Музыкальное развлечение "Сказки бабушки Анги"


Автор: Сакулина Татьяна Ивановна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Музыкальное развлечение "Сказки бабушки Анги"

Краткое описание работы: Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования.

 

 

Театрализованное представление для детей старшего дошкольного возраста.

Использование: музыкальными руководителями, педагогов дополнительного образования

Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре народов Нижнеамурья.

Дейтвующие лица: взрослые –  Бабушка Анга, Мерген, Унт – хозяйка леса (она же – лиса); дети – волк, медведь, тигр, заяц, белочка.

Предварительная работа.

Беседы с целью ознакомления детей с историей, культурой и бытом малых народов Нижнего Амура, с флорой и фауной Нижнеамурья, посещение краеведческого музея, прослушивание рассказов, сказок малых народностей Амура, просмотр мультфильмов.

Оформление зала.

Центральная и боковые стены оформлены под дальневосточную тайгу - деревья, кустарники (голубица жимолость, шиповник), цветы (саранки, Марьин корень, ромашки, папоротник); за растительностью видны животные – заяц, тигр, лиса, белочка, на придорожном камне греется ящерица, на деревьях сидят птицы и т. д.

В центральном углу стоит юрта бабушки Анги, недалеко от неё приготовлен незажженный  костёр.

На протяжении всего представления идёт показ слайдов, отражающих содержание сказки.

 

Ход представления

Воспитатель предлагает детям пойти в гости к знаменитой бабушке Анге, которая знает много сказок, и послушать некоторые из них. Педагог и дети одеты в национальные костюмы народов Нижнеамурья.

Под звуки тихой нанайской мелодии дети входят в зал.

Воспитатель: Ну вот, ребята! Привела нас тропинка в нашу дальневосточную тайгу. А какая она, наша тайга? Что вы знаете о ней?

Дети: Тайга в нашем крае очень большая и богатая! Много растёт здесь деревьев и кустарников, много водится зверей и птиц.

Среди густых зарослей ходит красавиц Олень.

Большой серый Волк  караулит в кустах свою добычу.

Рыжая Лисица гонится за мышкой – полёвкой.

И медведи у нас водятся, и зайцы.

А я расскажу про Бурундука. Он очень весёлый зверёк – набьёт в свои щёчки орешков, а потом тащит их в свою норку, запасы на зиму делает.

Воспитатель: А вот мне, ребята, вспомнилось наше любимое стихотворение про лес.

Я сейчас его начну, а вы продолжите.

Ходит солнышко по кругу,

Спит в лесу лосиха.

Мы идём с тобой по лугу –

Тихо! Тихо! Тихо!

Мы походим по опушке,

Мы найдём тропинку.

Вон, сорока на верхушке

Клювом чистит спинку.

Вон, на камне придорожном,

Словно вросшим в землю,

Осторожно! Осторожно! –

Ящерица дремлет.

Слышишь? Звякнул колокольчик

На лесной лужайке.

И комарик что – то шепчет

Прям на ухо зайке.

А дорожка дальше, дальше

Нас уводит в сопку,

Так о чём спросила речка

Маленькую тропку?

И о чём поведал ветер

Листьям дикой груши?

Мы узнаем всё на свете –

Посиди! Послушай!

Воспитатель: Ну вот, ребята, незаметно, за разговорами мы и дошли с вами до юрты бабушки Анги!

Зовут бабушку все вместе, сложив руки рупором:

Бабушка Анга! Мы пришли за сказками!

Из юрты выходит приветливая бабушка Анга:

Здравствуйте, мои ребятки, мои внучатки! Вот уже давно вас поджидаю! Мне сорока – белобока настрекотала на ухо, что вы ко мне собираетесь!

Вот я уже и хворост для костра приготовила, самое время и огонь разжечь! Садитесь, однако, вокруг огня – слушать будет лучше!

Показ слайдов о дальневосточной флоре

Анга: Прежде, чем сказки рассказывать, хочу я вас, дети, спросить – вы любите нашу дальневосточную природу? Уж, какая она у нас красивая! Сколько деревьев растёт в наших лесах! А сколько цветов! Какие вы знаете?

Дети:  У нас растут ёлочки, лиственницы, ольха, рябина, осинки…

1 девочка:  Ой! А я про берёзку стихотворение знаю!

Анга:    Вот и расскажи его нам, а мы послушаем!

1 девочка: Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке беленькой – зимой,

Вся в серёжках – весной,

Сарафан зелёный – летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит –

Золотистый плащ шуршит!

Анга:  Хорошо ты про берёзку сказала, молодец! А вот скажите мне, ребятки, знаете ли вы, что означает узор на ваших красивых нарядах?

Дети:  На нашей одежде можно увидеть силуэты животных, рыб, обитающих в лесах и реках Хабаровского края, листья и ветви деревьев, растущих в нашей тайге.

