«Развитие качества образовательной деятельности по музыке в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»


Автор: Горинович Юлиана Валериевна

Руководитель:

Должность руководителя:

Место работы руководителя:

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

«Развитие качества образовательной деятельности по музыке в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»

Краткое описание работы: В работе представлена методика преподавания уроков музыки и внеурочных занятий через межпредметные связи; приемы и методы, используемые учителем, способствующие созданию активной позиции учащихся на уроке. А также представлена одна из форм внеурочной деятельности ( музыкальный театр) по реализации межпредметных проектов.

  « Межпредметные связи на уроках музыки и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

                               «Видеть мир интересно только тогда, когда можно разглядывать его со многих сторон»  Э.М.Ремарк

       Одним из важных аспектов современного стандарта образования школьников (формирования целостной личности) являются межпредметные связи.
        Для успешного проведения как уроков музыки,  так и внеурочной деятельности педагогу необходимо опираться не только на непосредственный интерес и склонности детей, но и на те знания и навыки, которые они получают на других уроках. Располагая такими сведениями, учитель музыки при планировании своих урочных и внеурочных занятий  может использовать связь музыкального искусства с другими учебными предметами. Каждый творческий учитель на своих уроках применяет наглядные материалы – это произведения изобразительного искусства, сходные по темам, которые представлены в музыке, пейзажи, портреты, изображения архитектурных построек и т.д. Сегодня мы имеем удивительную возможность демонстрировать все с помощью цифровых технологий (хотя и перегружать ученика этим тоже нельзя). Современный учитель должен владеть  ИКТ компетентностью.
       Методика преподавания уроков музыки и внеурочных занятий через межпредметные связи - это система методических приемов и практических заданий разного рода, основанных на том, что окружающая среда способна интегрировать в себе многообразие предметного мира, включающего художественные формы, ритмы, цветовые сочетания, звуки, запахи и др.
       Приемы, используемые на уроках:
«Необъявленная тема» - направлен на создание внешней мотивации изучения темы урока; позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия непонятными терминами.
«Нестандартный вход в урок» -
направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока.
 «Отсроченная отгадка» - 1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. 2 вариант приема Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
«Толстый и тонкий вопрос» - прием из технологии развития критического мышления используется для организации взаимоопроса. Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ. Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
«Вопросительные слова» - Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы.
«Ассоциативный ряд» -
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации.
«Фантастическая добавка» -  предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или среду. Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-то параметра, который обычно остается неизменным; перенести литературного героя в современное время.
«Хочу спросить» -  рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.
«Удивляй!» направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Интересные факты из биографии известных композиторов, история создания произведений.
        Все вышеперечисленные приемы и методы, используемые учителем, способствуют созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Благодаря этим новым приемам и методам, ученики думают, рассуждают, делятся своими мнениями. Активно использую эти приемы и во внеурочной деятельности.
        Существует большое разнообразие  видов внеурочной деятельности, но мы для себя выбрали наиболее интересный – межпредметный проект. Благодаря своей яркой, образной форме, искусство полнее и быстрее других форм общественного сознания воздействует на людей, так как позволяет не только осознать, но и прочувствовать воспринятое. Одной из форм реализации межпредметных проектов является музыкальный театр. Именно музыкальный театр - студия в качестве одного из институтов дополнительного образования дает уникальную возможность для раскрытия большого интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через игру и импровизацию, органично объединить содержание учебного процесса и внеурочных занятий учащихся и привнести в содержание понятия "школа" радостный смысл.                    Основными  задачами  школьного театра является:

•         укрепление межпредметных связей;

•         формирование духовных качеств личности на основе развития творческой активности;

•         развитие эстетических способностей ребёнка;

•         приобщение детей театральной культуре, обогащение их театрального опыта: знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;

•         развитие чувства коммуникативной сообразительности;

•         воспитание эмоциональной культуры общения;

•         развитие у детей интереса театрально - игровой  деятельности.


               Театральная деятельность – это процесс познания самого себя, умение прислушаться к своему телу, эмоциям, мыслям, дает ребенку возможность установить с другой личностью наиболее доброжелательные отношения.

  Для начинающих можно провести небольшое анкетирование:

1.       ФИО

2.       Возраст, класс

3.       Есть ли у вас опыт  выступлений на сцене

4.       Для чего вы хотите заниматься в театральной студии? И что вы ожидаете от занятий? (для встречи с интересными людьми, как возможность проявить себя или другое)

5.       Сколько времени вы готовы посвятить занятиям?

