"Возможности семейной гостиной в реализации нравственного воспитания".


Автор: Мелькова Инга Витальевна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

"Возможности семейной гостиной в реализации нравственного воспитания".

Краткое описание работы: Работа представляет собой сообщение о проектной деятельности в дошкольном учреждении, создании семейной гостиной с целью реализации нравственного воспитания детей и родителей.

Возможности семейной гостиной в реализации нравственного воспитания.

«Духовно-нравственное воспитание в детском саду».

Мелькова Инга Витальевна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 5 г. Кировска

 

 «Нравственность – основа всех человеческих ценностей»

Альберт Эйнштейн.

 

В настоящее время проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги нашего ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства межу детским садом и семьей. На протяжении двух лет работает семейная гостиная “Родничок” в форме совместных встреч педагогов, родителей и воспитанников нашего сада.    В названии гостиной «Родничок» заложена идея начала всех начал, как капли родниковой воды, обогащая всем добрым  и чистым.

         Мы, педагоги-организаторы, стремимся к тому, чтобы каждая встреча в гостиной была интересна и полезна всем участникам, стараемся отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых. Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем, которые получают взаимную радость и удовлетворение.

 

Цель деятельности семейной гостиной «Родничок»:

организация  психолого-педагогического пространства в ДОУ и семье для установления единого подхода в развитии духовно – нравственных ценностей в триаде: «Семья – ребенок - педагог».

Задачи семейной гостиной:

-  воспитывать  у родителей и детей понимание семейных ценностей и традиций, осознание того, что жить в семье – это счастье;

- создавать условия для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений с семьями;

-приобщать к народным ценностям музыкальной культуры.

Структура встреч в семейной гостиной:

ü Ритуал начала встречи.

ü Совместная деятельность педагогов, родителей и детей (драматизация, самиздат «У нас в гостях», мультимедийные презентации: «Воспитание праздником», видеоролики).

ü Мастер- классы детей и взрослых.

ü Ритуал расставания.

 

    Первый этап проекта:

Определение социального запроса родителей через анкетирование "Традиции воспитания ребенка", «Праздники в семье», «Моя родословная»

 Результаты анкетирования родителей свидетельствуют о том, что они готовы к сотрудничеству и творческому взаимодействию.

    Второй этап - созданием механизма работы семейной гостиной.

   Прежде всего, были составлены: план работы, разработки сценариев подпроектов, разработки и накопление стимульного материала и наглядных пособий.

 

 

 

 

Мама                  Имя                     Семья                      Моя малая Родина    

Блок  «Мама»: Образ мамы – в рисунках, песнях и пословицах, ноябрь

-мастер-класс  по обучению техники «Лоскутная живопись»

- выставка поделок: « Мама - Марья искусница»,

- конкурс рисунков «Мамина кукла»,

- представление инсценировок: «Колыбельная для маминой куклы»

Выход: участие в городском празднике: «День матери»: Колыбельная моего детства.

Блок  «Имя»: круглый стол: «Что в имени тебе моем?»,  январь

- встреча с  педагогами Воскресной школы: «Твое имя»,

- мастер-класс по изготовлению куклы-оберега,

- представление детьми подготовительной группы «Теремок»

Выход: участие в городском празднике «Праздник крестных».

Блок  «Семья»:  дискуссия за «круглым столом»: определение понятий и функций семейного и общественного воспитания; значение семейных традиций для воспитания личности ребенка,

-  прослушивание интервью детей на тему «Что такое семья?»

 - игра для детей и родителей «Сундучок со сказками»,

- познакомить детей и родителей с народными традициями в праздновании      масленицы,

- познавательный час «Веселая масленица»; разучивание масленичных игр и песен.

-  отбор частушек для исполнения родителями.

Выход: праздничное гуляние на свежем воздухе, выступление детей, родителей и сотрудников, совместные игры, сжигание чучела, масленичное угощение для всех участников праздника.

 

Блок  «Моя малая Родина»: в преддверии великой Победы, май.

- выставки детских рисунков «Тебе, мой Кировск, посвящаю»,

- встреча с ветеранами Великой Отечественной войны (Совет ветеранов ВОВ),

-круглый стол «Кем и чем мы гордимся», беседа о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Выход: - оформление панорамы «Никто не забыт, ничто не забыто».

 

Третий этап – реализация проекта.

        Активное участие в работе гостиной принимают педагоги ДОУ: педагог-психолог, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Результат проекта.

    Посещение психолого-педагогических гостиных позволило родителям научиться по - новому играть, общаться  с детьми, понимать их, и эти навыки взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях. В моменты специально - организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в период дошкольного детства, на начальном этапе развития личности.

       Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Привлечение родителей к  ценностям духовно-нравственного воспитания детей, еще недавно казавшиеся большой проблемой, теперь дают результаты:

·        заинтересованность родителей, желание участвовать в семейной гостиной (постоянные участники);

·        гармонизация  отношений  Ребенок – Родитель -  Педагог  в совместной деятельности;

·        формируется положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности;

·        взаимопонимание, доверие, делает их настоящими партнерами.

 

 

 

 

 

Литература

1.     Антонова А.Г. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 336 с.

2.     Аввакумова И.В. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников // Воспитатель ДОО. – 2015. - №2. - С. 102-107.

 

3.     Семейный и родительский клуб в детском саду. Методические рекомендации / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

4.     Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. Этнопедагогический подход:               Учебное пособие. М., 2005.

5.      Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольных образовательных учреждений с семьей: Монография. М., 2003.

6.      Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения №11 2010.

7.     Запорожец И. Ю. Психолого – педагогические гостиные в детском саду. М., 2010.

8.     ЗвереваО.Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод. Пособие. М., 2006.

9.      Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. М., 2009.

10.  СвирскаяЛ. Работа с семьей: необязательные инструкции: Метод. Пособие для работников ДОУ. М., 2007.

11.  Шевнина О.В. Если ребенок не слушается. М., 2002.

12.  Свирская Л.В. Шпаргалка для родителей то Лидии Свирской. СПб., 2008.

13. Давыдова О.И., Майер А.А. Детский сад: самоучитель для родителей. СПб., 2009.

14.  Носова Е.А., Швецова Т.Ю. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей. СПб., 2009.