ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО


Автор: Непойда Лидия Степановна

Предмет: Фортепиано

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Краткое описание работы: ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

Всё самое главное в жизни начинается у каждого человека с детства. Музыка – язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства, иначе, как показала жизнь, будет поздно. Вот почему так важно всех детей приобщать к музыке, не скупясь в расходах и не задумываясь над тем, станут они профессиональными музыкантами или нет. Это окупиться сторицей.

Музыка является средством лечения души и тела. Вот некоторый перечень воздействия музыкальных занятий на человека:

* влияет на дыхание, сердечный ритм, пульс и кровяное давление;

* замедляет и уравновешивает волны мозга;

* маскирует неприятные звуки и ощущения;

* снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию тела;

* регулирует выделение гормонов, снижающих стресс;

* активизирует иммунную систему;

* улучшает память и обучаемость;

* повышает производительность труда;

* развивает упорство.

Все это неоднократно экспериментально доказано ведущими учеными, врачами, педагогами.

Нет человека, который когда-нибудь не спел хоть одну мелодию и не сплясал под музыку хоть однажды. Между тем, музыкальное образование самая сложная школа в сфере искусств.

Обучая и воспитывая ребенка, необходимо объединить усилия всех субъектов образовательного процесса – педагогов, детей и родителей.

Занятия за инструментом позволяют воспитанникам:

* проявить и развить свои музыкальные задатки и способности;

* ускорить практическое освоение основ музыкальной грамоты, что дает возможность в дальнейшем работать над хоровыми произведениями по партитурам, уметь читать свои партии;

* развить внутренний музыкальный слух, координацию слуха и голоса.

Для успешных занятий музыкой недостаточно одного стремления научится играть. Одним из важнейших условий успешности в области исполнительства является постоянное совершенствование своего мастерства. При этом исключительно важна роль домашней работы, по сути - самостоятельной работы, выполняемой учеником по заданию педагога вне стен класса.

Формирование положительной мотивации к самообразовательной деятельности осуществляется в системе «урок – домашняя учебная работа –самообразовательная деятельность». Каждое из этих звеньев имеет свою специфику. В классе педагог обычно полностью берет на себя все функции организатора процесса обучения (определяет образовательную цель работы, содержание, объём, её виды, задаёт темп и т. п.). Для домашней работы характерна полная самостоятельность, отсутствие непосредственной помощи и руководства учителя. Ученик сталкивается с новыми видами деятельности, которые требуют от него более высокого уровня умений, прежде всего в организации своей деятельности. Учащийся, не обученный приёмам самоорганизации, теряет самостоятельность, зависит от педагога, регулирующего его творческий процесс.

Обычно принято считать, что домашняя работа связана преимущественно с непосредственной подготовкой к следующему уроку и приносит плоды при хорошо налаженном процессе – регулярности, системе занятий и т. п. Однако по своим дидактическим функциям она многозначна. И хотя на практике этот процесс не расчленим, для более точного познания, а, следовательно, и совершенного управления им, необходимо выделить в нем несколько взаимопроникающих и взаимообусловленных зон. Первая из них – зона ближайшего контакта с уроком – связана с функциями углублённого усвоения знаний, умений и навыков, получаемых учеником на уроке. Вторая, более широкоохватная, - зона формирования общих умений и навыков (умение распределять материал, контролировать свою работу и т. п.). Третья зона – полифункциональная – связана с формированием положительного отношения к учёбе в целом, с воспитанием и развитием черт личности учащегося. Она вбирает в себя ряд функций, связанных со стимулированием интереса к учению, развития творческого отношения к труду, формированием потребности в самообразовании - шире – воспитанием морально – волевых и нравственных качеств.

Педагогу необходимо помочь ученику в составлении дневного расписа-ния с тем, чтобы была соблюдена разумная последовательность в занятиях музыкой и приготовлении уроков для общеобразовательной школы.

Не все дети и подростки понимают, что работа за инструментом тре-бует большого умственного напряжения и становится не только бесцельной, но даже и вредной, когда человек сильно утомлён,

«Если ты выполнил свою повседневную музыкальную работу и чувст-вуешь усталость, не переутомляй себя больше. Лучше отдохнуть, чем работать без охоты и бодрости.

Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего» (Р. Шуман)

Учащиеся музыкальной школы не могут уделять много времени форте-пианной игре. Кроме посещения занятий и приготовления уроков, или необ-ходимо читать книги, ходить в кино, театры, концерты, заниматься спортом, гулять, иначе они вырастут или недостаточно культурными, или физически незакалёнными, с расшатанной нервной системой. Поэтому педагог специального класса должен обратить особое внимание на повышение качества домашней работы, приучать с первых лет обучения заниматься так, чтобы ни одна минута не пропала зря. Главное – это внимательность, сосре- доточенность, целеустремлённость, осмысленность. Нет ничего хуже бестолковых занятий – они не только не приносят пользы, но и серьезно вредят делу, закрепляя старые ошибки.

Стремясь реализовать процесс самостоятельных занятий ученика, некоторые педагоги указывают, сколько минут в день надо тратить на гаммы, этюды, полифонию и т.д. Этому уделяется довольно много внимания в некоторых зарубежных трудах по методике фортепианного обучения, в том числе и современных. Такого рода регламентация представляется мне ненужной, сковывающей развитие самостоятельности ученика. Ведь буквально каждый урок, каждый день домашних занятий вносит изменения в характер, а, следовательно, и продолжительность последующей работы над тем или иным сочинением. Очень важно для ученика научиться гибко, применительно к новым задачам, распределять своё время между различными объектами работы. Для юных музыкантов настоящим девизом могут стать такие слова: «Помни! Успех занятий определяется не количеством затраченного времени, а их содержанием и качеством».

Чтобы хорошо организовать домашнюю работу ученика, надо знать условия, в которых он живёт. Когда в класс приходит новичок, следует побывать у него дома, познакомиться с его семьёй, попробовать инструмент. Иногда родители не понимают, как вредно играть ребёнку на расстроенном фортепиано, у которого слишком тугая педаль или западают некоторые клавиши. Порой не учитывается плохое освещение пюпитра и клавиатуры. Все эти «мелочи» в действительности имеют большое значение.

Родители часто задают вопрос: «Как ребенок должен заниматься дома?» С самых первых занятий надо уяснить очень важный момент – проигрывание пьес от начала до конца – это не работа. Только в первые недели обучения, когда музыкальные пьесы представляют собой простейшие комбинации нескольких музыкальных звуков и исполняются каждой рукой отдельно, проигрывание подобных пьесок от начала и до конца имеет логический и практический смысл. В дальнейшем работу над музыкальным произведением надо начинать с прослушивания, беседы о характере и содержания пьесы, создания исполнительского образа. Дальше нужно вычленить отдельно технически сложные места, аппликатурные позиции, ритмические рисунки для их понимания и усвоения. Зачастую для этого необходима потактовая проработка текста с обязательным счетом вслух.

Музыка – искусство, которое не может существовать вне времени. Для любого исполнителя необходимо обостренное чувство метроритма как основы любого музыкального произведения. Одним из методов воспитания чувства метроритма является работа со счетом вслух, особенно на начальной стадии обучения. Впоследствии такая работа бывает необходима только при разборе музыкальных произведений и при отработке отдельных технических мест, поскольку со временем у ребенка вырабатывается внутреннее ощущение метроритмической пульсации и необходимость в счете вслух отпадает.

В начальный период обучения на первый план выходит координационная работа.Пианист добивается правильности движений с помощью различных специальных координационных упражнений:

* «Радуга» - плавный перенос кисти от клавиши к клавише через октаву,

* «Домик» - работа закругленным третьим пальцем, с условием обращения внимания на свободные круглые пальцы,

* «Тропинка» - расположение пальцев на определенном участке клавиши,

* «Пружинка», «Поклоны» - мягкое «погружение» пальца в клавишу с помощью волнообразных движений запястья.

Этот период обучения можно сравнить с тем периодом в жизни малыша,когда он учится ходить: в первые недели обучения музыке он учится «ходить пальцами» по клавишам. Это сложное занятие требует много терпения и внимания как со стороны ребенка, так и со стороны родителей, так как дети 6-8-ми лет физически не в состоянии сконцентрировать свое внимание на такой работе более нескольких минут. Здесь ребенку необходима помощь старшего, хотя бы во время первых занятий.

