«Развитие творческого воображения в работе над программной пьесой Э. Градэски «Мороженое».


Автор: Войченко Ирина Юрьевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Развитие творческого воображения в работе над программной пьесой Э.Градэски «Мороженое».

Краткое описание работы: Данная методическая разработка рекомендуется студентам специальности «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)»для применения на производственной практике в учреждениях дополнительного образования. Предлагаемый теоретический материал направлен на освоение профессиональных знаний, формирование умений и навыков, необходимых будущему специалисту-педагогу дополнительного образования в области музыкальной деятельности, таких как: жанр программной пьесы и особенности работы над ней.

 

1.Пояснительная записка.

Данная методическая разработка рекомендуется студентам специальности «Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности)»для применения на производственной практике в учреждениях дополнительного образования.

Предлагаемый теоретический материал направлен на освоение профессиональных знаний, формирование умений и навыков, необходимых будущему специалисту-педагогу дополнительного образования в области музыкальной деятельности, таких как: жанр программной пьесы и особенности работы над ней. Практическую значимость имеет разработка практических методов развития творческого воображения у ребенка в процессе изучения программной пьесы. Все указанные приемы и методы  дополнены методическими рекомендациями и музыкальными примерами.

Результатами практического применения данного методического пособия должны стать такие показатели у студента, как :

- профессиональная грамотность,

- творческий подход к изучению программной пьесы

-применение на производственной практике рекомендуемых методических методов и приемов для развития творческого воображения детей.

 

Методическая разработка «Развитие творческого воображения в работе над программной пьесой Э. Градэски «Мороженое».

 

В процессе ознакомления учащегося с новым музыкальным произведением челесообразно сделалать первичную диагностику уровня сформированности творческого воображения у него, используя следующие приемам

Прием «Составления ответов». Учащийся отвечал на предлагаемые вопросы:

- К какому сказочному персонажу подходит исполняемое тобой произведение?

- Какой характер музыки?

- Выбери и назови определения музыкального образа, предлагаемые на карточках.

- Какие движения можно выполнять под звучание пьесы?

- Можно ли убаюкивать ребёнка под такую музыку?

- Из предлагаемой цветовой палитры (пастельные светлые и яркие сочные) выбери цвета соответствующие характеру пьесы.

- Какой литературный персонаж может олицетворил бы музыкальный образ пьесы: Серая шейка, Дюймовочка, Долматинцы, Колобок, Микки-Маус, Мушкетёры?

Используя прием «Придумывание сюжета» можно предложить ребенку придумать цепочку событий, которые помогут стать основой пьесы. Исходя из полученных сюжетов мы увидели, что ребенок пользуются воссоздающим воображением. Разучиваемая пьеса Э. Градески «Мороженое», её трёхчастная форма предполагает развитие сюжета.

Прием «Разноцветные нотки»- учащемуся предлагается выбрать следующие ритмические карточки 

и охарактеризовать их соответствие с музыкой танцевальной или очень спокойной. Здесь необходимо объяснить соответствие пунктирного ритма танцевальному характеру. Синкопированный ритм пьесы Э.Градески «Мороженое» присущ стилю регтайм, значит танцевальному характеру.

Прием «Волшебные слова»: придумать слова (стихи) под мелодию изучаемого произведения. Например, к первым четырём тактам предварительно сочинить свои слова: «В Новый год мы едем в Диснейленд, и здесь друзей найду» Можно предложить  выбрать подтекстовку, походящую к этим четырём тактам из нескольких вариантов. Это поможет выполнить задание и развить воссоздающее воображение у ребенка.

Прием «Если бы я был композитором». Перед знакомством (прослушиванием) с пьесой  Э. Градески «Мороженое» учащемуся предлагается быть в роли композитора и определить, с помощью каких музыкальных выразительных средств они сочинили бы свою пьесу «Мороженое». Обычно не точные определения учащегося доказывают о трудности вообразить им свой собственный музыкальный образ.Это связано с тем, что учащийся не всегда исполнял только программные пьесы и в этом возрасте у ребенка преобладает воссоздающее воображение

Произведение чешского композитора и пианиста Эмиля Градески. «Мороженое» имеет характерные особенности:

- это программная пьеса имеющая некое содержательное название. Ее название "программирует" настроение и содержание. Программная музыка попросту "раскрашивает", иллюстрирует свое название

- это пьеса написана в джазовом стиле (регтайм)

Джаз — форма музыкального искусства, возникшая в начале ХХ века США в результате синтеза африканской и европейской культур. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры — свинг.

