Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету "Фортепиано" (4 года)


Автор: Шаповалова Элина Геннадьевна

Предмет: Фортепиано

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое пособие

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету "Фортепиано" (4 года)

Краткое описание работы: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по учебному предмету "Фортепиано" (4 года) разработана на основе «Рекомендацй по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств".

Структура программы учебного предмета

 

I.        Пояснительная записка

 

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

           -  Срок реализации учебного предмета

           - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

          - Сведения о затратах учебного времени

          - Форма проведения учебных аудиторных занятий

          - Цели и задачи учебного предмета

          - Структура программы учебного предмета

          - Методы обучения

          - Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

 

II.                 Содержание учебного предмета

 

       - Учебно-тематический план

       - Годовые требования

 

III.             Требования к уровню подготовки учащихся

   -  Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

 

IV.              Формы и методы контроля, система оценок

             -  Аттестация: цели, виды, форма, содержание

             - Критерии оценки

V.                 Методическое обеспечение учебного процесса

VI.              Список учебной и методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы

             -Список рекомендуемой методической литературы

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Характеристика учебного процесса, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств, в том числе, представленного в программах по фортепиано для обучающихся струнных, духовых, народных отделений.

Обучение игре на фортепианозанимаетособое место в музыкальном образовании ребенка. «Игра на фортепиано - движение пальцев; исполнение на фортепиано - движение души. Обычно мы слышим только первое» (А. Рубинштейн). Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра.Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

 Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению программы – 10–14 лет.

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развитияисполнительских навыковрекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Занятия ансамблевыммузицированиемразвивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения года, продолжительность учебных занятий с первого по четвёртый годы обучения составляет 35 недель в год.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год

4-год

 

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Количество недель

16

19

16

19

16

19

16

19

 

Аудиторные занятия

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Самостоятельная работа

32

38

32

38

32

38

32

38

280

Максимальная учебная нагрузка

64

76

64

76

64

76

64

76

560

 

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» при 4-летнем сроке обучения составляет 560 часов. Из них: 280 часов – аудиторные занятия, 280 часов – самостоятельная работа.

Рекомендуемая недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

·              1- 4 классы – по 2 часа в неделю.

Самостоятельная работа (внеаудиторная нагрузка):

·              1 - 4 классы – по 2 часа в неделю.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме, возможно чередование индивидуальных и мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Цель и задачи учебного предмета

 Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности обучающегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи учебного предмета

·     создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

·    формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;

·          воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

·     приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

·     приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

·     воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

·          сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоениеучебного предмета;

·          распределение учебного материала по годам обучения;

·          описание дидактических единиц учебного предмета;

·          требования к уровню подготовки обучающихся;

·          формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

·          методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

 

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» обеспечивается:

·     доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;

·     учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.

В образовательной организациидолжны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» рассчитана на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет обучающимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у обучающихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Содержание учебного предмета «Музыкальный инструмент (фортепиано)» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение обучающихся к любительскому музицированию.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных ивозрастных возможностей, интересов обучающихся.

Для продвинутых обучающихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

Первый год обучения

Ознакомление с инструментом «фортепиано»,основными приемами игры, знакомство со штрихами nonlegato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владение основными видами штрихов.

Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из «Школы игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, или Хрестоматии для 1 класса (сост. Б. Милич) и других сборников для первого года обучения игре на фортепиано.

Чтение с листа отдельно каждой рукой легкого нотного текста.

Знакомство со строением мажорной и минорной гамм, строением тонического трезвучия. Знание понятий:скрипичный и басовый ключи, длительности, размеры, мажорная, минорная гамма, тональность, ключевые знаки и другие.

Гаммы До, Соль, Ре отдельно каждой рукой в одну октаву;тоническое трезвучие с обращениями - отдельно каждой рукой.

За год обучающийся может выступать на классных и академических вечерах. Оценки за работу в классе и дома,а также по результатам публичных выступлениймогут выставляться педагогом по четвертям.

