Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная грамота" в группе раннего эстетического развития


Автор: Алтухова Елена Станиславовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Методическая разработка урока по предмету "Музыкальная грамота" в группе раннего эстетического развития

Краткое описание работы: В методической разработке открытого урока широко представлен спектр форм и методов работы в группе раннего эстетического развития, направленных на формирование всесторонних навыков у детей младшего дошкольного возраста. Динамичная смена деятельности и построение заданий в игровой форме поможет педагогам сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

 

Пояснительная записка.

Музыкальные занятия в группе раннего эстетического развития проходят в игровой форме и построены на частой смене видов деятельности. Это обеспечивает комплексный подход, динамику продвижения и постоянный интерес детей.

На занятии особенное внимание уделяется развитию музыкального слуха и чувства ритма. Для достижения этой цели используются различные формы деятельности:

  1. Пение:
    - развитие голоса, дикции и артикуляции
    - работа над правильным вокальным дыханием
    - работа над чистотой интонации.
  2. Изучение нотной грамоты:
    - игры на усвоение понятий: регистры, ключи, ноты, длительности, интервалы, лады, динамика и др.
  3. Слуховая работа:

- развитие слухового восприятия интервалов в игровой форме на основе образных ассоциаций

     4.  Ритмическая работа:

          - развитие чувства ритма

          - формирование чувства метрической пульсации
     5. Пальчиковая гимнастика:
          - развитие мелкой моторики
          - развитие координации и пластики движений

     6. Дыхательно – речевая гимнастика:

        - развитие чёткой артикуляции речи

        - формирование навыков звукоизвлечения
     7. Слушание музыки:

        - воспитание музыкального вкуса

        - приобщение к музыкальной культуре
        - знакомство с разными музыкальными жанрами

        - формирование навыков анализа музыкального произведения

     8. Игра в "оркестре" на музыкальных инструментах:
        - выработка слаженности действий в коллективе

        - знакомство с музыкальными инструментами
     9. Подвижные игры:
        - развитие основных двигательных навыков
        - развитие творчества и фантазии в игре
        - работа над социальной адаптацией

           Цель: 

Формирование у детей младшего дошкольного возраста основ

музыкальной грамоты, в единстве с развитием музыкальных и творческих способностей, воспитанием эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса к музыкальным занятиям.


          Задачи:

Образовательные:

- Закрепить у детей знания музыкальных терминов: нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд, лад, темп, регистр, динамика.

Развивающие:

- Развивать ладовое чувство, слуховую дифференциацию, умение детей различать темп и динамические оттенки музыкальной речи.

- Содействовать развитию чувства метроритмической пульсации.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера и устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности.

 

Контингент участников:

         дети младшего дошкольного возраста (4-5 лет)


  Методы:

● словесный (беседа, объяснение)

● наглядный (ритмические карточки)

● игровой

● практический

● показа и подражания

● сравнительного анализа

 

Оборудование:

● магнитные ноты

● наглядные пособия для ритмического многоголосия

● дидактический материал с изображением музыкальных инструментов

● ритмические карточки

● фортепиано

● музыкальный центр, запись викторины на СД

   Музыкальный материал:

● Слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко. «Весёлый музыкант»

● Детская песенка «Нотный дом»

● М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

● Ф. Пуленк. «Сельские сцены». Вальс

● М.И. Глинка. «Полька»

● Русская народная песня «Ах, ты степь широкая»

● Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»

● Н.А. Римский – Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада»

● К. Сен – Санс. Цикл «Карнавал животных». Ископаемые

● К. Сен – Санс. Цикл «Карнавал животных». Слон танцует вальс

● М. Равель. «Болеро»

● Г. Манчини. «Розовая пантера»

 

           Этапы подготовки:

  1. Определение целей и задач открытого урока.
  2. Разработка плана занятия.
  3. Подготовка музыкального и дидактического материала.
  4. Изучение теоретического материала.
  5. Работа над ритмическими, интонационными и дыхательно – речевыми упражнениями.
  6. Разучивание с детьми песен « Весёлый музыкант», « Нотный дом».
  7. Практическая работа в игровой форме на образное восприятие интервалов.
  8. Знакомство с музыкальными инструментами, работа над метрической пульсацией.
  9. Установка срока проведения открытого урока.

 

 

План занятия:

 

1. Приветствие.

2. Упражнение на развитие звукообразования и дыхания «Прогулка».

