Сценарий досуга, посвящённого Героям Отечества "Герои России моей"


Автор: Полянская Ольга Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Сценарий досуга, посвящённого Героям Отечества "Герои России моей"

Краткое описание работы: Мероприятие , совместно с родителями для детей 6-7-лет

 Цель. Знакомство детей с памятной датой «День Героев Отечества», воспитание у дошкольников чувства патриотизма, расширение их представлений о защитниках Отечества, воспитание уважения к людям, прославившим свою Родину, развитие нравственных качеств личности, чувства долга и ответственности.

Слайд № 1

1Ведущий: Россия – наше Отечество, наш отчий, т.е. родной дом. Мы любуемся красотой природы, смотрим на мирное небо над нашими головами, радуемся солнышку. Но так было не всегда. Много тяжёлых и страшных испытаний выпало на долю нашего отечества, нашей Родины. Но наша Россия выстояла, преодолев все трудности и испытания. А пришли ей на помощь её верные сыны и дочери, её народ, её герои.

Слайд № 2 2Ведущий. Девятого декабря наша страна отмечает День Героев Отечества. Свою историю этот праздник ведёт с середины ХVIII века: в 1769 году российская императрица Екатерина II учредила Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия.

 Слайд № 3 Георгий Победоносец – один из популярных христианских святых. Символ ордена – всадник, сидящий на белом коне, поражающий копьем дракона. Он олицетворял мужество воина, способного отстоять свою землю от врагов.

(Слайд 4)

На нашем гербе изображён всадник - это Святой Георгий Победоносец, один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. (Слайд 5)

(Слайд 6)

-Полное название ордена – Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Девиз ордена: «За службу и Храбрость». Орден состоит из знаков: золотого креста, ленты и четырехконечной звезды. Орден имел 4 степени отличия.

Орден Святого Георгия Победоносца был сугубо военным знаком отличия и предназначался для награждения только воинских чинов "за храбрость, ревность и усердие к воинской службе и для поощрения в военном искусстве". Его удостаивался тот, "кто, презрев очевидную опасность и явив доблестный пример неустрашимости, присутствие духа и самоотвержения, совершил отличный воинский подвиг, увенчанный полным успехом и доставивший явную пользу". Орден, разделенный на четыре степени, был высшей боевой наградой России. Первая степень являлась высшей степенью ордена.

Ребята, а вы знаете, кто такие герои? (Ответы детей.) Давайте вместе отправимся в поход по истории нашего Отечества и познакомимся с людьми, которые прославили Родину, совершили героические поступки и остались навечно героями в памяти людей.

Слайд№7 1 Ведущий. С древних времён на Руси почитались люди, которые стояли за правое дело, жертвуя собой, защищали землю-матушку, трудились во славу Родины. О них слагались песни, поэмы, легенды. Герой - человек, совершающий подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Реб. Герои Родины — как много в этом смысла!
И честь, и храбрость в этих двух словах.
Героями нельзя стать слишком быстро.
Герой лишь тот, кому неведом страх.

 2реб.
Всем тем, кто храбро воевал с врагами,
Кто мужествен, решителен и смел,
Присвоить можно звание героя,
И кто свершил немало важных дел!

Ведущий: Молодцы. Герой - это человек, совершивший подвиг, храбрый поступок ради людей, Отечества. А что же такое Отечество? (выслушать ответы детей)

1. Известно с давних пор, неоспоримо это:

Нет ничего возвышенней Отчизны.

Нельзя найти нигде, во всех пределах света,

Родней земли, дающей чудо жизни.

2. Священная земля. Отечество родное,

Любимая страна, здесь все для нас святое,

Здесь предков наших дух, здесь корни жизни нашей.

Родной земли комок чужих кораллов краше.

 

3. Нет большего бесчестья – забыть родную мать,

Отца во имя блага и сытости предать.

О, Родина! Дающая нам соль своей земли,

Достойна поклонения, заботы и любви.

4. Мужчин святое право – Отчизну защищать.

