Автор: Сакулина Татьяна Ивановна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования.
Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста.
Использование: музыкальными руководителями, педагогов дополнительного образования
Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре народов Нижнеамурья.
Дейтвующие лица: взрослые – Бабушка Анга, Мерген, Унт – хозяйка леса (она же – лиса); дети – волк, медведь, тигр, заяц, белочка.
Предварительная работа.
Беседы с целью ознакомления детей с историей, культурой и бытом малых народов Нижнего Амура, с флорой и фауной Нижнеамурья, посещение краеведческого музея, прослушивание рассказов, сказок малых народностей Амура, просмотр мультфильмов.
Оформление зала.
Центральная и боковые стены оформлены под дальневосточную тайгу - деревья, кустарники (голубица жимолость, шиповник), цветы (саранки, Марьин корень, ромашки, папоротник); за растительностью видны животные – заяц, тигр, лиса, белочка, на придорожном камне греется ящерица, на деревьях сидят птицы и т. д.
В центральном углу стоит юрта бабушки Анги, недалеко от неё приготовлен незажженный костёр.
На протяжении всего представления идёт показ слайдов, отражающих содержание сказки.
Ход представления
Воспитатель предлагает детям пойти в гости к знаменитой бабушке Анге, которая знает много сказок, и послушать некоторые из них. Педагог и дети одеты в национальные костюмы народов Нижнеамурья.
Под звуки тихой нанайской мелодии дети входят в зал.
Воспитатель: Ну вот, ребята! Привела нас тропинка в нашу дальневосточную тайгу. А какая она, наша тайга? Что вы знаете о ней?
Дети: Тайга в нашем крае очень большая и богатая! Много растёт здесь деревьев и кустарников, много водится зверей и птиц.
Среди густых зарослей ходит красавиц Олень.
Большой серый Волк караулит в кустах свою добычу.
Рыжая Лисица гонится за мышкой – полёвкой.
И медведи у нас водятся, и зайцы.
А я расскажу про Бурундука. Он очень весёлый зверёк – набьёт в свои щёчки орешков, а потом тащит их в свою норку, запасы на зиму делает.
Воспитатель: А вот мне, ребята, вспомнилось наше любимое стихотворение про лес.
Я сейчас его начну, а вы продолжите.
Ходит солнышко по кругу,
Спит в лесу лосиха.
Мы идём с тобой по лугу –
Тихо! Тихо! Тихо!
Мы походим по опушке,
Мы найдём тропинку.
Вон, сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон, на камне придорожном,
Словно вросшим в землю,
Осторожно! Осторожно! –
Ящерица дремлет.
Слышишь? Звякнул колокольчик
На лесной лужайке.
И комарик что – то шепчет
Прям на ухо зайке.
А дорожка дальше, дальше
Нас уводит в сопку,
Так о чём спросила речка
Маленькую тропку?
И о чём поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем всё на свете –
Посиди! Послушай!
Воспитатель: Ну вот, ребята, незаметно, за разговорами мы и дошли с вами до юрты бабушки Анги!
Зовут бабушку все вместе, сложив руки рупором:
Бабушка Анга! Мы пришли за сказками!
Из юрты выходит приветливая бабушка Анга:
Здравствуйте, мои ребятки, мои внучатки! Вот уже давно вас поджидаю! Мне сорока – белобока настрекотала на ухо, что вы ко мне собираетесь!
Вот я уже и хворост для костра приготовила, самое время и огонь разжечь! Садитесь, однако, вокруг огня – слушать будет лучше!
Показ слайдов о дальневосточной флоре
Анга: Прежде, чем сказки рассказывать, хочу я вас, дети, спросить – вы любите нашу дальневосточную природу? Уж, какая она у нас красивая! Сколько деревьев растёт в наших лесах! А сколько цветов! Какие вы знаете?
Дети: У нас растут ёлочки, лиственницы, ольха, рябина, осинки…
1 девочка: Ой! А я про берёзку стихотворение знаю!
Анга: Вот и расскажи его нам, а мы послушаем!
1 девочка: Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке беленькой – зимой,
Вся в серёжках – весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит –
Золотистый плащ шуршит!
Анга: Хорошо ты про берёзку сказала, молодец! А вот скажите мне, ребятки, знаете ли вы, что означает узор на ваших красивых нарядах?
Дети: На нашей одежде можно увидеть силуэты животных, рыб, обитающих в лесах и реках Хабаровского края, листья и ветви деревьев, растущих в нашей тайге.
Анга: Хорошие вы, ребята! Сразу вижу, много знаете вы о нашем крае, но больше томить вас не буду! Вот вам моя сказка! (звучит музыка)
В давние – давние времена, когда горы были совсем маленькими, а реки большими, все звери в наших амурских лесах жили дружно да мирно – никто никого не обижал, все разговаривали на одном зверином языке и понимали друг друга.