Примерные репертуарные списки

 

Пьесы полифонического склада

Бах И.С.              «Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах» (по выбору)

Корелли А.          Сарабанда ре минор

Моцарт В.           Менуэт Фа мажор

Моцарт Л.           Бурре ре минор, Менуэт ре минор

Перселл Г.           Ария

Скарлатти Д.       Ария

Этюды

Гнесина Е.           «Фортепианная азбука»

                            «Маленькие этюды для начинающих»

Лешгорн А.         «Избранные этюды для начинающих» соч.65

Школа игры на фортепиано под общ. ред.Николаева А: Этюды

Пьесы

Гречанинов А.    Соч.98: «В разлуке», «Мазурка»

Гедике А.            «Танец»

Глинка М.            «Полька»

Кабалевский Д.   «Маленькая полька»

Майкапар А.        Соч.28: «Бирюльки»,«В садике», «Пастушок»,

«Мотылек»

Хачатурян А.       «Андантино»

Штейбельт Д.      «Адажио»

Рекомендуемый ансамблевый репертуар

Майкапар С. «Первые шаги». Т.I: №№ 1, 2, 3, 8

Варламов А. «На заре ты ее не буди»

Прокофьев С. «Болтунья»

Римский-Корсаков Н. «Во саду ли, в огороде» 

Ансамбли по выбору из сборников:

«Сборник пьес, этюдов, ансамблей для начинающих». Сост. Ляховицкая С., Баренбойм Л. Т.1, раздел IV

«Школа игры на фортепиано» под ред. Николаева А., ч. 1 

Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью»

 

Примеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль: Прокофьев С. «Болтунья»

Старокадомский М. «Веселые путешественники»

Гедике А. «Танец»

Вариант 2

Ансамбль «Здравствуй, гостья зима»

Шитте Л.  Этюд До мажор

Майкапар А. «В садике»

 

Второй год обучения

 

Продолжение работынад совершенствованием технических приемов игры на фортепиано, звукоизвлечением. Работа над упражнениями, формирующими правильные игровые навыки. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

Аттестация может проводиться в конце каждой четверти: в 1 и 3 четвертях по результатам текущего контроля и публичных выступлений, во 2 и 4 четвертях проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока или зачета с оценкой или академического концерта.

За год обучающийся изучает:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2-3 произведения полифонического стиля,

1-2 ансамбля,

Гаммы До, Соль, Ре, Ля мажор двумя руками в 2 октавы, тоническое трезвучие с обращениями двумя руками, арпеджио отдельно каждой рукой в одну октаву, хроматическая гамма отдельно каждой рукой в две октавы.

 

Примерные репертуарные списки

 

Произведения полифонического склада

Бах И.                «Ария» соль минор

Глинка М.          «Полифоническая пьеса».

Кепитис Л.          «Песенка».

Салютринская Т. «Русская песня».

Моцарт Л.            «Менуэт»соль минор

Моцарт Л.            «Полонез» до минор

Моцарт В.            «Менуэт» До мажор

Сборник «Первые шаги маленького пианиста» составители Баранова Г., Взорова Т., Четверухина А.

Кригер И.       «Менуэт» ля минор

Литовко Ю.     «Песня».

Моцарт Л.       «Менуэт» Фа мажор

Моцарт Л.       «Менуэт» Ре мажор

Сен-Люк Л.      «Бурре».

Телеман Г.       «Пьеса».

     Бах И.С.            «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»:

                              Менуэт соль минор

                              Маршси минор

                              Менуэт ре минор

Этюды

Гедике А.                      40 мелодических этюдов, соч. 32, 1 ч.

Гнесина Е.                    «Фортепианная азбука»

Беркович И.                  Этюд Фа мажор

Гурлит М.                     Этюд ля минор

Майкапар А.                 Этюд ля минор

Лекуппэ Ф.                   Этюд До мажор

Черни К.-Гермер Г.      Этюды №№ 1-15 (1 тетр.)

Шитте Л.                       Этюды соч. 108 №№ 1,3,5,7

 

 

Пьесы

Александрова А.         «6 маленьких пьес для ф-но».

Барток Б.                      «Детям» Тетрадь 1 (по выбору).

Беркович И.                  «25 маленьких пьес»:

Волков В.                      «30 пьес для ф-но» (по выбору).

Волков В.                       «10 пьес для ф-но» (по выбору).

Гречанинов А.                «Детский альбом» соч.98

Кабалевский Д.            «Вроде вальса».

Кореневская И.            «Дождик», «Танец».

Лещинская Ф.               «Лошадки».

Ляховицкая С.             «Дразнилка».

Майкапар С.                «Пастушок» «В садике», «Сказочка».

Салютринская Т.         «Пастух играет».

Слонов Ю. Пьесы для детей: «Шутливая песенка, Рассказ, Разговор с   куклой, Сказочка».

