Работа над полифонией в классе фортепиано


Автор: Мошкина Светлана Васильевна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Работа над полифонией в классе фортепиано

Краткое описание работы: Рассматривается работа над имитационной полифонией с ученицей 3 класса.Способы работы над украшениями,слуховые и тембральные упражнения

Тема: «Работа над полифонией в классе фортепиано»

Дата: 20.12.2019г.

Урок: по специальности «фортепиано» с учащейся 3класса Хайруллиной Алиной

Цель урока: Овладение  навыками полифонического мышления и исполнения на примере методико-исполнительского анализа арии из французской сюиты до минор И.С. Баха

Задачи:

  1. Обучающая
  • Формирование исполнительских навыков
  • Формирование технических навыков
  • Овладение формой произведения
  1. Воспитательная
  • Активная способность к эмоциональному переживанию
  • Индивидуальный подход к отработке полифонических моментов
  • Точное соблюдение штрихов и аппликатуры
  1. Развивающая
  • Научить слышать взаимосвязь голосов и находить средства исполнения, создающие дифференциацию и разноплановость их звучания
  • Развитие творческого самовыражения
  1. Познавательная
  • Определить мелодические линии голосов и значение каждого
  1. Здоровьесберегающая
  • Правильная посадка, положение рук на инструменте

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Частично-поисковый

Техническое оснащение:

  • Музыкальные инструменты (2 фортепиано)
  • Стул
  • Нотный материал: И. С. Бах «Французские сюиты»
  • Ноутбук

План урока:

  1. Организационная часть

a)     Приветствие

b)    Сообщение темы и задачи

  1. Основная часть урока

a)     Теоретическая часть

b)    Психологический настрой учащейся на тему урока (беседа о жанре «Сюита»)

c)     Анализ характера произведения

d)    Выявление полифонических и технических моментов в пьесе

  1. Заключительный этап

a)     подведение итогов урока с выставлением оценки

b)    домашнее задание

Введение

Полифония – одно из важнейших выразительных средств в музыке, основывающееся на одновременном звучании нескольких   голосов (по-гречески  poli – много, phone – звук), т.е. буквально многоголосие. Главная особенность полифонии – непрерывность музыкального изложения, текучесть.

В композиторском творчестве выделяется 2 основных вида полифонии:
- имитационная;
- неимитационная (
разнотемная, контрастная).
        Имитация – от латинского «подражание» - проведение одной и той же темы поочерёдно в разных голосах, чаще на разной высоте. В полифонии одновременно звучат разные, контрастные мелодии, чаще всего соединяющиеся 2 разнохарактерные темы.

Бах был одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого прослеживался интерес к человеку, к человеческой личности. Это прежде всего видно в его темах - ярких, выразительных, насыщенных трепетными интонациями. Его перу принадлежат «Маленькие прелюдии», «Двухголосные и трехголосные инвенции», 6 партит, 6 английских и 6 французских сюит. Остановимся подробнее на сюитах.

 Сюита - в переводе фр. suite — «ряд», «последовательность», «чередование». Название «Французские сюиты» скорее обозначает традицию, чем точное определение жанра. Во время царствования Людовика XIV при французском дворе было модным воссоздавать народные танцы - грубоватые и колоритные.

В основе сюиты – 4 основных танца. Аллеманда – немецкий рыцарский танец. Открывала празднества при дворах. Прибывших на бал гостей представляли по титулам и фамилиям. Гости обменивались приветствиями, склоняясь в реверансах. Под звуки аллеманды гости шли парами. Для того чтобы приготовиться к танцу и вступить в него вовремя, в аллеманде имелся затакт. Размер аллеманды 4/4, неспешный темп, равномерный ритм четвертями в басу соответствовали этому немецкому танцу-шествию.

 За аллемандой следовала куранта – франко-итальянский танец. Темп её был быстрее, размер 3/4, оживленное движение восьмыми. Это был сольно-парный танец с круговым вращением. Куранта была контрастна аллеманде и составляла с ней пару.

Сарабанда (возникла в Испании) – священный обрядовый танец-шествие вокруг тела умершего. Обряд состоит из прощания с усопшим и его погребения. Размер сарабанды 3-х дольный, для неё характерен медленный темп, ритм с остановками на вторых долях тактов. Остановки подчеркивали скорбную сосредоточенность, как бы "затрудненность" движения, вызванную горестными чувствами.

 Замыкала сюиту жига – шутливое французское название старинной скрипки (gigue – окорок), – это танец скрипача, сольный или парный, на ¾, очень быстрый, со скачками и пунктирным ритмом. Иногда в сюиту между сарабандой и жигой вводили и другие танцы. Это мог быть менуэт, гавот, ария (пьеса певучего характера; исполнялась под звуки деревянных инструментов) или бурре (танец французских дровосеков).

Ход урока:               

И. С. Бах «Ария из французской сюиты до  минор». Исполняет  ученица 3 класса Хайруллина Алина.