3. Исполнение песенки «Весёлый музыкант».

4. Игра «Угадай – ка!» Работа с наглядными пособиями «Музыкальные инструменты». Определение тембровой окраски инструмента.

5. Слушание музыки. Метрическая пульсация в разных темпах.

6. Песенка «Нотный дом».

7. Игра с магнитными бусами «Нотка потерялась».

8. Игра на слуховое восприятие интервалов «Молчаливое царство».

9. Игра «Весёлые дразнилки».

10. Ритмическое многоголосие  - игра «Зоопарк».

 

Ход урока:

 

1. Приветствие

Задача:

     - создание положительного эмоционального настроя у детей на музыкальную деятельность;

          - концентрация внимания;

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, потому что в гости к нам пришли родители. Мы будем очень стараться, активно, дружно работать и покажем всё, чему мы научились в этом году.

Начнём мы, конечно, с музыкального приветствия. Напоминаю про осанку и дыхание.

а) Исполняю подвижно, громко, в мажорном ладу:

«Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, ребята!»

Дети: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, учитель!»

А теперь мы повторим наше приветствие только ладошками.

Послушайте ещё раз нашу песенку и скажите, что в ней изменилось?

б) Пою медленно, тихо, в миноре.

Ответы детей.

2. Упражнение на развитие звукообразования и дыхания «Прогулка»

Задачи: 

- выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков

- укреплять физиологическое дыхание детей

- тренировать силу вдоха и выдоха

- развивать продолжительный выдох

- формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох - длинный  выдох)

 

Как известно, хорошая прогулка всегда поднимает настроение, поэтому прямо сейчас, мы отправимся погулять вместе с маленькой лошадкой из сказки. А вы, ребята, вместе со мной будете изображать героев этой истории. Готовы?  Ну, тогда слушайте внимательно! (Приложение 1)

 

Вот так хорошо закончилась эта история, а мы с вами сделали дыхательную гимнастику и теперь готовы к исполнению песенки про музыкальные инструменты.

3. Исполнение песенки «Весёлый музыкант»

Задачи: 

- уметь чувствовать характер песни и использовать в связи с этим нужную манеру исполнения, штрихи, динамику.

 

Каждый куплет песни связан с образом музыкального инструмента:

1 куплет – скрипка, исполнение плавное, мягкое, на p.

2 куплет – балалайка, исполнение активное, отрывистое, mf.

3 куплет – барабан, исполнение громкое, чёткое, на f.

 

Исполнение детской песенки «Весёлый музыкант» (Приложение 2)

4. Игра «Угадай – ка!»

Задачи:

       - закрепить знания детей о разновидностях музыкальных инструментов,

     - развивать умение отличать внешний вид и тембровую окраску инструментов

 

Ребята, на наших занятиях мы познакомились и с другими музыкальными инструментами. Поэтому я предлагаю по картинкам и звучанию узнать музыкальный инструмент (Приложение 3)

 Итак, начинаем игру «Угадай – ка!»

5. Слушание музыки

Задачи:

- формировать целостное восприятие музыкальных произведений на основе интонационно - образного анализа;

- развивать чувство метрической пульсации, темпа музыкального произведения;

- научить различать выразительные особенности и характер музыки.

- закрепить у детей знания музыкальных терминов: быстро, медленно, тихо, громко, спокойно, торжественно и т.д.

 

У музыки, как и у людей, может быть разное движение и темп. Сейчас мы постараемся его почувствовать и показать музыкальные шаги мелодии.

  1. М.И. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» – медленный темп (метрическая пульсация ножками).
  2. Ф. Пуленк. «Сельские сцены». Вальс - умеренный темп (метрическая пульсация по коленочкам).
  3. М.И. Глинка. Полька – подвижный темп (метрическая пульсация ладошками). 

Первое проигрывание – слушание, анализ характера музыкального произведения.

Второе проигрывание - пульсация под музыку с выделением сильной доли.

 

6. Исполнение песенки «Нотный дом»

Задача:

- прививать детям культуру исполнения: умение слушать друг друга, получать удовольствие от пения в коллективе;

- закрепить понятия: «Нотный стан», «Скрипичный ключ».

 

Как известно, музыка состоит из нот. А живут они в необычном, музыкальном домике. И сейчас мы споём весёлую песенку «Нотный дом» (Приложение 4)

Исполнение песенки «Нотный дом» с движениями.

