Автор: Мошкина Светлана Васильевна
Предмет: Инструментальное исполнительство
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Рассматривается работа над имитационной полифонией с ученицей 3 класса.Способы работы над украшениями,слуховые и тембральные упражнения
Тема: «Работа над полифонией в классе фортепиано»
Дата: 20.12.2019г.
Урок: по специальности «фортепиано» с учащейся 3класса Хайруллиной Алиной
Цель урока: Овладение навыками полифонического мышления и исполнения на примере методико-исполнительского анализа арии из французской сюиты до минор И.С. Баха
Задачи:
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы:
Техническое оснащение:
План урока:
a) Приветствие
b) Сообщение темы и задачи
a) Теоретическая часть
b) Психологический настрой учащейся на тему урока (беседа о жанре «Сюита»)
c) Анализ характера произведения
d) Выявление полифонических и технических моментов в пьесе
a) подведение итогов урока с выставлением оценки
b) домашнее задание
Введение
Полифония – одно из важнейших выразительных средств в музыке, основывающееся на одновременном звучании нескольких голосов (по-гречески poli – много, phone – звук), т.е. буквально многоголосие. Главная особенность полифонии – непрерывность музыкального изложения, текучесть.
В композиторском творчестве выделяется 2 основных вида полифонии:
- имитационная;
- неимитационная (разнотемная, контрастная).
Имитация – от латинского «подражание» - проведение одной и той же темы поочерёдно в разных голосах, чаще на разной высоте. В полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии, чаще всего соединяющиеся 2 разнохарактерные темы.
Бах был одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого прослеживался интерес к человеку, к человеческой личности. Это прежде всего видно в его темах - ярких, выразительных, насыщенных трепетными интонациями. Его перу принадлежат «Маленькие прелюдии», «Двухголосные и трехголосные инвенции», 6 партит, 6 английских и 6 французских сюит. Остановимся подробнее на сюитах.
Сюита - в переводе фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование». Название «Французские сюиты» скорее обозначает традицию, чем точное определение жанра. Во время царствования Людовика XIV при французском дворе было модным воссоздавать народные танцы - грубоватые и колоритные.
В основе сюиты – 4 основных танца. Аллеманда – немецкий рыцарский танец. Открывала празднества при дворах. Прибывших на бал гостей представляли по титулам и фамилиям. Гости обменивались приветствиями, склоняясь в реверансах. Под звуки аллеманды гости шли парами. Для того чтобы приготовиться к танцу и вступить в него вовремя, в аллеманде имелся затакт. Размер аллеманды 4/4, неспешный темп, равномерный ритм четвертями в басу соответствовали этому немецкому танцу-шествию.
За аллемандой следовала куранта – франко-итальянский танец. Темп её был быстрее, размер 3/4, оживленное движение восьмыми. Это был сольно-парный танец с круговым вращением. Куранта была контрастна аллеманде и составляла с ней пару.
Сарабанда (возникла в Испании) – священный обрядовый танец-шествие вокруг тела умершего. Обряд состоит из прощания с усопшим и его погребения. Размер сарабанды 3-х дольный, для неё характерен медленный темп, ритм с остановками на вторых долях тактов. Остановки подчеркивали скорбную сосредоточенность, как бы "затрудненность" движения, вызванную горестными чувствами.
Замыкала сюиту жига – шутливое французское название старинной скрипки (gigue – окорок), – это танец скрипача, сольный или парный, на ¾, очень быстрый, со скачками и пунктирным ритмом. Иногда в сюиту между сарабандой и жигой вводили и другие танцы. Это мог быть менуэт, гавот, ария (пьеса певучего характера; исполнялась под звуки деревянных инструментов) или бурре (танец французских дровосеков).
Ход урока:
И. С. Бах «Ария из французской сюиты до минор». Исполняет ученица 3 класса Хайруллина Алина.
Прежде чем приступить к разбору данного произведения, поясню –данная ария относится к имитационной полифонии. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», они подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова “Я”, а есть слово “Мы”. Ведь часто мы грешим тем, что добросовестно выделяют только все темы произведения, в результате чего теряется постоянство, беспрерывность движения, а ведь, именно это и создаёт единство настроения. Форма арии близка к классической схеме – трёхчастному изложению (экспозиция, разработка и реприза).