Шостакович Д.            «Вальс».

Щуровский Ю.             «Ивушка», «Ой за гаем гаем».

 

Ансамбли в 4 руки

Бизе Ж.                         Хор мальчиков из оперы «Кармен»

Глинка М.                     Хор «Славься!»

Металлиди Ж.               «Дом с колокольчиком»

Шаинский  В.               «Пусть бегут неуклюже»

Дунаевский И.              «Колыбельная» (из к/ф «Цирк»)

Бетховен Л.                     Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Шмитц М.                      «Оранжевые буги», пер. О. Геталовой

Градески Э.                    «Мороженое», пер. О. Геталовой

 

Примеры переводных программ

Вариант 1

Ансамбль:Дунаевский И. «Колыбельная» (из к/ф «Цирк»)

Гедике А. Этюд Ре мажор

Гречанинов А. «Маленький попрошайка»

Вариант 2

Ансамбль: Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком»

Шитте Л. Этюд соч. 108 № 17

Гендель Г.Ф. «Менуэт» ре минор

Майкапар С.«Мимолётное видение»

 

Третий год обучения

В 3 классе можно включать в репертуар пьесы, в которых педаль (прямая, запаздывающая) является неотъемлемым элементом выразительного исполнения (Майкапар С. «Вальс», Беркович И. «Мазурка» и др.). Знакомство с крупной формой.

Расширениеобразного строя исполняемого репертуара. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За годобучающийся должен освоить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

1-2 ансамбля,

Гаммы – мажорные: До, Соль, Ре, Ля, Ми, минорные: ля, ми (двумя руками в две октавы). Тоническое трезвучие с обращениями, арпеджио (короткие), хроматическая гамма. Все требования индивидуальные, на усмотрение преподавателя.

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Берд В.                «Аллегретто»

Бах Ф.Э.              «Маленькая фантазия»

Бах И.С.              «Маленькие прелюдии и фуги», 1 тетр.:

                            До мажор, ре минор, Фа мажор;

«Полонез» соль минор, «Ария» ре минор, «Менуэт» ре минор

Бём Г.                  «Менуэт»

Гедике А.            «Фугетты» соч. 36: До мажор, Соль мажор

Гендель Г.Ф        «Ария» ре минор

Пёрселл Г.           «Сарабанда»

Сен-Люк Ж.        «Бурре»

Телеман Г.           «Аллегро» ми минор

Чюрленис М.       «Фугетта»

Этюды

Бертини А.          Этюд Соль мажор

Гедике А.            40 мелодических этюдов, 2 тетрадь, соч. 32

Гедике А.            Соч. 58«Ровность и беглость»

Лешгорн А.         Соч. 65 №№ 4-8,11,12,15

Лемуан А.            Этюды соч.37 №№1,2

Черни-Гермер     1 тетрадь: №№ 7-28; 2 тетрадь: №№ 1,2

Шитте Л.             Соч. 108 №№ 14-19

Крупная форма

Беркович И.        СонатинаДо мажор

Бетховен Л.         Сонатина Соль мажор 2 часть. Романс

Кулау Ф.              Сонатина До мажор

Миклашевский Л. Сонатина 1 часть. До мажор

Мюллер Л.                    Сонатина 3 часть. До мажор

 

Пьесы

Гречанинов А.    «Колыбельная»

Гречанинов А.    «Вальс»

Жербин М.          «Косолапый мишка»

Косенко В.           «Скерцино»

Любарский Н.      «Плясовая»

Майкапар С.         «Утром»

Моцарт В.             «Аллегро»

Свиридов Г.         «Колыбельная песенка»

Свиридов Г.         «Попрыгунья»

Чайковский П.      «Старинная французская песенка»

Львов-Компанеец Д. «Неаполитанская песенка»

Майкапар С.          «Гавот»

Майкапар С.           «Детский танец»

Сильванский Н.       «Шуточка»

Моцарт В.                 «Пьеса»

 

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б.     «Пастораль»

Бетховен Л.         Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Моцарт В.           «Менуэт» из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф.           «Немецкий танец»

Чайковский П.    «Танец феи Драже»

Моцарт В.А.        «Ария Папагено»

Чайковский П.     «Колыбельная песня в бурю»

Мусоргский М.    «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Примеры итоговых программ

Вариант 1

Черни К.-Гермер Г.Этюд № 21, 1 тетрадь

Александров А. «Кума»

Соловьёв Б.«Раздумье»

Ансамбль: Чайковский П. «Танец феи Драже»

Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Пахельбель И. «Сарабанда» фа-диез минор

Беркович И.        «Мазурка»

Ансамбль: Моцарт В.А. Менуэт из оперы «Дон-Жуан»

 

Четвёртый год обучения

В 4 классе с учётом усложнения программы необходимо расширять образный строй исполняемого репертуара: пьесы кантиленного и виртуозного характера.Работать над развитием способности мыслить более масштабно, сочетать контрастные образы и темы, владение различными видами фактур. Чтение с листа. Игра в ансамбле.