Прежде чем приступить к разбору данного произведения, поясню данная ария относится к имитационной полифонии. В таких сочинениях голоса равноценно развиты, «полноправны», они подчиняются закону взаимной уступчивости в построении ансамбля. Всегда следует помнить, что в полифонии нет слова “Я”, а есть слово “Мы”. Ведь часто мы грешим тем, что добросовестно выделяют только все темы произведения, в результате чего теряется постоянство, беспрерывность движения, а ведь, именно это и создаёт единство настроения. Форма арии близка к классической схеме – трёхчастному изложению (экспозиция, разработка и реприза).
        Экспозиция открывается темой в основной тональности до  минор. Певучая, лирическая тема определяет звучание арии в целом. После показа темы в верхнем и нижнем голосах следует первая интермедия, которая использует мотивы темы и приводит в параллельную тональность (ми бемоль мажор).

Разработка начинается с перевернутой темы в верхнем голосе в тональности   ми бемоль мажор. Эта тема звучит возвышенно, светло. Следующая за ней интермедия звучит напряжённо, она подводит нас к репризе и возвращает музыке прежний характер.
        Реприза начинается с проведения темы в нижнем голосе в до миноре. Основная тональность закрепляется проведением темы сначала в нижнем, а затем в верхнем голосе.

Хочется   обратить особое внимание на штрихи:

 Тему арии мы будем играть штрихом legato, а восьмые – non legato. Этому принципу мы будем следовать на протяжении всей пьесы. Сыграй, пожалуйста, все темы в арии штрихом legato, а противосложение - non legato. Слышишь, как преобразилась тема? Она звучит нежно, певуче, как бы подражая флейте. Нижний голос – виолончель, поэтому сыграй противосложение- изящно и легко. Во фразах важно услышать вопрос-ответ. Спрашивающие – твёрдые, более сильные, отвечающие – более лёгкие.

Полифонии Баха свойственна   полидинамика,  нужно избегать динамических преувеличений, которые отражают стиль другой эпохи – романтизма. Покажи мне, где кульминация 1 части? Верно, кульминация в кадансовом обороте, который звучит в параллельной тональности. У Баха, как правило, самые яркие места - это кадансы. Попробуй сыграть всю 1 часть и сделать кульминацию в конце.

Перейдем к работе над украшениями. Какие украшения в этой арии? Верно, морденты. Морденты   играются в обязательном порядке во всех пьесах вокально: перечёркнутые морденты-с нижним вспомогательным звуком, неперечёркнутые – исполнялись с верхнего вспомогательного звука. Работать над украшениями нужно ежедневно. Стиль в мелочах, нужно помнить об этом. Есть 2 способа работы над мордентами: играть украшения очень крепкими пальцами в медленном темпе и играть пальцами в воздухе-легко и быстро. Поработай дома над украшениями заданными способами.

Перейдём к тембральной окраске  каждого голоса.

 Сыграй мне тему в репризе! Ее начинает нижний голос. Важно провести эту тему наполненно, певуче. У Баха значение регистров велико: верхний ассоциируется с небом, средний – с человеком, низкий – с землёй. Проведи эту тему как бы подражая голосу виолончели - печально, лирично. Хорошо! Попробуй сыграть противосложение в верхнем голосе-светло, тихо, как молитву. Молодец, получилось. Теперь ты знаешь, чтобы голоса звучали, их нужно тембрально окрасить.

Иногда бывает полезно перенести все произведение в другой регистр на октаву выше. Во времена Баха каждый исполнитель по своему усмотрению мог делать такие переносы. Давай сыграем арию на октаву выше. Звучание совершенно другое-лёгкое, серебристое, рассыпчатое.

Такие опыты очень освежают восприятие произведения и помогают найти новые выразительные стороны. Когда ты вернешься к прежней тесситуре, обязательно услышишь новые звуковые краски.

Предлагаю послушать арию до минор в исполнении лауреата телевизионного  конкура «Щелкунчик» Анастасии Мухамендриковой.

Спасибо за внимание.

Подведение итогов урока:

-оценка результатов работы ученика;

-разбор допущенных ошибок  и анализ причин, их вызвавших;

-разъяснение возможностей  применения полученных знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Задание на дом: подробно разобрать и подписать разделы произведения, обратить внимание на артикуляцию, характер темы и драматургию её в разных частях арии.

Отработать морденты предложенным способом.

Услышать оркестровые краски в произведении.

Закрепить полученные знания, умения и навыки на уроке.

Заключение

Природа клавирных сочинений И. С. Баха такова, что без активного участия интеллекта выразительное их исполнение невозможно. Здесь хочется напомнить слова Альфреда Корто: «Для пробуждения к жизни застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь».

Изучение баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа.  Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания. 

Перед педагогом музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, а также полифонию в любой другой музыке, понимать ее и с удовольствием работать над ней.

Основным ключом к стильному исполнению музыки И. С. Баха являются осмысленность и певучесть. То и другое должно вырабатываться не как-то «потом», а как можно раньше, то есть с самых первых уроков.