Автор: Беляк Мария Александровна
Предмет: Вокал
Класс: Педагоги
Тип материала: Доклад
Краткое описание работы: Современные родители уделяют особое внимание развитию и воспитанию детей. Поэтому в нашей стране в качестве социальных институтов детства, организующих дополнительное образование детей, стали появляться детские развивающие центры, готовые взять на себя заботу о всестороннем развитии ребенка, его подготовку к жизни в социуме. Как правило, детские развивающие центры – это многопрофильные учреждения дополнительного образования, состоящие из различных творческих учебных объединений, специалисты которых готовят детей в области эстрады по таким направлениям, как эстрадно-вокальное, эстрадно-танцевальное, эстрадно-инструментальное, театральное искусство.
ДЕТСКИЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ КАК УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каждый ребенок – это «кладезь» уникальных потенциальных способностей, от уровня развития которых зависит вся его последующая жизнь. Чем раньше будет происходить познание окружающего мира, тем быстрее проявятся его скрытые таланты и способности.
В то же время, чтобы ребенок рос и развивался, ему нужны не только физический уход и любовь родителей, но и специальные занятия, которые помогут ему состояться как личность, раскрыть свой творческий потенциал во всём своём многообразии характера.
Дополнительное образование детей – один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство [1, 6].
Современные родители уделяют особое внимание развитию и воспитанию детей. Поэтому в нашей стране в качестве социальных институтов детства, организующих дополнительное образование детей, стали появляться детские развивающие центры, готовые взять на себя заботу о всестороннем развитии ребенка, его подготовку к жизни в социуме.
Как правило, детские развивающие центры – это многопрофильные учреждения дополнительного образования, состоящие из различных творческих учебных объединений, специалисты которых готовят детей в области эстрады по таким направлениям, как эстрадно-вокальное, эстрадно-танцевальное, эстрадно-инструментальное, театральное искусство.
Детскими развивающими центрами проводится методическая и практическая деятельность по организации культурно-досуговой работы, обеспечивается проведение фестивалей искусств, творческих смотров и конкурсов, художественной части праздников, предоставляются местному населению всех возрастов и социальных групп разнообразные культурные и творческие программы и проекты путём показа спектаклей, концертных программ и иных зрелищных, культурно-массовых и досуговых мероприятий, а также путём развития народного художественного творчества и самодеятельного эстрадного искусства [2, 34].
Целью деятельности детских развивающих центров является обновление содержания дополнительного образования детей, создание принципиально новых образовательных программ и технологий образования и воспитания.
Педагогическая миссия детского развивающего центра в процессе воспитания – это принятие системы ценностей (гражданско-патриотических, духовно-нравственных, художественно-эстетических, ценностей здорового образа жизни) через педагогическую поддержку, практику сотворчества, общение и продуктивное взаимодействие ребенка, родителя и педагога [4].
Образовательная деятельность детских развивающих центров имеет свои характерные черты:
- самостоятельность выбора направлений, видов деятельности и возможность смены сферы деятельности в течение года;
- добровольность, инициативность и активность всех участников педагогического процесса (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов [3, 24].
Уровень и направленность реализуемых в стенах детских образовательных центров образовательных программ, как правило, соответствует типу и виду образовательного учреждения, обеспечивает вариативность содержания образования и соотносится с образовательными потребностями обучающихся и их родителей.
В отличие от детских образовательных учреждений – детских садов и школ – в детских развивающих центрах дети проводят не целый день, а несколько часов. Школьные кружки обычно не многочисленны. Их деятельность ограничивается развитием определённых способностей группы ребят из 10-15 человек. В отличие от них, развивающие детские центры способны охватить разнообразными видами деятельности большинство учащихся школ, а значит, выявить их способности и предоставить возможность для их развития.
Занятия в различных творческих объединениях обеспечивают детям познавательный досуг, способствуют формированию общей культуры, нравственных ценностей, активной социальной позиции, удовлетворяют потребности в самореализации и саморазвитии детей, а также способствуют их активному приобщению к постоянно возрастающим требованиям современного мира.
Основные формы работ детских развивающих центров – массовые, групповые, коллективные и индивидуальные.
Формированию творчески развитой, социально-ориентированной, способной к самореализации личности способствует проводимая в детских развивающих центрах воспитательная работа, в основе которой следующие виды деятельности: познавательная, социально-ориентированная, проектная, досуговая и здоровьесберегающая.
Зачастую для организации и проведения городских и районных мероприятий детские развивающие центры осуществляют активное сотрудничество со школами, учреждениями культуры, отделениями «ДОСААФ», организациями и ведомствами, которые имеют воспитательные функции.