За годобучающийся должен освоить:

4 этюда,

4 разнохарактерные пьесы,

2 полифонических произведения,

1 часть произведения крупной формы,

1-2 ансамбля,

Гаммы – мажорные до 4 знаков двумя руками в 4 октавы (с симметричной аппликатурой в противоположном движении), минорные – ля, ми, ре. Тоническое трезвучие с обращениями и арпеджио (короткие) двумя руками, длинные – отдельно каждой рукой в 4 октавы, хроматическая гамма.

 

Примерные репертуарные списки

Произведения полифонического склада

Арман Ж.         «Фугетта»

Гендель Г.        «Инвенция»

Бах И. С.          «Менуэт»Соль мажор

Бах Ф. Э.          «Аллегро»соль минор

Бах И. С. «Маленькие прелюдии и фуги» (по выбору)

Гедике А.         «Инвенция»

Корелли А.      «Сарабанда»

Майкапар С.     «Прелюдия и фугетта»

Циполи Д.         «Фугетта» ре минор

Этюды

Беркович И. «Маленькие этюды» № 1- 14, 37, 38, 44, 45, 50.

Бертини А. соч. №100 «Этюды» № 4, 7, 12, 22.

Гедике А. соч.32 «40 маленьких этюдов для начинающих» № 19, 23, 29, 31, 32, 40, 44.

Гедике А. соч. 47 «30 легких этюдов» № 10, 16, 18, 21.

Лак Т. соч. 172 «Этюды» № 1-7.

Лемуан А. соч. 37 «Этюды» № 4, 5, 8, 11, 12-16, 20-25.

Лешгорн А. соч 65 «Этюды для начинающих» № 8, 15, 16, 19, 26, 28, 29, 31, 37, 39, 40, 42.

Черни К.-Гермер Г. «Избранные этюды»: Ч. I № 17, 21-23, 25, 26, 27-32, 36, 38, 41, 44.

Черни Г.-Гермер Г. соч. 599 «Этюды» №70, 85, 89, 96.

Шитте Л. Соч. 68 «25 этюдов» № 2, 6.

 

Крупная форма

Беркович И.               «Сонатина».Соль мажор

Бетховен Л.               «Сонатина для мандолины».

Вебер К.М.                «Сонатина».

Глиэр Р.                    «Рондо» соч. 43.

Диабелли А. «Сонатина» №1 ч. I, II.

Кабалевский Д.         «Легкие вариации».

Кабалевский Д.        «Сонатина» соч. 27. ми минор

Келер Л.                   «Рондо».

Кабалевский Д.         «Сонатина» ля минор

Клементи М.             «Сонатина» Соль мажор

Кулау Ф.                   «Вариации» соч. 42. Соль мажор

Мелартин Э.             «Сонатина» Соль минор

Моцарт В.                «Сонатина» До мажор, Ч. I.

Моцарт В. «Сонатина» Ч.II, III.

Раков Н.                    «Сонатина» До мажор

Пьесы

Беркович И.            «Волчок»

Бургмюллер Ф.      «Баллада»

Бургмюллер Ф.       «Тарантелла»

Гедике А.                 «Пьеса»

Гречанинов А.         «Грустная песенка»

Глинка М.                «Чувство»

Жербин М.                «Танец»

Кабалевский Д.         «Медленный вальс»

Косенко В.                 «Полька»

Сильванский Н.         «Песня»

Свиридов Г.              «Парень с гармошкой»

Шуман Р.                   «Веселый крестьянин»

Хачатурян А.             «Вечерняя сказка»

Чайковский П.            «Полька»

Чайковский П.            «Мазурка»

Чайковский П.            «Итальянская песенка»

Чайковский П.            «Новая кукла».