Но однажды заспорили звери, кто из них главнее в лесу? И собрались все на большой совет.
Театрализация сказки:
Выходят звери – Волк, Медведь, Заяц, Белка, Тигр, Лиса и садятся в кружок.
Волк: Я самый главный зверь в лесу!
Лапы у меня большие, клыки острые, когти сильные. Как начну рыть себе логово, так земля во все стороны и летит! Я сильный, значит я главнее всех!
Медведь: Ну уж нет! Главнее всех я! Как начну деревья раскачивать, да ломать, только сучья трещат по всему лесу!
Тигр: Нет! Я главнее вас, Волк и Медведь! Я как выйду из кустов на лесную тропу – все звери со страху разбегаются! Недаром меня называют «Амба» - значит сильный!
Лиса: Чтобы быть главнее всех, не надо быть самым сильным! Вот мои ушки – они всё слышат, глазки всё видят, замечают, а пушистый хвостик следы заметает. Никто меня, лисоньку, не перехитрит!
Заяц: А я самый быстрый да ловкий! Я быстрее всех отыщу корень сараны и быстрее всех съем его! Ох, как вкусно!
Белочка: А я самая запасливая! Лето тружусь – грибы, ягоды да орешки запасаю, а потом всю зиму не голодаю. Вот какие мы, белочки, трудяги!
Анга: Долго спорили звери! Уже и солнце выспалось, двери в юрте открыло, а звери всё спорят!
(Слышна фонограмма пения птиц)
Анга: Вот уже и птицы запели, пора игры начинать! Хватит, звери, спорить! Пойдёмте с ребятами играть!
Проводится нанайская народная игра «Ручейки и озёра»
Анга: Ну, дальше сказку слушать будем!
И жил в те времена в большом стойбище на берегу Амура красавец Мэргэн. И веслом умел управлять, и из лука лучше всех стрелять.
Всегда больше всех рыбы в сетях вылавливал, Мэргэн! А уж соболей добудет, то мех их блестит на солнце, что вода в ручейке переливается!
Про него в стойбище даже песни складывали.
Группа детей поёт нанайскую песню «О рыбаке»
Анга: А уж девушки на красавца Мэргэна заглядывались! Всё танцы для него танцевали!
Две девушки - нанайки исполняют «Нанайский танец».
Анга: И возгордился Мэргэн!
Да так возгордился, что и друзей своих – охотников да рыбаков – всех порастерял! Ни с кем дружить не хотел. Стал думать, что он самый лучший!
Вот как бывает – совсем другим человеком стал Мэргэн.
Да вы и сами сейчас его увидите!
Звучит нанайская мелодия – входит Мэргэн
Он одет в национальную одежду: большая рубаха – халат, на голове охотничья шапочка, на ногах унты, на поясе - нож в чехле, колчан со стрелами, в руках лук.
Мэргэн: Эх, лес! Отдай мне самых лучших соболей и лисиц! Мех продам – денег много будет – буду самым богатым во всём стойбище. Вот ведь, как хорошо!
Гляди – ка! Вчера только поставил капканы, а сегодня какой – то зверь уже попался! Хороший я охотник! Ну! Что тут за зверь?
(Подходит к капкану и вынимает из него Лисицу (игрушка би-ба-бо)
Стой! Рыжая плутовка! Не уйдёшь!
Лиса: Отпусти меня, Мэргэн! Я тебя, чем хочешь, одарю!
Мэргэн: Хитрая лисица! Мне нужен твой мех! А что с тебя ещё возьмёшь?
Лиса: Отпусти, Мэргэн!
Мэргэн: Погоди, погоди, лиса! Вот ты – то мне и поможешь!
Сделай так, как я хочу! А хочу я много чего! Чтобы все звери и птицы слушали только меня, все рыбы в речках и озёрах принадлежали только мне! А я – главнее всех! Я – человек и потому самый умный, самый главный!
(Лиса незаметно превращается в Унт – хозяйку леса).
Мэргэн (испуган): А ты кто? Откуда взялась?
Унт: Я – та самая лисица, что поймалась к тебе в капан! Я – хозяйка леса и зовут меня Унт, что означает Тайга! И скажу я тебе вот что! Да, ты – человек! Но не бывать никогда тому, чего ты просишь! Ведь наша тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. Это их дом, и они здесь хозяева! А ты,Мэргэн – человек, здесь только гость и хозяйничать тебе здесь, по законам тайги, не положено! Ступай себе домой, а что будет дальше, узнаешь сам!
Мэргэн (недовольно):
Я не привык из леса возвращаться с пустыми руками! Выполни хотя бы часть моей просьбы! (уходит).