Экспозиция открывается темой в основной тональности до минор. Певучая, лирическая тема определяет звучание арии в целом. После показа темы в верхнем и нижнем голосах следует первая интермедия, которая использует мотивы темы и приводит в параллельную тональность (ми бемоль мажор).
Разработка начинается с перевернутой темы в верхнем голосе в тональности ми бемоль мажор. Эта тема звучит возвышенно, светло. Следующая за ней интермедия звучит напряжённо, она подводит нас к репризе и возвращает музыке прежний характер.
Реприза начинается с проведения темы в нижнем голосе в до миноре. Основная тональность закрепляется проведением темы сначала в нижнем, а затем в верхнем голосе.
Хочется обратить особое внимание на штрихи:
Тему арии мы будем играть штрихом legato, а восьмые – non legato. Этому принципу мы будем следовать на протяжении всей пьесы. Сыграй, пожалуйста, все темы в арии штрихом legato, а противосложение - non legato. Слышишь, как преобразилась тема? Она звучит нежно, певуче, как бы подражая флейте. Нижний голос – виолончель, поэтому сыграй противосложение- изящно и легко. Во фразах важно услышать вопрос-ответ. Спрашивающие – твёрдые, более сильные, отвечающие – более лёгкие.
Полифонии Баха свойственна полидинамика, нужно избегать динамических преувеличений, которые отражают стиль другой эпохи – романтизма. Покажи мне, где кульминация 1 части? Верно, кульминация в кадансовом обороте, который звучит в параллельной тональности. У Баха, как правило, самые яркие места - это кадансы. Попробуй сыграть всю 1 часть и сделать кульминацию в конце.
Перейдем к работе над украшениями. Какие украшения в этой арии? Верно, морденты. Морденты играются в обязательном порядке во всех пьесах вокально: перечёркнутые морденты-с нижним вспомогательным звуком, неперечёркнутые – исполнялись с верхнего вспомогательного звука. Работать над украшениями нужно ежедневно. Стиль в мелочах, нужно помнить об этом. Есть 2 способа работы над мордентами: играть украшения очень крепкими пальцами в медленном темпе и играть пальцами в воздухе-легко и быстро. Поработай дома над украшениями заданными способами.
Перейдём к тембральной окраске каждого голоса.
Сыграй мне тему в репризе! Ее начинает нижний голос. Важно провести эту тему наполненно, певуче. У Баха значение регистров велико: верхний ассоциируется с небом, средний – с человеком, низкий – с землёй. Проведи эту тему как бы подражая голосу виолончели - печально, лирично. Хорошо! Попробуй сыграть противосложение в верхнем голосе-светло, тихо, как молитву. Молодец, получилось. Теперь ты знаешь, чтобы голоса звучали, их нужно тембрально окрасить.
Иногда бывает полезно перенести все произведение в другой регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по своему усмотрению мог делать такие переносы. Давай сыграем арию на октаву выше. Звучание совершенно другое-лёгкое, серебристое, рассыпчатое.
Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают найти новые выразительные стороны. Когда ты вернешься к прежней тесситуре, обязательно услышишь новые звуковые краски.
Предлагаю послушать арию до минор в исполнении лауреата телевизионного конкура «Щелкунчик» Анастасии Мухамендриковой.
Спасибо за внимание.
Подведение итогов урока:
-оценка результатов работы ученика;
-разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших;
-разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Задание на дом: подробно разобрать и подписать разделы произведения, обратить внимание на артикуляцию, характер темы и драматургию её в разных частях арии.
Отработать морденты предложенным способом.
Услышать оркестровые краски в произведении.
Закрепить полученные знания, умения и навыки на уроке.
Заключение
Природа клавирных сочинений И. С. Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Здесь хочется напомнить слова Альфреда Корто: «Для пробуждения к жизни застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».
Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания.
Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.
Основным ключом к стильному исполнению музыки И. С. Баха являются осмысленность и певучесть. То и другое должно вырабатываться не как-то «потом», а как можно раньше, то есть с самых первых уроков.