Пьеса «Мороженое» имеет подвижный, весёлый, танцевальный характер. Её гармонии просты, а название может вызывать у ребёнка фантазию и воображение.

Пьеса написана в стиле регтайм, в удобной для исполнения тональности

C-dur. Средний раздел в доминантовой тональности G-dur. Сам рэгтайм похож на марш, что особенно подчеркивается аккомпанементом левой руки пианиста; однако правая сильно синкопирует, в результате чего возникает ритмический диалог.

Форма трёхчастная – вступление - А:II-ВII:-А. В первом разделе используется простое синкопирование путём опережения доли. Во-втором – простое синкопирование за счёт запаздывания доли. Это развивает чувство и ритма, устраняет мышечную зажатость и позволяет юному исполнителю фантазировать о развитии событий в воображаемом сюжете.

В мелодии отчётливо слышится вопросно-ответный диалог. Партия левой руки своим равномерным движением в малой октаве передаёт звучание контрабаса, а мелодия во второй октаве – имитацию звучания банджо (струнный щипковый инструмент). Благодаря этому развивается тембральный слух, что дает возможность охарактеризовать персонажи пьесы.

Одинаковые крайние части (А) способствуют развитию логики ребёнка, а значит развитию его мышления. Тональность средней части (II-ВII), её колорит, смена ритмического рисунка смещение акцентов на слабые доли способствует качественному воспроизведению воображаемых событий в пьесе, развитие которых попадает на кульминацию произведения. Градации динамики от mf к f и  сочетание перечисленных музыкальных выразительных средств способствует развитию и формированию творческого воображения учащихся при изучении данной программной пьесы.

Это произведение предлагается для разучивании ученикам 8 – 10 летнего возраста. Предложенные методы ставят обучаемого в позицию творца-композитора, творца-художника, творца-поэта, творца-исполнителя, обеспечивают накопление исполнительского и слухового опыта учащегося, расширение их музыкального кругозора; предполагает художественно-игровую деятельность учащихся, связанную с использованием различных принципов: творческого пробуждения, диалогичности, творческого самовыражения, синестезических компонентов музыкально-слуховых представлений. Изучение программной пьесы предполагает отражение собственных впечатлений ребенка в темброво-звуковой палитре создаваемых музыкальных образов, выведение в звучащий план художественных новообразований, субъективных эстетических программ на основе анализа сочинения.

Развитие творческого воображения у детей в процессе начального периода обучения игре на фортепиано вполне достижимо посредством изучения программной пьесы при продуманной поэтапной целеустремленной работе, построенной на описанных нами педагогических принципах, методах и приемах.

Для формирования творческого воображения в процессе работы над пьесой у учащихся можно использовать три группы методов:

- метод активизации логического мышления;

- метод практического освоения музыкальной информации;

- метод развития творческих способностей.

1. Методы активизации логического мышления. При первом знакомстве сыграв пьесу Э. Градески «Мороженое» предложить вообразить музыкальный образ и происходящие события, использовать прием наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, радовались ли дети мороженому? Кто его продавал?

- Не кажется ли тебе, что это произведение надо исполнять в миноре? Почему?

- Нужно ли в партию аккомпанемента в левой руке упростить, вместо четырех четвертных нот по одной целой ноте в каждом такте? Объясни?

- Можно ли под эту музыку танцевать? Почему?

Во время слушания пьесы (в исполнении педагога или аудиозапись) и во время собственного исполнения учащийся слышит, слушает и думает. В качестве творческого домашнего задания  просить ребенка придумать историю (сказку) о мороженом и его любителях, подобрать стихотворение из предложенных преподавателем.

«Это радость сладкая с коркой шоколадною

И мороженое это очень любят летом дети»

«Кушал Эдик эскимо в жаркую погоду

Превратилось вдруг оно в сладенькую воду»

Созданное эмоциональное восприятие в значительной степени определяет качество работы памяти, воображения, мышления. На основе восприятия звуковой информации формируются слуховые представления, составляющие фонд слуховых эталонов в памяти, благодаря которым формируется творческое воображение.

