жде всего, в связи с ее обращенностью к миллионам и энергетическим духовным потенциалом.

 

Используемые сайты:

А.Н. Скрябин «Прометей» («Поэма огня») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8dfec4c7-907d-b818-642c-cf651490129b/Skriabin_Prometey__Opisanie.htm

Т. Левая Скрябин и символизм: взгляд на искусство http://www.opentextnn.ru/music/personalia/scriabin/?id=3473

 Прометей-Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%EC%E5%F2%E5%E9

«Прометей» Скрябина http://troul.narod.ru/museum/texts/213.htm

http://www.bibliofond.ru/detail.aspx?id=4746

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164/25514/?interface=themcol

http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2014/Philosophia/4_170530.doc.htm