Хачатурян А.              «Вечерняя сказка»

Хачатурян А.              «Андантино»

Ансамбли в 4 руки

Векерлен Ж.Б.     «Пастораль»

Бетховен Л.         Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»

Моцарт В.           «Менуэт» из оперы «Дон-Жуан»

Шуберт Ф.           «Немецкий танец»

Чайковский П.    «Танец феи Драже»

Моцарт В.А.        «Ария Папагено»

Чайковский П.     «Колыбельная песня в бурю»

Мусоргский М.    «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Примеры итоговых программ

Вариант 1

Черни К.-Гермер Г. Этюд № 21, 1 тетрадь

Гедике А. «Инвенция»

Жербин М. «Танец»

Бенда И.     «Соната» ля минор

Вариант 2

Лешгорн А. Этюд соч. 65 № 11

Бах И. С. «Маленькая прелюдия» соль минор

Балакирев М.  «Полька»

Кулау Ф.         «Сонатина» До мажор

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 Результатом освоения программы по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

·        навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);

·        умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

·        умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

·        знаний основ музыкальной грамоты;

·        знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

·        знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

·        навыков публичных выступлений;

·        навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организац

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 Контроль знаний, умений, навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости обучающихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» являются:

·        текущий контроль успеваемости обучающихся,

·        промежуточная аттестация,

·        итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник обучающегося. В них учитываются:

·     отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;

·     качество выполнения домашних заданий;

·     инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;

·     темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.

Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.

Итоговая аттестация

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Форма и содержание итоговой аттестации по учебному предмету «Музыкальный инструмент (фортепиано)» устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. При проведении итоговой аттестации может применяться форма экзамена.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок обучающегося, осваивающего общеразвивающую программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.

При оценивании обучающегося, осваивающегося общеразвивающую программу, следует учитывать:

формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения обучающегося, успешность личностных достижений.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу

4 («хорошо»)

программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения

3 («удовлетворительно»)

программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен

2(«неудовлетворительно»)

незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет: перейти на обучение по предпрофессиональной программе, продолжить самостоятельные занятия, приобщиться к любительскому сольному и ансамблевому музицированию. 

Важнейшие педагогические принципы постепенности и последовательности в изучении материала требуют от преподавателя применения различных подходов к учащимся, учитывающих оценку их интеллектуальных, физических, музыкальных и эмоциональных данных, уровень подготовки.

Достичь более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей обучающихся, полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка позволяют следующие методы дифференциации и индивидуализации:             

·        разработка педагогом заданий различной трудности и объема;

·        разная мера помощи преподавателя обучающимся при выполнении учебных заданий;

·        вариативность темпа освоения учебного материала;

·        индивидуальные и дифференцированные домашние задания.

Основной задачей применения принципов дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных учениками знаний. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала обучающимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством показа на инструменте.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара. Целесообразно составленный индивидуальный план, своевременное его выполнение так же, как и рационально подобранный учебный материал, существенным образом влияют на успешность развития ученика.

Предлагаемые репертуарные списки, программы к зачетам и контрольным урокам, включающие художественный и учебный материал различной степени трудности, являются примерными, предполагающими варьирование, дополнение в соответствии с творческими намерениями преподавателя и особенностями конкретного ученика.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности исполнения: некоторые произведения должны быть подготовлены для публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с целью ознакомления. Все это определяет содержание индивидуального учебного плана обучающегося.

На заключительном этапе ученики имеют опыт исполнения произведений классической и современной музыки, опыт сольного и  ансамблевого музицирования. Исходя из этого опыта, они используют полученные знания, умения и навыки в исполнительской практике. Параллельно с формированием практических умений и навыков обучающийся получает знания музыкальной грамоты, основы гармонии, которые применяются, в том числе, при подборе на слух. 

Методы работы над качеством звука зависят от индивидуальных способностей и возможностей обучающихся, степени развития музыкального слуха и музыкально-игровых навыков.