Во время детального изучения произведения учащийся учится использовать собственные рассуждения, оценивать свои действия и планировать задачи (в исполнении добиться яркого, ритмически верного, веселого изображения музыкального образа воображаемого персонажа). Самостоятельная работа учащегося в классе при педагоге может проходить в форме "Сам себя обучаю». В качестве примера задать несколько вопросов, которые сам учащийся должен задать себе при работе над техникой и ритмом: "Как я должен поступить, чтобы без затруднений исполнять синкопированный ритм мелодии?», « Могу ли я изменить аппликатуру?», «Как я должен поступить, чтобы мои пальцы стали ловкими?»

Метод сравнения и обобщения пригодится в сопоставлении учащегося крайних и средней частей пьесы «Мороженое». Это поможет осознать и понять логику развития мелодии и разницу в синкопах (с опозданием или опережением сильной доли). Здесь уместно исполнять различные детали текста – фразы в правой руке, ритмические фигуры, гамообразное вступление. Применяемый прием сравнения позволил дифференциировать слуховые впечатления, развивать «интеллектуальный» слух.

Формирование навыков анализа музыкального текста, значение разнообразных знаков нотного текста активизирует мышление учащегося. Для этого нужно помочь ему ориентироваться в тексте. Учащийся должен находить в изучаемой пьесе сначала отдельные интонации и фразы, а затем более крупные построения.

Одним из способов осознания музыкального синтаксиса является прием подтекстовки, «Я люблю пломбир клубничный и в жару и в день ненастный» Учащийся должен получить простое, желательно образное, но точное определение всех необходимых понятий в музыке, например: лад, динамика, темп, ритм, метр. Для описания звучания пьесы эффективно использовать термины из словарика характеристики музыкальных образов С. Ражникова (радостно, празднично, игриво, шуточно, искрометно, затейливо, ребячась, насмешливо, скерцозно, жизнерадостно, восторженно, приподнято)

Одним из важных условий при использовании словесных характеристик для описания звука (а также характера музыки) является способность выразительно и корректно говорить о музыкальных впечатлениях. Педагог должен иметь в запасе достаточное количество необходимых определений и эпитетов. Кроме того, все теоретические понятия должны быть не абстрактными словами, а предваряться слуховым восприятием. Такая работа делает текст понятным, что облегчает заучивание наизусть и ведет к более осмысленному и свободному исполнению.

2. Методы практического освоения музыкальной информации. Эта группа методов основана на применении полученных знаний на практике, что предполагает владение как теоретическим, так и звуковым материалом.

Например, в качестве подготовки к разучиванию программной пьесы «Мороженое» рекомендуется использовать следующие ритмические карточки:

подготовительные упражнения для левой руки:

Предложить сыграть мелодию М. Красева. «Ёлочка» выбрать и совместить с подходящим аккомпанементом в левой руке

Следующий этап работы с карточками - узнавание знакомой мелодии по ритму. Эта работа уже активизирует звуковые представления ученика. На самом первом этапе подбираются песенки на одинаковый ритм.

Учащийся должен прочитать ритмический рисунок, осознать его и назвать эти песенки. После успешного определения сходства и различия, можно дать более сложную задачу - найти в ряду ритмических карточек ритмический рисунок, соответствующий прозвучавшей музыке. Ещё более сложным и творческим является задание выложить по памяти ритмический рисунок знакомой мелодии из имеющихся карточек.

Работа по ритмическим карточкам шла параллельно с двигательно-ритмическим воспитанием, поскольку ритмическое чувство имеет моторную природу. Все ритмические формулы мы подкрепляли движениями - прохлопывание, проговаривание, шаги, рисование вертикальных палочек

Одной из увлекательных форм освоения нотной грамоты может стать игра в мозаику. Мелодия известной песенки делится на равные части (по такту или по 2 такта) и выписывается на карточки. Нужно собрать из разрезанных тактов знакомую пьесу, с которой учащийся уже познакомился раньше.