Соединив усилия педагога, ребенка и родителей можно получить хороший результат в обучении детей музыке – появится устойчивый интерес к музыкальным занятиям, который может сохраниться в течение многих лет.

Важно знать отношение родителей к занятиям музыкой их детей. Некоторые матери преувеличено опекают ребёнка, превращаются в репетитора и лишают его всякой самостоятельности. Иногда, наоборот, музыкальные занятия детей происходят без должного внимания со стороны родителей, которые не только не следят, чтобы ребёнок действительно работал за инструментом, но даже не создают в это время в комнате тишину.

Иногда приходится проводить с проблемными родителями настоящую воспитательную работу, добиваясь того, чтобы помогали, а не мешали музыкальному развитию ребёнка.

«Он очень способный, но, к сожалению, такой ленивый!» - часто можно услышать эти слова от родителей и педагогов.

Ребёнок не бывает ленивым ни с того ни с сего. Лень возникает по разным причинам. Самая главная из них - отсутствие интереса или уверенности в себе. Ещё одна причина, которая часто порождает лень – отсутствие ответственности перед педагогом, искреннего человеческого желания порадовать его своим успехами, равнодушие.

Появление лени часто объясняется тем, что в семье царит атмосфера безделья и пустого времяпрепровождения. В таких случаях у детей не воспринимается усердие, привычка трудиться. Г. Нейгауз говорил, что таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста. Если в доме все чем-то заняты, если родители проявляют неподдельный интерес к тому, что происходит в музыкальной школе (праздники, концерты, вечера), совместно посещают выставки, театральные спектакли, то и ребёнок будет ответственно выполнять нужное дело в нужное время.

«Воспитание малышей начинается с воспитания и самовоспитания взрослых» (Д. Кабалевский). Детям младшего возраста родители должны помочь организовать домашние занятия.

Отношение родителей к обучению ребенка в детской музыкальной школе изрядно влияет на его успехи. По-моему, лучшее, что они могут сделать, это:

содержать в порядке инструмент;

убрать из комнаты, к которой стоит инструмент, телевизор и телефон;

посещать классные и школьные концерты;

хвалить почаще исполняемую ребенком музыку;

с удовольствием слушать его игру;

 составить такой режим домашней работы ребенка, при котором соблюдается чередование школьных и музыкальных предметов;

приучить ребенка заниматься за инструментом каждый день;

в течение первого месяца обучения сидеть рядом с ребенком;

контролировать по дневнику точность выполнения домашнего задания;

 постепенно приучать, с первых же шагов обучения, ребенка к самостоятельному контролю над своей работой за инструментом;

строго соблюдать гигиенические и физиологические условия для занятий за фортепиано;

соблюдать режим освещения (слева сверху);

хорошо проветривать помещение перед занятием;

использовать удобный жесткий стул необходимой высоты и подставку для ног;

соблюдать тишину во время занятий музыкой;

внимательно относиться к эмоциональному и физическому состоянию ребенка;

проявлять постоянный интерес к домашним занятиям, их результатам;

посещать годовые концерты для родителей;

своевременно производить настройку инструмента

постепенно формировать у ребенка потребность регулярно прослушивать классическую музыку и по мере возможного анализировать услышанное.

То есть поддерживать благоприятную окружающую среду. Надо постараться, чтобы родители не требовали отсидеть столько - то часов за инструментом: подневольный труд неплодотворен. Тридцать минут занятий по доброй воле в удобное для ребенка время, когда ему, что называется, «загорелось», дадут больше, чем два часа игры по приказу и с неохотой, с закипающем в душе чувством протеста.

Обращаем внимание учащихся на ряд истин, о которых следует помнить в работе над ритмом:

в начале работы над произведением текс необходимо поставить на точные ритмические «рельсы». В противном случае неизбежна ритмическая неустойчивость;

ритмический пульс, как правило, находится в той руке, где меньше нот. «Надо почувствовать в себе текучесть, ритм движения и, только ощутив его, начать исполнение пьесы. Иначе сперва обязательно получится ряд беспорядочных звуков, а не живая линия» (А.Гольденвейзер);

триольный ритм никогда не должен превращаться в пунктирный, а пунктирный – в триольный;

следует помнить мудрый совет Э.Петри: «Играйте конец пассажа так, будто вы хотите сделать ritenuto – тогда он выйдет точно в темпе» – в кульминационных моментах торопливость недопустима;

пауза – не всегда разрыв звучания, она может означать молчание, задержанное и взволнованное дыхание и т.д. Ее ритмическая жизнь всегда зависит от характера произведения, его образного строя. Продолжительность паузы обычно дольше длительности аналогичной ноты.