Анга: Хорошие вы, ребята! Сразу вижу, много знаете вы о нашем крае, но больше томить вас не буду! Вот вам моя сказка!  (звучит музыка)

В давние – давние времена, когда горы были совсем маленькими, а реки большими, все звери в наших амурских лесах жили дружно да мирно – никто никого не обижал,  все разговаривали на одном зверином языке и понимали друг друга.

Но однажды заспорили звери, кто из них главнее в лесу? И собрались все на большой совет.

Театрализация сказки: 

Выходят звери – Волк, Медведь, Заяц, Белка, Тигр, Лиса и садятся в кружок.

Волк:  Я самый главный зверь в лесу!

Лапы у меня большие, клыки острые, когти сильные. Как начну рыть себе логово, так земля во все стороны и летит! Я сильный, значит я главнее всех!

Медведь:  Ну уж нет! Главнее всех я! Как начну деревья раскачивать,  да ломать, только сучья трещат по всему лесу!

Тигр:  Нет! Я главнее вас, Волк и Медведь! Я как выйду из кустов на лесную тропу – все звери со страху разбегаются! Недаром меня называют «Амба» - значит сильный!

Лиса:  Чтобы быть главнее всех, не надо быть самым сильным! Вот мои ушки – они всё слышат, глазки всё видят, замечают, а пушистый хвостик следы заметает. Никто меня, лисоньку, не перехитрит!

Заяц:  А я самый быстрый да ловкий! Я быстрее всех отыщу корень сараны и быстрее всех съем его! Ох, как вкусно!

Белочка:  А я самая запасливая! Лето тружусь – грибы, ягоды да орешки запасаю, а потом всю зиму не голодаю. Вот какие мы, белочки, трудяги!

Анга:  Долго спорили звери! Уже и солнце выспалось, двери в юрте открыло, а звери всё спорят!

(Слышна фонограмма пения птиц)

Анга:  Вот уже и птицы запели, пора игры начинать! Хватит, звери, спорить! Пойдёмте с ребятами играть!

Проводится нанайская народная игра «Ручейки и озёра»

Анга:  Ну, дальше сказку слушать будем!

И жил в те времена в большом стойбище на берегу Амура красавец Мэргэн. И веслом умел управлять, и из лука лучше всех стрелять.

Всегда больше всех рыбы в сетях вылавливал, Мэргэн! А уж соболей добудет, то мех их блестит на солнце, что вода в ручейке переливается!

Про него в стойбище даже песни складывали.

Группа детей поёт нанайскую песню «О рыбаке»

Анга:  А уж девушки на красавца Мэргэна заглядывались! Всё танцы для него танцевали!

Две девушки - нанайки исполняют «Нанайский танец».

Анга:   И возгордился Мэргэн!

Да так возгордился, что и друзей своих – охотников да рыбаков – всех порастерял! Ни с кем дружить не хотел. Стал думать, что он самый лучший!

Вот как  бывает – совсем другим человеком стал Мэргэн.

Да вы и сами сейчас его увидите!

Звучит нанайская мелодия – входит Мэргэн

Он одет в национальную одежду: большая рубаха – халат, на голове охотничья шапочка, на ногах унты, на поясе -  нож в чехле, колчан со стрелами, в руках лук.

Мэргэн: Эх, лес! Отдай мне самых лучших соболей и лисиц! Мех продам – денег много будет – буду самым богатым во всём стойбище. Вот ведь, как хорошо!

Гляди – ка! Вчера только поставил капканы, а сегодня какой – то зверь уже попался! Хороший я охотник! Ну! Что тут за зверь?

(Подходит к капкану и вынимает из него Лисицу (игрушка би-ба-бо)

Стой! Рыжая плутовка! Не уйдёшь!

Лиса:   Отпусти меня, Мэргэн! Я тебя, чем хочешь, одарю!

Мэргэн:  Хитрая лисица! Мне нужен твой мех! А что с тебя ещё возьмёшь?

Лиса:  Отпусти, Мэргэн!

Мэргэн:  Погоди, погоди, лиса! Вот ты – то мне и поможешь!

Сделай так, как я хочу! А хочу я много чего! Чтобы все звери и птицы слушали только меня, все рыбы в речках и озёрах принадлежали только мне! А я – главнее всех! Я – человек и потому самый умный, самый главный!

(Лиса незаметно превращается в Унт – хозяйку леса).

Мэргэн (испуган): А ты кто? Откуда взялась?

Унт:   Я – та самая лисица, что поймалась к тебе в капан! Я – хозяйка леса и зовут меня Унт, что означает Тайга! И скажу я тебе вот что! Да, ты – человек! Но не бывать никогда тому, чего ты просишь! Ведь наша тайга принадлежит всем, от маленького паучка, до большого медведя. Это их дом,  и они здесь хозяева! А ты,Мэргэн – человек, здесь только гость и хозяйничать тебе здесь, по законам тайги, не положено! Ступай себе домой, а что будет дальше, узнаешь сам!

Мэргэн (недовольно):

Я не привык из леса возвращаться с пустыми руками! Выполни хотя бы часть моей просьбы! (уходит).