Применяемые методы должны соответствовать задачам, поставленным на уроке педагогом. Поэтому предложенный набор карточек определился ритмическими задачами, которые стоят при работе над пьесой. На материале ритмических карточек можно воспитывать навыки охвата крупных ритмических построений. Учащийся получает возможность составлять из карточек ритмические цепочки, проявляя свои творческие задатки.

Решение ребусов заключается в комбинировании, изменении, дополнении нотного текста. Ученик учится выполнять редакторскую работу: вставлять нужные звуки:

 

расставлять лиги или другие знаки:

записывать аппликатуру:

проставлять пропущенные тактовые черты или размер:

указывать длительность нот

обозначенных лишь нотными головками,

отметить знаки альтерации, лиги,

динамику,

паузы:

Обучение подбиранию мелодии и аккомпанемента. При обучении нотной грамоте необходимо, чтобы нота была не обозначением клавиши, а обозначением звука. Без этого не будут развиты настоящие слухо-моторные связи. Идеальной последовательностью действий при игре является выучивание пьесы наизусть без опоры на пальцевую память "методом подбора" следующим образом: играется первая одноголосная фраза, затем она подбирается, потом играется следующая фраза и подбирается. Этот метод помогает сократить разучивание пьесы и развивает навыки подбора по слуху.

3.Методы развития творческих способностей.

Сюда желательно включить сочинительство подголосков:

придумывание подтекстовки: «В Новый год поеду в Диснейленд, там эскимо найду».

изменение динамического плана,

исполнение мелодии или аккомпанемента в разных регистрах и октавах

Такое свободное оперирование музыкальным материалом и создание собственного варианта исполнения, уже может быть признаком творческого воображения, потому что учащийся мыслит, сравнивает, придумывает, выбирает и воспроизводит свои варианты исполнения.

В процессе освоения программной пьесы необходимо уделить внимание на ее характерные особенности: пьеса «Мороженое» имеет подвижный, весёлый, танцевальный характер, её гармонии просты, а название может вызывать у ребёнка фантазию и воображение.

Музыкальные средства выразительности пьесы, динамика, лад, ритм. а именно ритмические стилевые особенности на этапе детального изучения пьесы позволят педагогу использовать метод сравнения и обобщения. Учащийся учится сопоставлять музыкальную речь (нотный текст) разных фрагментов пьесы и верно использовать указанные штрихи и динамику. Прием подтекстовки помогает решить проблемы с пониманием ритмического рисунка и активизировать логическое мышление у детей, что способствует формированию и развитию творческого воображения обучающихся. Методы практического освоения музыкальной информации обусловлены специфическим, ритмическим рисунком стиля регтайм. Благодаря приему использования ритмических карточек и ребусов выполняются задачи комбинирования, подбора, ритмических вариантов координации хлопков и шагов. Решение этих задач и освоение моторики выполняемых действий напрямую связанны с развитием мышления и творческого воображения учащегося.

На этапе освоения и целостного исполнения пьесы программное название произведения и предполагаемый ход воображаемых ярких сюжетных событий пьесы позволяют апробировать метод развития творческих способностей. Использование сочинительства подголосков, придумывание подтекстовки, варьирование динамического плана исполнения, расширение границ регистров. Такой метод работы гарантирует учащемуся свободное владение нотным текстом и понимание музыкального образа произведения.

Таким образом, в процессе освоения программной пьесы в начальный период обучения игре на фортепиано предполагается создание творческой атмосферы на уроках в классе фортепиано, побуждающей учащегося к креативной деятельности на основе новых ярких впечатлений, синестезических представлений. Опыт сочинения, интерпретации способствует самостоятельной поисковой деятельности учащихся при выстраивании исполнительского замысла. Принцип биологичности направлен на творческое сотрудничество педагога и учащегося, их активное взаимодействие, проявление эстетических реакций, эмоциональной открытости в процессе обучения в классе фортепиано. Методы и принцип творческого самовыражения предполагают отражение субъективных эстетических программ в пьесе на основе анализа музыкального произведения, собственных впечатлений в темброво-звуковой палитре создаваемых музыкальных образов, выведение в звучащий план художественных новообразований, тем самым подчеркивая работу творческого воображения учащегося.