6.       В какие дни вы можете посещать занятия?

7.       Что вы ещё хотели бы рассказать о себе:

8.       Какие бы вы хотели задать вопросы руководителю.

                      С начинающими ребятами в своей работе очень активно использую упражнения из актерских тренингов  на развитие внимания, памяти, воображения. Создание киноленты дня, когда ребята закрывали глаза и вспоминали в мельчайших подробностях события дня, упражнения на совместную деятельность в группе – различные переходы, например,  когда с одним человеком из круга нужно было незаметно договориться глазами, и по хлопку, поменяться с ним  местами.

                          Начиная работу над проектом, необходимо озвучить его тему и пригласить приступить к его реализации тех ребят, которые заинтересовались, кто хочет и может уделить свои силы и время для подготовки данного мероприятия. Часто приходит большее, чем требуется, количество участников, и я никому не отказываю, потому что, по опыту знаю, что через некоторое время произойдёт некоторый отсев: кто-то заболеет, у кого-то возникнут какие-то обстоятельства, несовместимые с продолжением работы над проектом. В этом вопросе педагог должен проявлять определённую гибкость, потому что требуется срочно вносить изменения в работу. Это может быть корректировка сценария или перераспределение функций участников. Но, если ребёнок вернётся, надо органично вписать его в деятельность группы, никого при этом не обидев. А бывает и так, что ребёнок был активным участником на всех этапах подготовки мероприятия, но в последней презентационной стадии отказался участвовать. Педагог должен и это предусмотреть заранее и подготовить к этому группу. В конечном итоге остаётся определённая группа ребят, которые проходят все этапы данного проекта. Для меня оказался очень удобен такой способ работы, при котором большой коллектив детей может быть объединён в единое целое, а может быть разбит на группы с разным количеством детей.       Потому что при такой организации работы у коллектива появляется больше возможностей для реализации различных, как обширных, так и локальных, малых проектов, в которых подразумевается разное количество участников.
                           Каждый педагог самостоятельно определяет оптимально эффективные средства реализации поставленных задач в целях успешного развития интеллектуально-творческих способностей детей младшего и среднего школьного возраста. Сегодня учитель имеет возможность подобрать различные по сложности творческие задания в зависимости от уровня подготовленности детей, с которыми он работает, используя интернет-ресурсы, сегодня мы имеем большой выбор  методической литературы.

                           Занятия театральной деятельностью не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную; способствуют повышению мотивации к изучению иностранного языка, способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. В процессе реализации проектов обучающиеся получат артистические навыки в плане переживания и воплощения образа. Вхождение в роль будит у детей воображение, рождает новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем овладеть ролью рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.
                           При разучивании песен  на иностранном языке я использую знания и умения, формируемые у учащихся на уроках английского  языка (умении правильно произносить слова, выразительно читать текст, определять в словосочетаниях главное и зависимое слово; умение соблюдать верную интонацию при их произношении). Мотивация достигает нового уровня и характеризуется самостоятельностью при вовлечении учащихся во внеурочную деятельность. Сейчас предлагают  много конкурсов, фестивалей разного уровня, в которых ребята могут принять участие. Ребята из коллектива замечательно общаются друг с другом, несмотря на разницу в возрасте, за плечами у них большое количество выступлений, они понимают друг друга на сцене с полуслова, помогают неопытным ребятам осваивать новые направления деятельности: предлагают режиссерские находки, музыку, постановку мизансцен, костюм.
                        Очень важно, чтобы при подготовке  таких проектов каждый учитель подходил творчески, мог получить  консультацию других учителей – предметников. И если учитель будет стремиться обогатить свои знания из других областей, то тогда межпредметные проекты  во внеурочной  деятельности будут более интересными, поучительными, эстетическими и нравственными, а ребенок, участвующий в таких проектах получает возможность реализации своих творческих способностей.           
                       Опыт моей работы показал, что применение данных форм оказывает положительное влияние на достижение качественных результатов учебной и внеурочной деятельности, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения. Ребенок, участвуя в мероприятиях, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Не секрет, что участие в конкурсах и олимпиадах помогает ребёнку расширить свой кругозор, углубить знания по предмету. Участие в конкурсах дает отличный толчок для дальнейшего развития в той или иной области знаний.