Реализация всех видов деятельности осуществляется через различные формы продуктивного взаимодействия детей, педагогов и родителей:
- познавательная деятельность (исследовательская, просветительская работа, презентационные выставки, интеллект-шоу, брейнрайтинги, конкурсы, форумы и др.);
- досуговая (коллективные творческие дела, традиционные мероприятия, концерты и фестивали, конкурсы, игровые, каникулярные и досуговые программы);
- социально-ориентированная (сотрудничество с социальными партнерами, взаимодействие с семьей, волонтёрское и лидерского движение, самоуправление);
- проектная (разработка и реализация социально значимых проектов);
- здоровьесберегающая (соревнования, турниры, чемпионаты, семейные спортивные праздники).
На занятиях в детских центрах развития не ставится задача опережающего развития детей. Развитие должно быть посильным для ребенка, соответствовать его возрасту, вызывать интерес и приносить радость. Только тогда дети становятся активными участниками деятельности, предлагаемые знания усваиваются ими осознанно.
Основными направлениями деятельности детских развивающих центров являются: техническое, естественнонаучное, социально-педагогическое, художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое. Для многих увлечение, найденное в стенах детского развивающего центра, становится впоследствии делом всей жизни.
Как правило, наибольшей популярностью пользуются программы художественно-эстетического направления.
Для детей школьного возраста в стенах детских развивающих центров организуются музыкальные занятия, театральные студии, школы живописи, изостудии, творческие мастерские, танцы. Дети под руководством опытного педагога учатся не только танцевать, но также осваивают искусство вокала, погружаясь в мир русского фольклора, атмосферу современного мюзикла и др.
Каждый год появляются новые интересные программы, позволяющие развить таланты каждого ребёнка, дать детям знания, раскрыть способности, необходимые каждому ребёнку для гармоничного развития.
Основные задачи детских развивающих центров в работе с детьми сводятся к следующему:
- раскрыть способности ребенка и его потенциал;
- увлечь интересным делом;
- развить желание познавать мир и учиться;
- воспитать уверенность в себе и лидерские качества;
- способствовать развитию социальных навыков;
- сохранять и укреплять здоровье ребенка.
Залогом успеха детского развивающего центра является профессионализм педагогов, которые реализуют образовательные программы, организуют досуг детей и подростков, создают оптимальные условия для их личностного развития, укрепления здоровья, самообразования и творческого труда, часто их профессионального самоопределения.
Опираясь на знания в области возрастной психологии, преподаватели центра могут подобрать вид занятий для каждого возраста отдельно, они видят особенности развития каждого ребёнка, дают рекомендации по дальнейшему их развитию. Первоначально проводится диагностика умений и навыков ребенка, позволяющая подобрать в каждом конкретном случае необходимые виды занятий для гармоничного развития учащегося.
Как правило, все усилия воспитателей и педагогов детского развивающего центра направлены на полноценное развитие ребёнка. При этом направление и виды занятий чаще всего определяет сам родитель или ребенок, отдавая предпочтение самым интересным для себя направлениям.
В целом, подводя итоги рассмотрению места и роли детских развивающих центров в воспитании, развитии и образовании детей, необходимо отметить, что использование возможностей детских развивающих центров способствует более активному включению детей разного возраста в различные виды деятельности, а также развитию их индивидуальности и творческого начала.
На первый план выходит не только обучение детей, но и развитие их личности, формирование и развитие их творческих интересов и потребностей. Детские развивающие центры распространяют свою образовательную деятельность за пределы традиционных форм организации образования. Повышение эффективности образовательного процесса происходит за счет использования имеющихся резервов системы внеурочной деятельности, реализации разнообразных форм и методов воспитательной работы, что позволяет придать гибкий динамический характер образовательному процессу при сохранении и эволюционном развитии наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы образования.
Список использованных источников
1. Новолодская Е. Г. Основные аспекты организации креативной образовательной среды / Е. Г. Новолодская // Начальная школа плюс до и после. 2008. №4. С. 3-7.
2. Опарина Н. А. Массовые праздники и зрелища в культурно-досуговой деятельности школьников / Н. А. Опарина. М.: Сентябрь, 2012. 207 с.
3. Панов В. И. Образовательная среда и мотивация учащихся в учреждении дополнительного образования / В. М. Панов, Ш. Р. Хисамбеев // Вестник практической психологии образования. 2007. №2. С.23-29.
4. Скоренко Р. А., Пахомова Л. Г., Орлова Л. В. Концепция воспитательной системы «Успех» [Электронный ресурс] // Международная академия развития образования. URL: http://u4eba.net/sbornikidei/kontseptsiya-vospitatelnoy-sistemyi-uspeh.html (дата обращения 11.03.2019).