          7. Игра «Нотка потерялась»

Задача:

- познакомить детей с общепринятой нотной записью;

- развивать их мышление, музыкальную восприимчивость.

 

У каждой нотки, как и у нас с вами, есть своё имя. Давайте назовём их по порядку (пропеваем звукоряд).

А ещё мы уже знаем, что одни живут на линеечках, а  другие смотрят в окошечки (повторяем их названия с показом на магнитных бусах).

Наши озорные нотки приглашают вас сыграть с ними в прятки!

Игра «Нотка потерялась»: убираем любую ноту звукоряда,  предлагаем детям сначала назвать потерявшуюся нотку, а затем самостоятельно поставить её на нотный стан.

8. «Молчаливое царство»

Задача:

- развивать слуховое восприятие интервалов через образное мышление

 

Сегодня вы будете сами загадывать друг другу музыкальные загадки. Дети поочерёдно играют с преподавателем интервалы в разном порядке и регистрах, остальные показывают ассоциативный образ:

Прима – дятел;                                Квинта – медуза;

Секунда – ёжик;                              Секста – олень;

Терция – кукушка;                          Септима – дракон;

Кварта – труба;                               Октава – жираф.

 

9. Игра «Весёлые дразнилки»

Задачи:

- побуждение к активному участию детей в процессе урока;

- развитие быстроты реакции и мышления;

- закрепление названий музыкальных инструментов.

- чёткое воспроизведение ритмической фигуры - П I.

 

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Весёлые дразнилки».

Вы будете повторять за мной, ритмично прохлопывая, только слова с названиями музыкальных инструментов. Задание понятно? Работаем в темпе, останавливаться нельзя! Начали!

 

ЛАМПОЧКА                   СКРИПОЧКА                       САКСОФОН

МАРАКАС                       КАРАНДАШ                       СУМОЧКА

ДУДОЧКА                       ВАЛЕНКИ                            КОНТРАБАС

БАРАБАН                        ФЛЕЙТОЧКА                      МОЛОТОК

ПИСТОЛЕТ                     ПАРОХОД                            КСИЛОФОН

МАРМЕЛАД                   ГУСЕЛЬКИ                           ПЫЛЕСОС

 

 

10. Ритмическое многоголосие.

Задача:

- развивать чувство ритма;

- совершенствовать восприятие ритмических рисунков;

- прививать навык устойчивого исполнения ритмического рисунка в многоголосии.

 

Ну, и в конце занятия мы с вами отправимся в «Зоопарк». Конечно, не совсем по настоящему, но прогулка будет увлекательной!

Как вы думаете, каких животных можно увидеть в зоопарке?

Ответы детей.

А теперь посмотрим на наших обитателей. Демонстрируем карточки с изображением: бегемота, слонёнка, медведя, уточки, тигра (Приложение 5)

Далее проговариваем названия животных с ритмизацией одноголосно, затем делимся на группы и вводим каждую партию последовательно.

Получается следующая ритмическая партитура:

  1. 1.     БЕ – ГЕ – МО – ТЫ                                             I    I   I    I 
  2. МА – ЛЕНЬ – КИЙ  СЛО – НЁ – НОК             П  П   I    I          
  3. 3.     КО – СО – ЛА – ПЫЙ  МЕД – ВЕДЬ                П   I   П   I
  4. 4.     У – ТОЧ – КИ  ПЛА – ВА – ЮТ                        I  П    I   П
  5. ПО – ЛО – СА – ТЫЙ  ТИГР                             П  П    I

 

Вот и закончился наш открытый урок. Большое спасибо всем за работу. До свидания! Всего доброго!

 

Выводы:

В методической разработке открытого урока широко представлен спектр форм и методов работы в группе раннего эстетического развития, направленных на формирование всесторонних навыков у детей младшего дошкольного возраста. Динамичная смена деятельности и построение заданий в игровой форме поможет педагогам сделать процесс обучения увлекательным и интересным.

  

Список используемой литературы:

 

 1. EduCotest.Net интернет – библиотека учебно – методических материалов.

 2. Королькова И.С. «Учимся, играя». Ростов на Дону 2011 г.

 3. Малахова Л.В. «Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста».  Ростов на Дону 2008 г.

4. Пилипенко «Азбука ритмов». Издательство В. Катанского. Москва 2004 г.

5. Рогальская О.Ю. «Песенки – играйки для малышей». Издательство «Композитор Санкт – Петербург». 2007 г.