Для этого им надо дух, тело укреплять.

Во времена любые достоин славы тот,

Кто, как зеницу ока, Отчизну бережет.

5. Сегодня вспомним с вами мы воинов Руси,

Ведь в нас, живущих ныне, частица их крови!

Слайд№8 Ведущий: Отчизна -это наша любимая Родина-Россия, где мы с вами живем.

Видео   Исполняется песня «Родина».

Ведущий: Героическая эстафета на Русской земле всегда передавалась от поколения к поколению. Герои всегда оставались и остаются рядом с нами. Это привилегия великого народа - иметь перед глазами вдохновляющий и обязывающий пример.

Слайд№9 Александр Васильевич Суворов (рассказывает )

Александр Васильевич Суворов – один из великих полководцев. Его боялись противники и любили солдаты. Он был мудр и бесстрашен. Начав службу в армии с самого малого, Суворов достиг не просто высокого, но почти невероятно огромного чина - генералиссимуса. Генералиссимусу подчиняются все войска государства. Поэтому обычно цари, главы правительств и президенты оставляют этот чин для себя. Александр Суворов был как никто другой достоин этого высшего военного чина, так как он не проиграл ни одного сражения!

Александр Суворов родился в 1730 году. Он рос болезненным и слабым мальчиком. Но, решив стать военным, Александр закаливает и тренирует свой организм и становится выносливым юношей. Приобретенная в детстве выносливость поможет Суворову переносить вместе с солдатами все трудности военных походов. С именем Александра Суворова связаны славные страницы истории нашей Родины. Расскажем лишь о двух победах великого полководца. В декабре 1790 года Суворов и возглавляемые им войска штурмом овладели турецкой крепостью Измаил. Слайд№10 Сильнейшая крепость Измаил стояла в устье реки Дунай. Мощные, необычайно высокие стены и глубокий ров, заполненный водой, окружали её. 35 тысяч отборных турецких воинов защищали крепость. Измаил считался неприступным. На военном совете Суворов скажет: “Трудности велики, крепость сильна, гарнизон – целая армия. Но ничего не устоит против русского оружия. Мы сильны и уверены в себе!” Суворов предложил туркам сдаться без кровопролития. Но турки ответили: “Скорее небо упадёт на землю и Дунай потечёт вспять, чем сдастся Измаил”. После интенсивной артиллерийской подготовки русские войска начали приступ. Слайд№11-12Осажденные открыли огонь из ружей и пушек. Но русские достигли вершины стен и после жестокой схватки штыками отбросили неприятеля вглубь крепости. Бой продолжался 9 часов, но сопротивление турок было сломлено, и Измаил пал. Взятие Измаила стало грандиозной победой Суворова и его войска. Великий полководец впоследствии говорил, что на такой штурм можно отважиться лишь раз в жизни.Слайд№13

Слайд№14 -17 В 1799 году Суворов вёл своих «чудо- богатырей» через Альпийские горы, через пропасти и стремнины. Трудно было солдатам в походе. Но они сохраняли бодрость духа, потому что их вёл Суворов. С хорошим командиром удваивалось мужество, удесятерялись силы. И опять победа досталась Суворову и его войску. Русский штык прорвался сквозь Альпы!

Суворовское военное искусство основывалось на глубоком патриотизме и безграничной вере в силу и непобедимость русских войск. Верность учения была подтверждена многократными победами на поле боя. Многие высказывания Суворова стали крылатыми фразами, их употребляют в наше время.

- Тяжело в ученье, легко в бою.

- Плох тот солдат, который не желает стать генералом.

- Храбрый всегда впереди, а труса и позади убивают.

- Голова хвоста не ждёт. - Спешка - не быстрота.

- Одним топором не рубят вдвоём.

- Кто испуган, тот побеждён вполовину.

Александр Васильевич Суворов был гениальным полководцем. Слава о нём осталась в веках.

Слайд№18Под барабанную дробь мальчики маршируют и встают в шеренгу.