При разборе область ритмики у учащихся является нередко «отстающей». В этих случаях полезно научить ученика вначале сосредотачивать внимание на особо сложных в ритмическом отношении построениях, ознакомить учащегося с вспомогательными приемами разбора ритмически трудного места.

Обычным вспомогательным средством при изучении ритмически сложного нотного текста является счет с «И» вслух и про себя. Этот метод работы приносит существенную пользу, однако, им не следует злоупотреблять, так как он может превратиться в «тормоз» для развития исполнительского ритма. Кроме того, при счете, особенно вслух, учащийся обычно хуже себя слушает. Счет с «И» полезен именно как вспомогательное средство для уяснения ритмических соотношений, затрудняющих ученика. Правильное воспроизведение ритма часто осложняется наличием «украшений».  В таких построениях можно посоветовать учащемуся несколько раз сыграть соответствующий голос без украшения (со счетом), а затем, когда соотношение длительностей будет усвоено, исполнить и украшение.

Старая истина «повторение – мать учения» является законом для учащихся, как для самых слабых, так и для самых сильных. Известно, что Ф. Лист по сто раз повторял какое-нибудь трудное место, С. Рихтер мог по два часа повторять трудное место. Повторение дает великолепный результат, если качество исполнения с каждым новым проигрыванием улучшается. Поэтому, к каждому проигрыванию надо относиться учащимся очень внимательно. Необходимо отдавать себе отчет в том, каково было предыдущее проигрывание и стремиться сыграть лучше прежнего. Нам это кажется вполне естественным, но на это важно обратить внимание учащегося. Повторение тогда будет успешным, когда будет выполняться обдуманно, а не механически.

Необходимо научить учащегося, как сделать трудное легким и доступным. Одним из способов «облегчения» сложной фактуры является метод технической фразировки или группировки. Словесный пример: «укб-укб-укб» – группируется в «ук-бук-бук». И. Крамер. Этюд №1 Сdur. Учащегося надо научить находить удобную техническую фразировку, для этого они должны ясно осознавать, что не получается, какому пальцу трудно. Попробовать взять «дыхание» руки, перенести ее «центр тяжести» и начать группу как раз с того пальца, который «подводит». Если учащиеся будут искать техническую фразировку, то они научатся находить ее.

Закончить методический доклад хотелось бы словами Г.Г. Нейгауза: «…как бы далек ни был ученик по слабости и неумению от верного художественного исполнения, как бы ни увязали еще его достижения в тине первичных «ремесленных» преодолений, он все-таки должен знать и помнить о «стратосфере», в которую ему когда-нибудь надлежит проникнуть, должен угадывать отделенную путеводную звезду, пусть еще скрытую туманами и облаками, к которой он будет беспрерывно стремиться. Тем более об этом должен помнить учитель…».

Преподаватель игры на фортепиано должен быть, прежде всего, учителем музыки, то есть ее разъяснителем и толкователем. Он должен донести до ученика не только, так называемое, «содержание» произведения, не только заразить его музыкальным образом, но и дать ему подробнейший анализ формы, структуры в целом и в деталях, гармонии, мелодии, полифонии, фортепианной фактуры, то есть он должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии и игры на фортепиано.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано».М.: Музыка, 1978.

Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». М.: Советский композитор, 1986.

Артоболевская А.Д. «Хрестоматия маленького пианиста». М.РМИ, 1996.

Громцева А.К. «Формирование у школьников готовности к самообразованию». М.: Музыка, 1983.

Руденко В.И. «Вопросы музыкальной педагогики». Сб. статей. Вып.7. М. Музыка, 1986.

Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения. 1998 (с).

Шабалина З.П. «Домашняя учебная работа школьников». М.Музыка, 1982.

Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов». М. Музгиз, 1959.

Юдовина - Гальперина Т.Б. – «За роялем без слез». СПб. Союз художников, 1996г.

Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры, М., Дека-ВС, 2007