Важным элементом обучения является накопление художественного исполнительского материала, дальнейшее расширение и совершенствование практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

 

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                Список рекомендуемой учебной литературы

1. Альбом классического репертуара. Пособие для подготовительного и 1 классов /сост. Т. Директоренко, О. Мечетина. М., Композитор, 2003

2. Альбом легких переложений для ф-но в 4 руки. Вып.2/сост. Э.Денисов,1962

3. Альбом юного музыканта. Педагогический репертуар ДМШ 1-3 кл./ред.-сост. И. Беркович. Киев,1964

4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой: Учебное пособие. М.: Российское музыкальное издательство, 1996

5. Бах И.С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. М.: Музыка, 2012

6. Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для ф-но. Под ред. И.А.Браудо. СПб: Композитор, 1997

7. Беренс Г. Этюды. М.: Музыка, 2005

8. Беренс Г. 32 избранных этюда (соч.61, 68, 88)

9. Бертини А.      Избранные этюды.  М.: Музыка, 1992

10. Бетховен Л.   Легкие сонаты (сонатины) для ф-но. М.: Музыка, 2011

11. Библиотека юного пианиста. Сонаты. Средние и старшие классы ДМШ. Вып.1. Сост. Ю. Курганов. М.,1991

12. Ветлугина      Н. Музыкальный букварь. - М., Музыка, 1987

13. Веселые нотки. Сборник пьес для ф-но, 3-4 кл. ДМШ, вып. 1: Учебно-метод. пособие, сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007

14. Гайдн Й. Избранные пьесы для ф-но. 1-4 кл. М.,1993

15. Гаммы и арпеджио в 2-х ч. Сост. Ширинская Н. М., Музыка, 2006

16. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». СПб, Композитор, 2005

17. Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но, Вып.1,2. М.: Музыка, 2011

18. Гедике А.       40 мелодических этюдов для начинающих, соч.32

19. Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ, вып.6: Учебно-метод. пособие / сост. С.А. Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003

20. «Иду, гляжу по сторонам», ансамбль в 4 руки. Изд. «Композитор», СПб, 1999

21. Избранные этюды зарубежных композиторов. Вып 4.V-VIкл. ДМШ: Уч. пос. / редакторы – составители А.Г. Руббах и В.А. Натансон М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

22. Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1, I-IIкл. ДМШ: Уч. пос. /сост. А. Руббах и В. Натансон. М.: Государственное музыкальное издательство, 1960  

23. Казановский Е. Дюжина джазовыхкрохотулечек: Учеб.пособие – СПб: Союз художников, 2008

24. Лемуан А.      Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов. М.: Музыка, 2010

25. Лекуппе Ф. 25 легких этюдов. Соч. 17

26. Лещинская И. Малыш за роялем. - М.: Кифара, 1994

27. Лешгорн        А. Избранные этюды. Соч.65, 66

28. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Изд. «Композитор», СПб, 1994

29. Милич Б.       Фортепиано 1, 2, 3 кл. Кифара, 2006

30. Милич Б.       Фортепиано 4 кл. Кифара, 2001

31. Милич Б.       Фортепиано 6 кл. Кифара, 2002

32. Музицирование для детей и взрослых, вып.2: Учебное пособие/ сост. Барахтин Ю.В.  Новосибирск, Окарина, 2008

33. Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2, издание 4. Сост. К.С.Сорокина  М.: Современный композитор, 1986

34. Музыкальный альбом для фортепиано, вып. 1.Составитель А. Руббах. М., 1972

35. Музыкальный альбом для ф-но, вып.2/ сост. А. Руббах, В. Малинникова. М.: Советский композитор, 1973

36. Музыкальная коллекция, 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для ф-но./ Учебно-метод. пособие. Сост. Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. Ростов н/Д: Феникс, 2008

37. Музыкальная азбука для самых маленьких: Учебно-метод. пособие. Сост. Н.Н. Горошко. Ростов н/Д: Феникс, 2007

38. Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но: Сб./ сост. К.Сорокин. М.: Музыка, 1976

39. Путешествие в мир музыки: Уч. пособие/сост. О.В. Бахлацкая. М.: Советский композитор, 1990

40. Парцхаладзе М.       Детский альбом. Учебное пособие. Педагогическая редакция А. Батаговой, Н. Лукьяновой. М.: Советский композитор, 1963

41. Педагогический репертуар ДМШ. Итальянская клавирная музыка для фортепиано, вып. 3. Сост. О. Брыкова, А. Парасаднова, Л. Россик. М., 1973

42. Пьесы в форме старинных танцев. Сост. М. Соколов. М., 1972

43. Педагогический репертуар ДМШ для ф-но. Легкие пьесы зарубежных композиторов/ Сост. Н. Семенова. СПб,1993

44. Педагогический репертуар ДМШ. Этюды для ф-но 5 кл./ Ред. В. Дельновой. М.,1974

