Детские развивающие центры как учреждения дополнительного образования


Автор: Беляк Мария Александровна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Детские развивающие центры как учреждения дополнительного образования

Краткое описание работы: Современные родители уделяют особое внимание развитию и воспитанию детей. Поэтому в нашей стране в качестве социальных институтов детства, организующих дополнительное образование детей, стали появляться детские развивающие центры, готовые взять на себя заботу о всестороннем развитии ребенка, его подготовку к жизни в социуме. Как правило, детские развивающие центры – это многопрофильные учреждения дополнительного образования, состоящие из различных творческих учебных объединений, специалисты которых готовят детей в области эстрады по таким направлениям, как эстрадно-вокальное, эстрадно-танцевальное, эстрадно-инструментальное, театральное искусство.

ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ КАК УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Каждый ребенок – это «кладезь» уникальных потенциальных способностей, от уровня развития которых зависит вся его последующая жизнь. Чем раньше будет происходить познание окружающего мира, тем быстрее проявятся его скрытые таланты и способности.

В то же время, чтобы ребенок рос и развивался, ему нужны не только физический уход и любовь родителей, но и специальные занятия, которые помогут ему состояться как личность, раскрыть свой творческий потенциал во всём своём многообразии характера.

Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство [1, 6].

Современные родители уделяют особое внимание развитию и воспитанию детей. Поэтому в нашей стране в качестве социальных институтов детства, организующих дополнительное образование детей, стали появляться детские развивающие центры, готовые взять на себя заботу о всестороннем развитии ребенка, его подготовку к жизни в социуме.

Как правило, детские развивающие центры – это многопрофильные учреждения дополнительного образования, состоящие из различных творческих учебных объединений, специалисты которых готовят детей в области эстрады по таким направлениям, как эстрадно-вокальное, эстрадно-танцевальное, эстрадно-инструментальное, театральное искусство.

Детскими развивающими центрами проводится методическая и практическая деятельность по организации культурно-досуговой работы, обеспечивается проведение фестивалей искусств, творческих смотров и конкурсов, художественной части праздников, предоставляются местному населению всех возрастов и социальных групп разнообразные культурные и творческие программы и проекты путём показа спектаклей, концертных программ и иных зрелищных, культурно-массовых и досуговых мероприятий, а также путём развития народного художественного творчества и самодеятельного эстрадного искусства [2, 34].

Целью деятельности детских развивающих центров является обновление содержания дополнительного образования детей, создание принципиально новых образовательных программ и технологий образования и воспитания.

Педагогическая миссия детского развивающего центра в процессе воспитания – это принятие системы ценностей (гражданско-патриотических, духовно-нравственных, художественно-эстетических, ценностей здорового образа жизни) через педагогическую поддержку, практику сотворчества, общение и продуктивное взаимодействие ребенка, родителя и педагога [4].

Образовательная деятельность детских развивающих центров имеет свои характерные черты:

-     самостоятельность выбора направлений, видов деятельности и возможность смены сферы деятельности в течение года;

-     добровольность, инициативность и активность всех участников педагогического процесса (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов [3, 24].

Уровень и направленность реализуемых в стенах детских образовательных центров образовательных программ, как правило, соответствует типу и виду образовательного учреждения, обеспечивает вариативность содержания образования и соотносится с образовательными потребностями обучающихся и их родителей.

В отличие от детских образовательных учреждений – детских садов и школ – в детских развивающих центрах дети проводят не целый день, а несколько часов. Школьные кружки обычно не многочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определённых способностей группы ребят из 10-15 человек. В отличие от них, развивающие детские центры способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся школ, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития.

Занятия в различных творческих объединениях обеспечивают детям познавательный досуг, способствуют формированию общей культуры, нравственных ценностей, активной социальной позиции, удовлетворяют потребности в самореализации и саморазвитии детей, а также способствуют их активному приобщению к постоянно возрастающим требованиям современного мира.

Основные формы работ детских развивающих центров – массовые, групповые, коллективные и индивидуальные.

Формированию творчески развитой, социально-ориентированной, способной к самореализации личности способствует проводимая в детских развивающих центрах воспитательная работа, в основе которой следующие виды деятельности: познавательная, социально-ориентированная, проектная, досуговая и здоровьесберегающая.

Зачастую для организации и проведения городских и районных мероприятий детские развивающие центры осуществляют активное сотрудничество со школами, учреждениями культуры, отделениями «ДОСААФ», организациями и ведомствами, которые имеют воспитательные функции.