Мальчики: Мы славные гусары, мы носим кивера

Российской нашей армии

Ура1 Ура! Ура!  Слайд№19 (Перестроение под «Марш» П Чайковского)

К мальчикам подходят девочки с веерами

Девочки: Мальчишек наших не узнать,

Какая выправка и стать!

В вас все девчонки влюблены,

Ведь вы- защитники страны.

Исполняется песня «Гусарская эпоха»

 

Слайд№20  Адмирал Ушаков (рассказывает         )

Годы жизни 1744-1817.

Фёдор Фёдорович Ушаков – великий флотоводец, мудрый и бесстрашный предводитель. Как и Александр Васильевич Суворов, он начал службу в армии с самого малого. Но каждый видел в нём моряка опытного и мужественного. Благодаря этим качествам Ушаков стал главнокомандующим Черноморским флотом. Фёдор Фёдорович был справедливым и всегда уважительно относился к матросам. Под руководством Ушакова были одержаны самые блистательные морские победы. Чин адмирала Ушаков получил в 1799 году  за победу над французами на море при взятии крепости и острова Корфу. Слайд№ 21  Выше в военно-морской службе был только генерал-адмирал. Но в то время генерал-адмиралом мог быть лишь член царской семьи.

Ушакова можно назвать Суворовым на море. Он водил эскадры (это крупные соединения кораблей) в сражения с намерением победить. И знал, как это сделать. Подобно Суворову, он воевал не по общим правилам, а по своим, известным только ему одному.Слайд№22-23

Последние годы жизни Ушаков посвятил себя молитве и благотворительной деятельности. Прославленный адмирал причислен русской православной церковью  к лику  святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Слайд№24 Ведущий: А какие балы давали во дворцах  в честь победы.

Канделябры и люстры искрятся,

Свечи льют свой таинственный свет,

И прекрасная музыка танца,

Бальный вальс приглашает вас всех.

 

Кавалеры приглашают дам на вальс

Слайд№25 « Вальс»

 

Ведущий. Одна из самых героических страниц истории России - Отечественная война 1812 года. Русская армия под командованием Михаила Илларионовича Кутузова одержала тогда победу над французской армией во главе с Наполеоном, который очень хотел завоевать Россию. Наполеоновское нашествие стало огромным бедствием для нашей Родины. Защищали свое Отечество от мала до велика. Победой в Отечественной войне 1812 года россияне показали пример самопожертвования во благо Родины. Та война подарила нам много героев, имена которых будут навечно вписаны в историю России.

 Слайд 26Первым полным кавалером Ордена Святого Георгия стал М.И. Кутузов

 

Слайд№28 Полководец Михаил Илларионович Кутузов (рассказывает     )

Годы жизни 1745-1813. Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, генерал-фельдмаршал, ученик Александра Васильевича Суворова. С молодых лет он отличался военными и дипломатическими достоинствами. Кутузов всегда с полным успехом и истинной славой выполнял возложенные на него поручения.

Имя Кутузова неразрывно связано с величайшим событием военной истории народов – Бородинским сражением. Это было в августе 1812 года. Шла Отечественная война. На Москву двигался французский император Наполеон со своим многочисленным войском. Захватчиков нужно было остановить. Кутузов выбрал место для решающего боя около села Бородино. И вот 26 августа 1812 года 108 тысяч русских и 180 тысяч французов начали битву.Слайд№29-30 И, несмотря на превосходство сил неприятеля, русские сражались так отчаянно, что не уступили французам ни одного шага своей земли. Убитых и раненных было очень много. В русском войске осталось всего 52 тысячи человек.Слайд№31-32  Это сражение решило исход войны, впоследствии Наполеон был окончательно разгромлен и выгнан из России.

Ведущий: День Героев Отечества – это отнюдь не рядовой праздник. Этот день должен заставлять всех нас задумываться о том, что лежит в основе гражданской ответственности и настоящего, неподдельного патриотизма.  Ребята, вам знакомо стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». Вот как поэт рассказывает о знаменитой битве:

  Слайд№ 33   Вам не видать таких сражений!..