Унт: (в след ему)
Не стоит Человеку возвышаться над природой! Он сам – частица этой природы!
Унт исполняет свой танец «Волшебство» под звуки нанайской музыки.
Воспитатель: Ребята, а нам настала пора поиграть! Да и бабушке Анге нужно немного отдохнуть!
Проводится общая национальная игра «Хейро» (Солнце).
Анга: Ну что, дети? Хотите узнать, что сделала Хозяйка Тайги с Мэргэном?
Тогда смотрите!
Просмотр слайдов о Медведе
Анга: Да, дети! Превратила его в Медведя! С тех пор ходит Медведь и как человек – на двух ногах, и как зверь – на четырёх.
После игры 1 девочка:
Бабушка Анга! А мне стало очень жалко Мэргэна! Ведь он вначале был хороший человек и все его любили!
Дети: И нам жалко! И нам!
Анга: Вы хотите, чтобы Унт расколдовала Медведя и сделала его Человеком?
Дети: Да, да, хотим! Он больше не будет жадничать!
Анга: Ну, что ж! Пусть так оно и будет! (бросает в костёр горстку соли)
Мой костёр, разгорайся! Унт – Хозяйка Тайги – возвращайся!
Выходит Унт: Знаю о вашей просьбе, добрые вы, ребята! Попрошу я вас об одном – умеете ли вы танцевать?
Девочки танцевальной группы: Танец наш сейчас покажем!
О природе всё расскажем!
Девочки танцуют национальный нанайский танец.
Унт: Наверно и правда настало время нам Мэргэна возвращать! (она взмахивает волшебной веточкой) К нам Медведь сюда явись! В Человека превратись!
Вбегает радостный Мэргэн:
Спасибо тебе, Хозяйка Леса! Спасибо вам, ребята! Походил я по лесу Медведем и понял, права ты, Унт! Большая у нас тайга – а это дом для зверей и птиц! Много в нашем крае рек и озёр – это дом для больших и малых рыб! И, как же сильно все мы – люди, должны любить и беречь нашу природу! И жить с ней в мире и согласии!
Анга: Молодец, ты – Мэргэн! Хорошим опять Человеком стал! А давайте послушаем наших ребят, что они нам об этом скажут?
1 реб. У каждой малой пташки,
И даже муравья –
Есть главное на свете –
Есть Родина своя!
2 реб. Для ивушки - плакучей,
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки –
Опушки нет родней!
3 реб. А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные,
Мы Родиной зовём!
Все участники встают полукругом и исполняют песню «Я люблю тебя, Родина!»
Приложения
Текст песни «Мэргэн»
(народная нанайская песня)
Кто это плывёт?
Каждый из ребят знает наперёд –
Это Мэргэн!
Волны в берег бьют,
На Амур – реке
Нам они поют о рыбаке.
Хэйдэ, хэйдэни! Хэйдэ, хэйдэни!
Хэйдэ, хэйдэни! Наш Мэргэн!
Крупная кета попадает в сеть
Рад он неспроста –
Хватит на всех!
Реки глубоки и наверняка
Ни одной реки
Нет без рыбака!
Хэйдэ, хэйдэни! Хэйдэ, хэйдэни!
Хэйдэ, хэйдэни! Наш Мэргэн!
Песня «Я люблю тебя, Родина!»
(слова Т.И. Сакулиной)
На свете очень много
Красивых дивных мест –
Там горы – великаны,
Там пальмы до небес!
Огромная планета
По имени «Земля»,
И есть на той планете
Родина моя!
Припев: Я люблю тебя, милая моя,
(2 раза) Милая моя, Родина!
Мой город на Востоке –
На краешке земли,
Среди амурских сопок,
Затерянный вдали,
Но первыми встречаем
Мы солнечный рассвет
И шлём тебе, родная,
Родина привет!
Припев.
Игра «Ручейки и озёра»
(народная игра)
Дети строятся друг за другом, образуя несколько колонн – это ручейки.
Звучит команда «Ручейки» и дети, под быструю музыку, бегут в своих колонках за ведущими в разных направлениях, стараясь не пересекаться.
Звучит команда «Озёра» - дети быстро образуют круги (озёра) – кто быстрее.
Игра «Хэйро!» (Солнце)
(народна игра)
Дети стоят в большом кругу, взявшись за руки. В центре круга, присев на корточки, сидит ребёнок – это «Солнце». Под звуки музыки дети идут по кругу боковым приставным шагом и чётко проговаривают слово «Хэйро», при это они одновременно поднимают и опускают сцепленные руки. На окончание мелодии дети останавливаются, а ребёнок – солнце, медленно поднимается, разводя руки в стороны. Звучит быстрая музыка, дети разбегаются, а «Солнце» старается дотронуться до детей. Кого оно «запятнало» - садится на стульчик.