Реализация всех видов деятельности осуществляется через различные формы продуктивного взаимодействия детей, педагогов и родителей:

-    познавательная деятельность (исследовательская, просветительская работа, презентационные выставки, интеллект-шоу, брейнрайтинги, конкурсы, форумы и др.);

-    досуговая (коллективные творческие дела, традиционные мероприятия, концерты и фестивали, конкурсы, игровые, каникулярные и досуговые программы);

-    социально-ориентированная (сотрудничество с социальными партнерами, взаимодействие с семьей, волонтёрское и лидерского движение, самоуправление);

-    проектная (разработка и реализация социально значимых проектов);

-    здоровьесберегающая (соревнования, турниры, чемпионаты, семейные спортивные праздники).

На занятиях в детских центрах развития не ставится задача опережающего развития детей. Развитие должно быть посильным для ребенка, соответствовать его возрасту, вызывать интерес и приносить радость. Только тогда дети становятся активными участниками деятельности, предлагаемые знания усваиваются ими осознанно.

Основными направлениями деятельности детских развивающих центров являются: техническое, естественнонаучное, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое. Для многих увлечение, найденное в стенах детского развивающего центра, становится впоследствии делом всей жизни.

Как правило, наибольшей популярностью пользуются программы художественно-эстетического направления.

Для детей школьного возраста в стенах детских развивающих центров организуются музыкальные занятия, театральные студии, школы живописи, изостудии, творческие мастерские, танцы. Дети под руководством опытного педагога учатся не только танцевать, но также осваивают искусство вокала, погружаясь в мир русского фольклора, атмосферу современного мюзикла и др.

Каждый год появляются новые интересные программы, позволяющие развить таланты каждого ребёнка, дать детям знания, раскрыть способности, необходимые каждому ребёнку для гармоничного развития.

Основные задачи детских развивающих центров в работе с детьми сводятся к следующему:

-    раскрыть способности ребенка и его потенциал;

-    увлечь интересным делом;

-    развить желание познавать мир и учиться;

-    воспитать уверенность в себе и лидерские качества;

-    способствовать развитию социальных навыков;

-    сохранять и укреплять здоровье ребенка.

Залогом успеха детского развивающего центра является профессионализм педагогов, которые реализуют образовательные программы, организуют досуг детей и подростков, создают оптимальные условия для их личностного развития, укрепления здоровья, самообразования и творческого труда, часто их профессионального самоопределения.

Опираясь на знания в области возрастной психологии, преподаватели центра могут подобрать вид занятий для каждого возраста отдельно, они видят особенности развития каждого ребёнка, дают рекомендации по дальнейшему их развитию. Первоначально проводится диагностика умений и навыков ребенка, позволяющая подобрать в каждом конкретном случае необходимые виды занятий для гармоничного развития учащегося.

Как правило, все усилия воспитателей и педагогов детского развивающего центра направлены на полноценное развитие ребёнка. При этом направление и виды занятий чаще всего определяет сам родитель или ребенок, отдавая предпочтение самым интересным для себя направлениям.

В целом, подводя итоги рассмотрению места и роли детских развивающих центров в воспитании, развитии и образовании детей, необходимо отметить, что использование возможностей детских развивающих центров способствует более активному включению детей разного возраста в различные виды деятельности, а также развитию их индивидуальности и творческого начала.

На первый план выходит не только обучение детей, но и развитие их личности, формирование и развитие их творческих интересов и потребностей. Детские развивающие центры распространяют свою образовательную деятельность за пределы традиционных форм организации образования. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счет использования имеющихся резервов системы внеурочной деятельности, реализации разнообразных форм и методов воспитательной работы, что позволяет придать гибкий динамический характер образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы образования.

 

Список использованных источников

 

1.    Новолодская Е. Г. Основные аспекты организации креативной образовательной среды / Е. Г. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. 2008. №4. С. 3-7.

2.    Опарина Н. А. Массовые праздники и зрелища в культурно-досуговой деятельности школьников / Н. А. Опарина. М.: Сентябрь, 2012. 207 с.

3.    Панов В. И. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования / В. М. Панов, Ш. Р. Хисамбеев // Вестник практической психологии образования. 2007. №2. С.23-29.

4.    Скоренко Р. А., Пахомова Л. Г., Орлова Л. В. Концепция воспитательной системы «Успех» [Электронный ресурс] // Международная академия развития образования. URL: http://u4eba.net/sbornikidei/kontseptsiya-vospitatelnoy-sistemyi-uspeh.html (дата обращения 11.03.2019).