     Носились знамена как тени,

     В дыму огонь блестел,

     Звучал булат, картечь визжала,

     Рука бойцов колоть устала.

     И ядрам пролетать мешала

     Гора кровавых тел.

     Изведал враг в тот день немало,

     Что значит русский бой удалый…

 

 

 

Слайд№34 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» читают:

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

Реб. Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Папа: Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

 

Воспитатель: - Вам, наверное, интересно, какими же были герои тех славных времён?  Об одном таком герое, точнее героине, мы сейчас расскажем.

(На экране – слайд № 35).

Инценируется стихотворение «Во славу Отечества» М. Кретовой.

Автор (   )

Давным-давно у речки Камы селилась Дуровых семья.

Отец военным был бывалым на службе русского царя.

В разъездах часто, и нередко вдали от дома он служил,

А маленькую дочку Надю заботам друга поручил.

Гусар (  )

Вот нелёгкую задачу задал друг мне боевой.

- Эй, малышка, ну не плачь ты, поиграю я с тобой!

Что же делать мне с девчушкой? Я ума не приложу.

Подарить бы ей игрушку….- Хочешь, саблю покажу?

Автор ()

А время шло, Надин росла, с наставника пример брала.

Надежда ()

Дядя, дядя, посмотрите, как умею я скакать,

И ещё из пистолета научилась я стрелять!

Только, я уже большая, и скажу вам, не тая,

Что давно иметь хочу я настоящего коня.

Гусар ()

Эту шуструю девчонку научил всему, что знал.

Ей родиться бы мальчонкой – славный офицер бы стал!

Надежда ()

Настали времена лихие, в опасности страна моя,

Но за Отечество не хуже мужчины биться буду я!

«Колыбельная » видео

Автор ()

Слайд№36 Ушла из дома. Не простилась и не испытывала страх.

Лишь через годы возвратилась героем и при орденах.

Неописуемую гордость отец за дочку испытал.

А сей рассказ давно во славу Отечества примером стал.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! История эта – не выдумка. Через много лет Надежде Дуровой – так звали женщину-гусара – был посвящён спектакль, а затем и кинофильм – «Гусарская баллада».

Музыкальный руководитель: - Недавно мы с Вами разучили песню «Гусарская эпоха» В. Варламова. И сейчас я предлагаю вам её исполнить.

Песня «Гусарская эпоха»37

(На экране – слайд № 37).

Сергий Радонежский 38 - 41

 

Вед: Герои существовали всегда. В годы войны, в мирное время. Но современного мира не было бы без тех, кто пожертвовал своими жизнями ради Отечества.

Мы про героев с вами говорили,

Их имена запомним навсегда.

Давайте память их почтём минутой скорби

И благодарностью за жизнь, что нам дана.

 

Звуки метронома43

 

Слайд№44 -48

Реб. Россия!
Не искать иного слова.
Иной судьбы на свете нет.
Ты вся - сплошное поле Куликово
На протяженье многих лет

 

Реб.Россия!
Прозвучало это слово,
Вписав в бессмертье наши имена
Ото льдов Невы -
До поля Куликова,
От Куликова -
До Бородина!
Тебя хотели сделать бездыханной,
Отнять твою печаль и озорство,
Ты столько лет
Терпела Чингисхана
И верных продолжателей его.

 

Слайд№39 Вед1: Нашу Родину в разные времена защищали разные люди: по-разному одевались, разным оружием владели. Но одно у них было общее.

- Сильная любовь к Родине.

Вед.2 Любите свою Родину, гордитесь ей и помните имена и фамилии героев своего Отечества, своей Родины, помните какой ценой завоёвано мирное небо в нашей стране. Лишь о немногих вы сегодня узнали. Героев очень много. Смотрите фильмы, читайте книги и помните об их подвигах.

Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Мы будем достойными потомками того великого поколения.

1 ведущий: На этом наше мероприятие закончилось.

2 ведущий:  Спасибо всем за внимание.

 

 

 

 

!