45. Полифонические пьесы. Педагогический репертуар ДМШ 4-5 кл./ М.,1974                                                                      

46. Пьесы композиторов 20 века для ф-но. Зарубежная музыка/ Ред. Ю. Холопова. М.,1996

47. Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей, ч. 1. Составитель С. Ляховицкая, Л. Баренбойм. М., 1962

48. Свиридов Г. Альбом пьес для детей. Советский композитор, 1973

49. Старинная клавирная музыка: Сборник/ редакция Н. Голубовской, сост. Ф. Розенблюм. М.: Музыка, 1978

50. Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2.: Учеб. пособие/ Сост. и редактор А. Юровский. М.: Государственное музыкальное издательство, 1962

51. Смирнова Т. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6, 9, 11. М., Музыка, 1993

52. Сонаты, сонатины, рондо, вариации для ф-но, 1 ч./ сост. С. Ляховицкая. М., 1961

53. Таривердиев М.      «Настроения». 24 простые пьесы для фортепиано. Изд. «Классика XXI век». М., 2002

54. Фортепиано 5 кл. ДМШ, ч.I: Учеб.пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев, Музична Украина, 1973

55. Фортепиано 6 кл. ДМШ, ч.II: Учеб.пособие/ сост. - редактор Милич Б.Е. Киев: Музична Украина, 1972

56. Фортепианная игра, 1,2 кл. ДМШ: Учеб.пособие/ сост. В. Натансон, Л. Рощина.  М.: Музыка, 1988

57. Фортепианные циклы для ДМШ. СПб, Изд. «Композитор», 1997

58. Хрестоматия для ф-но ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып 1: Учебник/Сост. М. Копчевский.  М.: Музыка, 1978

59. Хрестоматия для ф-но, 3 кл. ДМШ: Учебник/ сост. Н.А. Любомудров, К.С. Сорокин, А.А. Туманян, редактор С. Диденко.  М.: Музыка, 1983

60. Хрестоматия для ф-но, 1 кл. ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. М.: Музыка, 1989

61. Хрестоматия для ф-но, 2 кл. ДМШ: Учебник /сост. А. Бакулов, К. Сорокин. М.: Музыка, 1989

62. Хромушин О. Джазовые композиции в репертуаре ДМШ. Изд. «Северный олень», СПб, 1994

63. Чайковский П. Детский альбом: Соч.39.  М.: Музыка 2006

64. Черни К. Сто пьес для удовольствия и отдыха. Тетр.1, 2. Ред.-сост. А. Бакулов, 1992

65. Черни К.-Гермер Г. Этюды. 1, 2 тетр.

66. Шитте А. 25 маленьких этюдов соч.108, 25 легких этюдов соч.160

67. Шуман Р.       Альбом для юношества. М.: Музыка, 2011

68. Школа игры на ф-но: Учебник/ сост. А. Николаев, В. Натансон. М.: Музыка, 2011

69. Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ, вып. II.: Учеб. пособие/ сост. и редакция Л.И. Ройзмана, В.А. Натансона. М.: Советский композитор, 1967

70. Юному музыканту-пианисту, 5 кл.: Хрестоматия для уч-ся ДМШ: Учебно-метод. пособие/сост. Г. Цыганова, И. Королькова. Изд. 3-е. Ростов- н/Д: Феникс, 2008

 

2.                Список рекомендуемой методической литературы

 

1. Алексеев А. Методика обучения игре на ф-но. 3-е изд. М., Музыка, 1978

2. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.-Л., 1965

3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию». 2-е изд. М, Советский композитор,1973

4. Корто А. «О фортепианном искусстве». М., Музыка, 1965

5. «Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном исполнительстве». М., Музыка, 1966

6. Гофман И. «Фортепианная игра: ответы на вопросы о фортепианной игре». М., Музыка, 1961

7. Коган Г. «Работа пианиста». М., Классика-XXI, 2004

8. Маккиннон Л. «Игра наизусть», Ленинград, Музыка, 1967

9. Метнер Н. «Повседневная работа пианиста и композитора», М., Музыка, 2011

10. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры», 5 изд. М., Музыка, 1987

11. Петрушин В. «Музыкальная психология». М., Эльга, 2008

12. Смирнова Т. «Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом». М., 1997

13. Цыпин Г. «Обучение игре на фортепиано». М., Просвещение, 1974

14. Шуман Р. «О музыке и о музыкантах». Собрание статей. Т. 1. М., Музыка, 1975

15. Шуман Р. «Жизненные правила для музыканта».