Унт:  (в след ему)

Не стоит Человеку возвышаться над природой! Он сам – частица этой природы!

Унт исполняет свой танец «Волшебство» под звуки нанайской музыки.

Воспитатель:  Ребята, а нам настала пора поиграть! Да и бабушке Анге нужно немного отдохнуть!

Проводится общая национальная игра «Хейро» (Солнце).

Анга: Ну что, дети? Хотите узнать, что сделала Хозяйка Тайги с Мэргэном?

Тогда смотрите!

Просмотр слайдов о Медведе

Анга:  Да, дети! Превратила его в Медведя! С тех пор ходит Медведь и как человек – на двух ногах, и как зверь – на четырёх.

После игры 1 девочка:

Бабушка Анга! А мне стало очень жалко Мэргэна! Ведь он вначале был хороший человек и все его любили!

Дети:  И нам жалко! И нам!

Анга:  Вы хотите, чтобы Унт расколдовала Медведя и сделала его Человеком?

Дети:  Да, да, хотим! Он больше не будет жадничать!

Анга:  Ну, что ж! Пусть так оно и будет! (бросает в костёр горстку соли)

Мой костёр, разгорайся! Унт – Хозяйка Тайги – возвращайся!

Выходит Унт:   Знаю о вашей просьбе, добрые вы, ребята! Попрошу я вас об одном – умеете ли вы танцевать?

Девочки танцевальной группы:   Танец наш сейчас покажем!

О природе всё расскажем!

Девочки танцуют национальный нанайский танец.

Унт: Наверно и правда настало время нам Мэргэна возвращать! (она взмахивает волшебной веточкой) К нам Медведь сюда явись! В Человека превратись!

Вбегает радостный Мэргэн:

Спасибо тебе, Хозяйка Леса! Спасибо вам, ребята! Походил я по лесу Медведем и понял, права ты, Унт! Большая у нас тайга – а это дом для зверей и птиц! Много в нашем крае рек и озёр – это дом для больших и малых рыб! И, как же сильно все мы – люди, должны любить и беречь нашу природу! И жить с ней в мире и согласии!

Анга:   Молодец, ты – Мэргэн! Хорошим опять Человеком стал! А давайте послушаем наших ребят, что они нам об этом скажут?

1 реб.    У каждой малой пташки,

И даже муравья –

Есть главное на свете –

Есть Родина своя!

2 реб.    Для ивушки  -  плакучей,

Нет реченьки милей,

Для беленькой берёзки –

Опушки нет родней!

3 реб.     А там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные,

Мы Родиной зовём!

Все участники встают полукругом и исполняют песню «Я люблю тебя, Родина!»

 

Приложения

Текст песни «Мэргэн»

(народная нанайская песня)

Кто это плывёт?

Каждый из ребят знает наперёд –

Это Мэргэн!

Волны в берег бьют,

На Амур – реке

Нам они поют о рыбаке.

Хэйдэ, хэйдэни! Хэйдэ, хэйдэни!

Хэйдэ, хэйдэни! Наш Мэргэн!

Крупная кета попадает в сеть

Рад он неспроста –

Хватит на всех!

Реки глубоки и наверняка

Ни одной реки

Нет без рыбака!

Хэйдэ, хэйдэни! Хэйдэ, хэйдэни!

Хэйдэ, хэйдэни! Наш Мэргэн!

 

Песня «Я люблю тебя, Родина!»

(слова Т.И. Сакулиной)

На свете очень много

Красивых дивных мест –

Там горы – великаны,

Там пальмы до небес!

Огромная планета

По имени «Земля»,

И есть на той планете

Родина моя!

Припев: Я люблю тебя, милая моя,

(2 раза)  Милая моя, Родина!

Мой город на Востоке –

На краешке земли,

Среди амурских сопок,

Затерянный вдали,

Но первыми встречаем

Мы солнечный рассвет

И шлём тебе, родная,

Родина привет!

Припев.

 

Игра «Ручейки и озёра»

(народная игра)

Дети строятся друг за другом, образуя несколько колонн – это ручейки.

 Звучит команда «Ручейки» и дети, под быструю музыку, бегут в своих колонках за ведущими в разных направлениях, стараясь не пересекаться.

Звучит команда «Озёра» - дети быстро образуют круги (озёра) – кто быстрее.

Игра «Хэйро!» (Солнце)

(народна игра)

Дети стоят в большом кругу, взявшись за руки. В центре круга, присев на корточки, сидит ребёнок – это «Солнце». Под звуки музыки дети идут по кругу  боковым  приставным шагом и чётко проговаривают слово «Хэйро», при это они одновременно поднимают и опускают сцепленные руки. На окончание мелодии дети останавливаются, а ребёнок – солнце, медленно поднимается, разводя руки в стороны. Звучит быстрая музыка, дети разбегаются, а «Солнце» старается дотронуться до детей. Кого оно «запятнало» - садится на стульчик.